Порядок проведения «круглого стола»
1. Открытие совещания (до 3 минут).
БУЛАВИН Владимир Иванович, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
2. Доклад по теме совещания (до 7 минут).
СЕРГИЕНКО Игорь Петрович, начальник управления военно-патриотической работы и взаимодействия с общественными объединениями Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Выступления по теме совещания (до 5 минут):
а) ТАГАЕВ Сергей Сергеевич, заместитель начальника Главного штаба Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ»;
б) ХУДЯКОВ Евгений Евгеньевич, заместитель начальника отдела по работе с институтами гражданского общества, органами государственной власти и экспертным сообществом Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России;
в) БУШУЕВ Дмитрий Павлович, начальник управления военно-политической (политической) работы — заместитель начальника Главного военно-политического управления Росгвардии;
г) ПОКРОВСКИЙ Дмитрий Евгеньевич, директор Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России;
д) АШИРОВ Денис Валерьевич, заместитель руководителя Росмолодежи.
4. Обсуждение выступлений (до 15 минут).
5. Принятие итогового документа (до 5 минут).
6. Заключительное слово (до 2 минут).
БУЛАВИН Владимир Иванович, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
Список участников «круглого стола
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности | |||
1. | БУЛАВИН Владимир Иванович | — | председатель Комитета |
2. | БОНДАРЕВ | — | первый заместитель председателя Комитета |
3. | МАРТЫНОВ | — | первый заместитель председателя Комитета |
4. | ЧИЖОВ | — | первый заместитель председателя Комитета |
5. | ВАЛЯЕВ | — | заместитель председателя Комитета |
6. | МУРАТОВ | — | заместитель председателя Комитета |
7. | БАСЮК | — | член Комитета |
8. | БЕЗДЕНЕЖНЫХ | — | член Комитета |
9. | КАЗАНОКОВ | — | член Комитета |
10. | КОЛБИН | — | член Комитета |
11. | КОНДРАТЮК | — | член Комитета |
12. | МАМСУРОВ | — | член Комитета |
13. | НАУМЕЦ | — | член Комитета |
14. | ПАВЛОВА | — | член Комитета |
15. | ПЕРМИНОВ | — | член Комитета |
16. | РОГОЗИН | — | член Комитета |
17. | ШЕПТИЙ | — | член Комитета |
18. | ЯРОШУК | — | член Комитета |
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера | |||
19. | ГОРОДЕЦКИЙ | — | первый заместитель председателя комитета |
20. | АФАНАСЬЕВ | — | член Комитета |
21. | НАЗАРЕНКО | — | член Комитета |
Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре | |||
22. | БАЗИЛЕВСКИЙ | — | заместитель председателя Комитета |
23. | ЛУТОВИНОВ | — | член Комитета |
24. | РУСАКОВ | — | член Комитета |
Комитет Совета Федерации по международным делам | |||
25. | ЦЕКОВ | — | член Комитета |
Министерство обороны Российской Федерации | |||
26. | СЕРГИЕНКО | — | начальник управления военно-патриотической работы и взаимодействия с общественными объединениями Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации |
Министерство внутренних дел Российской Федерации | |||
27. | ОСОКИН | — | заместитель начальника отдела организации воспитательной работы управления организации морально-психологического обеспечения Главного управления по работе с личным составом МВД России |
28. | ЮРТАЕВ | — | заместитель начальника отдела адресно-справочной работы управления паспортной и регистрационной работы Главного управления по вопросам миграции МВД России |
29. | ХУДЯКОВ | — | заместитель начальника отдела по работе с институтами гражданского общества, органами государственной власти и экспертным сообществом Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России |
Федеральная службы войск национальной гвардии | |||
30. | БУШУЕВ | — | начальник управления военно-политической (политической) работы — заместитель начальника Главного военно-политического управления Росгвардии |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации | |||
31. | ПОКРОВСКИЙ | — | директор Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России |
Федеральное агентство по делам молодежи | |||
32. | АШИРОВ | — | заместитель руководителя Росмолодежи |
Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ» | |||
33. | ТАГАЕВ | — | заместитель начальника Главного штаба ВПОД «ЮНАРМИЯ» |
Решение «круглого стола»
Заслушав доклад и выступления участников «круглого стола» на тему: «Участие молодежных организаций в общественной жизни государства. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, в том числе „силового блока“, с молодежными организациями», Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности отмечает следующее.
Молодежь представляет собой особую, одну из крупнейших социально-демографических групп общества, является главным ресурсом и фактором социально-экономического развития России.
От общественных взглядов молодого поколения во многом зависит вектор развития и консолидация всего российского общества, поэтому молодежь должна находиться под пристальным вниманием и заботой государства.
Государственная молодежная политика как система государственных приоритетов и мер должна способствовать развитию молодёжи в интересах России. Президентом Российской Федерации поручено разработать и с 2025 года начать реализацию государственной (национальной) программы, направленной на создание условий для эффективной самореализации молодёжи[1].
Молодежные организации играют важную роль в реализации интересов государства, что выражается в прямом взаимодействии органов власти с молодежными организациями. Результатом такого взаимодействия является решение задач по формированию кадрового резерва органов власти и управления на основе отбора наиболее профессионально подготовленных и социально ориентированных молодых людей.
Специфика деятельности федеральных органов исполнительной власти «силового блока» заключается в ежегодном призыве на военную службу в Вооруженные Силы России и другие воинские формирования около 250 тысяч молодых людей.
Одновременно с этим в высшие военные учебные заведения «силовых» ведомств ежегодно поступает около 15 тысяч человек. Наличие ведомственной сети довузовских образовательных учреждений также указывает на неразрывную связь деятельности «силового блока» с молодежью.
Значимым результатом такой деятельности является подготовка полноценного, с реальными возможностями и приобретенными профессиональными компетенциями, молодого кадрового потенциала, что способствует успешному решению задач, возложенных на ведомства «силового блока».
Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов являются проводниками государственной политики в области обороны и безопасности. Специфика их правового положения обусловлена особым характером задач, выполнение которых нередко сопряжено с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками. Им не только предоставлено право на хранение, ношение и применение огнестрельного оружия, но они допущены к эксплуатации современных видов вооружения и военной техники, в том числе обеспечивающих ядерную безопасность России.
Социализация в военную среду молодежи во многом зависит от применяемых и реализуемых ведомствами «силового блока» соответствующих программ, ориентированных на допризывную молодежь, поддержку молодого пополнения, которое пришло служить в Вооруженные Силы и другие военизированные организации, а также от тесного взаимодействия с молодежными организациями.
Министерством обороны Российской Федерации ведется
продуктивная работа по реализации программ патриотического воспитания граждан, подготовке
их к военной службе путем взаимодействия через центры «Авангард»,
Дома «Юнармии»,
а также через поисковые движения. Во всех субъектах Российской Федерации действует более 2 тысяч местных отделений
движения Всероссийского военно-патриотического детско-юношеского общественного
движением «ЮНАРМИЯ» (далее – ВВПОД «ЮНАРМИЯ») и почти 30 тысяч
юнармейских отрядов.
Численность юнармейского движения сегодня составляет более 1,5 млн человек.
Министерством просвещения Российской Федерации оказывается содействие центрам «Авангард» и ВВПОД «ЮНАРМИЯ» в разработке и внедрении новых современных форм работы с молодежью, в том числе по основам военной службы.
В рамках реализации своих полномочий Министерство
внутренних дел Российской Федерации взаимодействует
с Общероссийской общественной детско-юношеской организацией по пропаганде безопасности
дорожного движения «Юные инспекторы движения» и ВВПОД «ЮНАРМИЯ», являющихся
коллективными участниками Общероссийского общественно-государственного движения
детей и молодежи «Движение первых».
В рамках участия Федеральной службы войск национальной гвардии в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации 29 декабря 2020 года создано Межрегиональное детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Гвардейская смена». В составе Движения сформировано 70 региональных отделений с общим количеством 8 563 воспитанников.
Федеральное агентство по делам молодежи успешно координирует программы комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации. Рассматривает вопросы предоставления грантов в форме субсидий некоммерческим молодежным и детским общественным объединениям в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» на реализацию мероприятий по сохранению исторической памяти и гражданскому воспитанию.
В то же время отмечается наличие вопросов, требующих внимания со стороны органов государственной власти, решение которых будет способствует повышению эффективности их взаимодействия с молодежными организациями.
Недостаточная освещённость в средствах массовой информации важности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с молодежными организациями ведет к недостаточной информированности населения о результатах такой деятельности и достигнутых результатах.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности решил:
1. Информацию участников «круглого стола» по теме: «Участие молодежных организаций в общественной жизни государства. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, в том числе „силового блока“, с молодежными организациями» принять к сведению.
2. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации:
продолжить работу по усилению военно-патриотической работы среди молодежи, взаимодействию со средствами массовой информации в области пропаганды службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
расширять практику взаимодействия молодежных организаций с Вооруженными Силами Российской Федерации по совершенствованию системы воспитания и становления будущих защитников Отечества, предусмотрев меры морального стимулирования молодежного актива за участие в работе по патриотическому воспитанию военнослужащих и допризывной молодежи.
3. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации полагать необходимым:
принимать практические меры по вовлечению молодежных организаций к решению поставленных перед ведомствами задач;
привлекать ветеранов ведомств к работе по подготовке
к военной службе (службе) допризывной молодежи, изучению
и отбору ее для поступления в военно-учебные (учебные) заведения силовых ведомств;
расширять практику привлечения молодежных организаций для участия в проведении государственных праздников Российской Федерации, дней воинской славы и памятных дат России;
продолжить привлечение молодежных организаций
к мероприятиям по противодействию попыткам фальсификации истории Отечества,
участвовать в подготовке информационных материалов для средств массовой
информации;
внедрять в практику изучение, обобщение
и распространение в ведомствах опыта работы молодежных организаций по воинскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию военнослужащих и допризывной молодежи, участвовать в обмене этим опытом;
совместно с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации продолжать работу по оказанию поддержки молодежным
организациям, поисковым объединениям
и организациям патриотической направленности в работе по увековечению памяти
павших защитников Отечества, установлению погибших и пропавших без вести
участников Великой Отечественной войны, участников вооруженных конфликтов;
продолжить практику оказания помощи школам в проведении занятий по начальной военной подготовке, улучшении воспитательной
работы со старшеклассниками, создании
и совершенствовании музеев (комнат) боевой славы.
4. Рекомендовать Федеральному агентству по делам молодежи рассмотреть возможность организации межведомственного
взаимодействия по вопросам консолидированной реализации государственной
молодежной политики в части взаимодействия федеральных органов исполнительной
власти, в том числе «силового блока»,
с молодежными организациями
5. Предложить Международному информационному агентству «Россия сегодня», Информационному телеграфному агентству России (ИТАР-ТАСС) и автономной некоммерческой организации «ТВ-Новости», региональным средствам массой информации расширить использование ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе социальных сетей, других информационно-коммуникационных ресурсов для распространения информационных материалов о деятельности молодежных организаций и их взаимодействия с силовыми ведомствами, направленных на формирование у граждан готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу, высокой гражданской ответственности.
6. Субъектам Российской Федерации рекомендовать
оказывать поддержку молодежным общественным организациям
в следующих формах:
размещении в средствах массовой информации и на сетевых ресурсах информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о деятельности общественных молодежных организаций;
создании молодежных коллегиальных совещательных и консультативных органов при исполнительных органах власти;
содействии в проведении научно-просветительских, культурно-патриотических мероприятий, организованных общественными молодежными организациями;
участии в подготовке и проведении мероприятий, посвященных дням воинской славы, праздникам и памятным датам Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации.
7. Комитету по обороне и безопасности продолжить
мониторинг правового регулирования по вопросам участия молодежных организаций в общественной жизни государства, взаимодействию федеральных органов
исполнительной власти,
в том числе «силового блока», с молодежными организациями.
[1] Поручение от 29 января 2023 года № Пр-173ГС