Рекомендации
Заслушав информацию о координации построения и функционирования проектируемой единой системы «Безопасный город» совместно с государственными, муниципальными и иными информационными системами, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности отмечает следующее.
Оперативность и согласованность действий органов управления, сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) достигаются цифровизацией деятельности, включающей информационно-аналитическую поддержку.
Комплексный подход к цифровизации управления требует совместимости автоматизированных систем межведомственного и межуровневого автоматизированного обмена данными, так называемых «интегрированных автоматизированных систем»[1].
В целях координации решения задач информатизации управления на местном и региональном уровнях Правительством Российской Федерации была создана[2] Межведомственная комиссия по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город»).
В задачи Межведомственной комиссии
входит подготовка предложений по расширению использования информационных и телекоммуникационных технологий, системы ГЛОНАСС и других результатов
космической деятельности для развития новых форм сегментов комплекса
«Безопасный город», позволяющих создавать комплексные системы
обеспечения безопасности жизнедеятельности населения с учетом особенностей
субъектов Российской Федерации
и в соответствии с их потребностями.
В Концепции построения и развития АПК «Безопасный город»[3] определена необходимость формирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования комплексной многоуровневой системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, базирующейся на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них.
АПК «Безопасный город» в соответствии с концепцией предусматривает наличие интеграционных платформ обмена данными на муниципальном и региональном уровнях управления, а также сопряжение существующих и перспективных федеральных информационных систем обеспечения безопасности с региональной информационно-коммуникационной инфраструктурой комплекса «Безопасный город».
Концепцией региональной информатизации[4] в сфере безопасности жизнедеятельности 2014 года рекомендован автоматизированный информационный обмен между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и администрациями объектов для организации комплексного мониторинга и управления уровнем угроз общественной безопасности, координации действий по предотвращению кризисных и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
С учетом того, что абсолютное большинство органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления входят в РСЧС, имеющую нормативно-правовую базу для обеспечения требуемого межведомственного и межуровневого информационного взаимодействия, территориальные подсистемы РСЧС субъектов Российской Федерации могут рассматриваться в качестве организационно-управленческой основы для построения и развития систем информационно-аналитического обеспечения безопасности среды жизнедеятельности и общественного порядка, в том числе АПК «Безопасный город».
С 2017 года МЧС России, с учетом
создания автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС (далее –
АУИС РСЧС), решается задача[5]
обеспечения интеграции АПК «Безопасный город»
в единое информационное пространство РСЧС.
Вместе с тем на заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации[6] в 2018 году был отмечен «лоскутный» характер процессов информатизации государственного управления и местного самоуправления, а также разобщенность созданных федеральных, региональных и муниципальных информационных систем.
Основными причинами сложившегося положения являются существующие межведомственные и межуровневые барьеры в организации автоматизированного информационного взаимодействия, отсутствие необходимого правового и нормативно-технического обеспечения.
Для преодоления недостатков в процессах
информатизации в рамках Национальной программы «Цифровая экономика Российской
Федерации»[7] начата
реализация таких проектов как Единая информационная платформа Национальной
системы управления данными (ЕИП НСУД), Единая цифровая платформа (ЕЦП)
«ГосТех»
и Государственная единая облачная платформа (ГЕОП).
Указом Президента Российской Федерации[8] основным направлением дальнейшего повышения качества и эффективности государственного управления стала его цифровая трансформация, в том числе и по вопросам обеспечения безопасности[9], одной из основных целей которой является достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, а также государственного управления.
В данной связи Комитет Совета Федерации
по обороне
и безопасности р е ш и л:
1. Информацию о координации построения и функционирования проектируемой единой системы «Безопасный город» совместно с государственными, муниципальными и иными информационными системами принять к сведению.
2. Отметить актуальность нормативно-правового регулирования вопросов построения и развития АПК «Безопасный город», а также разработки и нормативно-технического закрепления единых стандартов и технических решений.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
обеспечить актуализацию организационно-методических и нормативно-правовых документов, действующих на региональном и муниципальном уровнях, направленных на расширение пространства межсистемного и межведомственного взаимодействия, увеличение количества средств объективного контроля с централизованной передачей данных в контур АПК «Безопасный город»;
обеспечить реализацию правового регулирования общественных отношений, возникающих при создании, эксплуатации, развитии и модернизации АПК «Безопасный город», а также вопросов информационного взаимодействия систем, содержащих и обрабатывающих информацию в сфере безопасности среды жизнедеятельности и общественного порядка;
предусмотреть в правовом регулировании построения и функционирования АПК «Безопасный город» обеспечение надлежащего уровня информатизации единых дежурно-диспетчерских служб и автоматизации их деятельности, в том числе средствами АПК «Безопасный город», с предоставлением данных в ситуационные центры субъектов Российской Федерации.
4. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
совместно с Министерством финансов Российской Федерации проработать вопросы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (с учетом необходимости дополнительного финансирования) бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения расходных обязательств, возникающих при исполнении полномочий по построению и развитию АПК «Безопасный город» на уровне субъекта Российской Федерации;
совместно с Советом главных конструкторов определить перечень и порядок утверждения общих технических требований по построению и развитию АПК «Безопасный город»;
оказывать методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по построению и развитию АПК «Безопасный город».
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации определить:
основы взаимодействия на региональном и муниципальном уровне при построении и развитии АПК «Безопасный город»;
перечень региональных информационных систем в составе АПК «Безопасный город» и порядок их взаимодействия в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации, а также их модернизацию.
6. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности продолжить мониторинг нормативно-правового обеспечения внедрения и использования информационных систем в области обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасной среды жизнедеятельности.
Председатель Комитета
В.Н. Бондарев
[1] ГОСТ 59853–2021 «Автоматизированные системы. Термины и определения». Для определения совокупности взаимодействующих автоматизированных систем, в которой функционирование одной зависит от результатов функционирования другой (других), используется термин «интегрированная автоматизированная система».
[2] Постановление Правительства РФ от 20 января 2014 года № 39.
[3] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2014 года № 2446-р.
[4] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2769-р
[5] Приказ МЧС России от 2 марта 2017 г. № 102.
[6] 1 августа 2018 года в Калининградской области состоялось первое заседание Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации.
[7] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р.
[8] Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474.
[9] Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 года № 2998-р.