«Круглые столы»

Нюрнбергский процесс: приговор во имя мира, всемирно-историческое значение

Порядок проведения

Место проведения: ул. Б. Дмитровка, д. 26, Москва, зал 802 «белый».

Время проведения: 10.30 – 12.00, 29 ноября 2022 года.

1. Открытие совещания (до 3 минут).

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

2. Вступительное слово (до 3 минут)

КАРАСИН Григорий Борисович, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам.

3. Доклад по теме совещания (до 15 минут).

САВЕНКОВ Александр Николаевич, директор Института государства и права Российской академии наук.

4. Выступления по теме совещания (до 7 минут):

а) БУТРИМ Игорь Иосифович, ведущий научный советник Института государства и права Российской академии наук.

б) ЗДАНОВИЧ Александр Александрович, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (общих проблем и военной статистики) Научно-исследовательского института (военной истории);

в) НЕГРОВА Ольга Викторовна, заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России;

г) НИКИТИН Алексей Константинович, заместитель начальника управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействию экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

д) КОЛЯСНИКОВ Андрей Иванович, начальник управления (военно-политической пропаганды и агитации) Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Россий Федерации;

е) СИНЯЕВА Нателла Александровна, заведующая кафедрой конституционного (государственного) и международного права Военного университета;

ж) МУСИХИН Максим Вячеславович, заместитель директора Правового департамента МИД России;

з) ЛАЩ Александр Сергеевич, ведущий советник отдела международных договоров департамента международного права и сотрудничества Министерства юстиции Российской Федерации.

5. Выступление по дополнительному вопросу (до 7 минут)

МИЗУЛИНА Елена Борисовна, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

6. Обсуждение выступлений (до 15 минут).

7. Принятие итогового документа (до 5 минут).

8. Заключительное слово (до 2 минут).

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Руководитель аппарата Комитета
Ю.А.Калиниченко

Рекомендации

Заслушав доклад и выступления участников «круглого стола», Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности отмечает следующее.

В 2022 году человечество отмечает 77-летие победы над германским нацизмом, вовлекшим мир в самую жестокую и кровопролитную войну из всех войн в мировой истории.

В соответствии с приговором Международного военного трибунала в Нюрнберге были осуждены главные военные преступники европейских стран, виновные в совершении военных преступлений, преступлений против мира и человечности. Таким образом был делегитимизирован сам нацистский режим, что явилось юридическим закреплением итогов Второй мировой войны. Принципы Устава Международного военного трибунала, нашедшие выражение в приговоре Международного военного трибунала, стали общепризнанными принципами международного права и получили свое развитие в многочисленных международных актах, принятых, в частности, Организацией Объединенных Наций, созданной в результате взаимодействия держав-победительниц.

Однако на протяжении всех лет, прошедших с окончания Второй мировой войны, не прекращаются попытки отрицания фактов исторических событий наперекор приговору Международного военного трибунала даже в тех странах, народы которых пережили фашизм как собственную историю и которые не имели шанса не только на развитие, но и на само существование в случае его победы.

Современный ревизионизм проявляется в приравнивании нацистского режима, поставленного вне закона в Нюрнберге, к тем политическим явлениям (в частности, к сталинизму в СССР), которые не были предметом рассмотрения Международного военного трибунала. При этом игнорируется тот факт, что СССР был основной жертвой агрессии германского нацизма и в дальнейшем одним из учредителей Международного военного трибунала и Организации Объединенных Наций. Принимаются различного рода заявления, резолюции и законы, в которых вместо однозначного осуждения германского нацизма говорится о неких «преступлениях тоталитарных режимов».

Статья 6 Устава Международного военного трибунала предусматривает, что ответственность за совершение военных преступлений против мира и человечности должны нести не только непосредственные исполнители преступлений, но и «руководители, организаторы, подстрекатели и пособники». Несмотря на это, пособники нацистских преступников представляются как «участники национально-освободительного движения», «повстанцы» и «борцы против советской оккупации».

Это связано с тем, что уходит из жизни поколение непосредственных свидетелей той трагедии, а массив литературы, посвященной рассмотрению и оценке нацистского оккупационного режима и коллаборационизма в европейских странах, неоднороден. Налицо и осознанная политика по избирательному подбору и последующей вольной интерпретации исторических фактов, действительно имевших место, а также по откровенной фальсификации событий предвоенной истории Европы и последовавшего затем мирового военного конфликта с целью размыть итоги Второй мировой войны и заменить выстраданную и апробированную конструкцию послевоенного мироустройства на несправедливую и неустойчивую модель однополярного мира.

Очевидно, что приговор Международного военного трибунала, а также позиции международного сообщества, выраженные, в частности, в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 11 декабря 1946 года
№ 95(I) «Подтверждение принципов международного права, признанных Статутом Нюрнбергского Трибунала» и Конвенции
о неприменимости срока давности к военным преступлениям
и преступлениям против человечества (резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 26 ноября 1968 года №2391 (XXIII)), не могут пересматриваться или корректироваться отдельными государствами.

При этом не может не вызывать озабоченности тот факт, что именно в Европе, где в свое время возник нацизм и пришли к власти его приверженцы, сегодня не дается жесткий отпор попыткам возродить и оправдать это явление, четко прослеживается тенденция подмены итогов Второй мировой войны итогами «холодной войны», интерпретируемыми в духе актуальной политической конъюнктуры. В ноябре 2022 года на заседании третьего комитета Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций при голосовании за принятие российского проекта резолюции Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости проголосовали 106 стран. При этом 51 страна высказались против, а 15 государств воздержались.

Фактически в единую кампанию слились антироссийские, русофобские и антисоветские выступления и акции на национальном и межнациональном уровнях, что делает возможным не только оправдание, но и героизацию пособников нацистов.

Так, 3 июня 2021 года это произошло на Украине, когда Верховная Рада отклонила законопроект о противодействии легализации нацизма, которым предлагалось запретить на Украине символику нацистских организаций СС (включая «Ваффен-СС»), СА, СД, гестапо и их подразделений, в том числе в виде сувенирной продукции. По‑прежнему отсутствует внятная и недвусмысленная реакция Европейского союза на практику реабилитации нацистских преступников и их пособников на его собственной территории – в Латвии и Эстонии, где регулярно проходят шествия легионеров «Ваффен-СС» и иных коллаборационистов, их потомков и сторонников.

На Украине регулярно проходит ежегодный «Марш вышиванок» по случаю годовщины создания дивизии «Галичина» – в годы войны входила в состав нацистской организаци «СС», возглавляемой рейсфюрером Генрихом Гиммлером. В Киеве ежегодно 1 января сторонниками нацистского движения проводится традиционное факельное шествие в честь дня рождения Степана Бандеры.

Комитет отмечает следующее.

Изуверская и ксенофобская идеология, основанная на идеях о расовом превосходстве и лежащая в основе такого беспрецедентного явления, как нацизм, не может быть приравнена к любым другим идеям и практикам (что само по себе являлось бы ее определенной реабилитацией) и подлежит осуждению в любых проявлениях. Все акции бывших нацистов и их пособников, как и мероприятия в их поддержку и оправдание, должны быть объявлены государствами, в которых они планируются или проводятся, вне закона. Никакие доводы в пользу нацистских преступников и их пособников, а также произвольные интерпретации начала, событий и итогов Второй мировой войны, ссылки на факты послевоенной истории и на политизированные решения, принятые некоторыми государствами, не могут приниматься во внимание при осуждении нацистских практик и участия в них пособников нацистских преступников.

Совместную победу в борьбе за освобождение человечества от нацистского порабощения ценой огромных жертв и тяжелейших испытаний одержали народы государств антигитлеровской коалиции. При этом решающий вклад в победу сделал многонациональный народ СССР, для которого эта война стала поистине Великой Отечественной и Священной. Люди шли воевать, не разделяя друг друга по национальному признаку, каждый воевал за свой народ, за свою страну против общего смертельного врага.

Современное искажение истории Второй мировой войны и оправдание германского нацизма и его сравнение с другими режимами и идеологиями имеют практическую цель – переложить на современную Россию ответственность как за мнимые и реальные ошибки и просчеты советского руководства, так и за действия других государств и политиков в предвоенный, военный и послевоенный периоды, столкнуть страны, являющиеся наследниками героической истории государств антигитлеровской коалиции, в исторически бессмысленном и с моральной точки зрения кощунственном споре о так называемом национальном вкладе в общую победу. Все это представляет прямую угрозу не только национальной безопасности Российской Федерации, но и европейскому сотрудничеству и международной стабильности.

Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности решил:

1. Информацию участников «круглого стола» принять к сведению.

2. Рекомендовать Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству во взаимодействии с Российским историческим обществом при информационном освещении деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации учитывать комплекс дополнительных мер, предусматривающих:

возможность активного противодействия попыткам ряда политических структур и исследовательских центров в Европе и США повлиять на общественное мнение в целях пересмотра Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и установления нового мирового порядка по схемам и в интересах государств, заявляющих о своей претензии на глобальное лидерство и пытающихся обосновать эту претензию в том числе через фальсификацию истории человечества;

продолжение привлечения внимания к вопросу о роли СССР в разгроме фашистской Германии, учитывая приближающееся 80-летие Международного военного трибунала в Нюрнберге;

поддержку общественных инициатив в иностранных государствах, направленных на объективное информирование общественности о современных процессах героизации пособников нацистских преступников.

3. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации во взаимодействии с Российской академией наук, Военной академией Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Российским военно-историческим обществом реализовывать комплекс дополнительных мер, предусматривающих:

широкое привлечение российской и иностранной научной общественности к разработке совместных актуальных работ, касающихся не только проблемных исторических вопросов, но и совместной борьбы народов в годы Второй мировой войны;

продолжение разработки и издание учебно-методических пособий по истории, в которых объективно отражалась бы роль многонационального народа СССР в освобождении народов стран Европы от германского нацизма, издание на русском языке в полном объеме документов и материалов Международного военного трибунала в Нюрнберге, переиздание книг, посвященных его проведению и итогам;

анализ передовых мировых практик и распространение российского опыта законодательного регулирования противодействия реабилитации нацизма и героизации нацистских преступников и их пособников за рубежом.

4. Рекомендовать Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации продолжить уголовное и административное преследование в отношении лиц, причастных к пропаганде нацизма, отрицанию его преступлений, участию в неонацистских и им подобных организациях, таких как украинские «Правый сектор», «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО), «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Тризуб им. Степана Бандеры», «Братство», признанных Верховным Судом Российской Федерации экстремистскими и запрещенными на территории Российской Федерации.

5. Рекомендовать Международному информационному агентству «Россия сегодня», Информационному телеграфному агентству России (ИТАР-ТАСС) и автономной некоммерческой организации «ТВ-Новости» рассматривать возможность:

ведения пропаганды о вкладе всех народов и республик бывшего СССР в общую победу в Великой Отечественной войне и послевоенное восстановление народного хозяйства;

активизации использования ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе социальных сетей, а также других информационно-коммуникационных ресурсов для распространения исторической правды о Великой Отечественной войне, о роли народов СССР в разгроме гитлеровской Германии, о нацистских преступниках и их пособниках.

6. Комитету по обороне и безопасности продолжить мониторинг правового регулирования по вопросам противодействия пропаганде нацизма, распространению нацистских материалов, символики, включая усиление уголовной и административной ответственности за совершение соответствующих деяний.

Председатель Комитета
В.Н. Бондарев