Планы и отчеты

Итоги работы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в 2014 году

Введение.

Основная работа Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в 2014 году была направлена на реализацию стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Посланиях Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года и от декабря 2014 года, а также в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Комитет осуществлял свою деятельность в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Регламентом Совета Федерации, Планами основных мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю и осеннюю сессии 2014 года.

В связи с обострением внутриполитической ситуации на Украине и последующим ростом напряженности в межгосударственных отношениях особым направлением работы Комитета в 2014 году стало его участие в реализации важнейшего конституционного полномочия Совета Федерации по рассмотрению обращения Президента Российской Федерации от 1 марта 2014 года «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины». 25 июня 2014 года по просьбе главы государства вышеупомянутое решение было отменено.

В соответствие с Регламентом Совета Федерации Комитетом был проведен комплекс парламентских мероприятий по подготовке и одобрению Советом Федерации федерального закона по ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Комитетом был поддержан целый пакет законодательных актов, направленных на интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему Российской Федерации.

В 2014 году Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности ставил перед собой следующие приоритетные задачи:

— способствовать совершенствованию законодательства Российской Федерации о национальной безопасности, в том числе в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, противодействия организованной преступности, терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, незаконной миграции;

— продолжить развитие военного законодательства Российской Федерации, в том числе и в целях обеспечения военной безопасности;

— содействовать законодательному обеспечению формирования, финансирования и контроля за выполнением в полном объеме государственного оборонного заказа;

— активно влиять на повышение уровня жизни военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и специальных служб, членов их семей, содействовать их социальной защищенности;

— укрепления международного и межпарламентского сотрудничества в вопросах безопасности, реализации взаимовыгодного военно-технического сотрудничества.

— укреплять международное и межпарламентское сотрудничество в решении вопросов безопасности, устанавливать взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество.

Разумеется, решение этих задач невозможно без глубокого систематического изучения членами Комитета состояния дел, складывающегося в обществе (по вопросам компетенции Комитета), без надлежащего изучения предмета регулирования и выработки адекватных законодательных решений, без проверки реализации законодательства в реальной жизни, без создания действенных юридических механизмов обеспечения национальной безопасности. В этой связи участие в законодательной деятельности и изучение состояния дел по вопросам ведения Комитета, в том числе мониторинг применения законодательства Российской Федерации, – это две неразрывные части, главные составляющие содержания деятельности Комитета в 2014 году.

Эту деятельность Комитет осуществлял с учетом двух факторов.

Первый. Совет Федерации – это палата регионов, в которой работают представители субъектов Российской Федерации. В этой связи работа с законопроектами и рассмотрение федеральных законов, принятых Государственной Думой, должны осуществляться с учетом мнения и интересов субъектов Российской Федерации, формирующих свои потребности в законодательном регулировании со знанием местных условий, социальной, экономической и политической специфики применения законодательства Российской Федерации в том или ином регионе.

Второй. Специфика компетенции Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности предопределяет учет мнения различных силовых государственных структур, уполномоченных решать важнейшие вопросы обеспечения национальной безопасности и досконально знающих дело, которым они занимаются, располагающих научным потенциалом, квалифицированными специалистами в конкретных сферах деятельности, необходимыми аналитическими материалами по вопросам, подлежащим законодательному регулированию. Именно эти силовые государственные структуры, призванные строго исполнять закон, как никто иной испытывают в своей деятельности недостатки законодательного регулирования, именно они могут предложить целесообразные решения, способствующие совершенствованию законодательства Российской Федерации.

Можно с уверенностью сказать, что в 2014 году Комитет в полной мере использовал предоставленные ему законодательством Российской Федерации возможности, средства, способы и формы деятельности для глубокого изучения относящихся к его ведению правоотношений. Здесь использовалось сопровождение законопроектов и подготовка законодательных инициатив, подготовка вопросов для их рассмотрения на заседании Совета Федерации и проведение парламентских слушаний, «круглых столов», совещаний. Комитет проводил мониторинг законодательной деятельности и реализации законодательства, проверял исполнение своих решений и рекомендаций.

Осуществлялась аналитическая работа, работа Экспертного совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества, Координационного Совета при Председателе Совета Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, Секции «Военное строительство, безопасность и охрана правопорядка» Научно-экспертного Совета при Председателе Совета Федерации.

Члены Комитета работали в Межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации, в Государственной пограничной комиссии Российской Федерации, в Правительственной комиссии по военно-техническим вопросам, в Комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом, созданной в рамках МПА СНГ, а также в субъектах Российской Федерации, в военных округах и региональных структурах силовых министерств, служб и агентств.

Все эти формы, способы и методы работы активно использовались Комитетом в 2014 году для установления реальных потребностей правового регулирования, выработки выверенных законодательных решений, проверки реализации законодательства о национальной безопасности.

Глава I. Законодательная деятельность Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в 2014 году.

Заседания Комитета являются основной организационной формой его деятельности, предписанной Регламентом Совета Федерации.

В 2014 году было проведено 27 заседаний Комитета, на которых был рассмотрен 191 вопрос.

1. Рассмотрение Комитетом федеральных законов, принятых Государственной Думой.

В 2014 году Комитет на своих заседаниях рассмотрел 113 федеральных законов, принятых Государственной Думой. Из них: 42 федеральных закона Комитет сопровождал как ответственный исполнитель, а 71 федеральный закон – как соисполнитель.

Среди одобренных федеральных законов следует выделить наиболее важные:

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

— «О внесении изменения в статью 263 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в части наделения органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочием по подбору и передаче уполномоченному федеральному органу исполнительной власти зданий с прилегающими земельными участками в целях размещения в них специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства).

«О внесении изменения в статью 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (об усилении ответственности должностного лица за выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения).

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации».

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования противодействия терроризму)».

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации».

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия» (по вопросу установления запрета и административной ответственности за ношение гражданами оружия в состоянии алкогольного опьянения, запрета на ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения на территории образовательных учреждений и в организациях общественного питания, реализующих алкогольную продукцию, выдачи медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения, повышения ответственности за умышленное причинение вреда здоровью с применением оружия).

— «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона „О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат“ (о выплате ежемесячной денежной компенсации).

«О внесении изменений в статью 12 Федерального закона „О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (об установлении членам семей погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел ежемесячной денежной компенсации).

— «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона „О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами (о вывозе продукции военного назначения на международные выставки).

— «О ратификации Соглашения об основных принципах создания системы скрытого управления силами и средствами системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности».

— «О внесении изменения в статью 51 Федерального закона „О воинской обязанности и военной службе“ (об увольнении с военной службы военнослужащих в связи с невыполнением ими условий контракта).

— «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации“ (по вопросу привлечения частных охранных организаций к участию в обеспечении антитеррористической защищенности объектов и уточнения перечня объектов, деятельность частных охранных организаций на которые не распространяется).

— «О внесении изменений в статьи 38 и 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (об уточнении срока первого контракта о прохождении военной службы).

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (о бесплатной юридической помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

2. Законодательные инициативы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

В 2014 году члены Комитета в порядке реализации права законодательной инициативы приняли участие в подготовке и внесении в Государственную Думу следующих проектов федеральных законов:

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования призыва на военную службу»;

— «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»;

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части обучения граждан по программам военной подготовки сержантов (старшин), солдат (матросов) запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования). Законопроект внесен в Государственную Думу 18 июня 2014 года членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Озеровым, В.И. Матвиенко, Ю.Л. Воробьевым, Е.А. Серебренниковым, Н.А. Федоряком, С.М. Киричуком, А.А. Клишасом и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Васильевым и В.М. Заварзиным).

Подготовлены и направлены в Государственную Думу поправки к проекту федерального закона № 467101–6 «О внесении изменения в статью 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части дополнения категорий, имеющих преимущественное право приема в общеобразовательные организации, реализующие дополнительные общеразвивающие программы подготовки к военной или иной государственной службе), внесенному депутатами Государственной Думы В.А.Васильевым, Г.А.Балыхиным, Н.И.Булаевым, В.А.Никоновым, И.А.Яровой, В.В.Ивановым, Н.А.Шайденко, А.И.Аршиновой, И.К.Родниной, И.И.Гильмутдиновым, В.Е.Позгалевым, Р.Ф.Абубакировым, М.М.Абасовым, В.В.Гутеневым, О.Ю.Баталиной, М.М.Бариевым, Н.И.Горовой.

Глава II. Деятельность Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по разработке актуальных вопросов законодательного обеспечения национальной безопасности.

1. Обзор вопросов, рассмотренных на заседаниях Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

В 2014 году Комитет на своих заседаниях рассмотрел 78 вопросов; из них: 32 тематических и 46 информационных.

Среди них следует выделить два вопроса, относящихся к реализации исключительных полномочий Совета Федерации.

1. Об Обращении Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 марта 2014 года «Об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране». Докладчик: В.А. Озеров. Исполнители: С.В. Лемешев, В.С. Евстигнеев.

Исходя из сложившейся ситуации, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитет Совета Федерации по международным делам в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» решили рекомендовать Совету Федерации дать согласие Президенту Российской Федерации на использование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране».

2. О внесении в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложения Президента Российской Федерации об отмене постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2014 года № 48-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины». Докладчик: В.А. Озеров. Исполнитель: С.В. Лемешев, В.С. Евстигнеев.

Учитывая сложившуюся обстановку, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по международным делам в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации решили рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отменить постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2014 года № 48-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины»».

2. Выездные заседания Комитета.

В силу большой эффективности выездных заседаний Комитет продолжил практику их проведения в субъектах Российской Федерации и в территориальных подразделениях федеральных органах исполнительной власти.

На выездных заседаниях Комитета в 2014 году были рассмотрены следующие темы:

— О состоянии и проблемах нормативно-правового регулирования продовольственного и вещевого обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации. (Западный военный округ, Московская область, 15 апреля 2014 года)

— «О состоянии и нормативно-правовом обеспечении защиты Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве» (Войска воздушно-космической обороны, Московская область, 28 апреля 2014 года);

— «Состояние и перспективы развития космической инфраструктуры Российской Федерации (на примере космодрома „Восточный“)». (Амурская область, Свободненский район, п. Углегорск; 15–17 сентября 2014 года);

— «Проблемы передачи высвобождаемого недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность: нормативно-правовой аспект» (г. Чита, 17–19 сентября).

Выездные заседания Комитета, несомненно, способствует вскрытию потребностей в правовом обеспечении национальной безопасности, всестороннему обсуждению проблем и принятию по ним оптимально выверенных решений, а также получению «из первых рук» информации о том, как реализуется законодательство Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Заслушивание на заседаниях Комитета руководителей министерств, служб и агентств также оказывает положительное влияние на подготовку проектов федеральных законов.

3. Расширенные заседания Комитета.

 В 2014 году были проведены расширенные заседания Комитета, на которых были рассмотрены такие важные тематические вопросы, как:

— Нормативное и правовое обеспечение формирования средств федерального бюджета, направляемых на оборону и безопасность государства в условиях перехода к программно-целевому методу планирования федерального бюджета на 2015–2017 годы. Докладчик: А.М. Бондарук. Исполнитель: С.Г. Сумкин.

— Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с Республикой Алжир: состояние, проблемы, перспективы. Докладчик: В.А. Озеров. Исполнитель: Г.П. Ершов.

О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 – 2017 годов (в части разделов классификации расходов федерального бюджета «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»). Докладчик: Б.Б. Жамсуев. Исполнитель: С.Г. Сумкин.

О состоянии законодательного регулирования порядка въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и мерах по противодействию нелегальной миграции. Докладчик: А.А. Чекалин. Исполнитель: Г.Г. Эксузян.

Нормативно-правовое обеспечение культурно-досуговой работы в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах и мерах по её совершенствованию. Докладчик: В.А. Озеров. Исполнители: В.В. Гаврищук, А.И. Шилов.

Состояние нормативно-правового обеспечения и проблемы совершенствования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оценка рисков опасных и неблагоприятных явлений природы в условиях меняющегося климата. Докладчик: В.А. Озеров. Исполнитель: С.И. Рябов.

— Состояние и проблемы нормативно-правового регулирования деятельности органов государственной власти и органов власти местного самоуправления по уходу, сохранностью и содержанию захоронений участников Великой Отечественной войны и боевых действий. Докладчик: М.И. Дидигов. Исполнитель: Ю.А. Мартин.

4. «Правительственные часы» подготовленные и проведенные Комитетом.

В 2014 году Комитетом были подготовлены и проведены «правительственные часы» на темы:

1. «О приоритетных направлениях государственной политики в сфере борьбы с наркоманией». 19 февраля 2014 года на 345 заседании Совета Федерации информацию по данному вопросу доложил руководитель Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктор Петрович Иванов. По итогам «правительственного часа» принято постановление.

2. «О результатах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и перспективах ее развития в субъектах Российской Федерации в современных условиях». 26 февраля 2014 года на 346 заседании Совета Федерации информацию по данному вопросу доложил Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Андреевич Пучков. По итогам «правительственного часа» принято постановление.

3. «О состоянии и перспективах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации». 17 декабря 2014 года с участием Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу. По результатам заслушивания Советом Федерации принят проект постановления, подготовленный в подкомитете по обороне.

5. «Круглые столы» и иные мероприятия, подготовленные и проведенные Комитетом.

В 2014 году Комитетом были подготовлены и проведены «круглые столы» и иные мероприятия, среди которых можно выделить следующие.

— 11 февраля 2014 года Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности провел «круглый стол» на тему «Обеспечение безопасности проведения массовых спортивных мероприятий: правовые и технологические аспекты» (в рамках XIХ Международного форума «Технологии безопасности»). Участие в мероприятии приняли члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Российского футбольного союза, спортивных клубов, образовательных учреждений, общественных организаций (всего — 117 человек).

Целью «круглого стола» являлось обсуждение вопросов законодательного совершенствования обеспечения безопасности граждан при проведении массовых спортивных мероприятий в свете подготовки страны к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. Обсуждались вопросы совершенствования комплексной безопасности при организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе: транспортной безопасности спортсменов, тренеров, спортивных судей, болельщиков, безопасности спортивных сооружений. Большое внимание уделено вопросам совершенствования существующей системы профилактики правонарушений координации и укреплению взаимодействия МВД России с негосударственными структурами в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка в местах массового пребывания граждан при проведении спортивных мероприятий, материально-техническому обеспечению мер безопасности и антитеррористической защищенности во время проведения спортивных мероприятий, усилению ответственности организаторов, зрителей и участников спортивных мероприятий за обеспечение безопасности. Конкретные меры предложили участники «круглого стола» заместитель начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД России Кожевин А.В., президент футбольного клуба «Локомотив» Самородская О.Ю. и др.

Вел «круглый стол» председатель Комитета В.А. Озеров. Выступили 15 человек, а всего в мероприятии приняли участие- 117 человек. Подготовку мероприятия от аппарата Комитета осуществляли: М.А. Зарубин, В.Д. Трофимов, Г.Г. Эксузян. По итогам «круглого стола» приняты рекомендации. В настоящее время рекомендации реализованы.

В рамках Пятого международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», который состоялся 24–25 сентября в г. Санкт-Петербурге, осуществлена подготовка и проведение «круглого стола» на тему «Гармонизация правовых основ безопасности дорожного движения государств-участников СНГ: состояние и перспективы». Вели мероприятие первый заместитель председателя Комитета А.А. Чекалин, заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Кузин В.В. С докладом выступил заместитель Министра транспорта Российской Федерации Асаул Н. А. На заседании «круглого стола» выступили 18 человек, всего в мероприятии приняло участие 148 человек. Результатом работы «круглого стола» явилась подготовка предложений в проект Итоговой декларации Конгресса. Все предложения были учтены.

Был подготовлен и проведен «круглый стол» на тему: «Правоприменительная практика реализации Федерального закона «О полиции».

III. Аналитическая работа Комитета.

 Аналитическая работа Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в 2014 году включала в себя мониторинг действующего законодательства и правоприменительной практики по вопросам ведения Комитета.

В соответствии с планами мероприятий Совета Федерации в 2014 году подготовлены аналитические доклады:

— «О состоянии и проблемах нормативно-правового обеспечения военной безопасности Российской Федерации в Арктической зоне»;

— «О состоянии и нормативно-правовом обеспечении защиты государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве»;

— «О состоянии и проблемах нормативно-правового регулирования продовольственного и вещевого обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации».

12 июня 2014 года Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с Комитетом Государственной Думы по обороне и Фондом содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука – XXI» был проведен форум-дискуссия «Патриотизм в современных символах России» в рамках Всероссийской выставки «Символы Отечества». В дискуссии приняли участие представители Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, учреждений и предприятий оборонно-промышленного комплекса, отечественной академической науки и научной общественности, международных, государственных и негосударственных институтов, осуществляющих свою деятельность в интересах обеспечения военной безопасности.

В 2014 году Комитетом также осуществлялся мониторинг законодательства Российской Федерации и его правоприменительной практики в сфере социальной защиты семей погибших защитников Отечества.

В соответствии с поручением Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности провел мониторинг законодательства и его правоприменительной практики в сфере социальной защиты членов семей погибших защитников Отечества, а также создал межведомственную рабочую группу по их дальнейшему совершенствованию. Комитетом были направлены обращения и привлечены к названному мониторингу специалисты ряда профильных министерств и ведомств, работники правового и аналитического управлений Аппарата Совета Федерации, а также представители общественных организаций и экспертного сообщества.

8 апреля 2014 года было проведено заседание межведомственной рабочей группы, на котором обсуждены результаты мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере социальной защиты семей погибших защитников Отечества. Члены межведомственной рабочей группы пришли к мнению о нецелесообразности разработки проекта отдельного федерального закона, считая, что совершенствование мер социальной защиты указанной категории граждан необходимо осуществлять путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

IV. Работа подкомитетов Комитета.

Подкомитетом по обороне подготовлены к рассмотрению на выездных заседаниях Комитета следующие тематические вопросы:

— «О состоянии и проблемах нормативно-правового регулирования продовольственного и вещевого обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации (Западный военный округ, Московская область, 15 апреля 2014 года).

— «О состоянии и нормативно-правовом обеспечении защиты Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве» (Войска воздушно-космической обороны, Московская область, 28 апреля 2014 года).

Подкомитетом по обороне 8 апреля 2014 года подготовлено и проведено в Совете Федерации Общее собрание членов Межрегиональной Ассоциации субъектов Российской Федерации и городов, шефствующих над кораблями и частями Северного флота ВМФ России.

15 апреля 2014 года подготовлена и проведена встреча членов Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности с делегацией Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия и ее Генеральным директором ТС ОЗХО Узюмджю Ахметом (обсуждение актуальных проблем выполнения Российской Федерацией обязательств по уничтожению химического оружия).

Подкомитетом по обороне обеспечена подготовка и проведение 3–5 июня 2014 года учебно-методического сбора с офицерами запаса — членами Совета Федерации и федеральными государственными гражданскими служащими Аппарата Совета Федерации.

10 июня 2014 года участие в общественных слушаниях от КОиБ по вопросу создания новой системы военного обучения студентов в интересах подготовки офицеров, сержантов (старшин), солдат (матросов) запаса. Совместно с Общественной палатой Российской Федерации, МГУ, Общественным советом при Министерстве обороны Российской Федерации.

Подкомитетом по безопасности и правоохранительной деятельности осуществлена подготовка выездных заседаний Комитета:

— в Ставропольском крае по вопросу «О состоянии и проблемах нормативно-правового обеспечения деятельности российского казачества по обеспечению правопорядка»;

— в Амурской области, п. Углегорск, по вопросу «Состояние и перспективы развития космической инфраструктуры Российской Федерации»;

— в г. Чите по вопросу «Проблемы передачи высвобождаемого недвижимого имущества Вооружённых Сил Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность: нормативно-правовой аспект».

Во Всероссийском центре мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России «Антистихия» (г. Москва) осуществлена подготовка и проведение расширенного заседания Комитета на тему: «Состояние нормативно-правового обеспечения и проблемы совершенствования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оценка рисков опасных и неблагоприятных явлений природы в условиях меняющегося климата»

Подготовлено проведение Совещания по вопросу «Законодательное обеспечение создания Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ и её региональных сегментов».

Выполнено 5 контрольных поручений заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Подготовлен проект постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О приоритетных направлениях государственной политики в сфере борьбы с наркоманией» и информацию об исполнении постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 19 февраля 2014 г. № 63-СФ «О приоритетных направлениях государственной политики в сфере борьбы с наркоманией».

Обеспечено участие председателя Комитета В.А. Озерова и его заместителей в более чем в 25 мероприятиях. Основными из них являются:

— расширенные коллегии по итогам работы за год в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, ФСКН России, ФСИН России;

— парламентские слушания на тему «О совершенствовании законодательства в сфере противодействия незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ»;

— общественные слушания на тему «Новые правовые механизмы предотвращения терроризма»;

— «круглый стол» на тему «Правовая охрана конституционного строя и безопасности государства: современные подходы и международно-правовой опыт».

XVIII Международный Форум «Технологии Безопасности »;

XII международная научно – практическая конференция «Терроризм и безопасность на транспорте»;

— «круглый стол» по вопросу «О совершенствовании законодательства в сфере обеспечения безопасности граждан Российской Федерации и противодействия незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ»;

— международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы гармонизации законодательства государств – членов ОДКБ по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»;

— участие в заседаниях постоянных комиссий и пленарных заседаниях Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и Парламентской ассамблеи ОДКБ. В ходе подготовки к мероприятиям были написаны 7 проектов выступлений.

Подготовлено и обеспеченно участие:

— председателя Комитета В.А. Озерова в 4 заседаниях Государственной пограничной комиссии,

— первого заместителя председателя Комитета Е.А. Серебренникова в 4 заседаниях Межведомственной комиссии Совета Безопасности по общественной безопасности.

Подготовлены аналитические материалы:

— для заседаний Совета Безопасности Российской Федерации;

— по борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом в государствах–членах ОДКБ (проблемы и перспективы гармонизации правового сопровождения);

— по обустройству Государственной границы Российской Федерации (состояние и проблемы правового обеспечения).

В 2014 году принято участие в работе:

— межведомственной рабочей группе Государственного антинаркотического комитета;

— межведомственной рабочей группе по созданию комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте.

Подкомитет по военно-экономической политике и бюджету подготовил к рассмотрению на заседаниях Комитета такие важные тематические вопросы, как:

— нормативное и правовое обеспечение формирования средств федерального бюджета, направляемых на оборону и безопасность государства в условиях перехода к программно-целевому методу планирования федерального бюджета на 2015 – 2017 годы;

— о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 – 2017 годов (в части разделов классификации расходов федерального бюджета «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»);

— военно-техническое сотрудничество с Алжирской Народной Демократической Республикой: состояние, проблемы, перспективы развития;

— состояние и перспективы развития космической инфраструктуры Российской Федерации» (на примере космодрома «Восточный»);

— о рекомендациях Секции радиоэлектронной промышленности Экспертного совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества «О поддержке отечественных производителей в сфере радиоэлектронной промышленности»;

— о рекомендациях Секции малых и средних предприятий оборонно-промышленного комплекса России Экспертного совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества «Малые и средние предприятия оборонно-промышленного комплекса России: состояние, проблемы, нормативное регулирование»;

— о ходе реализации Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы и подготовки проекта Государственной программы вооружения на 2016–2025 годы.

В процессе обсуждения в Государственной Думе проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 – 2017 годов» были учтены предложения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в части финансирования разделов бюджетной классификации «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Были выделены дополнительные ассигнования на:

— обеспечение служебным жильем военнослужащих −22,8 млрд. руб., в том числе, в рамках финансирования ФЦП «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009 – 2015 годы)» в размете 10 млрд. руб.;

— капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности было выделено дополнительно 39, 0 млрд. руб.;

— вещевое обеспечение военнослужащих в связи с переходом на форму нового образца – 14,8 млрд. руб.;

— обеспечение горюче-смазочных материалов – 3,4 млрд. руб.

Вместе с тем не были учтены предложения о выделении денежных средств на подпрограмму «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропных вещества в немедицинских целях» государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков».

Подкомитет по военно-экономической политике и бюджету Комитета обеспечивал деятельность Экспертного совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества (далее – Экспертный совет).

6 июня 2014 года состоялось заседание Экспертного совета на тему «О роли и месте корпораций в системе оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации». С докладом выступил первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г. С. Никитин.

В ходе заседания Экспертного совета обсужден ряд вопросов, среди которых: состояние и пути совершенствования законодательного обеспечения деятельности корпораций, роль и место корпораций в развитии соответствующих секторов экономики государства, задачи в сфере модернизации производства, антимонопольного регулирования, импортозамещения, конверсии, кадрового обеспечения и др.

По результатам заседания Экспертного совета подготовлены рекомендации по совершенствованию обеспечения ряда направлений деятельности корпораций в системе оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

В соответствии с Положением об Экспертном совете в его рамках созданы и работают секции:

— ракетно-космической отрасли;

— радиоэлектронной промышленности;

— малых и средних предприятий оборонно-промышленного комплекса России.

5 июня 2014 года состоялось заседание Секции радиоэлектронной промышленности. В мероприятии приняли участие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности А.М. Бондарук, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности В.В. Гутенев, директор Департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации С.В. Хохлов.

На заседании Секции обсуждались состояние и проблемы законодательного обеспечения радиоэлектронной промышленности в системе оборонно-промышленного комплекса России и организационные вопросы.

14 августа 2014 года состоялось организационное заседание Секции малых и средних предприятий оборонно-промышленного комплекса России. В заседании приняли участие: заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности А.М. Бондарук, члены Экспертного совета, руководители малых и средних предприятий сферы ОПК из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов. С информацией о задачах, стоящих перед Секцией, ее составе и плане работы на 2014–2015 годы выступил генеральный директор ЗАО НПО «Мобильные информационные системы» Д.В. Сухомлинов.

21 августа 2014 года проведено очередное заседание Секции Экспертного совета ракетно-космической отрасли. Обсуждались вопросы хода реализации рекомендаций заседания Экспертного совета от 19 декабря 2013 года «Состояние и проблемы правового регулирования космической отрасли Российской Федерации» и участие в выездном заседании Комитета по обороне и безопасности «Состояние и перспективы развития космической инфраструктуры Российской Федерации» (на примере космодрома «Восточный».

26 сентября 2014 года состоялось заседание Секции радиоэлектронной промышленности, на котором рассмотрены вопросы:

— о поддержке отечественных производителей в сфере электронной промышленности;

— о внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в части защиты информации о закупках комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники от широкого круга лиц).

7 октября 2014 года состоялось расширенное заседание Секции малых и средних предприятий оборонно-промышленного комплекса России на тему «Малые и средние предприятия оборонно-промышленного комплекса России: состояние, проблемы, нормативное регулирование».

В мероприятии помимо членов Секции приняли участие представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Целью данного заседания ставилась выработка предложений по интегрированию малых и средних предприятий в процесс выполнения государственного оборонного заказа, а также выработка рекомендаций по внесению изменений в действующую нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность малого и среднего бизнеса в сфере ОПК.

С докладом выступил директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России О.Н. Рязанцев.

Рекомендации секций рассмотрены на заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Решения Комитета и соответствующие обращения направлены в профильные органы государственной власти для принятия конкретных мер.

Членами Совета Федерации Ю.Л. Воробьевым, В.А. Озеровым, Е.А. Серебренниковым, О.П. Ткачем в порядке реализации конституционного права законодательной инициативы подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации для получения официального отзыва законопроекты, касающиеся защиты информации о закупках комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, а также сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники:

— «О внесении изменений в Федеральный закон О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“;

— «О внесении изменений в Федеральный закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“.

В соответствии с рекомендациями Экспертного совета подготовлен и направлен в государственные корпорации, другие интегрированные структуры, предприятия среднего и малого бизнеса, задействованные в сфере ОПК проект распоряжения Правительства российской Федерации о перечне комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, сведения о закупке которых не составляют государственной тайны, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

Поддержка инициативы со стороны Госкорпорации «Росатом», Концерна ПВО «Алмаз-Антей», других объединений и предприятий свидетельствует об актуальности проблемы и необходимости ее решения.

Подкомитет по военно-социальной политике принял активное участие в работе по проведению мониторинга законодательства и его правоприменительной практики в сфере социальной защиты членов семей погибших защитников Отечества, а также создании межведомственной рабочей группы по их дальнейшему совершенствованию. К названному мониторингу были привлечены специалисты ряда профильных министерств и ведомств, работники правового и аналитического управлений Аппарата Совета Федерации, а также представители общественных организаций и экспертного сообщества.

8 апреля 2014 года проведено заседание данной межведомственной рабочей группы, на котором были обсуждены результаты мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере социальной защиты семей погибших защитников Отечества. Участники заседания рабочей группы пришли к мнению о нецелесообразности разработки проекта отдельного федерального закона, считая, что совершенствование мер социальной защиты указанной категории граждан необходимо осуществлять путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Предложения, поступившие в ходе заседания межведомственной рабочей группы, были обобщены и на этой основе разработаны проекты следующих федеральных законов:

«О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (в части предоставления права при расчете размера ежемесячной денежной компенсации учитывать только членов семьи погибших военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, умерших инвалидов вследствие военной травмы);

«О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части предоставления детям погибших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов права на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты);

«О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в части предоставления права детям погибших военнослужащих обеспечиваться в первоочередном порядке по месту жительства их семей местами в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях).

Кроме того, в соответствии с решением заседания межведомственной рабочей группы, было направлено письмо на имя заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации С.Э. Приходько, содержащее просьбу о рассмотрении вопроса нормативно-правовой регламентации деятельности Министерства обороны Российской Федерации в сфере увековечения памяти воинов, погибших при защите Отечества, по отношению к общественным организациям, осуществляющим поиск неизвестных воинских захоронений.

В соответствии с поручением 361-го заседания Совета Федерации от 29 октября 2014 года осуществлен анализ реализации Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (в части проведения поисковой работы).

Указанный мониторинг показал, что существующая нормативная правовая база определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ˗ Министерство обороны Российской Федерации, ответственный за увековечение памяти погибших при защите Отечества, и в полной мере обеспечивает организацию, финансирование и проведение поисковой работы в Российской Федерации и за рубежом.

Члены подкомитета вместе с коллегами из Комитета по обороне Государственной Думы на базе Центрального клинического госпиталя имени А.А. Вишневского приняли участие в совещании с руководством Военно-медицинского управления Минобороны России, представителями военных госпиталей из военных округов, в ходе которого:

обсудили вопросы совершенствования военной медицины и охраны здоровья военнослужащих;

осмотрели тематическую выставку современного медицинского оборудования и средств медицинской помощи;

проанализировали первостепенные проблемы развития законодательства в сфере военной медицины.

В целях совершенствования законотворческой работы, качественной подготовки и проведения тематических мероприятий подкомитетом проведены заседания секции Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности по темам:

— «О состоянии и проблемах нормативно-правового обеспечения подготовки военно-медицинских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации» (апрель);

— «Нормативно-правовые аспекты передачи высвобождаемого недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность» (сентябрь).

V. Сотрудничество с регионами. Взаимодействие Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности с Советом законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.

В 2014 году Совет Федерации, приняв эстафету от Государственной Думы, стал активно работать с законопроектами, разработанными субъектами Российской Федерации и направленными в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.

Комитетом были подготовлены и направлены на рассмотрение в Комиссию Совета законодателей Российской Федерации по вопросам законодательного обеспечения национальной безопасности и противодействию коррупции 7 заключений на представленные субъектами Российской Федерации законопроекты. В соответствии с этими заключениями Комиссия приняла решение:

— по двум проектам законодательной инициативы – внести в Государственную Думу (это проекты законодательной инициативы, разработанные Саратовской областной Думой № 6–49 «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов» и № 6–41 «О внесении изменений в статью 25 ФЗ «О пожарной безопасности»);

— по одному проекту законодательной инициативы – рекомендовать доработать;

— по четырем проектам законодательной инициативы – не вносить в Государственную Думу.

VI. Работа Комитета и его членов в консультативных органах при Совете Федерации и Председателе Совета Федерации.

Подкомитет по военно-экономической политике и бюджету Комитета обеспечивал деятельность Экспертного совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества. Им были подготовлены:

— Распоряжение Председателя Совета Федерации от 14 февраля 2014 года № 27рп-СФ, в соответствии с которым признаны утратившими силу отдельные распоряжения Председателя Совета Федерации, касающиеся создания и функционирования Экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества;

— Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 февраля № 44-СФ о создании Экспертного совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества;

— Распоряжение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 50рп-СФ, вводящее в действие Положение об Экспертном совете при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества и утверждающее его состав.

6 июня 2014 года состоялось заседание Экспертного совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества на тему «О роли и месте корпораций в системе оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации». С докладом выступил первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г. С. Никитин.

В ходе заседания Экспертного совета обсужден ряд вопросов, среди которых: состояние и пути совершенствования законодательного обеспечения деятельности корпораций, роль и место корпораций в развитии соответствующих секторов экономики государства, задачи в сфере модернизации производства, антимонопольного регулирования, импортозамещения, конверсии, кадрового обеспечения.

По результатам заседания Экспертного совета подготовлены рекомендации по совершенствованию обеспечения ряда направлений деятельности корпораций в системе оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

На постоянной основе в Экспертном совете созданы и работают секции: ракетно-космической отрасли (руководитель – В.П. Ремишевский) и радиоэлектронной промышленности (руководитель – П.А. Верник).

5 июня 2014 года состоялось заседание секции радиоэлектронной промышленности Экспертного совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества на тему «Состояние и проблемы законодательного обеспечения радиоэлектронной промышленности в системе оборонно-промышленного комплекса России».

Подкомитет по военно-социальной политике обеспечивал деятельность Координационного совета при Совете Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.

18 апреля 2014 года он подготовил и провел заседание Координационного Совета на тему «О состоянии и совершенствовании системы подготовки кадров в сфере медицинского обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».

Данное мероприятие проведено в связи с тем, что в сфере подготовки военно-медицинских кадров имеют место отдельные неразрешенные до настоящего времени проблемы. Среди них:

— сохраняется кадровый дефицит при замещении должностей профессорско-преподавательского состава, комплектующихся из числа гражданского персонала;

отсутствует должная мотивация и материальная заинтересованность для перевода опытных военных медиков на научно-педагогическую деятельность;

— требуется увеличение объемов заказов на выполнение научно-исследовательских работ в инновационных сферах медицины;

— упущения в подготовке врачей узкой специальности для военных госпиталей.

В целях совершенствования системы подготовки военно-медицинских кадров предложено:

во‑первых, внести изменения в ведомственные нормативные правовые акты, предусматривающие повышение штатно-должностных категорий военных преподавателей;

во‑вторых, рассмотреть вопрос о повышении уровня ставок должностей профессорско-преподавательского состава из числа гражданского персонала на кафедрах военных образовательных организаций высшего образования;

в‑третьих, проработать вопрос о возможности создания образовательного консорциума Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова с гражданскими вузами, с целью реализации совместных сетевых образовательных программ.

Подкомитет по военно-социальной политике подготовил и провёл 29 мая 2014 года Учредительное собрание по созданию Координационного совета общественных объединений военнослужащих, ветеранов военной службы, правоохранительных органов и членов их семей.

Ещё 22 ноября 2013 года состоялось заседание Координационного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей на тему: «О роли общественных организаций в социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей». В ходе заседания выступающие предложили создать координирующий орган, способный объединить усилия общественных организаций в достижении их уставных целей.

Данное предложение было поддержано руководителями органов исполнительной и законодательной власти, руководителями многих общероссийских, межрегиональных и международных общественных объединений.

Председателем Координационного совета общественных объединений военнослужащих, ветеранов военной службы, правоохранительных органов и членов их семей избран Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Озеров.

VII. Участие Комитета и его членов в работе органов государственной власти.

Подкомитет по обороне осуществлял планомерную работу по обеспечению участия членов Комитета в составе межведомственной комиссии, рабочей группы Совета Безопасности Российской Федерации и секции по военной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации.

В целях участия членов Комитета в работе Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности были разработаны соответствующие информационно-справочные материалы с конкретными предложениями в проекты решений заседаний. В информационно-справочных материалах отмечалась важность проведения политических, экономических, военных, социальных и других мер по совершенствованию системы обеспечения военной безопасности и обороны государства с учётом положений федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Подготовлены и направлены предложения в план работы Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности на 2 полугодие 2014 года.

В течение первого полугодия подкомитетом своевременно осуществлялась подготовка информационно-справочных материалов и предложений в проекты решений оперативных совещаний Совета Безопасности, направленных на совершенствование нормативной правовой базы, с учётом интересов России и на основе возможных вариантов развития внешне- и внутриполитической ситуации.

Подготовлены и направлены предложения в перечень вопросов оперативных заседаний Совета Безопасности Российской Федерации на второе полугодие 2014 года.

VIII. Работа Комитета в сфере международного военно-политического сотрудничества.

Работа Комитета в этой сфере осуществлялась, прежде всего, через подкомитет по международному военно-политическому сотрудничеству.

Исходя из установленных приоритетов международного и межпарламентского сотрудничества Совета Федерации на 2014 год, работа в подкомитете строилась с учетом положений Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации по следующим направлениям:

Первое. Пространство СНГ продолжало оставаться основной сферой интересов России. В связи с этим большое внимание уделялось работе членов Комитета в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ (2 заседания), Парламентской Ассамблеи ОДКБ (2 заседания), Парламентского Собрания Союза России и Беларуси (1 заседание), контактам с парламентариями стран, входящих в эти организации, а также в Шанхайскую организацию сотрудничества. Большое внимание уделялось взаимодействию с парламентами Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в рамках работы комиссий по сотрудничеству Совета Федерации с парламентами Республики Южная Осетия и Республики Абхазия (3 заседания).

В ходе работы постоянных комиссий по вопросам обороны и безопасности МПА СНГ и ПА ОДКБ продолжилась практика проведения консультаций и обмена мнениями между членами Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и членами национальных парламентских делегаций.

Активно велась работа в Объединенной комиссии МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ (2 заседания). Члены Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, работающие в постоянных комиссиях по вопросам обороны и безопасности МПА СНГ и ПА ОДКБ участвовали в заседаниях рабочих групп по обсуждению проектов модельных законов, вопросов сближения, гармонизации национальных законодательств в борьбе с новыми глобальными вызовами и угрозами, в укреплении совместной безопасности, в борьбе с наркотиками, незаконной миграцией.

16 апреля 2014 года в г. Санкт-Петербурге состоялось заседание Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам обороны и безопасности, где парламентарии из государств-членов ОДКБ смогли обменяться мнениями и обсудить выполнение мероприятий по реализации приоритетных направлений деятельности ОДКБ, предложенных Российской Федерацией на 2014 год, а также обсудить ситуацию, связанную с выводом коалиционных сил из Исламской Республики Афганистан.

Второе. Поддержание и развитие связей с парламентами иностранных государств, с парламентариями международных парламентских структур продолжало оставаться важным направлением международного сотрудничества и межпарламентской деятельности Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Однако в 2014 году количество подобных контактов существенно снизилось в связи с ограничением парламентских контактов из‑за санкций, введенных со стороны США, ЕС, Канады, Японии и Австралии в отношении Российской Федерации.

Существенное место в беседах членов Комитета с зарубежными коллегами занимали вопросы предотвращения или коллективного воздействия на кризисные ситуации, разрешения конфликтных ситуаций вокруг Сирии, на территории Украины.

Для популяризации деятельности Комитета, доведения информации о его деятельности и позиции по актуальным военно-политическим вопросам, подготовлен и проведен 20 марта 2014 года брифинг с военными атташе иностранных государств, аккредитованными в Российской Федерации.

Вопросы международных отношений в области обороны и безопасности, а также внешней политики Российской Федерации рассматривались и анализировались направлением в тесном деловом контакте с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации.

Третье. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе в составе миротворческих сил, в соответствии с Конституцией Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации и находится на постоянном контроле Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Подкомитетом подготовлены материалы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране и об отмене Постановления Совета Федерации от 01 марта 2014 года №48-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины» для рассмотрения на заседаниях Комитета и Совета Федерации.

Законодательная деятельность подкомитета включала сопровождение, подготовку и рассмотрение на заседаниях Комитета и Совета Федерации 11 федеральных законов, по 7 из которых Комитет был ответственным исполнителем. Следует отметить такие важные федеральные законы, как:

— «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» (21.03.14г.);

— «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины» (01.04.14г.);

— «О ратификации Договора государств – участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц» (29.04.14г.);

— «О ратификации Соглашения об основных принципах создания системы скрытого управления силами и средствами системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (26.11.14г.).

Подкомитет подготовил для рассмотрения на заседаниях Комитета три вопроса:

— об участии членов Комитета в мероприятиях Парламентской Ассамблеи ОДКБ и Межпарламентской Ассамблеи СНГ (16–18 апреля 2014 года, г. Санкт-Петербург);

— информация о проведении Комитетом брифинга с военными атташе иностранных государств, аккредитованными в Российской Федерации; — информация о письме Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова.

IX. Документооборот в Комитете.

В 2014 году в Комитет поступило 7227 документов; в том числе: от внешних организаций – 1802, от структурных подразделений Совета Федерации – 5072, от граждан России – 353 обращения (в три раза больше, чем в прошлом году).

Количество исходящих из Комитета документов в 2014 году составило 2327 единиц (в два раза больше, чем в прошлом году).