Заседания Комитета

Заседание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

«О совершенствовании подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, к действиям в условиях горной местности в приграничных субъектах Российской Федерации»


Место проведения: зал совещаний в/ч 01485 (ст. Сторожевая-2, Зеленчукский район, Карачаево-Черкесская Республика).
Дата: 28 сентября 2021 года.
Время: 10.00 – 11.30.

1. Открытие совещания (до 3 минут).

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

2. Доклад по теме совещания (до 15 минут).

РЕЗАНЦЕВ Яков Владимирович, командующий 49 общевойсковой армией, генерал-лейтенант.

3. Выступления по теме заседания (до 7 минут):

3.1) ЯКОВЕНКО Александр Алексеевич, начальник группы управления физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации, полковник;

3.2) СТЕПАНОВ Олег Григорьевич, начальник отдела боевой подготовки Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации, полковник;

3.3) ГОЛОКОЛЕНКО Александр Федорович, начальник главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике, полковник внутренней службы;

3.4) КУДРЯВЦЕВ Юрий Александрович, начальник пограничного управления ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике;

3.5) КОЗУБ Алексей Викторович, военный прокурор Черкесского гарнизона, полковник юстиции.

4. Обсуждение выступлений, ответы на вопросы (до 30 минут).

5. Обсуждение итогового документа (до 5 минут).

6. Заключительное слово (до 2 минут).

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Список участников заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по вопросу «О совершенствовании подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, к действиям в условиях горной местности в приграничных субъектах Российской Федерации»

28 сентября 2021 года, 10.00, зал совещаний в/ч 01485 (Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Сторожевая-2)

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности

1.

БОНДАРЕВ
Виктор Николаевич

председатель Комитета

2.

РАКИТИН
Александр Васильевич

первый заместитель председателя Комитета

3.

АРЕНИН
Сергей Петрович

заместитель председателя Комитета

4.

БЕЗДЕНЕЖНЫХ
Сергей Вячеславович

член Комитета

5.

КАЗАНОКОВ
Крым Олиевич

член Комитета

6.

МАМСУРОВ
Таймураз Дзамбекович

член Комитета

7.

УСАТЮК
Валерий Петрович

член Комитета

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

8.

САЛПАГАРОВ
Ахмат Анзорович

член Комитета

Администрация Карачаево-Черкесской Республики

9.

БРАТОВ
Руслан Тохтабиевич

помощник главы Карачаево-Черкесской Республики

Аппарат полномочного представителя
Президента Российской Федерации

10.

ЯСЬКО
Юрий Владимирович

федеральный инспектор по Карачаево-Черкесской Республике

Министерство обороны Российской Федерации

11.

ЯКОВЕНКО
Александр Алексеевич

 

начальник группы управления физической подготовки и спорта
ВС РФ

Южный военный округ

12.

РЕЗАНЦЕВ
Яков Владимирович

командующий 49 общевойсковой армией

13.

ШУТОВСКИЙ
Александр Владимирович

помощник командующего войсками военного округа по физической подготовке

14.

СМИРНОВ
Андрей Валерьевич

командир 34 отдельной мотострелковой бригады (горной)

15.

КОЛОМИЕЦ
Сергей Александрович

военный прокурор Южного военного округа

16.

КОЗУБ
Алексей Викторович

военный прокурор Черкесского гарнизона

17.

БЕЛОБОРОДОВ
Сергей Станиславович

военный комиссар Карачаево-Черкесской Республики

Северо-Кавказский округ войск национальной гвардии
Российской Федерации

19.

ДЕЛИМХАНОВ
Алибек Султанович

заместитель командующего СКО войск национальной гвардии

20.

СТЕПАНОВ
Олег Григорьевич

начальник отдела боевой подготовки СКО войск национальной гвардии

Пограничное управление ФСБ Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике

21.

КУДРЯВЦЕВ
Юрий Александрович

 

начальник пограничного управления

22.

ШЛЯКОВ
Георгий Викторович

 

начальник отдела пограничной охраны пограничного управления ФСБ РФ по КЧР

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и территориальные подразделения иных федеральных структур в Карачаево-Черкесской Республике

23.

ГОЛОКОЛЕНКО Александр Федорович

начальник главного управления МЧС России по КЧР

24.

БАХНИКОВ
Санал Николаевич

первый заместитель прокурора Карачаево-Черкесской Республики

25.

БОТАШЕВ
Ансар Азреталиевич

врио министра внутренних дел
по КЧР

26.

ЩЕПКИН
Николай Васильевич

руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по КЧР

 

Решение заседания на тему «О совершенствовании подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, к действиям в условиях горной местности в приграничных субъектах Российской Федерации»

Заслушав информацию о совершенствовании подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба,
к действиям в условиях горной местности в приграничных субъектах Российской Федерации (далее – иных горных частей и подразделений), Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности отмечает следующее.

Направления интересов Североатлантического блока НАТО в борьбе с международным терроризмом, а также по поддержанию безопасности государств, входящих в его состав, стремительно смещаются в регионы Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, территория которых в значительной части состоит из труднопроходимых районов с естественными, в том числе, горными преградами. В этих условиях военное руководство альянса важную роль отводит одиночной и коллективной горной подготовке военнослужащих, специальному обеспечению военных действий в горах.

Активная подготовка в горных учебных базах проводится и экстремистскими силами, что обусловлено вытеснением бандгрупп с равнинной территории, стремлением боевиков использовать труднопроходимые участки горной местности для оперативного перехода на равнинные части.

История войн и военных конфликтов доказала востребованность подготовки войск к военным действиям в горах. Для России это героический поход Суворова через Альпы, турецкие кампании, боевые действия на Балканах во время первой мировой войны, боевые действия на Кавказе и в Юго-Восточной Европе во время Великой Отечественной войны.

В новой истории необходимость высоких навыков горной подготовки военнослужащих и подразделений подтверждена итогами афганской войны, чеченских кампаний, вооруженных конфликтов
в Южной Осетии и Абхазии.

В настоящее время миротворческие усилия горных частей Вооруженных Сил Российской Федерации востребованы в Нагорном Карабахе. Прогнозируется необходимость сосредоточения усилий государств участников СНГ для недопущения негативных процессов в районах горных границ и на территориях дружественных государств на афганском направлении.

Высокие требования по подготовке к действиям в горах установлены подразделениям войск национальной гвардии, приоритетной задачей которых является оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации.

Результаты проведения мероприятий по задержанию нарушителей границы и вооруженных преступников в горно-лесистой местности зависят от уровня физической подготовленности сотрудников пограничной службы, личного состава специальных подразделений правоохранительных органов, их умения использовать вооружение
и специальные средства в условиях ландшафта горной местности.

Велико значение горной подготовки для оказания своевременной помощи людям, терпящим бедствие, ликвидации последствий схода снежных лавин, селей, оползней, лесных пожаров и других чрезвычайных ситуаций, присущих рельефу высокогорной зоны ответственности спасателей МЧС России.

Горная подготовка обеспечивает выполнение подразделениями задач на горном рельефе, которое напрямую зависит от уровня подготовленности личного состава, умений преодолевать сложные участки горной местности с использованием специального горного имущества и снаряжения на фоне больших физических нагрузок
в условиях кислородного голодания и экстремальных погодных условий.

Вместе с тем, требуют решения ряд вопросов, относящихся как организации горной подготовки, так и социальной защищенности военнослужащих горных частей и подразделений.

Комплексный подход в совершенствовании горной подготовки должен основываться на использовании различных учебных площадок и тренажеров. При этом военнослужащие войсковой части 01485 (Карачаево-Черкесская Республика) не могут использовать для повышения горных навыков возможности ФГКУ «Центр горной подготовки и выживания „Терскол“ Министерства обороны Российской Федерации (Кабардино-Балкарская Республика) из‑за его удаленности более чем на 300 км и в связи со спецификой выполняемых задач. Рядом расположенные объекты горных комплексов в поселках Домбай
и Архыз (канатные дороги, земельные участки) также недоступны из‑за отсутствия необходимых согласований.

Собственная учебно-материальная база горной подготовки войсковой части 01485 нуждается в закреплении прав собственности на участки местности, используемые под учебные полигоны, обустройстве объектов полигонов, обеспечении мест проведения занятий тренажерами промышленного изготовления.

Отсутствует практика обмена опытом и передовыми методиками достижения высоких результатов между военнослужащими воинских и иных горных частей и подразделений, взаимное использование учебных объектов горной подготовки.

Не обеспечена возможность получения военнослужащими психологической помощи и санаторного обслуживания в целях реабилитации, связанных с выполнения задач в горах.

Существенную напряженность в воинском коллективе войсковой части 01485 создают нерешенные проблемы социального характера, к которым, в частности, относятся:

  • незавершенность строительства жилых и инфраструктурных объектов жилого и административного назначения;
  • невозможность получения квалифицированной медицинской помощи на месте;
  • непригодность для эксплуатации автомобильным транспортом подъездных дорог, отсутствие транспортного сообщения с населенными пунктами района.

Не закреплены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, выполнение обязанностей которых связано с совершением перевальных походов и восхождений.

В данной связи Комитет Совета Федерации по обороне
и безопасности р е ш и л:

1. Информацию о совершенствовании подготовки военнослужащих к действиям в условиях горной местности в приграничных субъектах Российской Федерации принять к сведению.

2. Отметить, что созданная система подготовки, учебно-материальная база, материально-техническое обеспечение в целом позволяют осуществлять подготовку военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, к действиям в условиях горной местности в приграничных субъектах Российской Федерации с учётом современных требований и обеспечивает их готовность к выполнению задач по предназначению.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации организовать проработку вопросов:

  • о предоставлении дополнительных мер социальной защиты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, выполнение обязанностей которых связано с совершением перевальных походов и восхождений, в форме льготного исчисления выслуги лет;
  • о внесения изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2020 г. № 1039 «Об утверждении правил определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы» по освобождению органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, выполнение обязанностей которых связано с совершением перевальных походов и восхождений, от взимания платы за проход и нахождение военнослужащих на особо охраняемых природных территориях;
  • о предоставлении прав и нормативном обеспечении деятельности федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба
    в горной местности в приграничных субъектах Российской Федерации, по прокладке новых маршрутов перевальных походов и восхождений, в том числе в труднодоступных горных районах, по поиску и разведке мест для экстренной эвакуации людей наземным и воздушным путем;
  • о создании на территории курорта «Архыз» многофункционального центра мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, с задачами обеспечения эффективной защиты жителей Карачаево-Черкесской Республики от чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера, а также северо-кавказского специализированного санаторного центра, предназначенного для оказания медицинской и психологической помощи военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, выполняющим задачи в условиях горной местности в приграничных субъектах Российской Федерации.

4. Федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным органам, в которых предусмотрена военная служба, предложить обсудить необходимость:

  • совершенствования нормативной правовой базы горной подготовки;
  • разработки унифицированной методики обучения военнослужащих и сотрудников по безопасному преодолению различных форм горного рельефа;
  • комплексного развития и взаимного использования инфраструктуры и объектов учебно-материальной базы горной подготовки;
  • разработки и внедрения мер по повышению (поддержанию) уровня работоспособности систем организма (жизнеспособности) человека в горных условия, в том числе при действиях в зонах повышенного риска;
  • создания на постоянной основе рабочей группы по обмену опытом подготовки военнослужащих и сотрудников, привлекаемых к выполнению задач в условиях горной местности.

5. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации:

  • принять дополнительные меры по завершению строительства в войсковой части 01485 17-ти объектов, в том числе склада ракетно-артиллерийского вооружения, физкультурно-оздоровительного корпуса, стадиона, поликлиники на 55 посетителей, пятиэтажного жилого дома на 40 квартир, возведению запроектированного пятиэтажного жилого дома на 55 квартир, обустройству дороги до административного и жилого военных городков от сельского поселения Сторожевая Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики;
  • провести работу по правовому закреплению земельных участков учебно-материальной базы горной подготовки войсковой части 01485, организации использования на договорной основе инфраструктуры территории курорта «Архыз» в целях горной подготовки военнослужащих;
  • изыскать возможность обеспечения учебно-материальной базы горной подготовки войсковой части 01485 тренажерами промышленного изготовления;
  • рассмотреть предложение МЧС России по организации дополнительной горной подготовки военнослужащих по соответствующим программам подготовки в 2022 и последующих годах на договорной основе на базе ФГКУ «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд» и других центрах подготовки спасателей МЧС России;
  • рассмотреть возможность и целесообразность введения в систему горной подготовки военнослужащих предмета обучения «Горная тактическая медицина» с возможным привлечением медицинских специалистов МЧС России.

6. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности предложения участников учесть в дальнейшей законопроектной деятельности. Продолжить мониторинг состояния и совершенствования подготовки военнослужащих к действиям в условиях горной местности
в приграничных субъектах Российской Федерации.