Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги!
Согласно регламенту, информация о деятельности полномочного представителя Совета Федерации в Следственном комитете России за 2021 год размещена на сайте Комитета по обороне и безопасности в сети Интернет.
За прошедший год мною осуществлялось постоянное взаимодействие с руководством и коллективом Следственного комитета, как в рамках итоговой Коллегии Следственного комитета, так и в ходе различных совещаний, рабочих встреч и иных мероприятий. Работая в регионах, посещал Управления Следственного комитета, где знакомился со спецификой работы и криминогенной обстановкой на местах.
Считаю, что важное значение
для взаимодействия имеет и участие в работе Общественного совета при
Следственном комитете, в состав которого я вошел в 2019 году по предложению председателя Комитета А.И. Бастрыкина.
Уважаемые
коллеги!
В течение 2021 года Советом Федерации рассмотрено 7 законопроектов, 5 из которых одобрены Советом Федерации и уже подписаны Президентом России. В проработке законопроектов принимали участие сотрудники Следственного комитета.
Хочу отдельно остановиться только на двух из них.
Принятым Федеральным законом от 05 апреля 2021года № 67-ФЗ» О внесении изменения в статью 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», установлены дополнительные гарантии прав лиц на стадии возбуждения уголовного дела.
В новой ч.4 статьи 140 Кодекса установлено, что в отсутствие достаточных данных, указывающих на факт незаконной передачи наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, не может служить основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 2281 и 2284 Уголовного кодекса Российской Федерации в части незаконного сбыта таких веществ, сам факт нахождения лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения этих веществ в теле человека.
По‑прежнему актуальной для правоприменительной деятельности Следственного комитета является продолжение работы над принятым в первом чтении законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации» (в части расширения перечня лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации).
В соответствии с данным законопроектом, полномочиями по получению геномной информации предполагается наделить экспертные подразделения Следственного комитета Российской Федерации, что будет коррелировать с положениями статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации“ и Федерального закона „О Следственном комитете Российской Федерации“.
Упомянутые и иные изменения законодательства, непосредственно касающиеся деятельности Следственного комитета, направлены на повышение эффективности работы ведомства, усиление кадрового потенциала, на улучшение материального, пенсионного и жилищного обеспечения сотрудников.
На площадке Совета Федерации постоянно проводятся различные мероприятия с участием представителей Следственного комитета.
Так, в рамках «круглого стола» 19 января на тему « Совершенствование подготовки кадров для следственных органов Российской Федерации» обсуждены вопросы, касающиеся современного состояния правового регулирования, перспектив и направлений совершенствования подготовки кадров для следственных органов Российской Федерации.
С учетом характера, содержания, динамики и особенностей развития современных общественных отношений и законодательства, Председателем СКР 11 ноября 2020 года утверждена Концепция непрерывного ведомственного образования на период до 2025 года.
Хочу напомнить, что в Следственном комитете ведомственное образование и подготовку кадров обеспечивают две академии – в Москве и Санкт-Петербурге; пять кадетских корпусов, в том числе: в Москве, Волгограде, Санкт-Петербурге, Севастополе, а также Пансион воспитанниц Следственного комитета.
Кроме того, военные следователи проходят обучение в Военном университете Министерства обороны России на прокурорско-следственном факультете.
Под патронатом Следственного комитета также функционируют 96 кадетских классов в 40 регионах России.
Уважаемые коллеги!
По многим основным направлениям деятельности Следственного комитета эффективность работы и количественные показатели несколько улучшились.
В 2021 году следователи Следственного комитета России возбудили 124 782 уголовных дела, направили в суд 83 532 дела (данные за 11 месяцев). Среди направленных в суд — 13 193 уголовных дела о преступлениях экономической направленности (данные за 9 месяцев), что превышает показатели аналогичного периода 2020 года на 13,2%.
За указанный период расследовано 6558 преступлений прошлых лет, в том числе — 3714 тяжких и особо тяжких, что на 16% больше, чем за аналогичный период 2020 года.
По результатам расследования коррупционных преступлений тоже наблюдается положительная динамика: за 11 месяцев в суд направлено свыше 8,6 тысячи дел (8565), т. е. на 15,2% больше, чем в тот же период 2020 года.
С учетом приведенных данных статистики, представляется, что показатели за весь календарный год в процентах будут примерно такие же.
За последние годы отмечается тенденция снижения преступности в правоохранительной сфере, например, среди работников органов внутренних дел. Так, если в 2011 году перед судом предстали 1678 сотрудников МВД России, то в 2020 году – 1199, то есть на треть меньше. Этот год еще не окончен, но тенденция сохраняется (820 лиц; — 7%).
О преступлениях террористического характера в суд направлено 197 уголовных дел (+19,4%) и 184 дела — о преступлениях экстремистской направленности, что более чем в 2,5 раза превышает показатель 2020 года (было 70 дел).
Приведенные цифры, говорят о том, что, поставленные перед Следственным комитетом задачи по противодействию преступности, успешно выполняются.
В послании Федеральному Собранию 2021 года Президент обратил наше внимание, что в прошедший Год науки и технологий в России запускались инновационные программы по направлениям, критически важным для развития страны и имеющим статус проектов государственного значения.
Все большую актуальность приробретают вопросы роста производительности труда, прежде всего на основе новых технологий и цифровизации. Решение такой задачи требует совершенствование законодательства в части касающейся.
По‑прежнему актуальным является повышение эффективности противодействия коррупции, особенно незаконным финансовым операциям с использованием цифровых финансовых активов и цифровой валюты.
Однако до настоящего времени не приняты дополнения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, закрепляющие принадлежность цифровых валют к имуществу.
Еще год назад руководством Следственного комитета отмечалось, что признание цифровой валюты имуществом является необходимым условием расследования уголовных дел, по которым она выступает, как правило, предметом взятки или хищения.
Отсутствие таких норм может затруднять квалификацию деяний и создавать неопределенность при судебном рассмотрении уголовных дел, а также затруднения в исполнимости судебных актов и постановлений. Кроме того, отсутствие определения процессуального статуса упомянутых активов препятствует наложению на них ареста, а также конфискации.
Полагаю, что Совет Федерации
и Следственный Комитет должны активно включиться в работу над законопроектами, касающимися
упомянутых общественных отношений актуального характера.
Уважаемая Валентина Ивановна, Уважаемые коллеги!
Считаю, что наше дальнейшее конструктивное взаимодействие со Следственным комитетом будет способствовать решению поставленных Президентом России задач.
Уверен, что об этом будет
идти конкретный разговор на итоговой коллегии Следственного комитета России, в котором обязательно приму участие.
Доклад окончен.
Спасибо за внимание!