Порядок проведения совместного заседания «круглого стола» Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «О корректировке содержания учебников (учебных пособий) для образовательных организаций в части включения в них раздела «Военно-историческое наследие России», рассказывающего о выдающихся предках и современниках, их подвигах и победах, об их любви к Родине»
Дата: 21 сентября 2021 года
Время: 10:30 – 11:30
Место проведения:
г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 26, зал 802 («красный»)
РЕГЛАМЕНТ:
— два вступительных слова – по 5 минут
— два доклада – по 10 минут
— содоклад — 7 минут
— выступления — 3 минуты
Заседание провести до 11:30 часов
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:
Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
БОНДАРЕВ Виктор Николаевич
Председатель Комитета Совета Федерации по науке,
образованию и культуре
ГУМЕРОВА Лилия Салаватовна
ДОКЛАД на тему «О корректировке содержания учебников (учебных пособий) по истории для образовательных организаций Российской Федерации в сфере общего и среднего профессионального образования».
Директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации
ГОРОБЕЦ Андрей Валерьевич
ДОКЛАД на тему «О корректировке содержания учебников (учебных пособий) по истории для образовательных организаций Российской Федерации в сфере высшего образования».
Директор Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
АШИРОВ Денис Валерьевич
СОДОКЛАД на тему «Фальсификация военной истории России в технологиях современных «цветных революций».
Начальник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
БАСИК Иван Иванович
ВЫСТУПЛЕНИЯ:
Член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности
АЛТАБАЕВА Екатерина Борисовна
Научный директор Российского военно-исторического общества
МЯГКОВ Михаил Юрьевич
Главный научный сотрудник Научного цента стратегических исследований Росгвардии, генерал-полковник
БАРАНОВ Валерий Петрович
Начальник Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
ПАНКОВ Олег Дмитриевич
Заместитель начальника Департамента государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации
БОДЕ Людмила Николаевна
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ, ЗАКРЫТИЕ ЗАСЕДАНИЯ
Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
БОНДАРЕВ Виктор Николаевич
Рекомендации
Обсудив вопросы состояния и корректировки содержания учебников (учебных пособий) для образовательных организаций
Российской Федерации в части включения в них раздела «Военно-историческое
наследие России», рассказывающего
о выдающихся предках
и современниках, их подвигах и победах, об их любви к Родине, участники
«круглого стола» отмечают следующее.
Формирование
патриотизма как основы духовно-нравственного развития граждан Российской
Федерации невозможно вне изучения культурного наследия страны, воспитания у нынешнего поколения чувства гордости за свою причастность к свершениям предков.
Главная цель изучения культурного наследия, составной частью которого является
военно-историческое наследие, – привитие подрастающему поколению любви к Родине, желания познавать и уважать ее культуру, историю
и традиции, защищать свое Отечество.
В связи с этим особая роль отводится учебной литературе по истории, используемой образовательными организациями.
В 2013 году
по инициативе Президента Российской Федерации
В.В. Путина началась работа над созданием нового единого учебника
по истории России. Тогда же была разработана Концепция нового
учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее – УМК), важной
составной частью которой стал историко-культурный стандарт (далее – ИКС),
определивший содержание школьного предмета «История», а также методологические
подходы к его изучению. Следующим шагом явилось принятие примерных основных
образовательных программ по истории: в 2015 году – для 5–9 классов,
в 2016 году – для 10–11 классов.
Многие специалисты положительно оценивают внедрение ИКС, отмечая, что это поспособствовало позитивной динамике в повышении качества получения исторического образования.
При этом участники
дискуссии обращают внимание на то, что в профессиональном и родительском
сообществах по‑прежнему идут острые дискуссии по вопросу необходимости
обеспечения должного качества преподавания отечественной истории. Ряд экспертов
отмечает, что зачастую в погоне за кратким
изложением информации в учебниках не объясняется причинно-следственная
связь исторических событий
и явлений, что мешает целостному представлению об историческом процессе.
21 апреля 2021 года в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что его «удивляет содержание ряда школьных учебников. Все что угодно там написано, и о втором фронте, только про Сталинградскую битву ничего не сказано».
На критику оперативно отреагировало Министерство просвещения Российской Федерации масштабной проверкой учебников. Одновременно было проверено более 2500 рабочих программ по учебному предмету «История» для старших классов в школах с низкими образовательными результатами. По итогам проверки в 70% программ выявлены серьёзные проблемы, требующие исправления. Так, более половины из этих программ не в полной мере отображают ключевые события Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
Необходимо отметить, что в настоящее время в области военно-исторического просвещения и патриотического воспитания граждан
государством, во взаимодействии с профессиональным сообществом
и общественными организациями, определенные меры предпринимаются. Вступил в силу и реализуется Федеральный закон от 31 июля 2020 года
№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», направленный
на усиление воспитательной составляющей в образовании.
Также 31 мая 2021 года Министерством просвещения Российской Федерации утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, в которых прописано, что они «обеспечивают личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания».
Кроме того, для обеспечения планомерного и наступательного подхода к вопросу отстаивания национальных интересов Российской Федерации, связанных с сохранением исторической памяти и развитием просветительской деятельности в области истории, Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2021 года № 442 создана Межведомственная комиссия по историческому просвещению.
Вместе с тем, несмотря на происходящие в последнее время позитивные изменения, ряд вопросов остается неурегулированным. Участники «круглого стола» в своих выступлениях обращают внимание на следующие проблемы.
В образовательных организациях существуют серьезные изъяны в изучении отечественного военно-исторического наследия. В первую очередь, это касается знаний о крупнейших военно-исторических событиях, их участниках, вкладе выдающихся полководцев в военные победы России.
Не достаточно обеспечивается преемственность между образовательными программами основного общего и общего среднего образования. Но особую актуальность эта проблема приобретает в связке «школа – вуз». И если на уровне общего образования работа по патриотическому воспитанию и формированию исторического сознания в целом ведется, то преподавание истории в вузах носит преимущественно формальный характер. Количество учебного времени, отводимого на преподавание исторических дисциплин, не позволяет выделить военно-историческую составляющую в отдельное направление.
Существуют проблемы с военно-историческим образованием
и в высшей военной школе. Кафедры истории войн и военного искусства сокращены,
предметная подготовка преподавателей военной истории
не ведется.
Таким образом, рассматривая изучение отечественного военно-исторического
наследия как важнейшую государственную задачу, участники дискуссии
подчеркивают, что она не может быть успешно решена без создания в области
исторического образования системы аргументации, способной на основе достоверных
фактов донести
до сознания новых поколений величие российского народа, показать
несостоятельность фальсификаторов истории.
Учитывая изложенное, участники «круглого стола» р е ш и л и:
1. Принять к сведению информацию о состоянии и корректировке содержания учебников (учебных пособий) для образовательных организаций Российской Федерации в части включения в них раздела «Военно-историческое наследие России», рассказывающего о выдающихся предках и современниках, их подвигах и победах, об их любви к Родине.
2. Рекомендовать:
2.1. Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о совершенствовании (воссоздании) системы государственной координации по вопросам изучения истории в образовательных организациях Российской Федерации и проведения предварительной экспертизы учебников (учебных пособий) по истории, допускаемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ для всех уровней образования, в части качества изложения учебного материала;
дать поручение соответствующим министерствам и ведомствам по разработке и принятию ими «дорожной карты» (плана-графика) по исключению из образовательного процесса в течение 2021–2022 учебного года учебников (учебных пособий), содержащих ошибки, неточности, упущения, искажения исторической правды.
2.2. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
направить в Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности в срок до 1 декабря 2021 года информацию о конкретных мерах, принятых (реализованных) министерствами, по выполнению поручения Президента Российской Федерации в части искоренения недостатков в сфере исторического просвещения, высказанного в ходе Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 года;
разработать и направить в Правительство
Российской Федерации предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части воссоздания обязательной научной
экспертизы учебников (учебных пособий), допускаемых к использованию в образовательном процессе, со стороны государственных
научных
и образовательных организаций;
осуществлять корректировку учебников (учебных пособий) по истории для образовательных организаций, в том числе основываясь на материалах архивных фондов, путем:
а) включения сведений об архивах Российской Федерации, в которых на хранении находятся материалы, отражающие военно-историческое наследие России;
б) размещения в качестве дополнительного материала к изучаемым темам информации об источниках, принципах и порядке формирования архивного фонда Российской Федерации как источниковой базы для изучения мировой и отечественной истории, а также об электронных базах данных архивных документов, размещенных в открытом доступе;
в) использования архивных документов в качестве иллюстративного материала к соответствующим тематическим параграфам;
г) внесения на основе архивных документов библиографических данных выдающихся государственных, военных деятелей России, героев войн и труда;
обеспечить непрерывное сопровождение развития
профессионального мастерства, повышения квалификации педагогических работников
и управленческих кадров системы образования, а также комплексной оценки уровня
их подготовки, в том числе за счет формирования дополнительных программ в области отечественной военной истории;
обеспечить проведение мероприятий, направленных на патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся, на развитие и укрепление чувства гордости и преемственности поколений, обратив особое внимание на пропаганду деятельности общественных организаций, занимающихся поисковой работой;
разработать предложения по использованию в образовательном процессе общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования материалов, отражающих военно-историческое наследие России;
разработать методические рекомендации для педагогических работников по использованию для углубленного изучения военно-исторического наследия России в рамках дополнительного образования на факультативной основе размещенные в сети «Интернет» военно-исторические программы, разработанные как дополнительные к основному курсу истории, а также документальные и художественные фильмы, отражающие наиболее важные события отечественной военной истории;
принять меры по усилению военно-исторической направленности научных исследований, проводимых обучающимися образовательных организаций.
2.3. Министерству просвещения Российской Федерации:
разработать примерную основную образовательную программу по изучению истории субъекта Российской Федерации (региональной истории), предусмотрев для этого соответствующие учебные часы;
рассмотреть возможность реализации инициативы Всероссийского форума молодых педагогов, проведенного 14–15 мая 2021 года в городе Гатчина, по включению материалов проекта «Без срока давности» в учебники (учебные пособия) для общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций;
обеспечить повышение качества уровня преподавания и освоения обучающимися общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций предмета «История России» путем:
а) внесения в содержание учебников (учебных пособий) по истории раздела «Военно-историческое наследие России», включив в него описание подвигов военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти в современный период;
б) проведения с обучающимися,
завершающими обучение
в 9-м и 11-м классах, проверочной контрольной работы по истории, имеющей статус
допуска к государственной итоговой аттестации, в которой процент заданий по истории событий Великой Отечественной войны
1941–1945 годов был бы сопоставим с огромной значимостью Победы в ней
советского народа;
рассмотреть вопрос о включении в образовательные программы для преподавания курса «История России» раздела по изучению военно-исторического наследия субъектов Российской Федерации (региональной истории), вклада жителей регионов в Победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, их подвигов при защите Отечества.
2.4. Министерству
просвещения Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере
образования и науки рассмотреть вопрос об увеличении военно-исторической
составляющей в заданиях ЕГЭ по истории, обратив особое внимание на крупнейшие победы российского воинства, законодательно утвержденные как Дни
воинской славы
и памятные даты.
2.5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности увеличения количества учебного времени, отводимого на изучение истории России в образовательных организациях высшего образования, в том числе выделить военно-историческую составляющую как отдельное направление.
2.6. Министерству обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности восстановления в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации» учебной группы по подготовке специалистов с базовым военно-историческим образованием.
2.7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
продолжить реализацию комплекса мероприятий,
направленных
на формирование системы воспитательной работы с подростками
и молодежью по месту жительства;
совершенствовать деятельность по развитию сотрудничества образовательных организаций, функционирующих в регионах, с военно-историческими клубами по реконструкции исторических событий, униформы и вооружения;
продолжить развитие системы региональных музеев, укрепление их взаимодействия с музеями образовательных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
рассмотреть вопрос:
а) изучения военной истории в рамках школьного туризма на территории субъекта Российской Федерации, интегрировав познавательные экскурсии с общеобразовательными программами;
б) пополнения фондов школьных библиотек художественной, документальной и научно-популярной литературой по военной истории Отечества, региона.
2.8. Институту российской истории Российской академии наук, Институту всеобщей истории Российской академии наук, Научно-исследовательскому институту (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации:
вести системную работу, направленную на пресечение фактов фальсификации военной истории России, в целях сохранения исторической правды, утверждения научной объективности, патриотического воспитания молодежи;
укреплять взаимодействие и координацию усилий
между научными
и общественными институтами по вопросам пропаганды военно-исторических знаний
среди широкой общественности;
внести предложения по совершенствованию (воссозданию) системы государственной координации по вопросам
изучения истории
в образовательных организациях Российской Федерации и проведении
предварительной экспертизы учебников (учебных пособий) по истории, допускаемых
к использованию при реализации образовательных программ в образовательных организациях всех уровней
образования.
2.9. Российскому историческому обществу, Российскому военно-историческому обществу:
расширить практику совместного выделения грантов на реализацию мероприятий, связанных с изучением и популяризацией военно-исторического наследия России;
рассмотреть возможность:
а) разработки концепции раздела
«Военно-историческое наследие России» для учебников (учебных пособий) по истории, используемых
в образовательных организациях;
б) подготовки учебного пособия по истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов для образовательных
организаций общего
и среднего профессионального образования;
в) внесения предложений, направленных на совершенствование федерального проекта «Патриотическое воспитание», включающих мероприятия по историческому просвещению и пропаганде военно-исторического наследия России.
2.10. Межведомственной комиссии по историческому просвещению рассмотреть вопрос о корректировке содержания учебников (учебных пособий) для образовательных организаций Российской Федерации в части включения в них раздела «Военно-историческое наследие России», определив концепцию содержания названного раздела, уровень его представления в различных учебниках (учебных пособиях).
2.11. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре:
продолжить мониторинг содержания учебников (учебных пособий) для образовательных организаций Российской Федерации на предмет включения в них раздела «Военно-историческое наследие России»;
направить согласованный список представителей комитетов Совета Федерации для участия в деятельности Межведомственной комиссии по историческому просвещению (сенатор Российской Федерации С.Н. Колбин – от Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности; сенаторы Российской Федерации В.А. Бекетов, Д.Ю. Василенко – от Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; сенатор Российской Федерации Е.Б. Алтабаева – от Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности);
заслушать в период весенней сессии 2022 года на совместном заседании комитетов информацию о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в решении «круглого стола».
3. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности направить решение «круглого стола» в Правительство Российской Федерации, профильные министерства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Российскую академию наук, Российскую академию образования, Межведомственную комиссию по историческому просвещению, общественные организации.
4. Возложить контрольные функции за исполнением данного решения «круглого стола» на заместителя председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Ю.К. Валяева.