Планы и отчеты

Итоги работы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в 2013 году

О деятельности
Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
в период весенней сессии 2013 года

Глава I. Законодательная деятельность Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности за период весенней сессии 2012 года

1. Общие итоги законодательной деятельности Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

В период весенней сессии 2013 года Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности провёл 10 заседаний, на которых было заслушано 84 вопроса.

Более половины этих вопросов была посвящена рассмотрению 45 федеральных законов, принятых Государственной Думой; из них: 21 федеральный закон Комитет сопровождал как ответственный исполнитель, а 24 закона – как соисполнитель.

В период весенней сессии 2012 года Комитет на своих заседаниях рассмотрел 39 вопросов; из них: 9 тематических и 30 информационных.

2. Анализ основных результатов законодательной деятельности Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в ходе весенней сессии 2013 года

2.4. Законодательное обеспечение национальной безопасности и обороны

В весеннюю сессию 2013 года Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности ставил перед собой следующие приоритетные задачи:

— способствовать совершенствованию законодательства Российской Федерации о национальной безопасности;

— продолжить развитие военного законодательства Российской Федерации;

— содействовать финансированию в полном объеме государственного оборонного заказа;

— активно влиять на повышение уровня жизни военнослужащих, содействовать их социальной защищенности;

— активно участвовать по вопросам своего ведения в укреплении международного и межпарламентского сотрудничества, способствовать установлению взаимовыгодного военно-технического сотрудничества.

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рассмотрел и предложил Совету Федерации одобрить 45 федеральных законов, принятых Государственной Думой; из них: 21 федеральный закон Комитет сопровождал как ответственный исполнитель, а 24 – как соисполнитель.

Среди одобренных федеральных законов следует отметить такие важные, как:

— «О государственном стратегическом планировании» (№ 143912–6), внесённый Правительством Российской Федерации и предусматривающий создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

— «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обороне“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о совершенствовании системы государственного и военного управления в мирное и военное время), (№ 143899–6), внесённый Президентом Российской Федерации.

— «О внесении изменений в Федеральный закон „О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (в части установления возможности передачи военного недвижимого имущества в собственность муниципальных районов) (№ 34601–6), внесённый членом Совета Федерации В.А. Озеровым и депутатом Государственной Думы М.Л. Шаккумом.

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (№ 121975–6).

— «О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации „О Государственной границе Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части упрощения порядка пересечения государственной границы судами, осуществляющими деятельность в целях торгового мореплавания).

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

— «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона „О федеральной службе безопасности“ (в части создания дополнительных условий для повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера).

— «О внесении изменений в Федеральный закон „О безопасности дорожного движения“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части введения новых категорий, подкатегорий транспортных средств и запрета на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений соответствующих категорий, выданных в Российской Федерации).

— «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона „О безопасности дорожного движения“ (о полномочиях по установлению правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом).

3. Законодательные инициативы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

Члены Комитета в порядке реализации права законодательной инициативы приняли участие в подготовке и внесении в Государственную Думу следующих проектов федеральных законов:

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления гарантий на предоставление прежней работы (должности) работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу) № 43850–6, внесён членами Комитета В.А. Озеровым, Е.А. Серебренниковым, Н.А. Федоряком;

— «О внесении изменений в Федеральный закон „О воинской обязанности и военной службе“ (в части закрепления обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, самостоятельно являться в структурное подразделение военного комиссариата для получения повестки об участии в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу) № 43851–6, внесён членами Комитета В.А. Озеровым, Е.А. Серебренниковым, Н.А. Федоряком;

— «О внесении изменения в статью 12.6 Федерального закона „О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (в части продления периода выплаты ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву), внесён членами Комитета В.А. Озеровым, Н.А. Федоряком, В.Н. Масловым.

Глава II. Деятельность Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по разработке актуальных вопросов законодательного обеспечения национальной безопасности

1. Обзор вопросов, рассмотренных на расширенных тематических заседаниях Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

В период весенней сессии 2012 года Комитет на своих заседаниях рассмотрел 39 вопросов; из них: 9 тематических и 30 информационных.

На расширенных заседаниях Комитета были рассмотрены такие важные тематические вопросы, как:

— «О состоянии и проблемах нормативно-правового обеспечения деятельности органов военной полиции в Вооружённых Силах Российской Федерации (26 марта 2013 года);

— «О ходе выполнения Федеральной целевой программы „Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации“ (16 апреля 2013 года).

— «Правовые аспекты совершенствования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»;

— «О правовом регулировании деятельности государства в области безопасности дорожного движения».

— о ходе исполнения законодательства Российской Федерации о денежном довольствии военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

— о результатах надзорной деятельности по соблюдению законодательства Российской Федерации в части выполнения гособоронзаказа в 2012 году (в закрытом режиме);

— о состоянии и проблемах нормативно-правого регулирования космической отрасли Российской Федерации;

— о результатах контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Российской Федерации в 2012 году по рекомендации Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (в закрытом режиме).

— состояние, перспективы медицинского и санаторно-курортного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (16 апреля).

Комитетом был подготовлен и проведен на 328 заседании Совета Федерации 6 февраля 2013 г. «правительственный час» на тему «Об исполнении государственного оборонного заказа в 2012 году» (доклад — заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации Д.О. Рогозина).

2. Обзор рекомендаций парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий

12 февраля 2013 года Комитетом проведен «круглый стол» на тему «Безопасность мегаполисов и крупных городов: правовые и технологические аспекты» в рамках международного форума «Технологии безопасности». С докладом выступил Заместитель руководителя Департамента региональной безопасности города Москвы Бурыкин Виктор Михайлович. Были приняты рекомендации (см. приложение).

30 мая 2013 года Комитетом были подготовлены и проведены парламентские слушания на тему «О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции». Были приняты рекомендации (см. приложение).

Комитет принял непосредственное участие в подготовке и проведении ряда мероприятий Комитета и Совета Федерации, а также межпарламентских объединений. Среди них необходимо отметить «круглый стол», проведённый совместно с Комитетом Совета Федерации науке, образованию, культуре и информационной политике «О разработке мер по обеспечению планетарной защиты от космических рисков и угроз».

Комитетом было подготовлено и проведено заседание «круглого стола» на тему «Состояние и проблемы нормативно-правового обеспечения сохранения и подготовки кадрового потенциала для оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» (28 марта 2013 г., комн. 700, 14.30).

Подготовлено и проведено заседание Экспертного совета Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности «Состояние законодательного обеспечения разработки, испытаний и серийного производства высокоточного оружия на предприятиях оборонно-промышленного комплекса» (18 апреля 2013 г., 11–00, к. 802 – красный зал).

В целях совершенствования законотворческой работы, качественной подготовки и проведения тематических мероприятий подкомитетом проведены заседания секции Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности по теме «Духовно-нравственные традиции армии и флота: состояние, преемственность, перспективы».

3. Работа консультативных органов при Совете Федерации и Председателе Совета Федерации

В ходе весенней сессии 2013 года проведено заседание Координационного Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей на тему «Духовно-нравственные традиции армии и флота: состояние, преемственность, перспективы» (2 апреля).

В ходе заседания отмечено, что результаты мониторинга духовно-нравственной сферы Армии и Флота позволяют констатировать, что законодательством Российской Федерации в целом определены основы его правового и организационного совершенствования. Вместе с тем, анализ правоприменительной практики в данной области выявил ряд острых проблем, среди которых:

инертность ряда государственных и общественных институтов в реализации патриотической идеологии, направленной на общенациональное единение Российской Федерации;

деформация нравственных ориентиров у молодого поколения граждан Российской Федерации, отсутствие системы мотивации и стимулирования деятельности по развитию духовно-нравственных традиций, проведению целенаправленной комплексной работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи;

значительное сокращение институтов офицеров-воспитателей и военных психологов, учреждений культурно-просветительской работы, в том числе гарнизонных домов офицеров и клубов.

По итогам названного заседания подготовлены рекомендации.

В мероприятии приняли участие Председатель Совета Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководители и представители Совета Безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, министерств, служб и агентств, общественных организаций и ветеранских объединений.

Работники подкомитета приняли участие в подготовке и проведении международной военно-исторической конференции на тему «Старый Оскол на защите Отечества».

Кроме того, осуществлена работа по функционированию информационного ресурса (сайта) Комитета и Экспертного совета при Комитете, а также взаимодействие с организационным Комитетом «Победа» по присвоению городам почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы».

24 июня 2013 года было проведено Заседание Экспертного Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества «Состояние и проблемы правового регулирования государственно-частного партнёрства в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации». Были приняты рекомендации (см. приложение).

5. Аналитическая работа Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

В первом полугодии 2013 года включала в себя мониторинг действующего законодательства и правоприменительной практики по вопросам ведения подкомитета и в соответствие с рекомендациями заседаний Комитета.

В целях участия членов Комитета в работе Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности были разработаны соответствующие информационно-справочные материалы с конкретными предложениями в проекты решений заседаний по следующим вопросам:

1. «Актуальные вопросы совершенствования территориальной обороны».

2. «О совершенствовании военной организации Российской Федерации до 2020 года».

В предложениях Комитета отмечалось, что наряду с мерами по совершенствованию системы управления, необходимо предусматривать комплекс мероприятий по непосредственной подготовке сил и средств, всестороннему обеспечению, организации и поддержанию взаимодействия в ходе планирования и осуществлению военного строительства в Российской Федерации.

Кроме того, в информационно-справочных материалах отмечалась важность проведения политических, экономических, военных, социальных и других мер по совершенствованию системы обеспечения военной безопасности и обороны государства с учётом положений федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Подготовлены и направлены предложения в план работы Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности на 2 полугодие 2013 года.

В течение первого полугодия Комитетом своевременно осуществлялась подготовка информационно-справочных материалов и предложений в проекты решений оперативных совещаний Совета Безопасности Российской Федерации, направленных на совершенствование нормативной правовой базы, с учётом интересов России и на основе возможных вариантов развития внешне- и внутриполитической ситуации. В частности, разработаны и направлены в адрес члена Совета Безопасности — Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко материалы и предложения по проблемам:

— обеспечения военной безопасности Российской Федерации в связи со складывающейся обстановкой вокруг дальнейшего развития ПРО США;

— совершенствования государственной политики в области военного строительства;

— обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях осуществления политики «мягкой силы»;

— обеспечения национальной безопасности России в связи со складывающейся обстановкой в Афганистане;

— выполнения мероприятий Российской Стороной по защите национальных интересов в Республике Молдова и Приднестровской Молдавской Республике.

В рамках работы над законопроектами о совершенствовании законодательных основ воинской обязанности и военной службы проведено расширенное заседание Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «О нормативно-правовом обеспечении призыва граждан Российской Федерации на военную службу и мерах по его совершенствованию» (13 марта 2013 г.).

В ходе заседания рассмотрены актуальные направления деятельности по совершенствованию правовых механизмов и процедур призыва граждан на военную службу, а также перспективы дальнейшей работы над проектом федерального закона № 43851–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О воинской обязанности и военной службе“ (в части закрепления обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, самостоятельно являться в структурное подразделение военного комиссариата для получения повестки об участии в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу). В работе приняли участие представители Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Следственного Комитета Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Минобороны России, Минюста России, МВД России, Минобрнауки России, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, сотрудники военных комиссариатов.

14 февраля 2013 года Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с Комитетом Государственной Думы по обороне и Фондом содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука – XXI» проведена научно-практическая конференция на тему «Военная безопасность России: XXI век». В конференции приняли участие представители Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, учреждений и предприятий оборонно-промышленного комплекса, отечественной академической науки и научной общественности, международных, государственных и негосударственных институтов, осуществляющих свою деятельность в интересах обеспечения военной безопасности.

С 18 по 22 февраля 2013 года Комитет подготовил и организовал участие членов Комитета и работников аппарата Комитета в проведении фотовыставки совместно с Агентством «Военинформ» Министерства обороны Российской Федерации «Армия сегодня», приуроченной ко Дню защитника Отечества.

Комитетом подготовлен аналитический доклад на тему «Состояние и перспективы развития духовно-нравственных традиций армии и флота» России».

РАБОТА КОМИТЕТА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Исходя из установленных приоритетов международного и межпарламентского сотрудничества Совета Федерации на 2013 год, работа Комитета строилась с учетом положений Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации по следующим направлениям:

Первое. Пространство СНГ продолжало оставаться основной сферой интересов России. В связи с этим большое внимание уделялось работе членов Комитета в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ (1 заседание), Парламентской Ассамблеи ОДКБ (1 заседание), Парламентского Собрания Союза России и Беларуси (1 заседание), контактам с парламентариями стран, входящих в эти организации, а также в Шанхайскую организацию сотрудничества. Большое внимание уделялось взаимодействию с парламентами Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в рамках работы комиссий по сотрудничеству Совета Федерации с парламентами Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.

В ходе работы постоянных комиссий по вопросам обороны и безопасности МПА СНГ и ПА ОДКБ продолжилась практика проведения консультаций и обмена мнениями между членами Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и национальными парламентскими делегациями.

Активно велась работа в Объединенной комиссии МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ. Члены Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, работающие в постоянных комиссиях по вопросам обороны и безопасности МПА СНГ и ПА ОДКБ участвовали в заседаниях рабочих групп по обсуждению вопросов сближения, гармонизации национальных законодательств в борьбе с новыми глобальными вызовами и угрозами, в области коллективной обороны и безопасности государств, совместной борьбы с наркотиками, а также незаконной миграцией.

11 апреля с. г. в г. Санкт-Петербурге состоялось заседание Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам обороны и безопасности, где парламентарии из государств-членов ОДКБ смогли обменяться мнениями и обсудить итоги декабрьской 2012 года сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ и задачи по их правовому обеспечению, последствия вывода коалиционных сил из Исламской Республики Афганистан. Были обсуждены также другие текущие вопросы и рассматриваемые модельные законопроекты.

Второе. Поддержание и развитие связей с парламентами ведущих западных государств и с парламентариями стран БРИК, международными парламентскими структурами остается важным направлением международного военно-политического сотрудничества и межпарламентской деятельности Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Члены Комитета в первой половине 2013 года принимали активное участие в работе межпарламентских организаций и конференций, участвовали в рабочих встречах и переговорах с зарубежными парламентариями. В условиях нарастания тенденции столкновений национальных интересов многих государств, члены Комитета особое внимание уделяли обсуждению с коллегами вопросов в области разоружения, поддержания стратегической стабильности в мире.

Большое место в беседах парламентариев занимали вопросы действия в кризисных условиях, разрешения конфликтной ситуации вокруг Сирии, вопросы развития международного режима контроля над вооружениями, борьбы с пиратством, реформирования существующих или создания новых, открытых систем коллективной безопасности.

Для популяризации деятельности Комитета, доведения информации о его деятельности и позиции по актуальным военно-политическим вопросам, подготовлен и 14.03.13г. проведен брифинг с военными атташе зарубежных государств, аккредитованных в Российской Федерации.

Вопросы международных отношений в области обороны и безопасности, а также внешней политики Российской Федерации рассматривались и анализировались направлением в тесном деловом контакте с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации.

Третье. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе в составе миротворческих сил, в соответствии с Конституцией Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации, возложена и находится на постоянном контроле Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Законодательная деятельность Комитета включала сопровождение, подготовку и рассмотрение на заседаниях Комитета и Совета Федерации 2 федеральных законов по которым был ответственным исполнителем. Это федеральные законы:

— «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Киргизской Республики и Протокола между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о сотрудничестве в военной области в период, предшествующий вступлению в силу Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Киргизской Республики» (27.3.13г.);

— «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан». (27.3.13г.)

Были подготовлены для рассмотрения на заседаниях Комитета 3 вопроса:

— о информации Правительства Российской Федерации об участии Российской Федерации в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности за период апрель 2012г. – март 2013г. (29.5.13г.);

— информация о проведении Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности брифинга с военными атташе иностранных государств (26.03.13г.);

— информация о ежегодном докладе Правительства Российской Федерации о ходе выполнения в 2012 году Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (24.06.13г.).ПРИЛОЖЕНИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ «круглого стола» на тему «Безопасность мегаполисов и крупных городов: правовые и технологические аспекты»:

Обсудив состояние и актуальные проблемы обеспечения безопасности в мегаполисах и крупных городах, участники заседания «круглого стола» констатируют, что в результате целенаправленных и согласованных действий федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений граждан созданы условия обеспечения безопасной жизнедеятельности населения.

Существующая правовая основа и используемые технические средства обеспечения безопасности в мегаполисах и крупных городах в целом позволяют правоохранительным, надзорным и контрольным органам своевременно реагировать на совершенные правонарушения, предупреждать и ликвидировать последствия пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществлять комплекс профилактических мер. В большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе Москве и Санкт-Петербурге, приняты и реализуются программы «Безопасный город».

Вместе с тем, несмотря на действующую в Российской Федерации правовую основу, осуществляемые мероприятия по реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности в мегаполисах и крупных городах, а также создание и внедрение технических средств обеспечения безопасности, сложившаяся ситуация не в полной мере отвечает современным требованиям и ожиданиям общества.

Сохраняются угрозы террористических актов, экстремистских выступлений и массовых беспорядков. Остается высоким уровень уличной преступности, совершается большое количество насильственных и корыстных преступлений, не снижается уровень дорожно-транспортных происшествий, наркомании, торговли людьми, организации незаконных азартных игр, пожаров, сопряженных с гибелью людей.

Присутствие в крупных городах миллионов трудовых мигрантов, в том числе нелегальных, высокий уровень правонарушений в этой среде усугубляет криминогенную обстановку и является питательной почвой для различных видов преступности, в том числе этнической.

Исходя из результатов обсуждения проблем обеспечения безопасности в мегаполисах и крупных городах, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:

Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:

— продолжить мониторинг правоприменительной практики в сфере обеспечения безопасности в мегаполисах и крупных городах, результаты которого доводить до федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а также включать в ежегодный доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации»;

— провести в период весенней сессии парламентские слушания на тему «О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции»;

— об итогах «круглого стола» проинформировать Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о создании межведомственного координационного совета по системному и комплексному развитию аппаратно-программных комплексов «Безопасный город»;

— определить конкретные сроки, предусматривающие проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения об угрозах чрезвычайных ситуаций;

— поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти разработать регламент межведомственного взаимодействия по использованию имеющихся информационно-технологических ресурсов.

Министерству внутренних дел Российской Федерации:

— разработать нормативные правовые акты, предусматривающие меры по повышению уровня безопасности в мегаполисах и крупных городах, в том числе ведомственной концепции построения и развития правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»;

— рассмотреть возможность включения в маршруты патрулирования нарядов полиции территорий, прилегающих к исправительным учреждениям и следственным изоляторам, расположенным в крупных городах, планируя учащенные обходы и проверки указанных территорий.

Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

— привести номенклатуру материальных ресурсов в соответствие с нормами, установленными приказом МЧС России от 31 декабря 2010 г. № 722;

— принять меры по выполнению соглашений, заключенных между МЧС России и субъектами Российской Федерации, в части расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению пожарной безопасности согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности»;

— обеспечить соблюдение сроков ввода в эксплуатацию объектов, определенных постановлениями Правительства Российской Федерации;

— оптимизировать подходы по определению стоимости выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как в рамках сметного финансирования, так и работ, выполняемых в интересах МЧС России по хозяйственным договорам;

— усилить контроль координирующим подразделением (научно-техническим управлением) исполнения заказывающими подразделениями функций по приемке и внедрению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков:

— совместно с заинтересованными органами исполнительной власти активизировать работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие незаконному обороту наркотиков и их злоупотреблению;

— совместно с другими правоохранительными органами реализовать межведомственные комплексные оперативно-профилактические мероприятия по выявлению фактов незаконного оборота наркотиков в местах массового досуга молодежи, пресечению деятельности лиц, причастных к распространению запрещенных к обороту средств и веществ на их территории.

Счетной палате Российской Федерации:

осуществить контроль за эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на создание и внедрение электронной системы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», а также предназначенных для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— подготовить и направить в Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности предложения по совершенствованию нормативной правовой базы обеспечения безопасности в мегаполисах и крупных городах;

— предусмотреть выделение бюджетных ассигнований на внедрение, развитие, принятие на баланс и эксплуатацию электронной системы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»;

— рассмотреть вопрос о принятии (переработке) региональных нормативных правовых актов (программ), предусматривающих решение вопросов обеспечения рабочими местами лиц, осужденных к исправительным работам;

— принять меры по выполнению в полном объеме заключенных с МЧС России соглашений в части своих расходных обязательств по обеспечению пожарной безопасности;

— продолжить работу по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов формирования системы управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создания и использования резервов материальных ресурсов, разработки и реализации целевых программ в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, совершенствования системы обеспечения вызова экстренных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

—обеспечить постоянную готовность к использованию локальных систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

На парламентских слушаниях «О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции» был принят проект рекомендаций:

Обсудив состояние и проблемы правового обеспечения противодействия нелегальной миграции, участники парламентских слушаний констатируют, что в Российской Федерации в основном созданы законодательные основы осуществления государственной миграционной политики, позволяющие принимать комплекс экономических, социальных и правовых мер, направленных на достижение позитивных результатов в противодействии нелегальной (незаконной) миграции.

Вместе с тем, как отмечено в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, «миграционное законодательство не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом».

В настоящее время в миграционной сфере действует более 800 нормативно-правовых актов, в которых часто используются термины и понятия, которые не раскрыты в законодательстве.

Миграционное законодательство должно нейтрализовать и блокировать необоснованный спрос на нелегальную миграцию, создать благоприятный режим внутренним миграционным перемещениям, установить строгий перечень миграционных процедур и чёткий порядок получения виз, отразить все особенности регистрации иностранцев в России и условия аннулирования разрешений на работу, выданных иностранцам.

Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами привело к появлению в стране большого числа незаконных мигрантов, и этот фактор превратился в серьёзную угрозу национальной безопасности по следующим причинам:

— с незаконной миграцией в Российскую Федерацию проникает радикальный исламский фундаментализм, тесно связанный с экстремизмом и терроризмом, борьбой против представителей традиционных течений ислама; усиливается внутриконфессиональная и межконфессиональная напряженность;

— за последние пять лет преступность иностранцев увеличилась на 15 процентов, при этом количество преступлений против жизни и здоровья граждан России выросло на три четверти, в 2012 году наибольшее количество преступлений совершено иностранными гражданами в городе Москве — 19,2% (8 527) от общего числа, а также в Московской — 21,9% (9 720), Ленинградской — 6% (2 699) и Свердловской — 2,5% (1 113) областях;

— нелегальная миграция используется организованными преступными группами и экстремистскими националистическими и религиозными организациями в преступных целях; маршруты и налаженные каналы нелегальной миграции используются в качестве путей системного наркотрафика и перевозки оружия;

— возросла социально-экономическая нагрузка на российских налогоплательщиков (иммигранты пользуются медицинскими услугами в общественных медицинских учреждениях, их дети посещают общественные школы, увеличиваются расходы муниципалитетов на поддержание правопорядка); возросла нагрузка на ЖКХ, на транспорт и коммуникации, на сферу услуг.

Участники парламентских слушаний отметили, что в стране:

— не учитывается опыт стран Европейского Союза и США по созданию селективной миграции, где оптимизируются потоки трудовой миграции в национальных (прежде всего, геополитических и экономических) интересах, предъявляются соответствующие требования к приезжающим, квотируется въезд из разных стран и др.;

— отсутствуют прогнозы состояния и потребностей рынка труда, не определяются возрастные структуры, образование, уровни квалификации и иные параметры привлекаемых трудовых ресурсов, отсутствует механизм организованного набора трудовых ресурсов в странах-экспортерах рабочей силы.

В целях противодействия нелегальной миграции, предупреждения преступности иностранцев и дальнейшего совершенствования миграционного законодательства участники парламентских слушаний рекомендуют:

Совету Безопасности Российской Федерации:

1. На основе анализа миграционных проблем в стране осуществить разработку дополнений в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, предполагающих определение стратегических приоритетов в области противодействия нелегальной миграции.

2. На заседании Совета Безопасности Российской Федерации рассмотреть вопрос о согласовании положений Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года с мероприятиями по реализации курса, взятого Президентом Российской Федерации, на интеграцию в рамках Евразийского союза.

Совету Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации:

1. Продолжить мониторинг миграционного законодательства и практики его применения. Результаты мониторинга включать в ежегодные доклады Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации».

2. Продолжить взаимодействие с парламентами стран исхода мигрантов по углублению межпарламентского сотрудничества и унификации законодательства в сфере противодействия нелегальной миграции.

3. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:

— обобщить предложения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, научно-исследовательских учреждений, общественных объединений, поступившие в ходе парламентских слушаний. Результаты обобщения представить в профильные комитеты Совета Федерации;

— создать в экспертном совете Комитета секцию по проблемам законодательного обеспечения противодействия нелегальной миграции.

Государственной Думе Федерального Собрания

Российской Федерации:

Ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:

— № 149886–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение», внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, А.Е. Хинштейном, Т.К. Агузаровым и другими и принятый Государственной Думой в первом чтении 21 декабря 2012 года;

— № 247744–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования ответственности за его нарушение», внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;

— № 200753–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенного Президентом Российской Федерации и принятого Государственной Думой в первом чтении 15 февраля 2013 года.

Правительству Российской Федерации:

1. Учитывая большую социально-экономическую, гуманитарную и внешнеполитическую значимость Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также то обстоятельство, что срок ее действия завершился в 2012 году, принять срочные меры по продлению её действия до принятия новой государственной программы.

2. Постоянно совершенствовать механизм оценки потребности в привлечении иностранных работников с целью повышения эффективности управления потоков внешней и внутренней миграции, оптимизации изменения векторов передвижения населения в Российской Федерации.

3. Уделить особое внимание выработке общей миграционной политики в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

4. Рассмотреть вопрос о подготовке Миграционного кодекса Российской Федерации, в котором закрепить основы государственной миграционной политики, раскрыть содержание понятийного аппарата, применяемого в сфере миграции, установить строгий перечень существующих миграционных режимов в Российской Федерации.

5. Рассмотреть вопрос о присоединении Российской Федерации к Конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 года (Конвенция вступила в силу 1 июля 2003 года).

6. Разработать законопроект по внесению изменения в ст. 220 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предписывающее следователю, дознавателю, суду устанавливать закон­ность пребывания обвиняемого иностранца на территории России в момент совершения преступления.

7. В целях совершенствования деятельности полиции по исполнению миграционного законодательства и включения в компетенцию участковых уполномоченных полиции административно-юрисдикционных полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.8 и 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разработать проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

8. Разработать дополнительные меры, направленные на искоренение коррупции среди сотрудников органов МВД России и ФМС России, непо­средственно выявляющих и документирующих незаконность пребывания иностранных граждан на территории России.

9. Подготовить нормативные правовые акты, направленные на получение иностранными гражданами разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации (разрешение на работу, патент) при условии прохождения медицинского освидетельствования, подтверждающего отсутствие заболевания наркоманией и инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, предусмотренными перечнем, утвержденным соответствующим федеральным органом исполнительной власти, а также сертификата об отсутствии у них заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

10. Подготовить предложения по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации, предусматривающих отказ в выдаче разрешения на работу, патента либо аннулирование ранее выданных в случаях, если иностранный гражданин осужден за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ либо имеет непогашенную или неснятую судимость.

11. Подготовить предложения по внесению изменений в законодательство, регулирующее применение иностранной рабочей силы, предоставляющих работодателю возможность по использованию труда иностранных работников только после размещения информации о вакансиях в службе занятости и невозможности заполнения их трудовыми ресурсами, постоянно проживающими на территории России.

12. Предусмотреть установление запрета на выдачу лицензий работодателям, привлекающим в качестве рабочей силы нелегальных мигрантов, а также аннулирование уже выданных лицензий при обнаружении факта использования труда нелегальных мигрантов.

13. Принять меры по совершенствованию иммиграционного и паспортно-визового контроля, позволяющие отслеживать привлечение и использование иностранных работников на территории Российской Федерации, оптимизировать систему предоставления квот на выдачу иностранным гражданам права на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

14. Разработать систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, регулирующего трудовую деятельность иностранных граждан и вывоз ими иностранной валюты за пределы Российской Федерации.

15. Предложить Минюсту России, ФМС России, МВД России, МИД России, ФСИН России изучить причины низкого уровня исполнения реше­ний об административном выдворении с территории России иностранцев, в отношении которых в установленном федеральным законом порядке принято такое решение. Разработать на этой основе законодательные предложения, предписывающие обязательное сопровож­даемое выдворение за пределы России иностранцев, отбывших уголовное на­казание за умышленное совершение преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений.

16. В интересах обеспечения государственной безопасности усовершенствовать контроль за пребыванием в безвизовом порядке иностранцев на территории России, усовершенствовать государственную информационную систему миграционного учёта иностранных граждан, обеспечивающую обмен в режиме реального времени актуальной информацией об их въезде в Российскую Федерацию, пребывании, транзите и выезде из Российской Федерации.

17. Провести межведомственный семинар федеральных органов исполнительной власти, собирающих данные о мигрантах, с целью выработки совместной стратегии по содержанию и качеству ведения учёта мигрантов, сбору и обработки данных о миграции с целью повышения эффективности управления миграционными потоками. Разработать и внести законопроект, закрепляющий основные нормативы учета мигрантов и контроля качества сбора и обработки данных о мигрантах.

18. Предусмотреть мероприятия по профилактике правонарушений в сфере исполнения миграционного законодательства, связанных с лоббированием интересов по незаконному оформлению иностранцам паспортов граждан Российской Федерации и разрешений на работу, а также с постановкой на миграционный учёт по месту пребывания или жительства.

Федеральной миграционной службе:

1. Совместно с другими заинтересованными ведомствами создать централизованную информационно-поисковую систему по оперативному предоставлению уполномоченным на то государственным органам сведений:

— об иностранцах и лицах без гражданства, задер­жанных за нарушение миграционного законодательства;

— о принятых административных решениях, в том числе и о выдво­рении с территории России или о передаче материалов на этих лиц в органы следствия или дознания;

— об осужденных за совершение преступлений иностранцах, от­бывших уголовное наказание в исправительных учреждениях ФСИН России и подлежащих выдворению с территории России;

— о регистрации пересечения Государственной границы Российской Федерации выдворенными с ее территории иностранцами.

2. Совместно с другими заинтересованны­ми ведомствами разработать дополнения и изменения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения между работода­телем и наемным работником – иностранцем или лицом без гражданства:

— обязывающие работодателя уведомлять органы ФМС России о расторжении, в том числе досрочном, договора о найме работника-иностранца или лица без гражданства в течение определенного законом срока после фактического расторжения договорных отношений;

— предусматривающие административную ответственность работода­теля за непредоставление в органы ФМС России сведений о расторжении до­говора, о найме работника иностранца или лица без гражданства, в том числе досрочном;

— обязывающие работодателя при найме на работу иностранцев и лиц без гражданства предоставлять органам ФМС России сведения об обеспечен­ности жильем этих лиц, в том числе предоставленным работодателем. Предусмотреть административную ответственность работодателя за предоставление в качестве жилья помещений, не приспособленных по санитарным и иным установленным законодательством нормам для этих целей;

— предусматривающие административную ответственность иностран­цев за неиспользование или нецелевое использование патентов.

3. Разработать систему мониторинга использования иностранцами патентов.

4. Совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации усилить работу, направленную на адаптацию мигрантов и их интеграцию в российское общество, взаимодействие с диаспорами, национальными объединениями и землячествами иностранных граждан.

5. Оказывать содействие в изучении иностранными гражданами, находящимися в Российской Федерации, русского языка, основ законодательства Российской Федерации, российских культурных традиций, норм и правил поведения в обществе.

6. Организовывать мониторинг потоков трудовой миграции на пространстве Содружества Независимых Государств в целях выработки адекватных и оперативных управленческих решений в области регулирования трудовой миграции.

7. Совершенствовать систему государственного контроля (надзора) за осуществлением трудовой деятельности, пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации;

8. Создать эффективную систему учета мигрантов и отслеживания миграционных процессов, так как без чётких процедур сбора первичных данных, их накопления, обработки и распространения невозможно получить достоверную статистическую информацию, а стало быть, невозможно дать верный анализ причинно-следственных связей в миграционных процессах, оценить изменения миграционной ситуации, своевременно принять обоснованные государственные решения.

9. Повысить уровень гласности и прозрачности в деятельности Федеральной миграционной службы, обеспечив более активное ее взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации, в том числе в целях информирования общественности о характере и методах антикоррупционной деятельности.

10. Предусмотреть в обязательном порядке проведение ведомственных проверок по учетам органов внутренних дел иностранных граждан, претендующих на получение патентов.

11. Принять ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия содержания в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы России иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Министерству иностранных дел Российской Федерации:

1. Продолжить разработку проектов двусторонних соглашений, направленных на реализацию механизма организованного набора иностранной рабочей силы.

2. Оптимизировать взаимодействие с соответствующими профильными органами иностранных государств в сфере борьбы с незаконной миграцией, а также в предвыездной подготовке иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию.

3. Расширить взаимодействие и усилить координацию при осуществлении согласованных мер противодействия нелегальной миграции, предусмотренных межгосударственными соглашениями, с заинтересованными органами и ведомствами государств-участников СНГ.

4. Продолжить работу по гармонизации и унификации миграционного законодательства Российской Федерации и применение информационных технологий в сфере миграции в рамках международных организаций.

Федеральной службе безопасности Российской Федерации:

С учетом перспектив движения миграционных потоков провести укрепление Государственной границы Российской Федерации в особо уязвимых местах.

Субъектам Российской Федерации:

1. Осуществлять постоянный мониторинг состояния рынка труда и реальных потребностей в рабочей силе.

2. Вырабатывать критерии социально допустимого соотношения национальных трудовых ресурсов и иностранной рабочей силы с целью недопущения напряженности на региональном рынке рабочей силы и межэтнических конфликтов.

3. В целях реализации Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» активизировать работу по подбору помещений достаточной вместимости, соответствующих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2013 года №310, и передаче их в ведение территориальных органов ФМС России для создания до 1 января 2014 года специальных учреждений и содержания в них иностранных граждан до выдворения (депортации) за пределы Российской Федерации.

Проект 24 июня 2013 года РЕКОМЕНДАЦИИ ЗАСЕДАНИЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества «Состояние и проблемы правового регулирования государственно-частного партнёрства в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации»

Обсудив состояние и проблемы правового регулирования государственно-частного партнерства в сфере функционирования оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, участники заседания Экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества (далее Экспертный совет) отметили, что в настоящее время возникла острая потребность в законодательном обеспечении государственно-частного партнерства в сфере функционирования оборонно-промышленного комплекса.

Результаты мониторинга действия правового института государственно-частного партнерства в сфере функционирования оборонно-промышленного комплекса показали:

недостаточность правовой основы для установления и развития системы государственно-частного партнерства в сфере функционирования оборонно-промышленного комплекса;

отсутствие нормативных правовых актов регионального и муниципального уровней, закрепляющих основы государственно-частного партнерства в сфере функционирования оборонно-промышленного комплекса;

Участники заседания высказали мнение о том, что принятие федерального закона, устанавливающего правовой институт государственно-частного партнерства в сфере функционирования оборонно-промышленного комплекса, определит основные направления развития нормативной правовой базы в данной сфере, устранит существующие необоснованные правовые ограничения и закрепит необходимые условия для привлечения частного капитала в сферу оборонно-промышленного комплекса.

Принимая во внимание современное состояние правового регулирования государственно-частного партнерства в сфере функционирования оборонно-промышленного комплекса, участники заседания Экспертного совета рекомендуют:

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1. Заслушать в период весенней сессии 2014 года в рамках «правительственного часа» на заседании Совета Федерации информацию Правительства Российской Федерации на тему «О ходе реализации государственного оборонного заказа в 2013 году».

2. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:

обобщить предложения, высказанные в ходе заседания Экспертного совета, для исполнения и реализации в законодательной деятельности в соответствии с вопросами ведения;

направить настоящие рекомендации в Администрацию Президента Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, участникам заседания Экспертного совета.

3. Экспертному совету при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества:

продолжить мониторинг правоприменительной практики в сфере оборонно-промышленного комплекса, результаты которого отражать в ежегодном докладе Экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества;

провести в период осенней сессии Совета Федерации 2013 года заседание Экспертного совета на тему «О ходе реализации и правовом обеспечении Государственной программы вооружения на 2011 – 2020 годы».

Государственной Думе Федерального Собрания Российской федерации:

при подготовке ко второму чтению проекта федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» учесть предложения и замечания, высказанные участниками заседания Экспертного совета в ходе обсуждения данного законопроекта.

Правительству Российской Федерации:

1. Разработать нормативное правовое обеспечение государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе на основе на основе единых подходов к планированию, размещению и выполнению государственного оборонного заказа и государственной программы вооружения.

2. Определить и реализовать механизм, позволяющий финансировать обязательства публичных партнеров государственно-частного партнерства за пределами 3-летнего цикла бюджетного планирования федерального бюджета.

3. Разработать единые подходы по созданию и развитию государственно-частного партнерства на основании методик оценки финансовой, бюджетной и экономической эффективности.

4. Предусмотреть законодательно переход права собственности на объект соглашения государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе.

5. Определить нормативы по финансовому обеспечению строительства, реконструкции или реставрации объектов соглашений, а также обязательства по их эксплуатации и (или) техническому обслуживанию рассмотреть в рамках государственно-частного партнерства.

6. Установить единый подход к определению частного партнера, в том числе общие требования к проведению конкурса на право заключения соглашения государственно-частного партнерства с оборонно-промышленном комплексом, которые будут включать в себя принципы, методику и этапы способ проведения конкурса.

7. Рассмотреть вопросы совершенствования ценообразования на оборонную продукцию на условиях государственно-частного партнерства с предприятиями оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, включая предоставление права устанавливать порядок определения цен на продукцию военного назначения Правительству Российской Федерации.

8. Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов:

о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленные на включение в состав бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) обязательств сторон по соглашениям государственно-частного партнерства;

о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающие ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению по соглашению о государственно-частном партнерстве;

о внесении изменений в Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части отчуждения имущества при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, что позволит вовлекать имущество субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях решения задач социально-экономического развития публично-правовых образований для повышения качества реализации функций и полномочий публично-правовых образований и привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве.

Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации:

1. Определить приоритетные направления реализации потенциала государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации.

2. Рассмотреть вопрос о государственно-частном партнерстве в оборонно-промышленном комплексе по производству вооружения и военной техники экспортного назначения, снятыми с поставок в Вооруженные Силы Российской Федерации, но имеющим экспортные заказы.

Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

1. Обобщить результаты надзорной деятельности по соблюдению законодательства Российской Федерации в сфере государственно-частного партнерства с предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

2. О результатах проведенного анализа проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Счетной палате Российской Федерации:

организовать и провести проверку расходования средств федерального бюджета, направленные на реализацию государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

разработать комплекс мер по внесению изменений в законодательства субъектов Российской Федерации в сфере государственно-частного партнерства.

 О деятельности
Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
в период осенней сессии 2013 года

Глава I. Законодательная деятельность Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности за период осенней сессии 2013 года

1. Общие итоги законодательной деятельности Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

В период осенней сессии 2013 года Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности провёл 10 заседаний, на которых было заслушано 56 вопросов.

Более половины этих вопросов была посвящена рассмотрению 30 федеральных законов, принятых Государственной Думой; из них: 12 федеральных законов Комитет сопровождал как ответственный исполнитель, а 18 законов – как соисполнитель.

В период осенней сессии 2012 года Комитет на своих заседаниях рассмотрел 26 вопросов; из них: 6 тематических и 20 информационных.

2. Анализ основных результатов законодательной деятельности Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в ходе осенней сессии 2013 года

2.4. Законодательное обеспечение национальной безопасности и обороны

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рассмотрел и предложил Совету Федерации одобрить 30 федеральных законов, принятых Государственной Думой; из них: 12 федеральных законов Комитет сопровождал как ответственный исполнитель, а 18 – как соисполнитель.

 «О внесении изменений в статью 52 Федерального закона «О связи», в части совершенствования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб, принятый Государственной Думой;

Среди одобренных федеральных законов следует отметить те, по которым Комитет был ответственным исполнителем,:

— «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона „О статусе военнослужащих“ (о выплате гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, вставшим на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года, денежной компенсации при невозможности обеспечить их жилыми помещениями).

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части совершенствования законодательства в сфере противодействия терроризму). Комитет – ответственный.

— «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона „О статусе военнослужащих“ (об обеспечении некоторых категорий граждан жильем по договору социального найма).

— «О внесении изменений в федеральные законы „О статусе военнослужащих“ и „О внесении изменений в Федеральный закон „О статусе военнослужащих“ и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан“ (об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, но в последующем переехавших в другое муниципальное образование и вставших на новый учет после 1 января 2005 года). 

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования вопросов применения мер государственной защиты в отношении лиц, которым такая защита предоставляется в силу закона).

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регламентации деятельности попечительских советов при исправительных учреждениях)».

3. Законодательные инициативы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

Члены Комитета в порядке реализации права законодательной инициативы приняли участие в подготовке и внесении в Государственную Думу следующих проектов федеральных законов:

— «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона „О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат“ (в части установления выплаты ежемесячной денежной компенсации членам семьи военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, пропавшего без вести при исполнении им обязанностей военной службы).

— «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления гарантий на предоставление прежней работы (должности) работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу) (№ 43850–6), № 373128–6.

— «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (в части закрепления обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, самостоятельно являться в структурное подразделение военного комиссариата для получения повестки об участии в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу) № 43851–6.

— «О внесении изменения в статью 12.6 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в части продления периода выплаты ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву) № 373128–6.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования призыва граждан на военную службу».

Глава II. Деятельность Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по разработке актуальных вопросов законодательного обеспечения национальной безопасности

1. Обзор вопросов, рассмотренных на расширенных тематических заседаниях Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

В период осенней сессии 2013 года Комитет на своих заседаниях рассмотрел 26 вопросов; из них: 6 тематических и 20 информационных.

На расширенных заседаниях Комитета были рассмотрены такие важные тематические вопросы, как:

— Состояние и проблемы совершенствования нормативно-правовой базы оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и пиротехнических изделий в Российской Федерации (24 сентября 2013 года).

— Законодательное обеспечение государственной политики в сферах аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и оказания помощи иностранным государствам при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (29 октября 2013 года).

— Состояние нормативно-правового обеспечения и проблемы комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими по контракту (17 декабря 2013 года).

В период осенней сессии 2013 года Комитет провел:

— Выездное заседание на тему «Правовое регулирование обеспечения безопасности стратегических объектов в Российской Федерации (на примере Новороссийского морского торгового порта)» (26–27 сентября 2013 г., г. Новороссийск).

Выездное совещание на тему «Законодательное обеспечение государственной политики в сферах аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и оказания помощи иностранным государствам при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (29 октября 2013 г., Московская обл., г. Ногинск-2).

16–20 сентября 2013 года состоялся визит делегации Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в Республику Абхазия.

Совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике и Комитетом Совета Федерации по экономической политике проведено совместное заседание Комитета на тему «Проблемы трудоустройства в систему гражданской авиации летчиков, уволенных с военной службы в запас» (протокольное поручение Совета Федерации).

2. Обзор рекомендаций парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий

16 декабря 2013 года Комитет провел Совместное заседание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему: «Национальная безопасность Российской Федерации: межнациональный и миграционный аспекты». По итогам совместного заседания Комитета Совета Федерации было принято решение, содержащее рекомендации органам государственной власти Российской Федерации.

3. Работа консультативных органов при Совете Федерации и Председателе Совета Федерации

22 ноября 2013 года состоялось заседание Координационного совета на тему «О роли общественных организаций в социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей».

В ходе заседания было отмечено, что процесс взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации с общественными объединениями и организациями характеризуется рядом позитивных факторов, выражаемых комплексом мер, направленных на совершенствование социального статуса военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.

Вместе с тем, анализ правоприменительной практики в данной области выявил ряд существенных проблем, среди которых:

— низкий уровень участия членов общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и правоохранительная служба, общественных объединений и организаций в подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по проблемам социальной защиты военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, их общественном обсуждении и экспертной оценке;

— недостаточность взаимодействия и координации в работе общественных объединений и организаций;

— наличие фиктивных организаций, прикрывающихся «принадлежностью» к силовым ведомствам;

— неполное использование возможностей общественных организаций, функционирующих в федеральных органах исполнительной власти, например, таких как офицерские собрания и женские советы частей и подразделений армии и флота.

В этой связи было заострено внимание на необходимости дальнейшего совершенствования государственной политики по конструктивному взаимодействию гражданского общества и федеральных органов исполнительной власти, усилению роли негосударственных институтов в укреплении авторитета и престижа военной и правоохранительной службы через повышение социального статуса военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.

5. Аналитическая работа Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

Подготовлены и направлены предложения в план работы Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности на второе полугодие 2013 года и первое полугодие 2014 года.

Своевременно осуществлялась подготовка информационно-справочных материалов и предложений в проекты решений оперативных совещаний Совета Безопасности, направленных на совершенствование нормативной правовой базы, с учётом интересов России и на основе возможных вариантов развития внешне- и внутриполитической ситуации. В частности, разработаны и направлены в адрес члена Совета Безопасности – Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко материалы и предложения по проблемам:

1) обеспечения военной безопасности Российской Федерации в связи со складывающейся обстановкой вокруг дальнейшего развития ПРО США;

2) совершенствования государственной политики в области военного строительства;

3) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях осуществления политики «мягкой силы»;

4) обеспечения национальной безопасности России в связи со складывающейся обстановкой в Афганистане;

5) выполнения мероприятий Российской Стороной по защите национальных интересов в Республике Молдова и Приднестровской Молдавской Республике;

6) по проблеме переселения «сирийских черкесов» в связи с ситуацией в Сирийской Арабской Республике.

Подготовлены и направлены информационно-аналитические материалы и предложения:

1) в проект доклада Совета Безопасности Российской Федерации «О национальной безопасности Российской Федерации в 2013 году»;

2) в проект плана заседаний Совета Безопасности Российской Федерации на 2014 год;

3) в проект перечня актуальных вопросов обеспечения национальной безопасности для межведомственной проработки и подготовки проектов поручений Президента Российской Федерации и решений Совета Безопасности в первом полугодии 2014 года;

4) в перечень вопросов оперативных заседаний Совета Безопасности Российской Федерации на второе полугодие 2013 года и первое полугодие 2014 года;

5) в план работы секции по проблемам военной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации на первое полугодие 2014 года;

6) о ситуации в Республике Абхазия и мерах по обеспечению национальной безопасности Российской федерации;

7) по Концепции создания системы распределенных ситуационных центров.

6. Члены Комитета и работники аппарата Комитета принимали участие в мероприятиях боевой и оперативной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации. В частности,

— в августе 2013 года – в командно-штабном учении с командованием противовоздушной и противоракетной обороны Войск ВКО,

— в сентябре — в командно-штабном учение со 106 вдд,

— в совместном стратегическом учение Вооруженных Сил Российской Федерации и Республики Белоруссии «Запад-2013» на территории Белоруссии.

С 27 августа по 1 сентября 2013 года обеспечено участие членов Комитета и аппарата Комитета в мероприятиях Международного авиакосмического салона «МАКС – 2013» .

5 ноября 2013 года подкомитет обеспечил участие членов Комитета и работников аппарата Комитета в проведении в парламентских слушаниях по проблеме Воздушно-космической обороне в Государственной Думе.

24 октября 2013 года обеспечена подготовка и участие Председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Озерова в информировании руководящего состава ВС РФ с выступлением на тему: «Законодательное обеспечение военной безопасности Российской Федерации».