Парламентские слушания

«О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции»

Рекомендации

Проект

Обсудив состояние и проблемы правового обеспечения противодействия нелегальной миграции, участники парламентских слушаний констатируют, что в Российской Федерации созданы  законодательные основы осуществления государственной миграционной политики, позволяющие принимать комплекс экономических, социальных и правовых мер, направленных на достижение позитивных результатов в противодействии нелегальной (незаконной) миграции.

Вместе с тем, как отмечено в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, «миграционное законодательство не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом».

В настоящее время в миграционной сфере действует более  800 нормативно-правовых актов, в которых часто используются термины и понятия не раскрытые в законодательстве.

Миграционное законодательство должно нейтрализовать необоснованный спрос на нелегальную миграцию, создать благоприятный режим внутренним миграционным перемещениям, установить строгий перечень существующих миграционных режимов и  чёткий порядок получения виз, отразить все особенности регистрации иностранцев в России и условия аннулирования разрешений на работу, выданных иностранцам.

Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами привело к следующей совокупности негативных проявлений:

появлению в стране большого числа незаконных мигрантов, и этот фактор превратился в серьёзную угрозу национальной безопасности по следующим причинам:

- с незаконной миграцией в Российскую Федерацию проник радикальный исламский фундаментализм, тесно связанный с экстремизмом и терроризмом, борьбой против представителей традиционных течений ислама; усилилась внутриконфессиональная и межконфессиональная напряженность;

- за последние пять лет увеличилась преступность иностранцев на 15 процентов, при этом количество преступлений против жизни и здоровья граждан России выросло на три четверти;

- нелегальная миграция используются организованными преступными группами и экстремистскими националистическими организациями в преступных целях; маршруты и налаженные каналы нелегальной миграции используются в качестве путей наркотрафика и перевозки оружия;

- возросла социально-экономическая нагрузка на российских налогоплательщиков (иммигранты пользуются медицинскими услугами в общественных медицинских учреждениях, их дети посещают общественные школы, увеличиваются расходы муниципалитетов на поддержание правопорядка); возросла нагрузка на ЖКХ (в силу перенаселённости занимаемых жилых площадей с целью сэкономить на аренде), на транспорт и коммуникации, на сферу услуг.

Участники парламентских слушаний отметили, что в стране:

- не учитывается опыт стран Европейского Союза и США по созданию селективной миграции, где оптимизируются потоки трудовой миграции в национальных (прежде всего, геополитических и экономических) интересах, предъявляются соответствующие требования к приезжающим, квотируется въезд из разных стран и др.;

- отсутствуют прогнозы состояния и потребностей рынка труда, не определяются возрастные структуры, образование, уровни квалификации и иные параметры привлекаемых трудовых ресурсов, отсутствует механизм организованного набора трудовых ресурсов в странах-экспортерах рабочей силы.

В целях противодействия нелегальной миграции и предупреждения преступности иностранцев, участники парламентских слушаний рекомендуют:

Совету Безопасности Российской Федерации:

1. Осуществить разработку дополнений в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, предполагающих определение стратегических приоритетов в области противодействия нелегальной миграции.

2. На заседании Совета Безопасности Российской Федерации рассмотреть вопрос о согласовании положений Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, с мероприятиями по реализации курса, взятого Президентом Российской Федерации, на интеграцию в рамках Евразийского союза.

Совету Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации:

1. Продолжить мониторинг миграционного законодательства и практики его применения. Результаты мониторинга включать в ежегодные доклады Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации».

2. Продолжать адресное взаимодействие с парламентами стран по углублению межпарламентского сотрудничества и унификации законодательства в сфере противодействия нелегальной миграции.

3. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:

- обобщить предложения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, научно-исследовательских учреждений, общественных объединений, поступившие в ходе парламентских слушаний. Результаты обобщения представить в профильные комитеты Совета Федерации;

- создать в экспертном совете Комитета секцию по проблемам законодательного обеспечения противодействия нелегальной миграции.

Государственной Думе Федерального Собрания

Российской Федерации:

Ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:

- № 149886-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, А.Е. Хинштейном, Т.К. Агузаровым и другими и принятый Государственной Думой в первом чтении 21 декабря 2012 года;

- № 247744-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования ответственности за его нарушение", внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;

- № 200753-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенного Президентом Российской Федерации и принятого Государственной Думой в первом чтении 15 февраля 2013 года.

   

Правительству Российской Федерации:

1. Учитывая большую социально-экономическую, гуманитарную и внешнеполитическую значимость Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также то обстоятельство, что срок ее действия завершился в 2012 году, принять срочные меры по продлению её действия до принятия новой государственной программы.

2. Постоянно совершенствовать механизм оценки потребности в привлечении иностранных работников с целью повышения эффективности управления потоков внешней и внутренней миграции, оптимизации изменения векторов передвижения населения в Российской Федерации.

3. Уделить особое внимание выработке общей миграционной политики в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

4. Рассмотреть вопрос о подготовке Миграционного кодекса Российской Федерации, в котором закрепить основы государственной миграционной политики, раскрыть содержание понятийного аппарата, применяемого в сфере миграции, установить строгий перечень существующих миграционных режимов в Российской Федерации.

5. Рассмотреть вопрос о присоединении Российской Федерации к Конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 года (Конвенция вступила в силу 1 июля 2003 года).

6. Разработать законопроект по внесению изменения в ст. 220 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предписывающее следователю, дознавателю, суду устанавливать закон­ность пребывания обвиняемого иностранца на территории России в момент совершения преступления.

7. Разработать дополнительные меры, направленные на искоренение коррупции среди сотрудников органов МВД России и ФМС России, непо­средственно выявляющих и документирующих незаконность пребывания иностранных граждан на территории России.

8. Подготовить нормативные правовые акты, направленные на получение иностранными гражданами разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации (разрешение на работу, патент) при условии прохождения медицинского освидетельствования, подтверждающего отсутствие заболевания наркоманией и инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, предусмотренными перечнем, утвержденным соответствующим федеральным органом исполнительной власти, а также сертификата об отсутствии у них заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

9. Подготовить предложения по внесению изменений в действующее         законодательство Российской Федерации, предусматривающих отказ в выдаче разрешения на работу, патента либо аннулирование ранее выданных в случаях, если иностранный гражданин осужден за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ либо имеет непогашенную или неснятую судимость.

10. Подготовить предложения по внесению изменений в законодательство, регулирующее применение иностранной рабочей силы, предоставляющих работодателю возможность по использованию труда иностранных работников только после размещения информации о вакансиях в службе занятости и невозможности заполнения их трудовыми ресурсами, постоянно проживающими на территории России.

11. Предусмотреть установление запрета на выдачу лицензий работодателям, привлекающим в качестве рабочей силы нелегальных мигрантов, а также аннулирование уже выданных лицензий при обнаружении факта использования труда нелегальных мигрантов.  

12. Принять меры по совершенствованию иммиграционного и паспортно-визового контроля, позволяющие отслеживать привлечение и использование иностранных работников на территории Российской Федерации, оптимизировать систему предоставления квот на выдачу иностранным гражданам права на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

13. Разработать систему  контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, регулирующего трудовую деятельность иностранных граждан и вывоз ими иностранной валюты за пределы Российской Федерации.

14. Предложить Минюсту России, ФМС России, МВД России, МИД России, ФСИН России изучить проблему низкого уровня исполнения реше­ний об административном выдворении с территории России иностранцев, в отношении которых в установленном федеральным законом порядке принято такое решение. Разработать на этой основе законодательные предложения, предписывающие обязательное сопровож­даемое выдворение за пределы России иностранцев, отбывших уголовное на­казание за умышленное совершение преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений.

15. Провести межведомственный семинар федеральных органов исполнительной власти, собирающих данные о мигрантах, с целью выработки совместной стратегии по содержанию и качеству ведения учёта мигрантов, сбору и обработки данных о миграции с целью повышения эффективности управления миграционными потоками. Разработать и внести законопроект, закрепляющий основные нормативы учета мигрантов и контроля качества сбора и обработки данных о мигрантах.

Федеральной миграционной службе:

1. Совместно с другими заинтересованными ведомствами создать централизованную информационно-поисковую систему по оперативному предоставлению уполномоченным на то государственным органам сведений:

- об иностранцах и лицах без гражданства, задер­жанных за нарушение миграционного законодательства;

- о принятых административных решениях, в том числе и о выдво­рении с территории России или о передаче материалов на этих лиц в органы следствия или дознания;

- об осужденных за совершение преступлений иностранцах, от­бывших уголовное наказание в исправительных учреждениях ФСИН России и подлежащих выдворению с территории России;

- о регистрации пересечения Государственной границы Российской Федерации выдворенными с ее территории иностранцами.

2. Совместно с другими заинтересованны­ми ведомствами разработать дополнения и изменения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения между работода­телем и наемным работником – иностранцем или лицом без гражданства:

- обязывающие работодателя уведомлять органы ФМС России о расторжении, в том числе досрочном, договора о найме работника-иностранца или лица без гражданства в течение определенного законом срока после фактического расторжения договорных отношений;

- предусматривающие административную ответственность работода­теля за непредоставление в органы ФМС России сведений о расторжении до­говора, о найме работника иностранца или лица без гражданства, в том числе досрочном;

- обязывающие работодателя при найме на работу иностранцев и лиц без гражданства предоставлять органам ФМС России сведения об обеспечен­ности жильем этих лиц, в том числе предоставленным работодателем. Предусмотреть административную ответственность работодателя за предоставление в качестве жилья помещений, не приспособленных по санитарным и иным установленным законодательством нормам для этих целей;

- предусматривающие административную ответственность иностран­цев за неиспользование или нецелевое использование патентов.

3. Разработать систему мониторинга использования иностранцами патентов.

4. Совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации усилить работу, направленную на адаптацию мигрантов и их интеграцию в российское общество, взаимодействие с диаспорами, национальными объединениями и землячествами иностранных граждан.

5. Оказывать содействие в изучении иностранными гражданами, находящимися в Российской Федерации, русского языка, основ законодательства Российской Федерации, российских культурных традиций, норм и правил поведения в обществе.

6. Организовывать мониторинг потоков трудовой миграции на пространстве Содружества Независимых Государств в целях выработки адекватных и оперативных управленческих решений в области регулирования трудовой миграции.

7. Совершенствовать систему государственного контроля (надзора) за осуществлением трудовой деятельности, пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации;

8. Создать эффективную систему учета мигрантов и отслеживания миграционных процессов, так как без чётких процедур сбора первичных данных, их накопления, обработки и распространения невозможно получить достоверную статистическую информацию, а стало быть, невозможно дать верный анализ причинно-следственных связей в миграционных процессах, оценить изменения миграционной ситуации, своевременно принять обоснованные государственные решения.

9. Повысить уровень гласности и прозрачности в деятельности Федеральной миграционной службы, обеспечив более активное ее взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации, в том числе в целях информирования общественности о характере и методах антикоррупционной деятельности.

Министерству иностранных дел Российской Федерации:

1. Продолжить разработку проектов двусторонних соглашений, направленных на реализацию механизма организованного набора иностранной рабочей силы.

2. Оптимизировать взаимодействие с соответствующими профильными органами иностранных государств в сфере борьбы с незаконной миграцией, а также в предвыездной подготовке иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию.

3. Расширить взаимодействие и усилить координацию при осуществлении согласованных мер противодействия нелегальной миграции, предусмотренных межгосударственными      соглашениями, с заинтересованными органами и ведомствами государств-участников СНГ.

4. Продолжить работу по гармонизации и унификации миграционного законодательства Российской Федерации и применение информационных технологий в сфере миграции в рамках международных организаций.

Федеральной службе безопасности Российской Федерации:

С учетом перспектив движения миграционных потоков провести укрепление Государственной границы Российской Федерации в особо уязвимых местах.

Субъектам Российской Федерации:

1. Осуществлять постоянный мониторинг состояния рынка труда и реальных потребностей в рабочей силе.

2. Вырабатывать критерии социально допустимого соотношения национальных трудовых ресурсов и иностранной рабочей силы с целью недопущения напряженности на региональном рынке рабочей силы и межэтнических конфликтов.

3. Активизировать процесс по созданию обеспечивающих административное выдворение учреждений, законодательно закреплённых за субъектами Российской Федерации.