Планы и отчеты

Итоги работы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности за период весенней сессии 2014 года

Глава I. Законодательная деятельность Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности за период весенней сессии 2014 года.

 

Введение.

 

Основная работа Комитета в этот период была направлена на реализацию стратегических задач, обозначенных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года и указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Особенностью работы Комитета в ходе весенней сессии 2014 года стало его участие в реализации одного из важнейших конституционных полномочий Совета Федерации, который дал согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины. 25 июня 2014 года по просьбе главы государства вышеупомянутое решение было отменено.

Комитет участвовал в одобрении Советом Федерации федерального закона по ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Был также одобрен целый пакет законодательных актов, направленных на интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему Российской Федерации.

 

1. Общие итоги законодательной деятельности Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

 

В период весенней сессии 2014 года Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности провёл 16 заседаний, на которых было заслушано 104 вопроса.

Более половины этих вопросов была посвящена рассмотрению 67 федеральных законов, принятых Государственной Думой; из них: 23 федеральных закона Комитет сопровождал как ответственный исполнитель, а 44 федеральных закона – как соисполнитель.

В период весенней сессии 2014 года Комитет на своих заседаниях рассмотрел 37 вопросов; из них: 24 тематических и 13 информационных.

 

2. Анализ основных результатов законодательной деятельности Комитета по обороне и безопасности в ходе весенней сессии 2014 года.

 

Законодательное обеспечение национальной безопасности и обороны.

В весеннюю сессию 2014 года Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности ставил перед собой следующие приоритетные задачи:

— способствовать совершенствованию законодательства Российской Федерации о национальной безопасности;

— продолжить развитие военного законодательства Российской Федерации;

— содействовать финансированию в полном объеме государственного оборонного заказа;

— активно влиять на повышение уровня жизни военнослужащих, содействовать их социальной защищенности;

— активно участвовать по вопросам своего ведения в укреплении международного и межпарламентского сотрудничества, способствовать установлению взаимовыгодного военно-технического сотрудничества.

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рассмотрел и предложил Совету Федерации одобрить 67 федеральных законов, принятых Государственной Думой; из них: 23 федеральных закона Комитет сопровождал как ответственный исполнитель, а 44 федеральных закона – как соисполнитель.

Среди одобренных федеральных законов следует отметить наиболее значимые из них:

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации».

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования противодействия терроризму)».

—»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации».

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия» (по вопросу установления запрета и административной ответственности за ношение гражданами оружия в состоянии алкогольного опьянения, запрета на ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения на территории образовательных учреждений и в организациях общественного питания, реализующих алкогольную продукцию, выдачи медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения, повышения ответственности за умышленное причинение вреда здоровью с применением оружия).

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Этот Федеральный закон дополнил Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» статьей 91, в соответствии с которой организации — собственнику Единой системы газоснабжения, стратегическому акционерному обществу, осуществляющему управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, и стратегическому акционерному обществу, ведущему деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, предоставляется право на создание ведомственной охраны для обеспечения физической защиты принадлежащих им на праве собственности объектов топливно-энергетического комплекса, предназначенных для добычи, переработки, транспортировки, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, а также имущества, необходимого для выполнения государственного контракта.

— «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона „О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат“ (о выплате ежемесячной денежной компенсации).

«О внесении изменений в статью 12 Федерального закона „О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (об установлении членам семей погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел ежемесячной денежной компенсации).

— «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона „О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами (о вывозе продукции военного назначения на международные выставки).

 

3. Законодательные инициативы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Члены Комитета в порядке реализации права законодательной инициативы приняли участие в подготовке и внесении в Государственную Думу следующих проектов федеральных законов:

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования призыва на военную службу»;

— «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»;

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части обучения граждан по программам военной подготовки сержантов (старшин), солдат (матросов) запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования). Законопроект внесен в Государственную Думу 18 июня 2014 года членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Озеровым, В.И. Матвиенко, Ю.Л. Воробьевым, Е.А. Серебренниковым, Н.А. Федоряком, С.М. Киричуком, А.А. Клишасом и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Васильевым и В.М. Заварзиным).

Подготовлены и направлены в Государственную Думу поправки к проекту федерального закона № 467101–6 «О внесении изменения в статью 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части дополнения категорий, имеющих преимущественное право приема в общеобразовательные организации, реализующие дополнительные общеразвивающие программы подготовки к военной или иной государственной службе), внесенному депутатами Государственной Думы В.А.Васильевым, Г.А.Балыхиным, Н.И.Булаевым, В.А.Никоновым, И.А.Яровой, В.В.Ивановым, Н.А.Шайденко, А.И.Аршиновой, И.К.Родниной, И.И.Гильмутдиновым, В.Е.Позгалевым, Р.Ф.Абубакировым, М.М.Абасовым, В.В.Гутеневым, О.Ю.Баталиной, М.М.Бариевым, Н.И.Горовой и принятому в первом чтении 21 мая 2014 года.

 

Мониторинг законодательства Российской Федерации и его правоприменительной практики в сфере социальной защиты семей погибших защитников Отечества.

В соответствии с поручением Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности провел мониторинг законодательства и его правоприменительной практики в сфере социальной защиты членов семей погибших защитников Отечества, а также создал межведомственную рабочую группу по их дальнейшему совершенствованию. Комитетом были направлены обращения и привлечены к названному мониторингу специалисты ряда профильных министерств и ведомств, работники правового и аналитического управлений Аппарата Совета Федерации, а также представители общественных организаций и экспертного сообщества.

8 апреля 2014 года было проведено заседание межведомственной рабочей группы, на котором обсуждены результаты мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере социальной защиты семей погибших защитников Отечества. Члены межведомственной рабочей группы пришли к мнению о нецелесообразности разработки проекта отдельного федерального закона, считая, что совершенствование мер социальной защиты указанной категории граждан необходимо осуществлять путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

 

Глава II. Деятельность Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по разработке актуальных вопросов законодательного обеспечения национальной безопасности.

 

1. Обзор вопросов, рассмотренных на заседаниях Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

В период весенней сессии 2014 года Комитет на своих заседаниях рассмотрел 37 вопросов; из них: 24 тематических и 13 информационных.

Два тематических заседания Комитета были выездными:

— О состоянии и проблемах нормативно-правового регулирования тылового обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации. (Западный военный округ, Московская область, 15 апреля 2014 года)

— «О состоянии и нормативно-правовом обеспечении защиты Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве» (Войска воздушно-космической обороны, Московская область, 28 апреля 2014 года);

На расширенных заседаниях Комитета были рассмотрены такие важные тематические вопросы, как:

— Нормативное и правовое обеспечение формирования средств федерального бюджета, направляемых на оборону и безопасность государства в условиях перехода к программно-целевому методу планирования федерального бюджета на 2015–2017 годы. Докладчик: А.М. Бондарук. Исполнитель: С.Г. Сумкин.

О состоянии и нормативно-правовом обеспечении защиты Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве. Докладчик: Н.А. Федоряк. Исполнители: Ю.Н. Савельев и С.И. Рябов.

— Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с Республикой Алжир: состояние, проблемы, перспективы. Ответственный: В.А. Озеров. Исполнитель: Г.П. Ершов.

 

Комитетом были подготовлены и проведены «правительственные часы» на темы:

1. «О приоритетных направлениях государственной политики в сфере борьбы с наркоманией». 19 февраля 2014 года на 345 заседании Совета Федерации информацию по данному вопросу доложил руководитель Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктор Петрович Иванов. По итогам «правительственного часа» принято постановление.

2. «О результатах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и перспективах ее развития в субъектах Российской Федерации в современных условиях». 26 февраля 2014 года на 346 заседании Совета Федерации информацию по данному вопросу доложил Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Андреевич Пучков. По итогам «правительственного часа» принято постановление.

 

2. Комитетом были подготовлены и проведены «круглые столы» и иные мероприятия. Обзор рекомендаций.

В соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2014 года Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности 11 февраля 2014 года провел «круглый стол» на тему «Обеспечение безопасности проведения массовых спортивных мероприятий: правовые и технологические аспекты» (в рамках XIХ Международного форума «Технологии безопасности»). Участие в мероприятии приняли члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Российского футбольного союза, спортивных клубов, образовательных учреждений, общественных организаций (всего — 117 человек). По итогам «круглого стола» приняты рекомендации.

 

3. Работа консультативных органов при Совете Федерации и Председателе Совета Федерации.

 

Подкомитет по военно-экономической политике и бюджету Комитета обеспечивал деятельность Экспертного совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества. Им были подготовлены:

— Распоряжение Председателя Совета Федерации от 14 февраля 2014 года № 27рп-СФ, в соответствии с которым признаны утратившими силу отдельные распоряжения Председателя Совета Федерации, касающиеся создания и функционирования Экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества;

— Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 февраля № 44-СФ о создании Экспертного совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества;

— Распоряжение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 50рп-СФ, вводящее в действие Положение об Экспертном совете при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества и утверждающее его состав.

6 июня 2014 года состоялось заседание Экспертного совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества на тему «О роли и месте корпораций в системе оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации». С докладом выступил первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г. С. Никитин.

В ходе заседания Экспертного совета обсужден ряд вопросов, среди которых: состояние и пути совершенствования законодательного обеспечения деятельности корпораций, роль и место корпораций в развитии соответствующих секторов экономики государства, задачи в сфере модернизации производства, антимонопольного регулирования, импортозамещения, конверсии, кадрового обеспечения и др.

По результатам заседания Экспертного совета подготовлены рекомендации по совершенствованию обеспечения ряда направлений деятельности корпораций в системе оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

На постоянной основе в Экспертном совете созданы и работают секции: ракетно-космической отрасли (руководитель – В.П. Ремишевский) и радиоэлектронной промышленности (руководитель – П.А. Верник).

5 июня 2014 года состоялось заседание секции радиоэлектронной промышленности Экспертного совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества на тему «Состояние и проблемы законодательного обеспечения радиоэлектронной промышленности в системе оборонно-промышленного комплекса России».

Подкомитет по военно-социальной политике обеспечивал деятельность Координационного совета при Совете Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.

18 апреля 2014 года он подготовил и провел заседание Координационного Совета на тему «О состоянии и совершенствовании системы подготовки кадров в сфере медицинского обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».

 

Данное мероприятие проведено в связи с тем, что в сфере подготовки военно-медицинских кадров имеют место отдельные неразрешенные до настоящего времени проблемы. Среди них:

— сохраняется кадровый дефицит при замещении должностей профессорско-преподавательского состава, комплектующихся из числа гражданского персонала;

отсутствует должная мотивация и материальная заинтересованность для перевода опытных военных медиков на научно-педагогическую деятельность;

— требуется увеличение объемов заказов на выполнение научно-исследовательских работ в инновационных сферах медицины;

— упущения в подготовке врачей узкой специальности для военных госпиталей.

В целях совершенствования системы подготовки военно-медицинских кадров предложено:

во‑первых, внести изменения в ведомственные нормативные правовые акты, предусматривающие повышение штатно-должностных категорий военных преподавателей;

во‑вторых, рассмотреть вопрос о повышении уровня ставок должностей профессорско-преподавательского состава из числа гражданского персонала на кафедрах военных образовательных организаций высшего образования;

в‑третьих, проработать вопрос о возможности создания образовательного консорциума Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова с гражданскими вузами, с целью реализации совместных сетевых образовательных программ.

Подкомитет по военно-социальной политике подготовил и провёл 29 мая 2014 года Учредительное собрание по созданию Координационного совета общественных объединений военнослужащих, ветеранов военной службы, правоохранительных органов и членов их семей.

Ещё 22 ноября 2013 года состоялось заседание Координационного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей на тему: «О роли общественных организаций в социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей». В ходе заседания выступающие предложили создать координирующий орган, способный объединить усилия общественных организаций в достижении их уставных целей.

Данное предложение было поддержано руководителями органов исполнительной и законодательной власти, руководителями многих общероссийских, межрегиональных и международных общественных объединений.

Председателем Координационного совета общественных объединений военнослужащих, ветеранов военной службы, правоохранительных органов и членов их семей избран Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Озеров.

 

Глава III. Сотрудничество с регионами

 

1. Деятельность Совета законодателей Российской Федерации.

С начала 2014 года Совет Федерации, приняв эстафету от Государственной Думы стал активно работать с законопроектами, разработанными субъектами Российской Федерации и направленными в Совет законодателей Российской Федерации.

Комитетом были подготовлены и направлены на рассмотрение в Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по вопросам законодательного обеспечения национальной безопасности и противодействию коррупции заключения:

— по проекту федерального закона № 6–41 «О внесении изменений в статью 25 ФЗ «О пожарной безопасности»;

— 3 февраля 2014 года рассмотрен проект законодательной инициативы № 6–18 «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», разработанный Парламентом Кабардино-Балкарской Республики;

— 14 марта 2014 года рассмотрен проект законодательной инициативы № 6–49 «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов», разработанный Саратовской областной Думой.

 

Работа в подкомитетах Комитета.

 Среди важных законопроектов, сопровождение которых осуществляется подкомитетом по обороне, необходимо отметить следующие:

 — «О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (№ 516030–6) (об уточнении порядка вынесения решения (заключения) призывной комиссии, внесённый Президентом Российской Федерации.

— «О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (№ 412057–6) (о предельном возрасте пребывания на военной службе и предельном возрасте пребывания в запасе), внесённый Правительством Российской Федерации.

— «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления возможности передачи военного недвижимого имущества в собственность муниципальных районов) (№ 34601–6), внесённый членом Совета Федерации В.А. Озеровым и депутатом Государственной Думы М.Л. Шаккумом.

Подкомитетом по обороне подготовлены к рассмотрению на заседаниях Комитета следующие тематические вопросы:

— «О состоянии и проблемах нормативно-правового регулирования продовольственного и вещевого обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации (Западный военный округ, Московская область, 15 апреля 2014 года);

— «О состоянии и нормативно-правовом обеспечении защиты Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве» (Войска воздушно-космической обороны, Московская область, 28 апреля 2014 года);

Подкомитетом обеспечена подготовка мероприятий по рассмотрению Обращения Президента Российской Федерации от 1 марта 2014 года «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины».

Подкомитет по обороне принял непосредственное участие в подготовке и проведении ряда мероприятий Комитета и Совета Федерации, а также межпарламентских объединений. В мероприятиях приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Правительства, Администрации Президента Российской Федерации, Общественной и Счётной палат, руководители предприятий, научного сообщества и общественных организаций.

8 апреля 2014 года подготовлено и проведено в Совете Федерации Общее собрание членов Межрегиональной Ассоциации субъектов Российской Федерации и городов, шефствующих над кораблями и частями Северного флота ВМФ России.

15 апреля 2014 года подготовлена и проведена встреча членов Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности с делегацией Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия и ее Генеральным директором ТС ОЗХО Узюмджю Ахметом (обсуждение актуальных проблем выполнения Российской Федерацией обязательств по уничтожению химического оружия).

Подкомитетом по обороне обеспечена подготовка и проведение 3–5 июня 2014 года учебно-методического сбора с офицерами запаса — членами Совета Федерации и федеральными государственными гражданскими служащими Аппарата Совета Федерации.

10 июня 2014 года участие в общественных слушаниях от КОиБ по вопросу создания новой системы военного обучения студентов в интересах подготовки офицеров, сержантов (старшин), солдат (матросов) запаса. Совместно с Общественной палатой Российской Федерации, МГУ, Общественным советом при Министерстве обороны Российской Федерации.

 

Аналитическая работа Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в первом полугодии 2014 года включала в себя мониторинг действующего законодательства и правоприменительной практики по вопросам ведения Комитета и в соответствие с рекомендациями заседаний Комитета.

В соответствии с планами мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2014 года подготовлены аналитические доклады

— «О состоянии и проблемах нормативно-правового обеспечения военной безопасности Российской Федерации в Арктической зоне»;

— «О состоянии и нормативно-правовом обеспечении защиты государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве»;

— «О состоянии и проблемах нормативно-правового регулирования продовольственного и вещевого обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации».

12 июня 2014 года Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с Комитетом Государственной Думы по обороне и Фондом содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука – XXI» был проведен форум-дискуссия «Патриотизм в современных символах России» в рамках Всероссийской выставки «Символы Отечества». В дискуссии приняли участие представители Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, учреждений и предприятий оборонно-промышленного комплекса, отечественной академической науки и научной общественности, международных, государственных и негосударственных институтов, осуществляющих свою деятельность в интересах обеспечения военной безопасности.

 

Участие Комитета Совета Федерации в работе органов государственной власти.

Подкомитет по обороне осуществлял планомерную работу по обеспечению участия членов Комитета в составе межведомственной комиссии, рабочей группы Совета Безопасности Российской Федерации и секции по военной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации.

В целях участия членов Комитета в работе Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности были разработаны соответствующие информационно-справочные материалы с конкретными предложениями в проекты решений заседаний. В информационно-справочных материалах отмечалась важность проведения политических, экономических, военных, социальных и других мер по совершенствованию системы обеспечения военной безопасности и обороны государства с учётом положений федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Подготовлены и направлены предложения в план работы Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности на 2 полугодие 2014 года.

В течение первого полугодия подкомитетом своевременно осуществлялась подготовка информационно-справочных материалов и предложений в проекты решений оперативных совещаний Совета Безопасности, направленных на совершенствование нормативной правовой базы, с учётом интересов России и на основе возможных вариантов развития внешне- и внутриполитической ситуации.

Подготовлены и направлены предложения в перечень вопросов оперативных заседаний Совета Безопасности Российской Федерации на второе полугодие 2014 года.

 

Работа Комитета по обороне и безопасности в области международного военно-политического сотрудничества.

Работа Комитета в этой сфере осуществлялась, прежде всего, через подкомитет по международному военно-политическому сотрудничеству.

Исходя из установленных приоритетов международного и межпарламентского сотрудничества Совета Федерации на 2014 год, работа в подкомитете строилась с учетом положений Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации по следующим направлениям:

Первое. Пространство СНГ продолжало оставаться основной сферой интересов России. В связи с этим большое внимание уделялось работе членов Комитета в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ (1 заседание), Парламентской Ассамблеи ОДКБ (1 заседание), Парламентского Собрания Союза России и Беларуси (1 заседание), контактам с парламентариями стран, входящих в эти организации, а также в Шанхайскую организацию сотрудничества. Большое внимание уделялось взаимодействию с парламентами Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в рамках работы комиссий по сотрудничеству Совета Федерации с парламентами Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.

В ходе работы постоянных комиссий по вопросам обороны и безопасности МПА СНГ и ПА ОДКБ продолжилась практика проведения консультаций и обмена мнениями между членами Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и национальными парламентскими делегациями.

Активно велась работа в Объединенной комиссии МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ. Члены Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, работающие в постоянных комиссиях по вопросам обороны и безопасности МПА СНГ и ПА ОДКБ участвовали в заседаниях рабочих групп по обсуждению вопросов сближения, гармонизации национальных законодательств в борьбе с новыми глобальными вызовами и угрозами, в области коллективной обороны и безопасности государств, совместной борьбы с наркотиками, а также незаконной миграцией.

16 апреля с. г. в г. Санкт-Петербурге состоялось заседание Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам обороны и безопасности, где парламентарии из государств-членов ОДКБ смогли обменяться мнениями и обсудить выполнение мероприятий по реализации приоритетных направлений деятельности ОДКБ, предложенных Российской Федерацией на 2014 год, ситуацию связанную с выводом коалиционных сил из Исламской Республики Афганистан. Были обсуждены также другие текущие вопросы.

Второе. Поддержание и развитие связей с парламентами ведущих западных государств и с парламентариями стран БРИК, международными парламентскими структурами остается важным направлением международного военно-политического сотрудничества и межпарламентской деятельности Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. В первом полугодии 2014 года интенсивность подобных контактов существенно снизилась в связи с введением санкций со стороны США и стран ЕС в отношении Российской Федерации.

Большое место в беседах членов Комитета с зарубежными коллегами занимали вопросы предотвращения или коллективного воздействия на кризисные ситуации, разрешения конфликтных ситуаций вокруг Сирии, в Украине. Обсуждались вопросы возможного развития сотрудничества в международном контроле над вооружениями, борьбе с пиратством, реформировании существующих или создании новых, открытых систем коллективной безопасности.

Для популяризации деятельности Комитета, доведения информации о его деятельности и позиции по актуальным военно-политическим вопросам, подготовлен и 20 марта 2014 года проведен брифинг с военными атташе зарубежных государств, аккредитованных в Российской Федерации.

Вопросы международных отношений в области обороны и безопасности, а также внешней политики Российской Федерации рассматривались и анализировались направлением в тесном деловом контакте с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации.

Третье. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе в составе миротворческих сил, в соответствии с Конституцией Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации, возложена и находится на постоянном контроле Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Подкомитетом подготовлены заключения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности для рассмотрения на заседаниях Комитета и Совета Федерации об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране и об отмене Постановления Совета Федерации от 01 марта 2014 года №48-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины».

Законодательная деятельность подкомитета включала сопровождение, подготовку и рассмотрение на заседаниях Комитета и Совета Федерации 7 федеральных законов, по 4 из которых Комитет был ответственным исполнителем. Это федеральные законы:

— «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словении о воинских захоронениях» (21.03.14г.);

— «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о статусе российских воинских мемориалов на территории Республики Сербии и сербских воинских мемориалов на территории Российской Федерации» (21.03.14г.);

— «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» (21.03.14г.);

— «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины» (01.04.14г.);

— «О ратификации Договора государств – участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц» (29.04.14г.);

— «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы» (21.05.14г.);

— «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества» (25.06.14г.).

Подкомитет подготовил для рассмотрения на заседаниях Комитета три вопроса:

— об участии членов Комитета в мероприятиях Парламентской Ассамблеи ОДКБ и Межпарламентской Ассамблеи СНГ (16–18 апреля 2014 года, г. Санкт-Петербург);

— информация о проведении Комитетом брифинга с военными атташе иностранных государств, аккредитованными в Российской Федерации; — информация о письме Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова. 

Документооборот в Комитете.

Во время весенней сессии 2014 года в Комитет поступило 1557 документов; в том числе: от внешних организаций – 871, от внутренних подразделений Совета Федерации – 686, от граждан России – 135 обращений.

Количество исходящих из Комитета документов в 2014 году составило 1112 единиц.