Планы и отчеты

Итоги работы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в 2015 году

ВВЕДЕНИЕ

Текущий период развития Российской Федерации характеризуется усложнением международной обстановки, введением и последующим ужесточением в отношении нашей страны режима санкций, резким возрастанием уровня террористических угроз и террористических атак во всем мире.

Как было отмечено Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года: «Угроза терроризма нарастает. Еще не решена проблема Афганистана. Ситуация в этой стране тревожная и не вселяет оптимизма, а недавно устойчивые, достаточно благополучные, кстати, страны Ближнего Востока и Северной Африки — Ирак, Ливия, Сирия — превратились в зону хаоса и анархии, из которой исходит угроза всему миру».

Деятельность Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (далее — Комитет) за отчетный период строилась с учетом данных особенностей и была направлена на реализацию стратегических задач, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года и Перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 5 декабря 2014 года, и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года.

С учетом указанного основные усилия Комитета были сосредоточены на направлениях:

— сопровождение проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, имеющих самостоятельные предметы правового регулирования и относящиеся к законодательству в сфере национальной безопасности;

— совершенствование законодательства, относящегося к предметам ведения Комитета путём разработки и внесения изменений и дополнений в действующие федеральные законы;

— анализ существующей нормативной правовой базы и мониторинг правоприменительной практики в предметах ведения Комитета, подготовка предложений по определению направлений её законодательного совершенствования.

При этом приоритетными задачами Комитета данный период являлись:

1. Участие в дальнейшем совершенствовании действующего законодательства Российской Федерации:

— о национальной безопасности;

— военного законодательства;

— о государственном оборонном заказе;

— о борьбе с терроризмом;

— об общественной безопасности;

— о противодействии коррупции;

— о безопасности дорожного движения;

— об обороте оружия и боеприпасов;

— об обороте наркотических веществ.

2. Содействие повышению уровня жизни военнослужащих, их социальной защищенности.

3. Участие по вопросам своего ведения в укреплении международного и межпарламентского сотрудничества, развитие взаимовыгодного военно-технического сотрудничества.

ГЛАВА 1
Участие Комитета в законодательной деятельности

1.1. Общие итоги деятельности аппарата Комитета.

1. В 2015 году Комитет провел 24 заседания, на которых было рассмотрено 163 вопроса.

2.1 92 вопроса были посвящены рассмотрению Федеральных законов, принятых Государственной Думой. Из них 35 Федеральный законов Комитет сопровождал как ответственный исполнитель, а 57, как соисполнитель.

2.2 65 вопросов являлись тематическими.

2.3 6 вопросов являлись информационными;

3. В Комитета за отчетный период поступило:

3.1 из внешних организаций — 1122 документа;

3.2 из структурных подразделений Совета Федерации – 4393 документа;

3.3 обращений граждан Российской Федерации – 400 обращений;

4. Комитет за отчетный период направил 2277 исходящий документ.

1.2. Основные результаты законодательной деятельности Комитета.

В ходе обеспечения законодательной деятельности Комитет исходил из того, что планомерное развитие действующего законодательства, выражающее волю и интересы народа Российской Федерации, стимулирующее развитие экономики, закрепляющее механизмы обеспечения национальной безопасности, механизмы повышения уровня общественной безопасности, борьбы с терроризмом и противодействия коррупции играет важнейшую роль в укреплении национальной безопасности страны.

В целом система законодательного обеспечения национальной безопасности, деятельности оборонно-промышленного комплекса, механизмы повышения уровня общественной безопасности, борьбы с терроризмом и противодействия коррупции к настоящему моменту полностью сформированы и устойчиво функционируют.

Вместе с тем динамичные изменения современной политической обстановки и экономических условий диктуют субъектам законодательной инициативы необходимость оперативно корректировать правовое поле деятельности в целях обеспечения национальной безопасности государства, создания наиболее выгодных условий производства вооружения, военной и специальной техники, обеспечения обороноспособности Российской Федерации.

Совершенствование законодательства в указанной сфере в 2015 году было направлено на безусловное выполнение Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы и государственного оборонного заказа; реализацию планов по импортозамещению и снижению издержек при производстве продукции военного и двойного назначения в условиях санкций стран Запада в отношении ряда интегрированных структур и экономики Российской Федерации в целом; актуализацию мероприятий, направленных на выполнение государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 345 и мероприятий, проводимых в рамках «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 14.11.2013 г. № Пр-2685.

Основное внимание при выработке предложений и заключений уделялось разработке и внесению соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство в целях исключения правовых коллизий и пробелов, устранения имеющихся противоречий, а также унификации терминов и понятий, применяемых в законодательстве. Предложения готовились не только по внесению изменений и дополнений в законодательные акты, непосредственно относящиеся к обеспечению военной безопасности страны, но и в законы, относящиеся к другим отраслям права, в том числе бюджетному, трудовому, административному и другим.

Работа над законопроектами строилась на системном, многоуровневом и комплексном изучении вопросов, исходя из функционального распределения сфер деятельности в Комитета.

С учетом вышеуказанного в 2016 году Комитет считает необходимым продолжить совершенствование нормативной правовой базы в области национальной безопасности по следующим направлениям:

— увеличение доли расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» с использованием программно-целевого метода финансирования оборонно-промышленного комплекса в рамках утвержденных государственных программ;

— корреляция государственных программ вооружения, как между собой, так и с государственным оборонным заказом. Обеспечение более жесткой привязки государственного оборонного заказа к государственной программе вооружения, как по номенклатуре, так и по количеству продукции в целях повышения эффективности контроля расходования выделенных на их реализацию бюджетных средств;

— выполнение планов импортозамещения комплектующих изделий, применяемых при разработке и производстве продукции военного назначения;

— обеспечение защиты информации о закупках комплектующих изделий, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, а также сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, наличие сведений о которых в открытом доступе в сети Интернет позволяет спецслужбам иностранных государств осуществить проведение эффективных мероприятий по ограничению поставок в Российскую Федерацию технологического оборудования и комплектующих изделий;

— стимулирование деятельности малых и средних предприятий оборонно-промышленного комплекса;

— дальнейшее совершенствование законодательных механизмов повышения уровня общественной безопасности, борьбы с терроризмом и экстремизмом, и противодействия коррупции.

По состоянию на 10 декабря 2015 года Комитет продолжает осуществлять сопровождение проектов важнейших федеральных законов:

1. № 824754–6 «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (о предоставлении права на отсрочку от призыва на военную службу врачам-специалистам, работающим в сельских населенных пунктах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях)».

2. № 824717–6 «О внесении изменения в статью 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 5–1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (об уточнении отдельных положений статьи и усилении административной ответственности за уклонение от медицинского освидетельствования).

3. № 761933–6 «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона „Об обороне“ (о концепции строительства и развития военной организации Российской Федерации)».

4. № 721607–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (об установлении срока запрета на замещение должностей государственной гражданской и муниципальный служб для граждан, признанных не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и мерах по совершенствованию механизма призыва граждан на военную службу)».

5. № 577574–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии».

6. № 559534–6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об уточнении составов административных правонарушений в области воинского учета)».

7. № 518545–6 «О внесении изменений в статью 57 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (о присвоении очередных воинских званий высших офицеров гражданам, пребывающим в запасе)».

8. № 540300–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления военнослужащим мужского пола, проходящим военную службу по контракту, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет».

9. № 577037–6 «О внесении изменений в статью 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части регулирования вопросов организации и осуществления обучения по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе).

10. № 628532–6 «О внесении изменения в статью 11 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (в части снятия запрета на вооруженную охрану имущества на территориях закрытых административно-территориальных образований частными охранными организациями).

11. № 653099–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (об отсрочке от призыва на военную службу педагогическим и медицинским работникам в сельской местности).

12. № 655241–6 «О внесении изменения в Федеральный закон № 302-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (об изменении срока вступления в силу Федерального закона).

13. № 681395–6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования проектирования, строительства и реконструкции объектов использования атомной энергии, содержащих в своем составе генерирующие источники ионизирующего излучения и радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности и используемых при проведении медицинских процедур с применением ионизирующего излучения).

14. № 744685–6 «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и других федеральных законов.

Кроме того, Комитет в 2015 году подготовил заключения на три
проекта постановлений Правительства Российской Федерации:

— «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года»;

— «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года»;

— «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013–2017 годы».

В соответствии с поручением 372-го заседания Совета Федерации от
 15 апреля 2015 года разработаны проекты федеральных законов:

— «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» в части установления новой памятной даты — «19 апреля — День принятия в состав Российской империи Крыма, Тамани и Кубани (1783 год)»;

— «О внесении изменений в статью 1.1. Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России в части установления нового дня воинской славы России – «19 августа – День разгрома советскими войсками японской Квантунской армии в ходе Маньчжурской стратегической наступательной операции (1945 год)».

1.3. Деятельность Комитета в рамках обеспечения реализации
права законодательной инициативы.

В порядке реализации права законодательной инициативы Комитет принял участие в разработке и внесении в Государственную Думу проектов федеральных законов:

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования призыва граждан на военную службу». № 769456–6.

Законопроект внесен членами Совета Федерации В.А. Озеровым,
А.Г. Шишкиным, Е.А. Серебренниковым, О.П. Ткачом, Б.Б. Жамсуевым,
М.И. Дидиговым, Н.А. Федоряком, Д.В. Саблиным.

— «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» в части установления нового дня воинской славы России – «19 августа – День разгрома советскими войсками японской Квантунской армии в ходе Маньчжурской стратегической наступательной операции (1945 год)»;

— «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» в части установления новой памятной даты – «19 апреля – День принятия в состав Российской империи Крыма, Тамани и Кубани (1783 год).

— «О внесении изменения в статью 12–6 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в части продления периода выплаты ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву)». № 405190–6.

Законопроект внесен членом Совета Федерации В.А. Озеровым.

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о трудоустройстве на прежнюю работу лиц, работавших до призыва на военную службу или на альтернативную гражданскую службу)». № 373128–6.

Законопроект внесен членом Совета Федерации В.А. Озеровым.

Продолжено сопровождение законодательной инициативы членов Комитета, касающейся защиты информации о закупках комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, а также проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о перечне комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, сведения, о закупке которых не составляют государственной тайны, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

Кроме того разработаны и внесены предложения в Постановление Совета Федерации «О предложениях Совета Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», принятому на 377 заседании Совета Федерации.

ГЛАВА 2
Общая характеристика вопросов, рассмотренных в ходе заседаний Комитета

За отчетный период Комитет провел 24 заседания, на которых был рассмотрен 71 актуальный тематический и информационный вопрос.

Ряд важнейших мероприятий, проведенных Комитетом, являлись выездными:

1. 16 апреля 2015 года на базе Первого Московского кадетского корпуса был проведен «круглый стол» на тему: «О состоянии и проблемах развития кадетского образования в Российской Федерации».

В работе круглого стола приняло участие 50 человек.

В ходе заседания было отмечено, что в Российской Федерации функционирует около ста учреждений кадетского образования, растет их престиж и востребованность. На основе анализа исторического опыта, современных образовательных и воспитательных практик кадетские общественные организации осуществляют разработку принципов и стандартов кадетского образования, выстраивают современные модели его развития и совершенствования.

Участники «круглого стола» констатировали, что в государстве и обществе последовательно складываются условия для формирования системы кадетского образования как формы подготовки нового поколения государственных служащих.

Вместе с тем, целостная система кадетского образования, как составная часть общей системы образования в Российской Федерации и один из первичных уровней подготовки кадров для государственной службы в стране не сформирована, кадетское образование не обладает статусом начального профессионального образования. В отдельных субъектах Российской Федерации предпринимаются попытки упразднения учреждений кадетского образования, развитие кадетского образования осуществляется преимущественно по пути создания кадетских классов, учебные планы и программы кадетского образования создаются произвольно.

Федеральным органам государственной власти Российской Федерации предложено рассмотреть вопрос о разработке «Стратегии развития кадетского образования в Российской Федерации»; изучить организационно-правовые и финансово-экономические основания для формирования системы кадетского образования, разработки государственного стандарта кадетского образования как уровня начального профессионального образования; совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами рассмотреть возможность формирования и размещения государственного (регионального) заказа на подготовку в учреждениях кадетского образования специалистов первичных должностей государственной гражданской службы; рассмотреть возможность оказания содействия учреждениям кадетского образования в закреплении за ними воинских частей и военно-учебных заведений Минобороны России для осуществления военно-шефской работы.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложено рассмотреть целесообразность создания в исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации структурных подразделений по управлению кадетским образованием; использовать опыт и материальную базу учреждений кадетского образования для проведения регулярных научно-методических конференций руководителей, воспитателей и преподавательского состава кадетских учреждений; разработать критерии конкурсного отбора и подготовки кадров руководящего состава, воспитателей и преподавательского состава учреждений кадетского образования.

2. 9 июля 2015 года было проведено выездное заседание Комитета на тему: «Состояние и проблемы нормативного правового регулирования деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса в Крымском федеральном округе».

В заседании приняли участие Глава Республики Крым, Председатель Совета министров Республики Крым С.В. Аксенов; заместитель Полномочного представителя Президента в Крымском федеральном округе Н.Г. Водорезов; председатель комитета Государственного Совета Республики Крым по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу П.П. Запорожец; член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Крым О.Ф. Ковитиди; первый заместитель Председателя Совета министров Республики Крым М.С. Шеремет; руководители предприятий оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

С докладом по обсуждаемому вопросу выступил директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации О.Н. Рязанцев.

По итогам выездного заседания Комитета принято Решение, в котором намечен ряд согласованных мер по включению предприятий оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Крымского федерального округа, в общую структуру ОПК Российской Федерации. В частности это касается:

— освоения производства инновационной промышленной продукции, поддержки технологического перевооружения и модернизации основных производственных фондов предприятий;

— укомплектования предприятий высококвалифицированными специалистами основных специальностей, обеспечивающих выполнение государственного оборонного заказа, переподготовки, обучения и повышения квалификации персонала предприятий;

— оказания методической поддержки руководителям предприятий по вопросам заключения контрактов по государственному оборонному заказу;

— определения стратегических инвесторов оборонных предприятий Крымского федерального округа и заключения с ними инвестиционных соглашений в соответствии с законодательством республики Крым и города федерального значения Севастополя и других направлений деятельности.

Кроме того 9 июля 2015 года на базе 40-ого Отдельного командно-измерительного комплекса Главного испытательного космического центра им. Г.С. Титова Войск ВКО, п. Витино (г. Евпатория, Республика Крым) было проведено совещание на тему: «О состоянии и проблемах нормативно-правового обеспечения военной безопасности в Крымском федеральном округе».

В работе совещания приняли участие: А.В. Витко — Командующий Черноморским флотом, адмирал; Е.А. Быков — военный прокурор Черноморского флота, полковник юстиции; представители Командования Космических войск ВКС России.

В Рекомендациях Комитета отмечено, что надежное обеспечение военной безопасности Российской Федерации в Крымском федеральном округе во многом зависит от формирования законодательных и совершенствования нормативно-правовых оснований, отражающих объективные особенности функционирования межвидовой группировки Вооруженных Сил Российской Федерации, характер учебно-боевой и служебной деятельности органов управления, личного состава воинских соединений, частей и подразделений, а также социально-экономическую специфику региона.

Правительству Российской Федерации рекомендовано ускорить согласование, проведение правовой и антикоррупционной экспертиз, проекта указа Президента Российской Федерации «О жилищном обеспечении отдельных категорий военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту», а также комплекса нормативно-правовых актов по его реализации; рассмотреть вопросы об увеличении размера денежной компенсации за поднаем жилья военнослужащим, проходящим военную службу на территории Крымского федерального округа и о пенсионном обеспечении бывших военнослужащих Вооруженных Сил Украины, имеющих российское гражданство и проживающих на территории Крымского федерального округа.

Помимо вышеуказанного, Комитет провел в Республике Крым совещание на тему: «О состоянии и проблемах нормативно-правового регулирования обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации (на примере Крымского федерального округа)».

3. С 24 по 26 сентября 2015 года состоялось выездное заседание Комитета в Республике Тыва на тему: «О состоянии и проблемах обеспечения общественной безопасности в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Тыва)» в ходе которого было проведено совещание «О состоянии и проблемах нормативно-правового регулирования обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации (на примере Республики Тыва)».

4. 14 октября 2015 года на базе Института специальной подготовки Академии гражданской защиты МЧС России, г. Химки, Московская область, было проведено совещание на тему: «Состояние и проблемы нормативного правового регулирования мобилизационной подготовки и мобилизации в субъектах Российской Федерации».

В работе совещания приняли участие: представители Совета Безопасности Российской Федерации; Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; ГОМУ ГШ ВС РФ; ВКП РФ; ГУСП; Военной прокуратуры; Росрезерва; МВД России; МЧС России; восемь областей Центрального федерального округа и города Москвы.

В Рекомендациях Комитета отмечено, что роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в организации и обеспечении мобилизационной подготовки и мобилизации повышается и приобретает характер фактора, определяющего способность и готовность страны к решению задач национальной обороны в условиях военного времени.

По мнению участников совещания, действующее законодательство Российской Федерации в целом позволяет решать задачи, поставленные перед указанными органами. Вместе с тем, результаты учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов свидетельствуют о наличии ряда проблем, разрешение которых связано с необходимостью разработки новых подходов к организации и проведению мобилизационной подготовки и мобилизации.

В частности, исходя из основных принципов мобилизационной подготовки и мобилизации – централизованного руководства, комплексности и взаимосогласованности, нуждается в совершенствовании управление мобилизационной подготовкой и мобилизацией в субъектах Российской Федерации.

Ряд федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не рассматривают вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации в качестве приоритетных при реализации возложенных на них функций, проявляют пассивность в разрешении проблем нормативного правового регулирования правоотношений в указанной сфере, что негативно сказывается на общих результатах деятельности.

Должностные лица ряда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций не в полной мере осознают место, роль и значение мобилизационной работы и мобилизации. На уровне местного самоуправления, реализация мероприятий в рамках мобилизационной подготовки и мобилизации испытывает недостаток финансирования. Общей проблемой является несовершенство системы подготовки квалифицированных специалистов в указанной сфере.

Имеет место неопределенность обязанностей, прав и ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления в части реализации полномочий, связанных с непосредственным руководством мобилизационной подготовкой и проведением мобилизации на соответствующих уровнях управления.

Нуждаются в законодательном регулировании и нормативном правовом закреплении и уточнении:

порядок рассмотрения вопросов обороны и мобилизационной подготовки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

механизм предоставления (изъятия) имущества организаций и граждан для государственных нужд в военное время;

порядок применения мер государственной поддержки организаций, имеющих мобилизационные задания;

порядок регулирования цен на закупку товаров для нормированного снабжения населения в военное время;

ответственность должностных лиц организаций всех форм собственности за неисполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

В Рекомендациях изложены конкретные предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования в указанной сфере деятельности.

5. 20 октября 2015 года на базе Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (г. Москва, ул.2-я Бауманская,
д. 5, стр. 1) состоялся «круглый стол на тему: «О состоянии нормативно-правового обеспечения создания и развития роботизированных комплексов военного назначения».

В работе «круглого стола» приняли участие представители: военно-промышленного комплекса Российской Федерации и руководители секций Межведомственной рабочей группы по робото-техническим комплексам при ВПК Российской Федерации; Фонда перспективных исследований; Минобороны России; МВД России; МЧС России; ФСБ России»; Минпромторга России; Минобрнауки России; ГК «Росатом»; АО «Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод»; Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской Академии наук; МГТУ имени
Н.Э. Баумана.

По итогам работы «круглого стола» приняты Рекомендации, в которых отмечено, отмечено, что высокие темпы развития и расширение масштабов применения роботизированных комплексов военного назначения обусловливают потребность оптимизации механизмов взаимодействия между федеральными органами государственной власти, субъектами научно-исследовательской деятельности, предприятиями промышленности, образовательными учреждениями и конечными потребителями робототехнической продукции военного назначения, предопределяют необходимость совершенствования нормативного правового обеспечения создания робототехнических комплексов военного, специального и гражданского назначения. В среднесрочной перспективе актуализируется задача нормативного правового регулирования деятельности, связанной с эксплуатацией и применением роботизированных комплексов.

Учитывая вышеизложенное, соответствующие рекомендации направлены в Правительство Российской Федерации, Военно-промышленную комиссию Российской Федерации, заинтересованные министерства и ведомства.

6. 29 сентября 2015 года в городе Магас, Республика Ингушетия, состоялось выездное заседание Комитета на тему: «О реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Ингушетия)». В ходе выездного заседания было проведено совещание на тему: «О состоянии и проблемах нормативно-правового регулирования обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации (на примере Республики Ингушетия)».

7. 17 ноября 2015 года на базе Штаба Воздушно-десантных войск
(г. Москва, ул. Матросская тишина, д.10) состоялось совещание на тему: «О нормативно-правовом обеспечении деятельности по созданию и развитию систем связи и автоматизированных систем управления в Вооружённых Силах Российской Федерации».

В работе совещания приняли участие: командование ВДВ, А.П. Неверов — заместитель начальника Главного управления связи Вооруженных Сил Российской Федерации, полковник; А.Г. Казанский — Генеральный конструктор системы связи Вооруженных Сил Российской Федерации; В.Е. Евтухович — заместитель генерального директора АО «Научно-исследовательский институт систем связи и управления» по оперативным вопросам; А.В. Гречков — заместитель начальника штаба ВДВ по связи, полковник.

По итогам совещания принято Решение, в котором отмечено, что в условиях динамичного развития способов и форм вооруженной борьбы оснащение военнослужащих, подразделений и частей, соединений и объединений, органов военного управления современными и перспективными средствами связи и коммуникации, автоматизированными системами управления войсками выступает в качестве приоритета строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации.

В данной связи 24 декабря 2015 года члены Комитета посетили Национальный центр управления обороной Российской Федерации и заслушали информацию о состоянии и дальнейшем совершенствовании нормативно-правового обеспечения его функционирования.

Подкомитету по обороне поручено продолжить мониторинг правоприменительной практики в сфере нормативно-правового обеспечения деятельности по созданию и развитию систем связи и автоматизированных систем управления в Вооружённых Силах Российской Федерации.

ГЛАВА 3
Деятельность Комитета по исполнению протокольных поручений Совета Федерации

Комитет проводил активную работу по выполнению протокольных поручений Совета Федерации:

— подготовлены к рассмотрению на заседании Совета палаты вопросы:

от 15 апреля 2015 года № 495/7 (разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» в части установления новой памятной даты – «19 апреля – День принятия в состав Российской империи Крыма, Тамани и Кубани (1783 год)»;

от 25 июня 2014 года № 480/3 (о состоянии и перспективах обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в аварийном (ветхом) жилье или не имеющем центральной канализации и водопровода);

от 29 октября 2014 года № 484/6 (подготовлен и издан аналитический доклад на тему «О ходе реализации Федерального закона «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в части проведения поисковой работы»);

от 27 ноября 2013 года № 464/8 (о возможности использования невостребованных жилых помещений, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации, для обеспечения ими детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

о возложении на подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанностей по истребованию от владельцев транспортных средств при производстве регистрационных действий сведений, подтверждающих оплату ими налога на транспортное средство, а также осуществлению контрольных функций за оплатой административных штрафов».

— от 24 июня 2015 года № 499/2 – подготовлен и рассмотрен вопрос об институализации перечня зарубежных неправительственных организаций (Патриотический «Стоп-лист») в целях противодействия их антироссийской направленности;

— от 4 марта 2015 года № 492/4 – подготовлен проект письма в Правительство Российской Федерации о необходимости установить индексы дефляторы для определения прогнозных цен на продукцию военного назначения при заключении государственных контрактов в рамках государственного оборонного заказа на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;

— по поручению Председателя Совета Федерации аппаратом Комитета осуществлено сопровождение поставок образцов бронетанковой техники и средств ПВО, планируемой к участию в параде, посвященном
70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
1941–1945 гг. в г. Бишкеке;

— организовано исполнение протокольного поручения Совета Федерации по вопросу утилизации боеприпасов на объектах п. Урман, Республика Башкортостан;

— совместно с МЧС России исполнено поручение Председателя Совета Федерации по реализации предложений субъектов Российской Федерации, которые не были учтены при подготовке Федерального закона от 2 мая
2015 года № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»;

— в соответствии с выпиской из протокола № 490/7 заседания Совета Федерации от 4 февраля 2015 года Комитетом осуществляется мониторинг законодательного обеспечения защиты государственной тайны при осуществлении консалтинговой и аудиторской деятельности иностранных компаний на территории Российской Федерации;

— от 18 ноября 2015 года № 504/2 — рассмотрены предложения членов Совета Федерации в части проблем международного права в рамках борьбы с международным терроризмом;

— в соответствии с пунктами 8 и 9 Постановления Совета Федерации от
 25 декабря 2014 года № 728-СФ «О состоянии и перспективах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации», принятого по результатам проведения «правительственного часа» с участием Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу, в течение 2015 года Комитет осуществлял мониторинг реализации данного Постановления.

В течении всего отчетного периода проводился мониторинг правоприменительной практики в рамках ведения Комитета:

— нормативно-правового обеспечения комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации;

— нормативно-правового регулирования в сферах аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и оказания помощи иностранным государствам при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— нормативно-правового обеспечения культурно-досуговой работы в Вооружённых Силах Российской Федерации, других воинских формированиях и органах, и мерах по её совершенствованию;

— нормативно-правового обеспечения деятельности оборонно-промышленного комплекса.

ГЛАВА 4
Аналитическая и информационно-справочная работа Комитета в 2015 году

Проводимая в Комитете в 2015 году аналитическая работа включала в себя мониторинг действующего законодательства и правоприменительной практики по предмету ведения Комитета и подготовку аналитических и информационно-справочных материалов в данной области.

В соответствии с планами мероприятий Совета Федерации подготовлены аналитические материалы:

— «Научно-исследовательская деятельность в интересах обороны Российской Федерации: состояние и проблемы нормативно-правового регулирования»;

— «Кадетское образование в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития»;

— «Научно-исследовательская деятельность в интересах обороны Российской Федерации: состояние и проблемы нормативно-правового регулирования»;

— «О состоянии национальной безопасности Российской Федерации в 2015 году и мерах по ее укреплению»;

— «Аналитические материалы к проекту доклада Президенту Российской Федерации «О состоянии национальной безопасности Российской Федерации в 2015 году и мерах по её укреплению»;

— «Правовые аспекты развития физической культуры и массового спорта в интересах формирования здорового образа жизни граждан и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»;

— «Лекарственное обеспечение в военно-медицинских организациях Министерства обороны Российской Федерации: состояние, перспективы, нормативно-правовое обеспечение»;

— «О ходе реализации закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в части проведения поисковой работы»;

8 информационно-справочных материалов по вопросам оснащения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ современным вооружением, военной и специальной техникой, активизации деятельности ОДКБ в сфере противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму на фоне существующих угроз в мире, а также развития практического взаимодействия ОДКБ с ООН, ОБСЕ, ШОС и другими организациями;

16 информационно-справочных материалов и предложений в проекты решений оперативных совещаний Совета Безопасности, направленных на совершенствование нормативной правовой базы, с учётом интересов Российской Федерации и на основе возможных вариантов развития внешне- и внутриполитической ситуации;

— для Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности;

Комитет подготовил проекты выступлений:

— Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко на пленарном заседании пятого Всемирного конгресса соотечественников, который состоялся 5–6 ноября 2015 года в
 г. Москве;

— заместителя Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханова на совместном заседании групп по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Великого Государственного Хурала Монголии и на 24-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, который состоялся 16–22 января 2016 года в г. Ванкувер, Канада.

В целях обеспечения участия членов Комитета в работе Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности были разработаны соответствующие информационно-справочные материалы.

Комитета подготовлены и направлены предложения:

— в план работы Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности на 1и 2 полугодие 2015 года и на 1 полугодие 2016 года;

— в перечень вопросов оперативных заседаний Совета Безопасности Российской Федерации на 2 полугодие 2015 года и на 1 полугодие 2016 года;

— в раздел I «В сфере нормативного правового регулирования» проекта «Межведомственного комплексного плана основных мероприятий по противодействию финансированию терроризма и экстремизма на 2016-
2018 годы».

Своевременно осуществлялась подготовка информационно-справочных материалов и предложений в проекты решений оперативных совещаний Совета Безопасности Российской Федерации, направленных на совершенствование нормативной правовой базы, с учётом интересов страны и на основе возможных вариантов развития внешне- и внутриполитической ситуации.

Были рассмотрены и подготовлены проекты рекомендаций по 46 письмам и обращениям, связанным с вопросами обеспечения военной безопасности государства, проведения мероприятий при переходе на новую организационно-штатную структуру Вооружённых Сил, прохождения военной службы по призыву и по контракту, деятельности военных комиссариатов.

Выводы и предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере военной безопасности, изложенные в письмах и обращениях, учтены в работе Комитета и в соответствующих рекомендациях и предложениях органам государственной власти.

ГЛАВА 5
Участие Комитета в подготовке и проведении мероприятий Совета Федерации, мероприятий органов государственной власти Российской Федерации, общественных организаций

За отчетный период Комитет принял активное участие в подготовке и проведении мероприятий Совета Федерации, мероприятий органов государственной власти и общественных организаций:

4 февраля 2015 года : члены Комитета приняли участие во встрече с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Армения в Российской Федерации.

10 февраля 2015 года: Комитетом, совместно с Комитетом Московской городской Думы по безопасности, проведена Конференция «Безопасный
город: нормативно-правовые и технологические аспекты». По итогам Конференции приняты соответствующие рекомендации.

20 февраля 2015 года: проведено заседание секции Научного совета по проблемам оборонно-промышленной и научно-технической безопасности.

3 марта 2015 года: проведено тематическое заседание Комитета
Совета Федерации по обороне и безопасности по вопросу «О ходе реализации Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России».

В ходе заседания было отмечено, что в процессе совершенствования закона в части дней воинской славы требуется более взвешенный подход, который позволил бы исключить разработку и принятие законов конъюнктурно-корпоративных, недостаточно проработанных, увеличивающих неопределенность в процессе правоприменения. В этих целях необходимо кардинально повысить эффективность взаимодействия субъектов права законодательной инициативы и институтов гражданского общества для выработки консолидированной оценки качества законопроектов.

6 марта 2015 года: члены Комитета приняли участие во встрече с депутатами Палаты Представителей парламента Японии.

12–13 марта 2015 года: участие членов Комитета в заседании Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ по вопросам обороны и безопасности и в заседании Объединенной комиссии при Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам в г. Санкт-Петербурге.

16 марта 2015 года: проведено совещание по подготовке оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О совершенствовании военно-научного комплекса Российской Федерации в интересах обеспечения военной безопасности».

17 марта — 9 мая 2015 года: реализован международный общественно-патриотический проект «Наша Великая Победа», посвященный 70-летию Победы народов СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

В ходе проекта, был проведен автопробег «Эстафета памяти», который символически соединил 90 городов России, Абхазии, Белоруссии, Казахстана, Новороссии (Союза ДНР и ЛНР) и Южной Осетии.

Торжественные мероприятия проекта «Наша Великая Победа» прошли в г. Москве 6 мая 2015 года.

25 марта 2015 года: в рамках «правительственного часа» на 370-м заседании Совета Федерации рассмотрен вопрос: «О мерах по противодействию экстремизму и обеспечению общественной безопасности».

26 марта 2015 года: члены Комитета приняли участие в брифинге с военными атташе иностранных государств, аккредитованными в Российской Федерации на тему: «Отчет о работе Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности за 2014 год и мерах по гармонизации национального законодательства в сфере обороны и безопасности». В ходе Брифинга информация о деятельности Комитета и его мнение по актуальным военно-политическим вопросам были доведены до военных атташе иностранных государств.

27 марта 2015 года: состоялось очередное заседание Экспертного совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества.

В ходе заседания Экспертного совета были рассмотрены вопросы:

— военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами: состояние, проблемы, правовое регулирование;

— о мерах по контролю за целевым использованием средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение государственного оборонного заказа;

— о ходе реализации рекомендаций заседаний Экспертного совета;

— о работе секций Экспертного совета.

Помимо членов Экспертного совета (47 человек), участие в заседании приняли участие более 34 представителей государственных органов власти, интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса, научных учреждений и общественных организаций.

По результатам заседания Экспертного совета приняты и направлены заинтересованным органам государственной власти и руководству интегрированных структур ОПК рекомендации по совершенствованию обеспечения ряда направлений военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

В соответствии с Положением об Экспертном совете в его рамках созданы и работают секции:

— ракетно-космической отрасли;

— радиоэлектронной промышленности;

— малых и средних предприятий оборонно-промышленного комплекса России.

3 апреля 2015 года: проведено общее собрание членов Межрегиональной Ассоциации субъектов Российской Федерации и городов, шефствующих над кораблями и частями Северного флота ВМФ России.

5 ноября 1997 года по инициативе руководства Мурманской области создана Межрегиональная ассоциация субъектов Российской Федерации и городов, шефствующих над кораблями и частями Северного флота.

Основной целью Ассоциации является разработка и реализация мероприятий, направленных на решение проблем военно-патриотического воспитания молодежи, осуществления мер по созданию условий, обеспечивающих социально-экономическое и морально-психологическое благополучие военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, проведение мероприятий культурно-просветительской, творческой, научно-образовательной, исследовательской и издательской деятельности, освещения в средствах массовой информации материалов, рассказывающих о развитии шефских связей, реальной жизни флота, героической истории и боевых традициях североморцев, проблем и вопросов службы и жизни североморцев, шефствующих регионов, в целях повышения боеготовности кораблей и частей Северного флота.

15 апреля 2015 года: члены Комитета приняли участие в заседании Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи ОДКБ по вопросам обороны и безопасности, на котором парламентарии из государств-членов ОДКБ смогли обменяться мнениями и обсудить выполнение мероприятий по реализации приоритетных направлений деятельности ОДКБ, предложенных Российской Федерацией на 2015 год, тенденции развития ситуации в Афганистане, вызовы и угрозы для государств – членов ОДКБ, другие вопросы.

16 апреля 2015 года: участие членов Комитета в 42 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в г. Санкт-Петербурге.

16 апреля 2015 года: проведено заседание Секции радиоэлектронной промышленности по вопросу «О перспективах реализации Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

По результатам работы подготовлено и направлено в Минпромторг России экспертное заключение.

16–17 апреля 2015 года: состоялась IV Московская конференция по международной безопасности. В ходе конференции была дана оценка современных угроз и вызовов безопасности, а также действующих глобальных и региональных механизмов предотвращения кризисов. Рассмотрены вопросы, качающиеся использования военной силы в современном мире, тенденции международного военного сотрудничества, проблем противодействия террористическим угрозам, а также роли военно-политических инструментов в обеспечении глобальной и региональной безопасности.

17 апреля 2015 года: члены Комитета приняли участие в торжественном пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. в г. Санкт-Петербурге.

23 апреля 2015 года: проведено расширенное заседание секции малых и средних предприятий оборонно-промышленного комплекса России на тему «Стимулирование деятельности малых и средних предприятий оборонно-промышленного комплекса: состояние, проблемы, нормативное правовое регулирование».

В работе секции помимо ее постоянных членов (15 человек) приняли участие представители Минобороны, Минэкономразвития и Минпромторга России, Государственной корпорации «Ростех», Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной судостроительной корпорации, Торгово-промышленной палаты.

Результаты работы секции нашли отражение в рекомендациях, которые после одобрения Комитетом направлены в профильные органы государственной власти для принятия конкретных мер.

23 апреля 2015 года: состоялся «круглый стол» на тему: «Проблемы совершенствования нормативно — правового регулирования автотехнической экспертной деятельности». По итогам работы «круглого стола» приняты соответствующие рекомендации.

24 апреля 2015 года: Комитетом, совместно с Комитетом по социальной политике, проведены парламентские слушания на тему «Роль физической культуры и спорта в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации».

Обсудив состояние и меры по повышению роли физической культуры и спорта в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации, участники парламентских слушаний отметили, что развитие физической культуры и спорта в стране базируется на системной основе федерального и регионального законодательств.

Результаты рассмотрения роли физической культуры и спорта в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации позволили участникам парламентских слушаний констатировать, что руководством государства предприняты конкретные и результативные действия по развитию физической культуры и спорта, прежде всего:

принята и действует Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», реализация которой позволит к 2020 году создать условия для привлечения к систематическим занятиям физкультурой и спортом не менее 40% населения страны;

вводится в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), направленный на повышение эффективности использования потенциала физической культуры и спорта в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

физическая культура закреплена в качестве обязательного предмета учебных программ образовательных организаций;

приказом Министра обороны Российской Федерации утверждено Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Однако, несмотря на позитивные изменения в развитии физической культуры и спорта, сохраняется совокупность негативных тенденций и факторов:

недостаточная обеспеченность населения объектами физической культуры и спорта, прежде всего в зоне «шаговой доступности», чрезмерно высокая стоимость физкультурно-оздоровительных услуг для большинства населения страны;

низкий процент граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе детей, подростков и молодежи;

недостаточное использование возможностей средств массовой информации для пропаганды физической культуры и спорта, внедрения в массовое сознание населения страны потребности в здоровом образе жизни;

отсутствие в большинстве образовательных учреждений и организаций секционной работы по военно-прикладным и иным видам спорта, слабая организация методического, кадрового и медицинского обеспечения физической культуры и массового спорта;

окончательно несформированная современная модель финансирования спорта.

25–26 апреля 2015 года: члены Комитета приняли участие в составе группы международных наблюдателей от Парламентской Ассамблеи ОДКБ в мониторинге выборной кампании и голосования по выборам Президента Республики Казахстан.

29 апреля 2015 года: участие членов Комитета в торжественной церемония вручения наградных мечей «Меч Победы» городам-героям России с участием Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко.

6 мая 2015 года: состоялись торжественные мероприятия проекта
«Наша Великая Победа» в Москве.

14 мая 2015 года: члены Комитета приняли участие во встрече с заместителем Председателя комиссии по иностранным делам, обороне и Вооруженным Силам Сената Франции Эмери де Монтескью.

21 мая 2015 года: состоялось заседание секции Экспертного совета ракетно-космической отрасли, на котором были обсуждены поправки к
 проекту федерального закона «О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», № 780157–6.

21 мая 2015 года: Комитет, совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре провел заседание «круглого стола» на тему «Опыт субъектов Российской Федерации по военно-патриотическому воспитанию молодежи».

26 мая 2015 года: состоялось в г. Душанбе выездное заседание Координационного совещания председателей комитетов (комиссий) по обороне и безопасности парламентов государств – членов ОДКБ при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ. В заседании приняли участие члены Комитета Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан по правопорядку, обороне и безопасности и представители (руководителей) силовых министерств и ведомств Республики Таджикистан.

1 июня 2015 года: Комитетом проведено заседание «круглого стола» на тему: «Об итогах обзорной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия в контексте национальных интересов Российской Федерации». В ходе заседания был обсужден ход выполнения положений ДНЯО, перспективы ядерного разоружения, ядерной безопасности, ядерного нераспространения и мирного использования атомной энергии.

2 июня 2015 года: в Совете Федерации проведено совещание на тему:
«О ходе выполнения Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении в 2014 году».

В соответствии с программой в 2014 году в Российской Федерации было уничтожено 45% (около 18 тысяч тонн) накопленных в СССР боевых отравляющих веществ. Процесс уничтожения прошел без аварий, хотя все боезапасы были с истекшим сроком хранения.

На двух заводах по уничтожению химического оружия все его запасы уже ликвидированы.

Процесс ликвидации проведен в условиях сокращения финансирования отечественной программы в условиях мирового финансового кризиса. Бюджетом 2015 года предусмотрено выделение 20 миллиардов рублей, вместо запланированных 33. Однако на основании распоряжения Президента Российской Федерации Правительству поручено обеспечить ее выполнение не позднее конца 2015 года. В связи с этим на следующий финансовый год планируется выделить не 20, как предполагалось ранее, а 30 миллиардов рублей.

16–18 июня 2015 года: делегация Комитета приняла участие в открытии
и работе Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2015».

17 июня 2015 года: члены Комитета приняли участие во встрече с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Корея в Российской Федерации.

19 июня 2015 года: состоялось заседание Координационного Совета
при Совете Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей на тему: «О ходе реализации федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части нормативно-правового регулирования предоставления жилья военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей». По итогам заседания подготовлены рекомендации.

В ходе заседания члены Координационного совета отметили, что к настоящему времени руководством государства предприняты конкретные и результативные действия, направленные на совершенствование жилищного обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей: установлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья, ставшая основной формой жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, и определена для этой категории граждан денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений; введена новая форма жилищного обеспечения военнослужащих — субсидия для приобретения или строительства жилья, расширившая юридические средства для решения жилищных проблем военнослужащих; предоставлено право семьям военнослужащих, имеющим в своем составе трех и более детей, на внеочередное обеспечение постоянным и служебным жильём; установлены дополнительные формы обеспечения жильём сотрудников органов внутренних дел, замещающих должность участкового уполномоченного полиции.

Однако в данной области сохраняется ряд проблем, требующих решения: не в полной мере исполнены обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем семей граждан, уволенных с военной службы и поставленных на учёт нуждающихся в жилье до 1 января 2012 года; менее одного процента от потребностей составляет запланированное на 2015–2016 годы финансирование Министерства внутренних дел Российской Федерации для предоставления сотрудникам органов внутренних дел социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

23 июня 2015 года: на базе Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации состоялась военная научно-практическая конференция «Интеграция миротворческого потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации в мировой миротворческий процесс по опыту проведения миротворческих операций 1992–2015 годов». В конференции приняли участие представители руководящего состава центральных органов военного управления, военных округов, военно-учебных заведений, научно-исследовательских организаций Минобороны России, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, МИДа России, МЧС России, Совета министров обороны государств – участников СНГ, Секретариата и Объединенного штаба ОДКБ, руководящий состав Академии военных наук, ветеранских и общественных организаций.

3 июля 2015 года: проведено совещание-семинар на тему: «О правовой
и политико-дипломатической институализации перечня зарубежных неправительственных организаций (Патриотический «Стоп-лист»)». По итогам совещания-семинара подготовлен проект обращения к Генеральному прокурору Российской Федерации, Министру иностранных дел Российской Федерации, Министру юстиции Российской Федерации в связи с необходимостью определения дополнительных мер по противодействию антироссийской активности иностранных и международных неправительственных организаций, а также сам Патриотический «Стоп-лист».

8 июля 2015 года: члены Комитета приняли участие во встрече с Председателем комитета по национальной обороне Национальной Ассамблеи Республики Корея.

24 июля 2015 года: участие членов Комитета в официальном приеме
по случаю 88-ой годовщины образования Народно-освободительной армии Китая.

28 июля 2015 года: члены Комитета приняли участие во встрече с Председателем Комитета по национальной обороне Национальной Ассамблеи Республики Корея Хван Джин Ха.

9 сентября 2015 года: в рамках IX Международной выставки вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo 2015 в городе Нижнем Тагиле проведен совместный с комитетами Государственной Думы по обороне, безопасности и противодействию коррупции «круглый стол» на тему:
«О приоритетах и проблемах реализации государственной политики в сфере производства продукции военного назначения».

Участники «круглого стола» отметили, что в настоящее время работа в системе государственного оборонного заказа стала более ритмичной и проводится без серьезных сбоев. По итогам 2014 года государственный оборонный заказ был выполнен практически в полном объеме, а рост производства в секторе оборонно-промышленного комплекса составил более 15,5%.

Вместе с тем, перенос и невыполнение сроков реализации государственных программ по целому ряду направлений свидетельствует о сохранении проблем в производстве вооружения, военной и специальной техники.

Участниками «круглого стола», подготовлены рекомендации, которые направлены в адрес заинтересованных органов власти, интегрированных структур, учреждений и организаций для принятия конкретных мер.

11 сентября 2015 года: состоялось совещание Секции радиоэлектронной промышленности. В ходе совещания обсуждался вопрос «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в части защиты информации о закупках комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники от широкого круга лиц).

Принято решение: рекомендовать Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности обратиться к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозину о включении в повестку дня заседания Военно-промышленной комиссии Российской Федерации вопроса о защите информации о закупках комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники от широкого круга лиц. Данное обращение было направлено 30 сентября 2015 года (Исх. № 3.3–08/1714).

18 сентября 2015 года: проведен «круглый стол» на тему: «Актуальные проблемы развития оружейного комплекса на примере предприятий оборонно-промышленного комплекса Тульской области».

21 сентября 2015 года: члены Комитета приняли участие во встрече первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам В.М. Джабарова с делегацией кенийских парламентариев во главе с председателем Постоянного Комитета по национальной безопасности и международным связям Сената Республики Кения Мохамедом Юсуфом Хаджи.

29 сентября 2015 года: участие членов Комитета в официальном
приеме по случаю 66-ой годовщины образования Китайской Народной Республики, организованном Чрезвычайным и Полномочным Послом КНР в Российской Федерации Ли Хуэй.

29 сентября 2015 года: Комитетом проведен «круглый стол» на тему: «Состояние и проблемы законодательного обеспечения противодействия экономической преступности».

По итогам работы круглого стола приняты соответствующие рекомендации.

29 сентября 2015 года – участие Комитета в «круглом столе» на тему: «О состоянии и проблемах пенсионного обеспечения военнослужащих ФСБ России (совместно с Академией ФСБ России)».

30 сентября 2015 года: на 378 заседании Совета Федерации было принято Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 355-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».

Принятие данного постановления Совета Федерации стало событием, имеющим непосредственное отношение к законодательному обеспечению реализации стратегического приоритета «национальная оборона», и, по сути, завершило формирование правового института использования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов за пределами территории Российской Федерации в целях реализации национальных интересов России и обеспечения международного мира и безопасности.

Дальнейшее развитие событий вокруг боевых действий Воздушно-космических сил и кораблей Каспийской флотилии Военно-Морского флота по нанесению ударов по формированиям боевиков, так называемого, «Исламского государства» и других террористических организаций свидетельствовало о своевременности и актуальности принятого решения.

30 сентября 2015 года: участие членов Комитета в официальном
приеме по случаю Национального Дня основания и 25-летием установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея, организованном Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Корея в Российской Федерации Пак Ро Бёком.

5–8 октября 2015 года: члены Комитета приняли участие в официальном визите в Иорданское Хашимитское Королевство и в Республику Кения в составе делегации Совета Федерации во главе с Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко.

9 октября 2015 года: аппарат Комитета принял участие в подготовке
и проведении выездного заседания Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «Вопросы исполнения решений об освобождении реализации недвижимого военного имущества (опыт Астраханской области)».

13 октября 2015 года: состоялся «круглый стол» на тему: «О перспективах окончательного урегулирования ситуации вокруг Иранской ядерной программы на основе Совместного всеобъемлющего плана действий».

15–16 октября 2015 года: члены Комитета приняли участие в заседании Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ по вопросам обороны и безопасности и в заседании Объединенной комиссии при Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам в г. Санкт-Петербурге.

17–21 октября 2015 года: участие членов Комитета в составе делегации Совета Федерации в работе 133-й Ассамблеи Межпарламентского Союза в
 г. Женева, Швейцария.

21 октября 2015 года: члены Комитета приняли участие во встрече первого заместителя Председателя Совета Федерации Н.В. Федорова с Министром внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии Петером Сиярто.

22 октября 2015 года: участие членов Комитета во встрече с депутатом Бундестага ФРГ, членом Комитета Бундестага ФРГ по обороне, Председателем подкомитета по вопросам разоружения, контроля над вооружением и режима нераспространения, членом Парламентской Ассамблеи НАТО Робертом Хохбаумом.

29 октября 2015 года: члены Комитета приняли участие в официальном приеме по случаю Дня провозглашения Турецкой Республики, организованном Чрезвычайным и Полномочным Послом Турецкой Республики в Российской Федерации Умит Ярдымом.

5–6 ноября 2015 года: при участии Комитета состоялся V Всемирный конгресс соотечественников под девизом: «Помним и гордимся». Форум подвел итоги выполнения IV Всемирного конгресса соотечественников, а также проанализировал ход реализации общероссийских программ, ориентированных, в том числе, на соотечественников за рубежом, включая Федеральную целевую программу «Русский язык» и Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

10 ноября 2015 года: проведено заседание секции радиоэлектронной промышленности на тему «Мониторинг правоприменения Федерального закона от 29 июня 2015 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Участники заседания Секции радиоэлектронной промышленности рекомендовали:

— продолжить мониторинг правоприменительной практики Федерального закона от 29 июня 2015 года № 159-ФЗ;

— в 10-дневный срок обобщить поступившие от участников заседания Секции радиоэлектронной промышленности и от предприятий отрасли предложения по совершенствованию механизма реализации Федерального закона от 29 июня 2015 года № 159-ФЗ;

— выступить перед Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности с предложением о внесении установленным порядком законодательной инициативы, поддержанной участниками заседания Секции радиоэлектронной промышленности.

23 ноября 2015 года: члены Комитета приняли участие во встрече с Полномочным Министром, руководителем отдела по связям с парламентами Посольства Японии в Российской Федерации Токуро Фуруя.

24 ноября 2015 года: Комитетом проведен «круглый стол» на тему: «Научно-исследовательское обеспечение правоохранительной деятельности: организационные и правовые аспекты».

25 ноября 2015 года: участие членов Комитета в заседании Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи ОДКБ по вопросам обороны и безопасности в г. Санкт-Петербурге.

25 ноября 2015 года: состоялась Международная научно — практическая конференция на тему: «Приоритетные направления межпарламентского сотрудничества в формате ОДКБ по укреплению коллективной и международной безопасности на современном этапе». В ходе конференции участники констатировали, что в современных условиях роль парламентской дипломатии, расширение межпарламентских контактов, совместной правотворческой работы высших законодательных органов государств-членов Организации в механизме обеспечения системы коллективной безопасности трудно переоценить. Строительство и укрепление системы коллективной безопасности призвано стать надежным сдерживающим фактором в предотвращении и урегулировании конфликтов интересов различных государств мира, влияющих на состояние безопасности в зоне ответственности Организации. Данное обстоятельство подчеркивает необходимость совершенствования нормативных правовых основ межпарламентского сотрудничества в Организации.

26 ноября 2015 года: участие членов Комитета в восьмом пленарном заседании Парламентской Ассамблеи ОДКБ в г. Санкт-Петербурге.

26–27 ноября 2015 года: члены Комитета приняли участие в сорок третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в г. Санкт-Петербурге.

15 декабря 2015 года: Комитетом проведено совещание на тему «Лекарственное обеспечение в военно-медицинских организациях Министерства обороны Российской Федерации: состояние, перспективы, нормативно-правовое обеспечение» во 2-ом центральном военном клиническом госпитале имени П.В. Мандрыка.

16 декабря 2015 года: в рамках «правительственного часа» подготовлен вопрос для заслушивания в ходе 383-го заседания Совета Федерации «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в Арктической зоне».

17 декабря 2015 года: проведено заседание Секции малых и средних предприятий оборонно-промышленного комплекса России по вопросу:
«О правоприменительной практике Федерального закона от 29 июня 2015 года
№ 159 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в деятельности малых и средних предприятий оборонно-промышленного комплекса России». В ходе заседания рассмотрены вопросы:

— об обеспечении исполнения государственных контрактов в рамках ГОЗ;

— о выполнении заказов в рамках ГОЗ в условиях действующей схемы авансирования;

— о внесении изменений в порядок ценообразования по ГОЗ;

— об осуществлении расчетов по оплате труда через специальные счета;

— о проблемах учета определенных категорий прямых затрат по специальному счету;

— об унификации требований уполномоченных банков в части открытия и обслуживания специальных счетов.

Комитетом проведена работа по подготовке проекта Постановления Совета Федерации от 28 октября 2015 года № 419-СФ «О Совете по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и распоряжения Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 ноября
2015 года № 218-рп, которым утверждено Положение о Совете по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и состав Совета.

Ноябрь — декабрь 2015 года: в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» и посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2014 и 2015 годах, Комитетом проведен мониторинг правоприменительной практики Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275 «О государственном оборонном заказе» после внесения в него изменений, предусмотренных Федеральным законом от 29 июня 2015 года
№ 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Анализ полученных результатов свидетельствует о накоплении целой совокупности проблем, приведших к сбоям в работе предприятий ОПК Российской Федерации

В сложившейся ситуации Комитета готовит проект федерального
закона, дающий определение «комплектующее изделие ВВСТ» и позволяющий ограничить перечень лиц, поставляющих продукцию по государственному оборонному заказу, и подпадающих под действие Федерального закона
№ 275-ФЗ поставщиками комплектующих изделий ВВСТ, выведя за рамки данного процесса поставщиков материалов и сырья.

Кроме того, за отчетный период Комитет:

1. Принял участие:

— в форуме негосударственных структур безопасности «Безопасная столица», который был организован Общественной палатой Российской Федерации и Комиссией Московской городской Думы по безопасности;

— в церемонии открытия 19-й международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех 2015»;

— в подготовке и проведении заседаний Комитета общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины.

В 2015 году проведено 11 заседаний данного Комитета,

— в работе межведомственной рабочей группы Государственного антинаркотического комитета и межведомственной рабочей группе по созданию комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте.

2. Обеспечил участие Председателя Комитета В.А. Озерова в 25 мероприятиях.

Важнейшими из них являются:

— расширенные Коллегии по итогам работы за год ФСБ России и ФСКН России;

— заседание общественного совета при ФСКН России на тему: «О реализации государственной антинаркотической политики в 2014 году и задачах на 2015 год»;

— форум Национального антитеррористического комитета «Современные системы безопасности – Антитеррор»;

— международная конференция «Безопасность оборота наличных денег и ценностей»;

— научно-практическая конференция на тему «Совершенствование правовой базы реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации до 2020 года»;

— круглый стол, проводимый уполномоченным по правам человека в Российской Федерации на тему: «Профилактика подросткового алкоголизма и наркомании: проблемы, пути решения»;

— семинар на тему: «О состоянии и проблемах законодательства российской Федерации, регламентирующего противодействие экстремизму и терроризму»;

— XIX Международный Форум «Технологии Безопасности»;

— XIII международная научно – практическая конференция «Терроризм и безопасность на транспорте»;

— 4 заседания Государственной пограничной комиссии.