«Круглые столы»

Совещание на тему «Об организации и осуществлении территориальной обороны на региональном и межмуниципальном уровнях с учетом опыта проведения специальной военной операции»

Рекомендации

Заслушав и обсудив информацию об организации и осуществлении территориальной обороны на региональном и межмуниципальном уровнях с учетом опыта проведения специальной военной операции, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности отмечает следующее.

Территориальная оборона, как важнейший элемент вооруженной борьбы государства, практически проводилась в период Великой Отечественной войны и проводится в настоящее время в ходе специальной военной операции. В связи с длительностью перерыва, с учетом появления новых форм и методов ведения военных действий, ряд основ организации и осуществления территориальной обороны изменился.

В рамках совершенствования системы государственного и военного управления в мирное и военное время, территориальная оборона определена как система мероприятий[1], осуществляемых в период действия военного положения по охране и обороне объектов, борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности.

Организация, руководство подготовкой, развертывание и ведение территориальной обороны на региональном и муниципальном уровнях отнесены к полномочиям военных комиссаров субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые являются руководителями территориальной обороны.

Для обеспечения согласованности совместных действий органов, формирований и организаций, выполняющих мероприятия по территориальной обороне на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, создаются штабы территориальной обороны, руководителями которых являются высшие должностные лица субъектов Российской Федерации и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местную администрацию.

Подготовка специалистов штабов территориальной обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организована в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ») в группе повышения квалификации должностных лиц штабов территориальной обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

На территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей (далее – новые субъекты) организация и руководство выполнением мероприятий территориальной обороны решением Президента Российской Федерации возложено на военных комендантов.

С введением военного положения на территориях новых субъектов, кроме штабов территориальной обороны были сформированы оперативные штабы[2], которые также возглавили главы регионов.

В состав штабов были включены представители федеральных органов исполнительной власти, силы и средства которых привлекались как к выполнению задач обеспечения режима военного положения, так и мероприятий территориальной обороны.

В целях оптимизации системы управления главами новых субъектов на основе оперативных штабов и штабов территориальной обороны были сформированы межведомственные координирующие органы – штабы обороны субъекта Российской Федерации[3] (далее – штаб обороны).

Штаб обороны предназначен для управления и координации совместных действий разноведомственных сил и средств, привлекаемых для реализации мер обеспечения военного положения и мероприятий территориальной обороны, обеспечения согласованности их совместных действий и оперативного принятия управленческих решений, а также рационального распределения привлекаемых сил и средств.

В то же время отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность штабов обороны, привело к различным подходам глав новых субъектов в подготовке положений о данных органах управления и, как следствие, к наделению их разными задачами и полномочиями.

Урегулирование проблемы может быть достигнуто разработкой и принятием типового положения о штабе обороны и рекомендаций органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации по организации работы штаба обороны субъекта Российской Федерации.

В свою очередь, оперативные штабы субъектов Российской Федерации, на территориях которых введен средний уровень реагирования, получили право привлекать на добровольной основе граждан к выполнению задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, защите государственной границы Российской Федерации, борьбе с диверсантами и незаконными вооруженными формированиями при обеспечении их необходимым оборудованием, специальными средствами и средствами связи.

Вместе с тем порядок создания и обеспечения сил и средств, привлекаемых для выполнения указанных задач, не определен.

Дополнительно, на территориях которых введен средний уровень реагирования, по решению Президента Российской Федерации[4], главами субъектов Российской Федерации могут создаваться специализированные государственные унитарные предприятия с передачей им во временное пользование боевого ручного стрелкового оружия.

Немаловажной для субъектов Российской Федерации, на территориях которых введен средний уровень реагирования, является организация самозащиты населения в местах проживания.

При этом представляется необходимым согласование порядка привлечения владельцев огнестрельного оружия к выполнению задач самозащиты на указанных территориях с органами лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами внутренних дел.

В данной связи Комитет Совета Федерации по обороне
и безопасности р е ш и л:

1. Информацию об организации и осуществлении территориальной обороны на региональном и межмуниципальном уровнях с учетом опыта проведения специальной военной операции принять к сведению.

2. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации:

2.1) рассмотреть целесообразность внесения дополнений в Положение о территориальной обороне Российской Федерации[5] в части закрепления полномочий командующего войсками военного округа на военное время (командующего группировкой войск) по определению задач штабу обороны субъекта Российской Федерации, касающихся выполнения мероприятий территориальной обороны на территории субъекта Российской Федерации;

2.2) продолжить подготовку специалистов штабов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, занимающихся вопросами территориальной обороны, на базе ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ».

3. Предложить Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в целях выработки единых подходов к основным задачам, функциям и организации работы штабов обороны субъектов Российской Федерации, на территории которых введено военное положение, разработать типовое положение о штабе обороны субъекта Российской Федерации, а также рекомендации органам исполнительной власти по организации работы штабов обороны субъектов Российской Федерации.

4. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службой безопасности выработать рекомендации субъекту Российской Федерации, на территории которого введен средний уровень реагирования, по расчету потребностей в силах и средствах на период их привлечения к выполнению задач по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, защите государственной границы Российской Федерации.

5. Рекомендовать Министерству внутренних дел Российской Федерации во взаимодействии с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации разработать и направить
в субъекты Российской Федерации, на территориях которых введен средний уровень реагирования, порядок привлечения владельцев огнестрельного оружия к выполнению задач самозащиты в местах проживания.

6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации[6], по согласованию со штабом обороны (штабом территориальной обороны) субъекта Российской Федерации разработать в части организации самообороны населения:

методическое пособие для руководителей муниципальных образований по формированию и организации самообороны населения;

инструкцию представителям общественности (старшему дома, старосте сельского поселений и другим) по организации самообороны населения;

памятку участнику самообороны по несению дежурства по самообороне и действиям в типовых ситуациях самообороны;

схему связи участников самообороны с представителями местной администрации, командованием воинских формирований, руководством правоохранительных органов и гражданских организаций, а также по оповещению и информированию населения о событиях и происшествиях на территории проживания (появлению подозрительных лиц, диверсионно-разведывательных групп, незаконных вооруженных формирований и другое).

7. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности учесть предложения участников совещания в дальнейшей законопроектной деятельности.

Председатель Комитета
В.И. Булавин



[1] Ст. 22. Территориальная оборона, Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне».

[2] Указ Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756».

[3] Указ Президента РФ от 25.08.2023 N 641 «О дополнительных мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756 „О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей“.

[4] Указ Президента РФ от 25.08.2023 N 641 «О дополнительных мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756 „О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей“.

[5] Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 г.

[6] На основании пункта 88 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне, включая создание сил и средств для выполнения мероприятий по территориальной обороне).