Порядок проведения
Место проведения: г. Москва, ул. Б. Дмитровка д. 26, комн. 802 (красный зал)
Время проведения: 10.30–12.00, 5 марта 2024 года.
Регламент мероприятия:
доклад – до 15 минут;
выступления – до 7 минут;
время
проведения мероприятия – в течение полутора часов, без перерыва.
1. Открытие мероприятия:
БУЛАВИН Владимир Иванович, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
2. Доклады по теме мероприятия:
ГАВРИЛОВ Алексей Геннадьевич, заместитель руководителя Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации
ЯРОСЛАВЦЕВ Константин Владимирович, руководитель Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».
3. Выступления по теме мероприятия:
3.1) ЖАБАГИНОВ Руслан Акунжанович, заместитель начальника Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации;
3.2) КОЧЕГУРОВ Александр Викторович, заместитель начальника Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Федеральной службы исполнения наказаний;
3.3) МОСКАЛЕЦ Андрей Александрович, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы;
3.4) СТАСИШИН Никита Евгеньевич, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
3.5) СЕВОДНЯСЕВ Илья Валерьевич, заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа Министерства финансов Российской Федерации.
4. Обсуждение выступлений (до 30 минут).
5. Принятие итогового документа.
6. Подведение итогов мероприятия.
БУЛАВИН Владимир Иванович, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
Список участников проводимого Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности «круглого стола» на тему «О правоприменительной практике исполнения законодательства по обеспечению жилищных прав военнослужащих, сотрудников отдельных федеральных органов исполнительной власти в части предоставления лицам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилья или денежных выплат для приобретения или строительства жилых помещений (альтернативные способы обеспечения жильем)»
5 марта 2024 г., 10.30–12.00.
г. Москва, ул. Б. Дмитровка д. 26, комн.
802 (красный зал)
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности | |||
1. | БУЛАВИН | — | председатель Комитета |
2. | БОНДАРЕВ | — | первый заместитель председателя Комитета |
3. | ЧИЖОВ | — | первый заместитель председателя Комитета |
4. | ВАЛЯЕВ | — | заместитель председателя Комитета |
5. | МУРАТОВ | — | заместитель председателя Комитета |
6. | БАСЮК | — | член Комитета |
7. | БЕЗДЕНЕЖНЫХ | — | член Комитета |
8. | КАЗАНОКОВ | — | член Комитета |
9. | КОЛБИН | — | член Комитета |
10. | КОНДРАТЮК | — | член Комитета |
11. | МАМСУРОВ | — | член Комитета |
12. | НАУМЕЦ | — | член Комитета |
13. | ПАВЛОВА | — | член Комитета |
14. | ПЕРМИНОВ | — | член Комитета |
15. | РОГОЗИН | — | член Комитета |
16. | ШЕПТИЙ | — | член Комитета |
17. | ЯРОШУК | — | член Комитета |
Комитет Совета Федерации по социальной политике | |||
18. | ХАПОЧКИН | — | член Комитета |
Министерство финансов Российской Федерации | |||
19. | ВОРОНЦОВ | — | заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа Министерства финансов Российской Федерации |
20. | СЕВОДНЯСЕВ | — | заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа Министерства финансов Российской Федерации |
Министерство внутренних дел Российской Федерации | |||
21. | ЖАБАГИНОВ | — | заместитель начальника Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации |
22. | СМИРНОВ | — | начальник управления жилищной политики, имущественных и хозяйственных отношений Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации |
23. | ЧЕСНАЯ | — | заместитель начальника отдела хозяйственного и жилищного законодательства Служебно-правового управления Договорно-правового департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации |
Министерство обороны Российской Федерации | |||
24. | ГАВРИЛОВ | — | заместитель руководителя Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации |
25. | ЩЕРБАКОВ | — | начальник 8 отдела Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | |||
26. | БРУСЕНЦОВ | — | начальник Управления инвестиций и строительства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
27. | МАСЛЕНИН | — | офицер отдела обеспечения дополнительных социальных гарантий Управления инвестиций и строительства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации | |||
28. | СТАСИШИН | — | заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
Федеральная служба безопасности Российской Федерации | |||
29. | КОВАЛЕВСКИЙ | — | сотрудник Федеральной службы безопасности Российской Федерации |
30. | КОКУРИН | — | сотрудник Федеральной службы безопасности Российской Федерации |
Федеральная служба охраны Российской Федерации | |||
31. | ДУНАЕВА | — | начальник Управления правового обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации |
32. | МАСЛОВ | — | начальник Финансово-экономического управления Федеральной службы охраны Российской Федерации |
Федеральная служба войск национальной гвардии | |||
33. | НАКОНЕЧНЫЙ | — | начальник управления жилищной политики и имущественных отношений Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации |
34. | ЛЕБЕДЕВ | — | старший офицер отдела социального и жилищного законодательства служебно-правового управления Договорно-правового департамента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации |
Федеральная таможенная служба | |||
35. | МОСКАЛЕЦ | — | заместитель руководителя Федеральной таможенной службы |
36. | АБУЛЬХАНОВ | — | исполняющий обязанности начальника Главного управления тылового обеспечения Федеральной таможенной службы |
Федеральная служба исполнения наказаний | |||
37. | КОЧЕГУРОВ | — | заместитель начальника Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Федеральной службы исполнения наказаний |
Следственный комитет Российской Федерации | |||
38. | МЕДВЕДЬ | — | заместитель руководителя управления правового обеспечения и международного сотрудничества Следственного комитета Российской Федерации – руководитель юридической службы |
39. | ТЕРЕЩЕНКО | — | заместитель руководителя управления кадров Главного военного следственного управления – руководитель отдела правового обеспечения деятельности военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации |
Генеральная прокуратура Российской Федерации | |||
40. | ШУЛЬДЯКОВ | — | начальника 2 отдела 2 Управления Главной военной прокуратуры |
41. | КУРИЦЫН | — | заместитель начальника 2 отдела 2 Управления Главной военной прокуратуры |
42. | КОМИН | — | старший прокурор отдела управления Главного управления по надзору за исполнением федеральных законов |
Федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГКУ «Росвоенипотека») | |||
43. | ЯРОСЛАВЦЕВ | — | руководитель ФГКУ «Росвоенипотека» |
44. | МОЗЖУХИН | — | советник руководителя |
Рекомендации
Обсудив информацию по вопросу обеспечения жилищных прав военнослужащих и сотрудников отдельных федеральных органов исполнительной власти, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, участники мероприятия отмечают.
Для решения вопроса обеспечения военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрены военная служба и специальные виды служб (далее – силовые ведомства), нуждающихся в улучшении жилищных условий, жильем или денежными выплатами на его приобретение, силовыми ведомствами в результате последовательной, целенаправленной деятельности принимаются меры, позволяющие снизить напряженность жилищной проблемы.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению жилищных условий военнослужащих и сотрудников, остаются проблемные вопросы, требующие решения.
Согласно представленной участниками «круглого стола» информации на начало 2024 года средняя продолжительность периода ожидания военнослужащими и сотрудниками обеспечения жильем превышает 10 лет.
Отсутствие достаточно эффективных методов финансового регулирования, позволяющих в разумные сроки решать вопрос жилищного обеспечения военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, негативно сказывается на привлекательности военной службы (службы) и, как следствие, приводит к социальной напряженности среди таких военнослужащих и сотрудников, а также увеличению некомплекта высококвалифицированных специалистов.
Наиболее актуальными на сегодняшний день вопросами, требующими по мнению участников «круглого стола» решения, являются:
недостаточность бюджетного финансирования потребностей силовых ведомств на реализацию прав военнослужащих и сотрудников на улучшение жилищных условий;
несоответствие выделяемых силовым ведомствам бюджетных средств на улучшение жилищных условий военнослужащих и сотрудников росту цен на недвижимость;
необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации, затрагивающего вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, в условиях проведения специальной военной операции и принятия в состав Российской Федерации новых субъектов;
отсутствие альтернативных мер решения проблемы улучшения жилищных условий военнослужащих и сотрудников, позволяющих соизмеримо и в разумный срок выполнять государству обязательства перед такими военнослужащими по улучшению их жилищных условий.
Заслушав участников «круглого стола», обсудив предложения о мерах, принятых и планируемых к принятию в целях решения обозначенных вопросов, Комитет р е ш и л:
I. Информацию о принимаемых федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрены военная служба и специальные виды служб, мерах по обеспечению жилищных прав военнослужащих и сотрудников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также по совершенствованию жилищного законодательства принять к сведению.
II. Рекомендовать:
1) Правительству Российской Федерации включить в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2024 год подготовленные Министерством обороны Российской Федерации проекты федеральных законов:
«О внесении изменений в статьи 5 и 9 Федерального закона „О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих“, предусматривающий реализацию жилищных прав военнослужащих, ранее проходивших военную службу в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике либо постоянно проживающих в Запорожской и Херсонской областях, в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, с учетом даты поступления на военную службу, начиная с 2014 года;
«О внесении изменений в статью 15 Федерального закона „О статусе военнослужащих“ и статью 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ „О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих“, предусматривающий реализацию военнослужащими, ставшими участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по их желанию, на основании письменного заявления, права на выбор формы жилищного обеспечения один раз;
2) Министерству финансов Российской Федерации в рамках формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов предусмотреть возможность увеличения размера бюджетных ассигнований, выделяемых федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых предусмотрены военная служба и специальные виды служб, с учетом индексации стоимости квадратного метра жилья, устанавливаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
3) Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрены военная служба и специальные виды служб, рассмотреть возможность создания механизма льготного ипотечного кредитования военнослужащих, сотрудников и граждан, уволенных с военной службы (службы), признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, с последующей полной или частичной компенсацией понесенных ими финансовых затрат, в отношении недвижимости на всей территории Российской Федерации;
4) Министерству обороны Российской Федерации проработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами вопрос о целесообразности наделения военнослужащих правом на обеспечение постоянным жильем без учета жилых помещений, приобретенных ими за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому обеспечены ипотекой и полностью не исполнены, при условии проживания в них;
5) Федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрены специальные виды служб, направить в ФГКУ «Росвоенипотека» к 1 июля 2024 года предложения о возможности применения механизмов накопительно-ипотечного кредитования военнослужащих в отношении сотрудников.
III. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности проработать законодательную инициативу по внесению изменений в Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в части распространения внеочередного или преимущественного права на обеспечение жильем на военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, имеющих детей-инвалидов.
Настоящее решение направить в Комитет Совета Федерации по социальной политике, ФГКУ «Росвоенипотека», а также в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы.