Парламентские слушания

«Миграционная политика и связи с соотечественниками»

Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года поставил задачу совершенствования миграционной политики, где приоритетом остается привлечение из‑за рубежа наших соотечественников.
От того, насколько Российская Федерация справится с задачей привлечения необходимого количества иммигрантов, зависят темпы ее экономического развития, уровень и качество жизни населения, социальный климат, региональные пропорции развития, сохранение ее территориальной целостности.
Одним из выходов здесь является привлечение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников из‑за рубежа, тем более что за пределами России проживают порядка 25 миллионов соотечественников, большинство из которых — этнические россияне.
Новый порядок миграционного учета создает систему, которая снимет излишние административные барьеры для тех специалистов, в притоке которых наиболее остро нуждается наша экономика. Одновременно с этим государственные органы получат достоверную статистику о пребывании в России иностранных граждан и лиц без гражданства, а как результат — новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации.
С другой стороны, на различные стороны жизни общества продолжает сказываться негативное воздействие нелегальной миграции. На фоне некоторого сокращения преступности среди граждан России, преступность среди иностранцев увеличилась за последние пять лет на 15 процентов. При этом число преступлений против жизни и здоровья граждан возросло на три четверти. К числу негативных последствий процесса незаконной миграции относится также нарушение налогового законодательства Российской Федерации, увеличение оборота «теневых» денежных средств, нелегальный вывоз капитала за рубеж. Нелегальные мигранты являются одними из основных поставщиков запрещенных наркотических и психотропных веществ.
Достаточно остро стоит проблема интеграции мигрантов в российской общество. Неприятие в ряде случаев мигрантами характерных для коренных жителей правил поведения и моральных норм приводит к эскалации напряженности в ряде регионов.
Поскольку процедуры легализации трудовых иммигрантов, порядка их привлечения к труду и получения разрешений на работу значительно упрощаются, возникает необходимость мерах.
В связи с необходимостью воздействия на нарушителей установленных миграционных правил в адекватных правовых рамках принят Федеральный закон № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушения правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации».
Эти изменения призваны оказать превентивное воздействие на работодателей, привлекающих и использующих труд иностранных работников в нарушение утвержденных правил, установить ответственность за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан.
Необходимо стимулировать приток в страну квалифицированных трудовых иммигрантов, людей образованных и законопослушных. Приезжающие в Россию должны с уважением относиться к российской культуре. Именно таких иммигрантов можно рассматривать как резерв для пополнения постоянного населения страны.
Современная миграционная стратегия России должна заключаться в обеспечении миграционного прироста населения для улучшения демографической ситуации в стране и обеспечения экономического роста, хозяйственного освоения и заселения территорий, имеющих для страны геополитическое значение.
Участники слушаний поддержали усилия федеральных органов исполнительной власти по разработке проекта концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации в целях определения ее приоритетных направлений и ожидаемых результатов, обеспечения сбалансированности при осуществлении политики труда и занятости.

Рекомендации

"Миграционная политика и связи с соотечественниками"

Москва  4 декабря 2006 года

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания "Миграционная политика и связи с соотечественниками".

В слушаниях приняли участие Председатель Совета Федерации С.М.Миронов, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, руководители ряда федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители международных организаций, научных кругов и средств массовой информации.

Обсудив актуальные проблемы миграционной политики, связанные с совершенствованием законодательного регулирования иммиграции соотечественников, проживающих за рубежом, как фактора решения демографических проблем, а также временной трудовой иммиграции в Россию в целях удовлетворения потребностей в рабочей силе российского рынка труда, участники парламентских слушаний отмечали необходимость активного формирования миграционной политики государства.

Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года поставил задачу совершенствования миграционной политики, где приоритетом остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников.

Это вызвано следующими причинами. Начиная с 1992 года, наблюдается сокращение общей численности населения России на 700-800 тыс. человек в год вследствие превышения смертности над рождаемостью и естественной убыли населения. Согласно прогнозу Росстата, сделанному на основании данных Всероссийской переписи населения 2002 года, население Российской Федерации к 2026 году уменьшится до 137 миллионов человек при условии некоторого увеличения уровня рождаемости и средней продолжительности жизни.

Начиная с 2007 года, прогнозируется стремительная естественная убыль трудоспособного населения: в 2007 году она будет сравнительно небольшой – около 300 тысяч человек, но уже в следующем году увеличится в два раза, а в последующие годы сокращение превысит 1 миллион человек в год.

От того, насколько Российская Федерация справится с задачей привлечения необходимого количества иммигрантов, зависят темпы ее экономического развития, уровень и качество жизни населения, социальный климат, региональные пропорции развития, сохранение ее территориальной целостности.

Одним из выходов здесь является привлечение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа, тем более что за пределами России проживают порядка 29 миллионов соотечественников, большинство из которых – этнические русские.

Именно на это направлена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637.

Для организации работы с участниками Государственной программы и членами их семей на территориях вселения субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения. Представленными проектами региональных программ предусматривается переселение более чем 300 тысяч участников Государственной программы и членов их семей.

Помимо этого совершенствуется законодательное регулирование временной трудовой миграции в Россию, которая призвана удовлетворять потребности в рабочей силе российского рынка труда.

В целях либерализации административно-правовых механизмов учета иностранных граждан и совершенствования государственного контроля за въездом иностранных граждан на территорию России и их пребыванием в Российской Федерации принят Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», вступающий в силу с 15 января 2007 года.

Новый порядок миграционного учета создает систему, которая снимет излишние административные барьеры для тех специалистов, в притоке которых наиболее остро нуждается наша экономика. Одновременно с этим государственные органы получат достоверную статистику о пребывании в России иностранных граждан и лиц без гражданства, а как результат - новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации.

Согласно принятому 18 июля 2006 года Федеральному закону №110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» значительно будут упрощены процедуры, связанные с получением статуса временно проживающего в Российской Федерации, механизмом трудоустройства иностранных граждан на территории Российской Федерации.

С другой стороны, на различные стороны жизни общества продолжает сказываться негативное воздействие нелегальной миграции. На фоне некоторого сокращения преступности среди граждан России, преступность среди иностранцев увеличилась за последние пять лет на 15 процентов. При этом число преступлений против жизни и здоровья граждан возросло на три четверти. К числу негативных последствий процесса незаконной миграции относится также нарушение налогового законодательства Российской Федерации, увеличение оборота «теневых» денежных средств, нелегальный вывоз капитала за рубеж. Нелегальные мигранты являются одними из основных поставщиков запрещенных наркотических и психотропных веществ.

Достаточно остро стоит проблема интеграции мигрантов в российской общество. Неприятие в ряде случаев мигрантами характерных для коренных жителей правил поведения и моральных норм приводит к эскалации напряженности в некоторых регионах.

Исходя из этого и, поскольку процедуры легализации трудовых мигрантов, порядка их привлечения к труду и получения разрешений на работу значительно упрощаются, возникает необходимость в адекватных правовых мерах воздействия на нарушителей установленных миграционных правил.

В этих целях принят Федеральный закон № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушения правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации)».

Эти изменения призваны оказать превентивное воздействие на работодателей, привлекающих и использующих труд иностранных работников в нарушение утвержденных правил, установить ответственность за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан.

Современная миграционная стратегия России должна заключаться в обеспечении миграционного прироста населения для улучшения демографической ситуации в стране и обеспечения экономического роста, хозяйственного освоения и заселения территорий, имеющих для страны геополитическое значение. Необходимо стимулировать приток в страну квалифицированных трудовых иммигрантов, людей образованных и законопослушных. Приезжающие в Россию должны с уважением относиться к российской культуре. Именно таких иммигрантов можно рассматривать как резерв для пополнения постоянного населения страны.

Участники слушаний поддерживают предложения федеральных органов исполнительной власти по разработке проекта концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации в целях определения ее приоритетных направлений и ожидаемых результатов, обеспечения сбалансированности при осуществлении политики труда и занятости.

Указанный документ должен отражать системный подход к решению миграционных проблем, учитывать соответствующий международный опыт, преемственность в развитии отечественной миграционной политики, ее гуманистическую направленность, толерантное отношение к мигрантам, ориентировать на обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, ее национальной безопасности, геополитических интересов, а также прав и свобод человека и гражданина.

В результате реализации проекта концепции имеется в виду создание эффективно функционирующей миграционной системы Российской Федерации, отвечающей интересам личности, общества и государства, способствующей прогрессивному социально-экономическому развитию страны с целью повышения благосостояния российских граждан, а также обеспечивающей гибкое и устойчивое управление миграционными процессами федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Вытекающие из этого основные задачи миграционной политики могут быть сформулированы следующим образом.

1. Интеграция Российской Федерации в международный рынок труда, привлечение и использование в соответствии с потребностями на внутреннем рынке труда временной иностранной рабочей силы.

2. Стимулирование иммиграции в Российскую Федерацию для обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами. Приоритет необходимо обеспечить гражданам СНГ – нашим соотечественникам.

3. Обеспечение условий для легализации иммигрантов, прибывших на территорию Российской Федерации после распада СССР из бывших союзных республик и проживших на ее территории более трех лет.

4. Содействие натурализации и адаптации иммигрантов, вовлечению их в российский социум. Защита прав трудящихся-мигрантов.

4. Целенаправленная деятельность по формированию у россиян толерантного отношения к мигрантам.

5. Защита российского рынка труда от нелегальной трудовой иммиграции, наносящей экономический ущерб, вытесняющей коренное население из определенных сегментов этого рынка, являющейся основой развития «теневой экономики», торговли людьми, роста криминализации общества и коррупции.

Поддерживая предпринимаемые Правительством Российской Федерации действия по привлечению временных трудовых иммигрантов, в том числе направленные на оптимизацию процедуры и условий их вовлечения в экономику страны, борьбу с незаконной трудовой миграцией, а также меры по совершенствованию законодательной базы в этой области, участники парламентских слушаний рекомендуют следующее.

 

1. Правительству Российской Федерации:

ускорить подготовку концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации для внесения ее на утверждение Президентом Российской Федерации, принимая во внимание возрастающее участие Российской Федерации в глобальных процессах перераспределения человеческого капитала в мировой экономике и усиления конкуренции, в том числе на международных рынках рабочей силы;

рассмотреть возможность разработки предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, направленных на стимулирование переселения соотечественников в Российскую Федерацию;

подготовить к ратификации Конвенцию № 181 Международной организации труда "О частных агентствах занятости";

способствовать созданию системы информационно-координационных центров трудового обмена на основе принципа государственно-общественно-частного партнерства, организации деятельности частных агентств занятости, трудовых миграционных бирж, кадровых агентств и их филиалов в различных регионах России и иностранных государствах;

рассмотреть вопрос о кардинальном увеличении квот на обучение в вузах и других образовательных учреждениях России на бесплатной основе молодежи из государств – участников СНГ;

при разработке мер по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, учитывать обязательства государства пред лицами, прибывшими в Российскую Федерацию в предыдущие годы и получившими в соответствии с законом статус вынужденного переселенца;

ускорить работу, необходимую для подписания проекта указа Президента Российской Федерации "О представительствах Федеральной миграционной службы за рубежом";

в целях повышения эффективности борьбы с нелегальной миграцией рассмотреть возможность создания в структуре ФМС России и ее территориальных органов специальных подразделений по контролю и надзору в сфере миграции;

шире информировать российскую общественность и соотечественников, проживающих за рубежом, о ходе разработки нормативной правовой базы и механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

2. Комитетам Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере миграции, направленную, с одной стороны, на либерализацию административно-правового механизма учета иностранных граждан, а с другой стороны, на разработку адекватных правовых мер воздействия на нарушителей установленных миграционных правил;

в целях упорядочения процедуры административного выдворения и депортации ускорить процедуру принятия соответствующих изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», внесенных в Государственную Думу Советом Федерации в порядке реализации законодательной инициативы;

рассмотреть вопрос о внесении в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" изменений и дополнений, предусматривающих:

предоставление без каких либо дополнительных условий гражданства Российской Федерации иностранному гражданину, проходящего службу по контракту в российских силовых структурах в случае награждения его государственной наградой Российской Федерации;

особый порядок получения гражданства Российской Федерации для соотечественников, прибывающих из-за рубежа, в том числе в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

разработку упрощенного порядка предоставления российского гражданства обучающимся в российских образовательных учреждениях соотечественникам из стран СНГ, поскольку России выгодно стимулировать приток молодежи из ближнего зарубежья в учебные заведения профессионального образования, в том числе по подготовке наиболее дефицитных рабочих специальностей.

3. Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

проводить анализ экономических и социальных последствий и возможностей приема трудовых иммигрантов, перспективное прогнозирование нагрузки на сферы социального обслуживания, прежде всего здравоохранения и образования, предусматривать равномерное расселение иностранных рабочих по территории субъекта Федерации, не допуская их излишней концентрации в отдельных городах и районах;

по примеру Москвы, ряда областей Российской Федерации разрабатывать, утверждать и финансировать региональные целевые миграционные программы, предусматривающие, в том числе, мониторинг миграционной обстановки, предотвращение конфликта интересов переселяющихся лиц с коренным населением, мероприятия по адаптации мигрантов, приобщению их к культурным традициям местного населения, предотвращения со стороны местного населения фактов проявления экстремизма и мигранфобии;

заключать в соответствии с законодательством Российской Федерации с административно-территориальными образованиями иностранных государств соглашения, предусматривающие привлечение специалистов востребованных на рынке труда региона;

в целях привлечения иностранных высоко-квалифицированных специалистов, ключевого персонала  содействовать заключению между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и иностранных государств соответствующих соглашений, а также установлению между ними прямых связей, созданию совместных производств и финансово-промышленных групп;

привлекать общественные организации соотечественников, проживающих за рубежом, к работе по информированию потенциальных участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, об условиях и возможностях приема в регионах вселения, в том числе проводить ознакомительные поездки представителей общественных организаций соотечественников по территориям регионов вселения, содействовать участию молодежи из стран Содружества в летнем трудовом семестре в России;

в целях координации работы по контролю за состоянием миграционных процессов создавать при руководителях субъектов Федерации, крупных городов и районов межведомственные комиссии по миграционной политике;

активизировать работу по разработке и принятию законодательных актов в части создания специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению и депортации.

4. Членам Совета Федерации, представляющим палату в межпарламентских ассамблеях государств – участников СНГ и Евразийского экономического сообщества, войти с предложениями:

сформировать пакет модельных законов МПА СНГ, регулирующих процессы миграции на пространстве Содружества Независимых Государств на основе разрабатываемых в рамках Ассамблеи Рекомендаций о законодательном обеспечении регулирования миграционных процессов;

поддержать идею создания в рамках СНГ единого координационного органа, который объединил бы возможности миграционных ведомств государств Содружества;

образовать при органах ЕврАзЭС экспертный совет по вопросам миграции.