Порядок проведения
Место проведения: г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 26, зал 802 (красный)
Дата: 16 апреля 2024 года
Начало: 10:30
Регламент:
Открытие заседания – до 5 минут
Доклад – до 10 минут
Выступления — до 5 минут
Принятие решения – до 5 минут
1. Открытие заседания: |
|
|
Булавин | — | председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
2. Доклад: | ||
Меньщикова | — | заместитель начальника отдела организации расследования дистанционных хищений ведомственного и процессуального контроля управления Следственного департамента МВД России |
3. Выступления: | ||
Васильев | — | руководитель отдела аналитического сопровождения управления контроля за следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации |
Лысенко | — | заместитель директора Департамента информационной безопасности Центрального Банка (Банка России) |
Хасин | — | врио директора Департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России |
Кипкаев | — | начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере информационных технологий и защиты информации Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации |
Гудков | — | старший прокурор отдела аналитического обеспечения управления |
4. Обсуждение: |
|
|
Принятие решения и закрытие заседания: | ||
Булавин | — | председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
Список участников «круглого стола» на тему «Об эффективности профилактики, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий»
(г.
Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 26, зал 802 (красный),
начало 16 апреля 2024 года 10:30)
Члены Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности | ||
Приглашенные |
|
|
Толстобров | — | заместитель начальника управления ведомственного и процессуального контроля Следственного департамента МВД России |
Меньщикова | — | заместитель начальника 2 отдела (организации расследования дистанционных хищений) ведомственного и процессуального контроля управления Следственного департамента МВД России |
Зверев | — | старший оперуполномоченный по особо важным делам 2 отдела 1 управления ГУЭБиПК МВД России |
Головкин | — | ведущий эксперт отдела уголовно-процессуального законодательства и информационного права Уголовно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России |
Хасин | — | врио директора Департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России |
Болотова | — | советник отдела уголовного законодательства Департамента уголовного и административного законодательства Минюста России |
Газизов | — | ведущий консультант отдела законодательства о правоохранительной деятельности Департамента законодательства об обороне, безопасности и судопроизводстве Минюста России |
представители ФСБ России | ||
Кипкаев | — | начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере информационных технологий и защиты информации Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры России |
Гудков | — | старший прокурор отдела аналитического обеспечения управления методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-разыскной деятельностью Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью Генпрокуратуры России |
Егоров | — | старший прокурор организационно-методического отдела управления методико-аналитического обеспечения участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства Главного уголовно-судебного управления Генпрокуратуры России |
Васильев | — | руководитель отдела аналитического сопровождения управления контроля за следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета |
Лысенко | — | заместитель директора Департамента информационной безопасности Банка России |
Протокол «круглого стола»
Председательствовал: В.И. Булавин
Присутствовали:
В.Н. Бондарев, С.В. Безденежных, К.В. Басюк, Ю.К. Валяев, К.О. Казаноков, С.Н. Колбин, Н.Ф. Кондратюк, Т.Д. Мамсуров, С.А. Мартынов, С.Н. Муратов, А.В. Наумец, М.Н. Павлова, Д.С. Перминов, В.А. Шептий, А.Г. Ярошук
Приглашенные:
от Министерства внутренних дел Российской Федерации:
А.В. Толстобров — заместитель начальника управления ведомственного и процессуального контроля
Следственного департамента;
Ю.Ю. Меньщикова — заместитель начальника 2 отдела (организации расследования дистанционных
хищений) ведомственного и процессуального контроля управления Следственного
департамента;
А.Н. Зверев — старший оперуполномоченный по особо важным делам 2 отдела 1 управления ГУЭБиПК;
О.Е. Головкин — ведущий эксперт отдела уголовно-процессуального законодательства и информационного права Уголовно-правового управления Договорно-правового
департамента.
от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
Е.В. Хасин — врио директора Департамента обеспечения кибербезопасности.
от Министерства юстиции Российской Федерации:
Е.Д. Болотова — советник отдела уголовного законодательства Департамента уголовного и административного законодательства;
Г.Д. Газизов — ведущий консультант отдела законодательства о правоохранительной деятельности Департамента
законодательства об обороне, безопасности и судопроизводстве;
представители Федеральной службы безопасности Российской Федерации
от Генеральной прокуратуры Российской Федерации
О.В. Кипкаев — начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере информационных технологий и защиты
информации Главного управления по надзору за исполнением федерального
законодательства;
Н.М. Гудков — старший прокурор отдела аналитического обеспечения управления методико-аналитического
обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного
расследования и оперативно-разыскной деятельностью Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью;
В.А. Егоров — старший прокурор организационно-методического отдела управления методико-аналитического
обеспечения участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства Главного
уголовно-судебного управления.
от Следственного комитета Российской Федерации:
С.А. Васильев — руководитель отдела аналитического сопровождения управления контроля за следственными органами Главного следственного управления.
от Центрального Банка Российской Федерации:
Ю.Н. Лысенко — заместитель директора Департамента информационной безопасности Банка России.
Повестка дня
Об эффективности профилактики, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Слушали: В.И. Булавина, В.Н. Бондарева, С.Н. Мартынова, Ю.Ю Меньщикову, С.А. Васильева, Ю.Н. Лысенко, Е.В. Хасина, Е.Д. Болотову, О.В. Кипкаева, Н.М. Гудкова, О.Б. Антипкина.
Решили:
I. Информацию участников «круглого стола» принять к сведению.
II. Отметить следующее:
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России 2 июля 2021 года № 400, одной из приоритетных задач обеспечения государственной и общественной безопасности является предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Несмотря на меры, принимаемые федеральными государственными органами, количество криминальных деяний, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (далее – ИТТ), является значительным и представляет существенную угрозу государственной и общественной безопасности.
По итогам 2023 года число зарегистрированных преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, увеличилось на 29,7% (на 154,9 тыс.). Их удельный вес в числе всех зарегистрированных уголовных посягательств составил почти 35% (по итогам 2022 года – 26,5%). Основной массив приходится на кражи и мошенничества. Размер причинённого ущерба по оконченным и приостановленным уголовным делам по преступлениям, совершённым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, составил 156,5 млрд рублей.
С использованием ИТТ зафиксировано 103,9 тыс. наркопреступлений, 584 криминальных деяний экстремистской направленности и 751 террористического характера. Увеличилось количество вымогательств.
С учетом этого представляется необходимым:
усилить ответственность за преступления, совершаемые с использованием ИТТ, а также спланировать дополнительные мероприятия по установлению и привлечению к ответственности администраторов криминальных сетевых ресурсов, блокировке сайтов с запрещённой в Российской Федерации информацией;
повысить уровень раскрываемости преступлений, совершаемых с использованием ИТТ (т. к. раскрывается только каждое четвертое преступление);
проработать возможность увеличения объёма хранимых в обязательном порядке организаторами распространения информации в сети «Интернет» сведений для обеспечения доказательной базы при расследовании преступлений, совершаемым с использованием ИТТ;
принять дополнительные меры по:
— предотвращению фактов неправомерного оборота SIM-карт (обезличенных или оформленных иностранных граждан, лиц без гражданства, на несуществующих лиц) на территории Российской Федерации и их перемещения за пределы страны;
— пресечению мошеннического трафика, поступающего в сети связи Российской Федерации с территории иностранных государств (особенно Украины) с использованием виртуальных автоматических телефонных станций;
— предотвращению вовлечения в преступную деятельность несовершеннолетних, чьи банковские карты используются для обналичивания денежных средств. В настоящее время законодательство Российской Федерации не позволяет родителям в досудебном порядке контролировать движение денежных средств, а также ряд иных аспектов, касающихся банковского обслуживания детей, достигших возраста 14 лет;
— укомплектованию квалифицированными специалистами, оснащению необходимым программным обеспечением и оборудованием подразделений правоохранительных органов, специализирующихся на предотвращении и расследовании преступлений, совершаемых с использованием ИТТ;
разработать нормативные требования к подрядчикам — разработчикам информационных систем по обеспечению безопасности при оказании IT-услуг. В результате чего большинство взломов и утечек данных из государственных информационных систем (ГИС) происходит через подрядчиков-разработчиков, имеющих технический доступ в инфраструктуру;
повысить информирование граждан о различных аспектах личной информационной безопасности, в том числе за счёт размещения в эфире радио- и телеканалов целевой социальной рекламы.
III. В целях решения отмеченных вопросов Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рекомендует:
Правительству Российской Федерации:
1) При участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Банка России проработать вопросы законодательного закрепления статуса цифровой валюты, определения порядка ее оборота в целях проведения процессуальных действий, включая конфискацию, а также создание государственных «крипто-бирж» и «крипто-кошельков» для конфискации «крипто-валюты».
2) При участии уполномоченных органов государственной власти и Банка России проработать вопросы о необходимости внесения в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:
возможность досудебной блокировки законными представителями несовершеннолетних лиц отдельных операций с банковскими картами, находящимися в пользовании несовершеннолетних;
установления порядка вывода денежных средств со счета Sim-карты только на банковский счет лица, на которое оформлена указанная Sim-карта.
3) Рассмотреть целесообразность разработки и принятия дополнительных мер по установлению и привлечению к административной (уголовной) ответственности администраторов криминальных сетевых ресурсов (владельцев, модераторов и иных лиц), а также по блокировке интернет-сайтов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации. В случае необходимости подготовить соответствующие законодательные инициативы.
4) Проработать вопросы:
о создании единого государственного органа, наделенного полномочиями по координации профилактики и противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, либо наделению соответствующими полномочиями одного из существующих государственных органов;
о разрешении продажи не более пяти Sim-карт одному физическому лицу;
о запрете на реализацию Sim-карт лицам, находящимся за пределами территории Российской Федерации;
о реализации Sim-карт исключительно по биометрическим данным;
об увеличении срока привлечения к ответственности за нарушения при реализации Sim-карт.
IV. Аппарату Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности обобщить поступившие предложения и подготовить рекомендации уполномоченным органам государственной власти, при необходимости подготовить предложения о разработке соответствующих законодательных инициатив.
Голосовали единогласно.
Стенограмма прилагается.