Парламентские слушания

«Информационный терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации»

Участники слушаний констатировали, что информационный терроризм как современное социально-политическое явление представляет серьезную угрозу безопасности и жизненно важным интересам как личности, так общества и государства. Прежде всего, это касается преступлений с помощью Интернета и IT- технологий, каковых с каждым годом становится все больше. Было сказано и о негативном влиянии Интернета и традиционных СМИ на молодежную среду, являющуюся благодатной почвой для асоциальных примеров.

На сегодняшний день информация пронизывает практически все сферы общественной жизни, превращаясь в главный источник научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества. Наряду с привычным физическим пространством сформировалось и развивается виртуальное информационное пространство, от которого человечество становится все больше зависимым.

Информация может быть использована как мощное оружие, применяемое в террористических целях. Очевидно, что применение террористическими организациями новейших достижений науки и техники сильно расширяет их разрушительные возможности, позволяет привлекать к себе всеобщее внимание и держать людей в постоянном страхе. Опасность информационного терроризма неизмеримо возрастает в условиях глобализации, когда средства телекоммуникаций приобретают исключительную роль.

Террористы усиленно стремятся распространить радикальные религиозные взгляды и сепаратистские идеи, провести акции информационного терроризма путём массированного информационно-пропагандистского давления на население.

Эти акции осуществляются с применением всех доступных форм и методов воздействия на психику и сознание людей в целях возбуждения в людях страха, панических настроений, потери доверия к власти и создания политической нестабильности.

Всё более активно террористами используется Интернет, посредством которого распространяются нацистские и ваххабитские призывы, информация, разжигающая социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду, инструкции по организации терактов и убийств, изготовлению сильнодействующих ядов, взрывчатых веществ и устройств. Острой формой информационного терроризма стал кибертерроризм, использующий компьютерные вирусы и кибератаки.

По оценке участников парламентских слушаний, государство проводит целенаправленную политику по предупреждению и отражению акций информационного терроризма. Прокуратура Российской Федерации принимает меры реагирования по отношению к Интернет-провайдерам, а также руководителям образовательных учреждений, не обеспечившим блокировку доступа к сайтам, признанным экстремистскими. В структуре органов внутренних дел созданы специализированные подразделения, на которые возложены задачи по противодействию преступлениям в информационно-телекоммуникационной среде. Сформирована система международного информационного обмена, успешно осуществляющая взаимодействие в области борьбы с трансграничными компьютерными преступлениями с зарубежными партнерами в рамках СНГ, ШОС, ОБСЕ, ООН, а также Интерпола.

Совершенствуется законодательство, направленное на регулирование отношений в информационной сфере. В Уголовный кодекс Российской Федерации внесена глава 28, в которой предусмотрена ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации. Действуют около тридцати федеральных законов, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регулирующие отношения в сфере информационных технологий. Российской Федерацией выполняются международные договоры по сотрудничеству с зарубежными государствами в обеспечении международной информационной безопасности.

Вместе с тем, участники парламентских слушаний обращают внимание на то, что совершенствование законодательства в области информационной безопасности отстаёт от темпов развития информационных ресурсов и технологий, остро нуждается в реализации следующих направлений:

— своевременной корректировке и дополнении понятийно-категориального аппарата, применяемого при использовании информационных технологий;

— определении и фиксации условий для оперативного и адекватного реагирования на новые угрозы в области противодействия компьютерной преступности;

— координации деятельности органов государственной власти и структур гражданского общества, задействованных в сфере обеспечения информационной безопасности;

— закреплении упреждающих методов и средств активного противодей­ствия информационно-пропаган­дистским и психологическим опе­рациям в сфере межгосударственного информационного противоборства;

— установлении персональной ответственности должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности;

— формировании системы подготовки высококлассных специалистов в области информационного противоборства;

— закреплении за российскими средствами массовой информации дополнительных прав и обязанностей по нейтрализации угроз информационного терроризма.

В ходе парламентских слушаний внимание участников было обращено на то, что противодействие опасным тенденциям и повышение эффективности борьбы с информационным терроризмом требует организации многоцелевого сотрудничества с иностранными государствами, их правоохранительными органами и международными организациями, в задачу которых входит борьба с транснациональной компьютерной преступностью, реальное противодействие новым формам терроризма и организованной преступности.

Рекомендации

рекомендации, содержащие предложения  Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации.