«Круглые столы»

Взаимодействие военных комиссариатов и органов государственной власти субъектов РФ в части подготовки граждан к военной службе: состояние и пути совершенствования

Рекомендации

Обсудив вопросы взаимодействия военных комиссариатов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части подготовки граждан к военной службе, совершенствования механизмов создания мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Подготовка граждан Российской Федерации к военной службе является приоритетным направлением государственной политики. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, для достижения целей обороны страны особое внимание уделяется решению задач по военно-патриотическому воспитанию и подготовке граждан к военной службе.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 96, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 134 от 24 февраля 2010 года «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» определены задачи обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, в числе которых формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма; изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учёте, приобретение навыков в области гражданской обороны; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовки, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения и другое.

Необходимость создания учебных пунктов определяется военным комиссариатом на основании согласованных с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, данных о численности граждан, не прошедших подготовку по основам военной службы.

Ежегодно перед началом занятий с начальниками учебных пунктов и педагогическими работниками, осуществляющими подготовку по основам военной службы, проводятся учебно-методические сборы, организация и проведение которых возложены на военные комиссариаты.

Организация учебных сборов осуществляется в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), согласованным с военным комиссаром, в котором указываются места и время проведения учебных сборов, методическое обеспечение сборов, вопросы взаимодействия с соединениями и воинскими частями, порядок финансирования учебных сборов, а также вопросы организации жизни и быта граждан на учебных сборах (проживание, организация питания, медицинское обеспечение, доставка граждан к месту сборов) и назначаются ответственные руководители.

Анализ функционирования мобилизационной системы Российской Федерации и проведение частичной мобилизации выявил существенные недостатки: неготовность органов государственной власти к выполнению задач в области мобилизационной подготовки и мобилизации; отсутствие взаимодействия и координации между военным и гражданским руководством; слабая мотивация граждан России, пребывающих в запасе, к выполнению конституционного долга.

Система мобилизационной подготовки не полностью адаптирована под новые экономические отношения, частичная мобилизация стала серьезным испытанием как для органов государственной власти всех уровней, так и для Вооруженных Сил Российской Федерации. В этих условиях первостепенной задачей становятся меры по совершенствованию мобилизационной готовности и накоплению мобилизационного людского ресурса.

Вопросы обеспечения мобилизационной готовности регламентированы Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами федеральных министерств и ведомств, которые содержат предписания обязательного характера.

Одной из основных задач военных комиссариатов, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах», является оказание содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в осуществлении воинского учета.

Указом Президента Российской Федерации от 25.11.2022 № 854 «О государственном информационном ресурсе, содержащем сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета» в целях повышения эффективности мобилизационных мероприятий создается информационный ресурс, необходимый для актуализации сведений, содержащихся в документах воинского учета.

Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности решил:

1. Информацию по вопросу «Взаимодействие военных комиссариатов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части подготовки граждан к военной службе: состояние и пути совершенствования» принять к сведению.

2. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации, органам исполнительной власти и военным комиссариатам субъектов Российской Федерации:

2.1. в целях совершенствования созданного мобилизационного людского резерва проводить плановые мероприятия по переподготовке и обучению специалистов на тренировочных занятиях и учебных сборах;

2.2. продолжить организацию и проведение контроля за соблюдением воинского учета и бронирования сотрудников во всех организациях, независимо от формы собственности, предложить руководителям организаций представлять ежеквартальный отчет по воинскому учету и предложения по бронированию работающих граждан, пребывающих в запасе;

2.3. продолжить работу по введению в штаты военных комиссариатов воинских должностей и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

2.4. продолжить работу по реализации Федерального закона от 14.04.2023 № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обеспечения возможности получения гражданами государственных услуг по постановке на воинский учет, отсрочке от призыва, назначению пенсий, начислению компенсаций, пособий и других выплат через единый портал государственных услуг;

2.5. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие военным комиссариатам в обеспечении автоматизированными компьютерными комплексами и организационной техникой;

2.6. подготовить предложения федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по аналогии с заключенным Соглашением о взаимодействии Министерства обороны Российской Федерации и Правительства Московской области по порядку обеспечения деятельности военного комиссариата Московской области и военных комиссариатов муниципальных образований Московской области (от 29.07.2021 № 74–205/3/2), при реализации программы развития военных комиссариатов учитывать Свод строительных норм и правил в сфере их доступности для маломобильных групп населения, а также проведения мероприятий, обеспечивающих доступность зданий военных комиссариатов и безопасное пребывание людей с ограниченными возможностями.

 

 

3. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:

3.1 проработать вопрос о возможности внесения в пункт 24.2.13 раздела 24 «Федеральная рабочая программа по учебному предмету „Основы безопасности жизнедеятельности“ (базовый уровень)» Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. № 1014 дополнения: «В 10-м классе с юношами проводить учебные сборы продолжительностью 35 часов. В период прохождения юношами учебных сборов с девушками организовывать занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний»;

3.2. активно участвовать в принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов, направленных, в том числе, на достижение цели подготовки граждан к военной службе;

3.3. продолжить мониторинг взаимодействия военных комиссариатов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части подготовки граждан к военной службе;

3.4. способствовать взаимодействию военных комиссариатов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в организации научного, методического и информационного обеспечения для решения задач комплектования мобилизационного людского резерва;

3.5. предварительные результаты работы обсудить в период осенней сессии 2024 года.

Председатель КомитетаВ.Н. Бондарев