Рекомендации
Обсудив научные, организационные и правовые аспекты историко-патриотического воспитания российских граждан, участники заседания «круглого стола» отмечают, что в настоящее время сформирована система правовых норм, регулирующих историко-правовое воспитание граждан Российской Федерации.
Нормативные правовые документы, а также управленческие решения, принятые в последние годы руководством Российской Федерации, активизировали работу по патриотическому воспитанию граждан, прежде всего подрастающего поколения. Патриотизм стал одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих мощное воздействие на все сферы его жизнедеятельности.
В целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, разработки и реализации значимых общественных проектов в данной сфере 20 октября 2012 года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
Значимым историческим решением является принятие Федерального закона от 9 мая 2006 года № 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы».
Важнейшей мерой стало законодательное определение воспитания как неотъемлемой части образовательного процесса, закрепленное Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Принята и с 2015 года реализуется «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В числе её приоритетных целевых установок – «развитие высоконравственной личности, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Основополагающими документами в сфере историко-патриотического воспитания российской молодежи стали государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» и постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2000 года № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
В Российской Федерации активно действуют около 37 тысяч патриотических объединений, организаций, клубов и центров, включая детские и молодежные, по месту жительства и учебы, созданных как органами власти, так и по инициативе граждан. Реализуются проекты, направленные на расширение знаний обучающейся молодежи об истории своей малой родины, героическом прошлом России, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, такие как Всероссийский проект «Диалоги с Героем», Всероссийская акция «Письма Победы» и другие.
Получили развитие историко-патриотическая акция Бессмертный полк» — Международное общественное движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», Всероссийская туристско-краеведческая экспедиция «Я познаю Россию», а также Всероссийские исторические квесты – новый образовательный формат, понятный для молодежи, позволяющий обеспечить эффект сопричастности молодого поколения с памятными историческими событиями.
Важным шагом в развитии историко-патриотического воспитания российских граждан стало создание по инициативе Министра обороны Российской Федерации С.К. Шойгу военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот» (2015 г.) и Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» (2016 г.).
В системе военно-патриотического и историко-патриотического воспитания российской молодежи укрепляется роль кадетского образования.
Однако в обозначенной сфере существует ряд проблем:
сохраняется инертность ряда государственных и общественных институтов в реализации патриотической идеологии, направленной на общенациональное единение граждан Российской Федерации;
остается низкой информированность граждан о деятельности государственных органов власти, общественно-государственных и общественных объединений и организаций в области историко-патриотического воспитания молодежи;
отсутствует системность предпринимаемых действий по консолидации и взаимодействию органов государственной власти всех уровней, научных учреждений и образовательных организаций, общественных и молодежных объединений по решению проблем историко-патриотического воспитания российской молодежи;
остается неэффективной деятельность субъектов историко-патриотического воспитания в дотационных регионах и в сельской местности;
требует совершенствования военно-шефская работа;
усиливается проявление «националистического патриотизма», усугубляющего этно-конфессиональную ситуацию в стране;
получило распространение негативное молодежное движение А.У.Е., прославляющее тунеядство, культ силы, грабежи и воровство;
сохраняется низкой численность молодежи, вовлеченной в организацию и проведение мероприятий культурной, гуманитарной и историко-патриотической направленности;
не обеспечивается достаточный уровень государственной поддержки идеологических и культурно-просветительских условий, способствующих развитию историко-патриотического воспитания российской молодежи;
не реализуются цели государственной культурной политики по формированию развитой личности и укреплению единства российского общества.
Признавая необходимость дальнейшего совершенствования системы историко-патриотического воспитания российских граждан, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:
1. Министерству образования и науки Российской Федерации:
разработать рекомендации по вопросам историко-патриотического воспитания российских граждан, предусмотрев меры по их внедрению в практику обучения и воспитания обучающейся молодежи;
подготовить предложения по подготовке специалистов в области патриотического воспитания и повышению квалификации актива патриотических молодежных и детских объединений;
продолжить реализацию мероприятий в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» с привлечением ветеранских организаций;
организовать систему шефства школ над братскими и индивидуальными воинскими захоронениями в субъектах Российской Федерации;
содействовать развитию региональных и муниципальных программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в соответствии с социальной, демографической, культурной и экономической спецификой конкретного региона;
совершенствовать систему дополнительного образования детей, повышая его качество и доступность;
рассмотреть вопросы:
об актуализации нормативной правовой базы в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи, приведения её в соответствие с современными тенденциями;
о мерах профилактики и противодействия негативному молодежному движению А.У.Е.
2. Министерству обороны Российской Федерации:
продолжить деятельность по возрождению наименований прославленных и легендарных частей и соединений российской и советской армий, а также созданию музеев их боевого пути, проведение воинских ритуалов с приглашением представителей молодежных, ветеранских общественных организаций и средств массовой информации;
развивать и совершенствовать информационный проект «Память народа» в целях полного предоставления архивных данных о военнослужащих, погибших и пропавших без вести при исполнении воинского долга в ходе войн и военных конфликтов;
провести мониторинг и определить целесообразность разработки предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и Закон Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292–1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», направленных на установление права перезахоронения останков погибших защитников Отечества, ранее числившихся пропавшими без вести, на кладбищах по прежнему месту жительства.
3. Министерству культуры Российской Федерации:
повысить эффективность и качество работы по культурному и гуманитарному развитию российских граждан как основы укрепления государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны;
активизировать деятельность по созданию условий для реализации творческого потенциала общества, сохранения исторического, культурного наследия и его использования для патриотического воспитания российской молодежи;
обратить внимание Российского военно-исторического общества на необходимость расширения географии деятельности и увеличения числа молодежи, вовлекаемой в организацию и проведение мероприятий культурной, гуманитарной и патриотической направленности;
формировать в молодежной среде позитивный имидж России как страны с богатой историей и культурой;
продолжить поддержку производства и показа фильмов о боевых традициях Вооруженных Сил Российской Федерации, публикацию литературы, пропагандирующей подвиги защитников Отечества;
принять меры по распространению в российском сегменте Интернета, телевидении и радио качественного отечественного медиопродукта патриотической направленности;
более эффективно использовать многофункциональные культурные центры, объекты и памятники истории и культуры при проведении мероприятий с молодежью;
продолжить реализацию всероссийского проекта «Дороги Победы» с посещением молодежью городов-героев, городов воинской славы России, объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
4. Счетной палате Российской Федерации предусмотреть в плане работы контрольные мероприятия, направленные на оценку эффективности использования финансовых средств, выделяемых Федеральному агентству по делам молодежи на реализацию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
провести конкурс среди государственных (муниципальных) учреждений субъектов Российской Федерации и общественных объединений для выявления и поддержки лучших практик в сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
актуализировать составы региональных координационных советов по патриотическому воспитанию, включив в них представителей региональных отделений Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»;
рассмотреть вопрос о развитии военно-исторических маршрутов на территории субъектов Российской Федерации, включая поиск средств на их дополнительное софинансирование в целях увеличения количества участников;
организовать научно-исследовательскую, музейную и выставочную работы, посвященные подвигам и памяти земляков – участников боевых действий;
принять меры:
по усилению взаимодействия с региональными структурами Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России) в целях повышения эффективности подготовки граждан к военной службе;
по поддержке Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия».
6. Общероссийским общественно-государственным и общественным организациям и объединениям активнее использовать научные, научно-популярные и методические материалы по историко-патриотическому воспитанию, размещенные на Федеральном историческом портале «История.рф».
7.
Общероссийской общественно-государственной организации
«Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ
России) завершить подготовку Методических рекомендаций по организации
патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан и представить их на рассмотрение Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской
Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию.
8. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:
продолжить мониторинг правоприменительной практики в сфере историко-патриотического воспитания российских граждан, уделив особое внимание реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»;
внести предложение по рассмотрению в рамках «правительственного часа» на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2018 года вопроса о мерах Правительства Российской Федерации по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»;
проинформировать
об итогах заседания «круглого стола» Совет палаты Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную
палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, профильные общероссийские
общественно-государственные и общественные организации и объединения.