Другие мероприятия

Брифинг с военными атташе иностранных государств

СТЕНОГРАММА
брифинга с военными атташе иностранных государств

20 марта 2014 года

В.А. Озеров

Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Я рад в очередной раз приветствовать вас в стенах Совета Федерации, верхней палате парламента России, на очередном брифинге, который проводит Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.

Вместе со мной, (я представлюсь, меня зовут Озеров Виктор Алексеевич, в Совете Федерации представляю Хабаровский край), принимают участие мои коллеги по комитету. Это первый заместитель господин Серебренников. Евгений Александрович до того, как стал сенатором, был заместителем Министра по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, генерал-полковник.

Первый заместитель председателя комитета, который курирует подкомитет по обороне, господин Федоряк Николай Александрович. Тоже генерал-полковник, правда, уже из Министерства обороны.

Господин Чекалин, который курирует подкомитет по безопасности. Как вы видите, Александр Алексеевич Герой Российской Федерации. До того, как стал сенатором, был первым заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации.

Господин Шнякин курирует вопросы у нас межпарламентских связей и международного сотрудничества. Его жизнь тоже была связана с армией. Он полковник.

Я не могу не представить господина Бондарука. Он тоже заместитель председателя комитета. Ведет вопросы, связанные с оборонно-промышленным комплексом и военным бюджетом. Анатолий Моисеевич тоже закончил военную академию. Тоже служил в армии, полковник. Правда, я должен сразу оговориться, что у нас в комитете не только люди, которые связали свою жизнь с Вооруженными Силами, с правоохранительными органами, у нас есть и сугубо гражданские люди. С моей точки зрения, это позволяет нам объективно подходить к рассмотрению тех вопросов, которые отнесены законодательством и Регламентом Совета Федерации к ведению нашего комитета.

Представляя своих заместителей, я в принципе рассказал уже почти всю структуру нашего комитета, кто в первый раз здесь присутствует. У нас есть еще один подкомитет очень важный. Он занимается вопросами социальной защиты военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, лиц уволенных с военной службы и членов их семей.

 

тм

Совсем недавно, как вы знаете, Совет Федерации, так же как и Государственная Дума, и наша Конституция, мы отметили 20-летие. И надо сказать не потому, что я – председатель Комитета по обороне по безопасности, а именно так гласит Конституция и Регламент Совета Федерации, что наш комитет – один из важнейших комитетов в реализации исключительных полномочий Совета Федерации. Именно на наш комитет возложена обязанность предварительного рассмотрения вопросов, связанных с введением военного чрезвычайного положения, дача согласия Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил за территорией Российской Федерации, решение вопросов войны и мира, изменение государственных границ Российской Федерации, назначение Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей.

Говоря о результатах нашей работы между двумя встречами, которая была в прошлом году и сегодня, я хочу сказать, что это было действительно достаточно интересное время для нашей страны, для Вооруженных Сил, правоохранительных органов. Если говорить о Министерстве обороны, а вы здесь все военные атташе больше на эту силовую структуру России завязаны, то, конечно, многие изменения, которые произошли в Министерстве обороны, связаны с приходом нового Министра обороны господина Шойгу. Именно ему удалось изменить морально-политический климат в наших воинских коллективах, интенсировать боевую подготовку и сделать очень многое для возвращения авторитета Вооруженных Сил в целом и каждого военнослужащего в отдельности в глазах наших соотечественников.

Начиная разговор о тех задачах, которые решал наш комитет совместно с другими комитетами Совета Федерации во взаимодействии с Комитетом Государственной Думы по обороне, по безопасности, конечно же, я не могу обойти вниманием то решение, которое было принято Советом Федерации 1 марта. Хотя, с другой стороны, обращение Президента Российской Федерации к Государственной Думе, Совету Федерации, к гражданам России буквально позавчера освобождает меня от необходимости достаточно обширного комментария объективных условий и причин, исходя из которых Совет Федерации дал согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил в Украине до стабилизации общественно-политической обстановки. Поэтому изначально я ограничусь только одним замечанием, а дальше, если будут вопросы, мы, безусловно, на них ответим.

аа

И в преддверии заседания Совета Федерации и после него многие журналисты задавали мне вопрос, в том числе и иностранные: «Господин Озеров, ну, вроде ни один российский военнослужащий на момент принятия решения (слава Богу, и на сегодняшний день) не погиб ни в Крыму, ни в Украине в целом, ни один российский гражданин не пострадал, а вы приняли решение в интересах обеспечения безопасности российских граждан, соотечественников и военнослужащих Черноморского флота, а дальше – согласие Президенту. Чем вы руководствовались?» Возможно, вы читали или слышали мой ответ на этот вопрос, но я повторюсь. Принимая это решение, мы, прежде всего, опирались на тот горький опыт, который мы получили в 2008 году в Южной Осетии. Поэтому мы не могли допустить, чтобы военнослужащие, россияне или наши соотечественники сначала погибли, а потом бы мы дали согласие Президенту на их защиту. И, как показали события в Крыму, проведение референдума, это наше решение, стало одним из пунктов, которые позволили в мирной обстановке гражданам Крыма проявить свое волеизъявление во время проведения референдума. Мы дали однозначный сигнал всем, кто пытался бы помешать этому с помощью оружия, с помощью угрозы жизни, что этого не будет.

Теперь, возвращаясь к остальным формам нашей работы за истекший период, я хочу сказать, что, прежде всего, на нас возложена обязанность рассматривать те законы, которые принимаются Государственной Думой. Как я иногда говорю, мы у них на подряде. При этом хочу сказать, что, исходя уже из опыта своей работы в Совете Федерации, а я здесь работаю с 1996 года, когда мы не на постоянной основе работали, а были представителями в субъектах Федерации, занимая должности глав администраций, президентов или председателя парламента, как я, то у нас очень мало времени оставалось для работы непосредственно над законопроектами, которые рассматривает Государственная Дума. Сейчас мы включаемся в эту работа с так называемого нулевого чтения, то есть после внесения того или иного законопроекта. По номенклатуре нашего комитета, мы уже перед первым чтением даем сигнал в Государственной Думу, поддерживаем мы этот законопроект или нет.

ек

Затем, после принятия Государственной Думой того или иного законопроекта в первом чтении, мы ко второму чтению направляем свои поправки. И поэтому, когда тот или иной законопроект поступает в Совет Федерации из Государственной Думы, мы имеем не только юридическое, но и моральное право сказать да или нет тому законопроекту, который приходит к нам в верхнюю палату.

Но надо сказать, что у нас взаимодействие с профильными комитетами Государственной Думы достаточно тесное, и взаимопонимание полное, поэтому за этот год у нас не было ни одного случая, когда законопроекты, поступающие из Государственной Думы, были бы не поддержаны нашим комитетом. Это показатель нашей совместной работы.

Да, рассмотрение законопроектов – одна из важных задач нашего комитета, но далеко не исчерпывает все формы и методы нашей парламентской деятельности. Прежде всего, мы стараемся как можно чаще выезжать за пределы Москвы, бывать в наших военных округах, флотах, встречаться с военнослужащими и своими глазами видеть, как работают те или иные законопроекты, которые одобрены Советом Федерации, вести так называемый мониторинг (модное слово) правоприменительной практики.

Поэтому в прошлом году мы побывали на Черноморском Флоте, принимали участие в учении «Запад-2013», в учениях по применению закона о противодействии терроризму в Белгородской области, в совместных учениях в Челябинской области, пограничников и внутренних войск.

Давая согласие Президенту на использование Вооруженных Сил за территорией Российской Федерации или ратифицировать Соглашение о наших военных базах, мы всегда оставляем за собой право и обязанность бывать и интересоваться, как наши военнослужащие выполняют в рамках этих соглашений возложенные на них обязанности. Поэтому в течение прошлого года мы побывали в Абхазии, в Южной Осетии, в Армении, в Киргизии, в Таджикистане, в Приднестровье, чтобы своими глазами видеть, как решаются те задачи, которые возложены на наших военнослужащих.

Если говорить об основных законопроектах, над которыми мы работали и продолжаем работать, то, конечно, вы могли обратить внимание (я думаю, что обратили), что было одним из важных – это внесение изменений в закон «Об обороне», где мы впервые ввели понятие «план обороны страны», расширили полномочия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

мв

Именно теперь Генеральному штабу, на него возложена задача координировать действия всех федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по подготовке страны к обороне. Выполняя задачу, поставленную Президентом – Верховным Главнокомандующим – о численном составе наших Вооруженных Сил и соотношении между офицерским составом, контрактниками и военнослужащими срочной службы… как вы хорошо знаете, что поставлена задача к концу 2016 года иметь в нашей миллионной армии 220 тысяч офицеров, почти 500 тысяч контрактников и остальных военнослужащих по призыву.

Мы, с одной стороны, развивали законодательство, которое направлено на привлекаемость контрактной службы. Прежде всего, здесь обеспечение денежным довольствием и служебным жильем. И надо сказать, что это играет положительную роль. Если раньше мы набирали на контрактную службу по всей стране, и для многих контрактная служба становилась последней возможностью своего трудоустройства, когда человек уже в гражданской жизни себя не находил, то теперь мы отбираем на контрактную службу. Есть конкурс и у нас есть возможность выбрать лучших.

Если говорить о прохождении военнослужащими срочной службы, то за этот год есть ряд новых новелл, которые вы, наверное, знаете, но я готов их повторить. Прежде всего, наш комитет поддержал инициативу Министра обороны о том, чтобы дать возможность тем, кто обучается в высших учебных заведениях во время обучения пройти военное обучение по военным учетным специальностям, затем пройти трехмесячные военные сборы, после окончания получить военный билет солдата или сержанта запаса, и со знаниями, которые получили в университетах и институтах реализовывать себя в гражданской жизни.

тм

Вы знаете, что мы поддержали идею создания научных и спортивных рот. И в каждой из этих областей мы уже видим отдачу. Те, кто проходит службу в научных ротах, они совершенствуют те знания, которые они получили в высших учебных заведениях, продолжают работать в области оборонно-промышленного комплекса, военно-научных знаний. А ребята, которые служат в спортивных ротах, во многом определили успех России в общекомандном зачете на Олимпиаде в Сочи.

На ближайшем Совете Федерации мы реализуем нашу совместную работу с Министерством обороны о том, чтобы на 5 лет продлить возможность прохождения военной службы в соответствующих воинских званиях. Государственная Дума этот закон уже приняла. То есть если предельный возраст нахождения на военной службе, к примеру, майора, подполковника – 45, полковника – 50 лет, то теперь это, соответственно, на 5 лет будет увеличено. При этом мы не изменяем минимальный срок, который дает возможность военнослужащему уволиться из Вооруженных Сил в обязательном порядке обеспеченным жильем, это остается – 20 лет.

Мы в течение этого года приняли решение о создании военной полиции. Если кто‑то в прошлом году был на брифинге, помните, кажется, наш чешский коллега предлагал свою помощь в том, чтобы совершенствовать этот закон. Мы, честно говоря, посмотрели, в том числе и международный опыт, и взяли все положительное, что есть в области военной полиции, и закрепили в нашем российском федеральном законе. Все это в комплексе с мероприятием, связанным с тем, чтобы освободить военнослужащих от несвойственных им функций, те, кто в боевых частях служит, так называемый аутсорсинг, безусловно, положительно отражается на боевой подготовке. За прошлый год количество часов, которые наши военные летчики провели в воздухе, моряки, находясь в плаваниях, они возрастают из года в год. И те внезапные проверки, которые Верховный Главнокомандующий Президент России вместе с Министром обороны в течение прошедшего года проводили, лишний раз доказывают, что уровень боевой подготовки личного состава возрастает, значит, мы идем по правильному пути.

ек

Говоря о нашей работе с бюджетом, надо сказать, что, несмотря на сложности, и, как вы знаете, (слово такое некрасивое) секвестрирование бюджета почти по всем главным получателям бюджетных средств на 5 процентов, расходы на оборону и безопасность государства в течение 2014 года по сравнению с 2013-м возрастут. Это даст нам возможность реализовывать те планы, которые заложены в государственной программе «Вооружение» до 2020 года и которая кристаллизируется в государственном оборонном заказе на этот год.

Надо сказать, что в прошлом году мы к этому приняли еще два очень важных закона, один из которых вступил в силу с 1 января, это о государственной контрактной системе и о государственном оборонном заказе, с помощью которых мы свели на нет так называемые ценовые войны между заказчиками и производителями военной продукции, гарантируя рентабельность нашим предприятиям оборонно-промышленного комплекса, отсекая от участия в конкурсах те организации и предприятии, которые не имеют подготовленной материально-технической базы для реализации государственного оборонного заказа, а также усиливая ответственность всех участников реализации государственного оборонного заказа от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, заканчивая утилизацией вооружения и военной техники.

Одной из важнейших задач, конечно, всегда стоящих в центре внимания нашего комитета, вопросы социального статуса наших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. В этом плане, вы знаете, с января прошлого года вслед за военнослужащими Министерства обороны, военнослужащих внутренних войск и полиции Российской Федерации, все остальные силовые структуры получили повышение в денежном довольствии от 2,5 до 3 раз. Мы в прошлом году вместе с Министерством обороны проанализировали и порядок обеспечения жильем наших военнослужащих и пришли к выводу, что те формы удовлетворения жильем, которые существовали до прошлого года, не совсем отвечают потребностям военнослужащих. То есть мы предоставляли квартиры по договору социального найма. Военнослужащий мог получить государственный жилищный сертификат или участвовать в накопительной ипотечной системе.

аа

Но почти 30 тысяч квартир на 1 января прошлого года, которые были не востребованы, говорили, что этот механизм не всегда срабатывает. Поэтому совместно с Министерством обороны был подготовлен законопроект о единовременных денежных выплатах на строительство или приобретение жилья, который позволяет военнослужащему получить денежные средства и самому выбрать, где ему приобретать квартиру. Причем мы очень внимательно следили за механизмом расчета этих денежных средств, и хочу сказать, что в зависимости от воинского звания, должности и выслуги лет достаточные средства сегодня может получить военнослужащий для приобретения или строительства жилья. И если в центре Москвы, конечно, ему придется к этим деньгам немного доплатить, то в Московской области, на других основных территориях Российской Федерации он может не только построить себе жилье, но еще и какой‑нибудь дачный участок прикупить при нормальном исходе.

Наш комитет не только по обороне, но и по безопасности, поэтом многие вопросы, которые Комитет Государственной Думы по обороне не решает, этим занимается Комитет по безопасности, у нас здесь две руки одного тела. В этой сфере, конечно, главные наши усилия были сосредоточены на устранении или минимизации основных угроз национальной безопасности Российской Федерации, и прежде всего угрозы терроризма. Здесь достаточно широкий спектр, начиная от того, что мы юридически закрепили, что решения Национального антитеррористического комитета, принятые в пределах его компетенций, обязательны для исполнения всех государственных органов и органов местного самоуправления на территории Российской Федерации.

Мы приняли решение о повышении требований к антитеррористической защищенности мест массового скопления людей и, прежде всего, транспортной инфраструктуры, усилении ответственности за создание и участие в террористических организациях и экстремистских, об обращении возмещения причиненного ущерба в случае террористического акта не только имуществом террориста, но и его близких родственников и близких ему людей.

мв

Как всегда в своей работе мы опираемся не только на собственные знания и опыт, но и стараемся учиться у вас. Поэтому мы достаточно активно участвуем в рамках Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности Межпарламентской Ассамблеи СНГ, где в рамках профильных комитетов мы готовим и модельные законы, и предложения по унификации законодательства в области обороны и безопасности стран участниц.

Я уже 18 лет являюсь руководителем делегации Совета Федерации в Парламентской Ассамблее НАТО. И надо сказать, что даже в эти напряженные дни, мы уже дважды обменялись письмами с председателем Парламентской Ассамблеи НАТО по уточнению своих позиций по событиям в Украине.

Мы всегда придерживались и придерживаемся мнения, что любые самые острые вопросы необходимо обсуждать коллегиально, высказывать свои точки зрения, пускай они иногда в изначальном этапе находятся на диаметрально противоположенных точках зрения, но в процессе обсуждения можно найти соприкосновения.

Так было во время войны в Югославии, во время проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе. Так было во время войны в Ираке, принятие решения Совета безопасности о направлении международных сил в Афганистан, события вокруг Ливии. И я уверен, что так будет и по событиям в Украине. Мы будем вместе вырабатывать совместные решения, которые бы отвечали безопасности и миру.

На этом бы я свой монолог закончил бы. С учетом того, что вы недавно были и в Государственной Думе. Я специально посмотрел выступление моего друга адмирала Комоедова перед вами. Поэтому я постарался не повторяться, а дополнить то, что сказал Владимир Петрович вам на брифинге в Государственной Думе.

А сейчас, если мои коллеги не будут возражать, и нет желания дополнить меня в чем‑то, мы готовы перейти к ответам на вопросы.

Господин Федоряк говорит: «И так 45 минут» – Я говорю: «Раздели пополам. Это же половину переводчику надо дать». Я 20 минут…

тм

Пожалуйста, господа, вопросы. Пожалуйста, дайте микрофон.

ЛИ САНГ МИН

Большое спасибо за сегодняшний брифинг. Я – морской атташе Южной Кореи. Несколько вопросов, связанных с Крымским полуостровом.

Мне кажется, надо укреплять базы и причалы, военные здания именно Черноморского флота. В связи с этим Федеральное Собрание как думает, как готовится расширить бюджет этого? Как расширить ваш военный бюджет именно для укрепления причалов, зданий Черноморского флота? Первый вопрос.

В.А. Озеров

Спасибо за вопрос. Я, честно говоря, вспоминаю, когда я зашел, будучи в Южной Корее, к вашему командующему военно-морскими силами Южной Кореи, я приятно был удивлен, что у него в кабинете висит фотография «Мурены». Это корабль на воздушной подушке, который у нас в Хабаровске делают.

А если отвечать на Ваш вопрос, то Вы, наверное, знаете, что до харьковских соглашений, когда не ясна была ситуация вокруг Черноморского флота, в России было принято решение о строительстве необходимых инфраструктурных сооружений в Новороссийске, где мог также базироваться Черноморский флот. Поэтому с учетом изменившейся ситуации, я думаю, тех денежных средств, которые сегодня есть у нас в бюджете, нам хватит на первоначальные меры по повышению условий базирования Черноморского флота, в том числе и в Крыму. И я не думаю, что в этой части нам придется корректировать наш бюджет 2014 года.

Пожалуйста, еще.

ЛИ САНГ МИН

Большое спасибо за ответ.

Эта фотография, которую Вы смотрели, «Мурена», которая производится в Хабаровске, это мы еще надо покупать.

В.А. Озеров

Мы готовы. Давайте заказывайте. Я знаю, что ведутся переговоры (если уж мы южнокорейские и российские отношения решили обсудить) между министерствами финансов наших стран о том, как в счет долга Советского Союза реализовывать эту программу. Мы – «за». Хабаровчане готовы производить.

 

аа

ЛИ САНГ МИН

Второй вопрос.

В.А. Озеров

Пожалуйста.

ЛИ САНГ МИН

(Говорит с сильным акцентом, возможно искажение смысла.) Но, как сейчас уже сказали западные СМИ, может начаться холодная война и так далее. В связи с этим, мне кажется, ваш Совет Федерации и Государственная Дума еще подумают и посмотрят, надо исправить ваши военные реформы или референдум, который происходил и решил …(неразборчиво) министр обороны. Это именно, например, очень большое… сократив вашу численность военных учреждений. Это, конечно, модернизация и милитаризация, хорошо…

В.А. Озеров

Во‑первых, я хочу сказать, хорошо, что вы, присутствующие в этом зале, можете смотреть не только западные СМИ, но и российские СМИ, чего лишены наши соотечественники на Украине.

Во‑вторых, я хочу сказать, что мы даже не превысили ту численность (25 тысяч военнослужащих), которая оговорена в соглашении по Черноморскому флоту с Украиной. Ну, а сейчас, когда и Крым, и Севастополь высказали свое желание быть в составе с Российской Федерацией, и это решение завтра уже будет окончательно юридически оформлено, в том числе и Советом Федерации, это уже теперь российская территория, а где и сколько Вооруженных Сил нам размещать, мы как‑нибудь сами разберемся.

И в этом плане я больше готов обратиться к военным атташе, представляющим Европу. Россия уже давно, после того как приостановила реализацию договора об обычных вооруженных силах в Европе, сказала, давайте с учетом новых реалий сядем и договоримся о количестве личного состава, и вооружений, и военной техники, прежде всего бронированной и артиллерийской, на европейском континенте, где какие ограничения ввести. Но, к сожалению, нас пытаются привязать к стамбульским соглашениям, соглашениям по Приднестровью, и не садимся за стол переговоров. Я думаю, надо сесть и обговорить, договориться так, чтобы ни у кого не вызывало сомнений и ни у кого не было угрозы, что Российская Федерация где‑то поступает вне рамок закона. Мы всегда законопослушные граждане и стараемся этому следовать. Спасибо.

 

ек

Я вроде бы коротко говорил, а Вы так долго переводите.

Господин Шнякин хотел бы добавить.

В.Н. Шнякин

Я хотел бы напомнить обращение американского президента, который сказал: «Я надеюсь, российское руководство с пониманием отнесется к геополитическим интересам Америки на Украине». Я вот хочу тоже заявить вам, что я надеюсь, что и американский президент, и ваше руководство, с пониманием отнесется к геополитическим интересам России на Украине.

САРЫЧИЧЕК НЕВЗАТ

Благодарю вас за этот брифинг. Я военный атташе Турции в ранге помощника Главнокомандующего.

В.А. Озеров

Очень приятно,

САРЫЧИЧЕК НЕВЗАТ

У меня вопрос о бюджете. Каков у вас приоритет в этом бюджете при модернизации вооружения и армии до 2020 года? И какая часть бюджета будет выделена на модернизацию вооружения? И как это распределяется, скажем, на военно-воздушные силы, на флот, на сухопутные силы? Благодарю вас.

В.А. Озеров

Знаете, Вы хотите, что я Вам все секреты рассказал? В рамках позволенного я хочу сказать, что у нас утверждена государственная программа «Вооружение» до 2020 года, как Вы знаете, она составляет 20 трлн. рублей. И задача стоит не только и не столько модернизации того, что у нас есть, а задача поставлена Президентом воздание новых видов вооружения и военной техники. И смею Вас заверить, при приоритете, конечно же, ракетных войск стратегического назначения, мы всегда говорим, что ядерное оружие – это тот сдерживающий фактор и гарант нашего суверенитета и территориальной целостности, все виды Вооруженных Сил Российской Федерации, и сухопутные, и военно-воздушные силы, и военно-морской флот, нашли там достойное отражение.

Кроме того, я хочу еще заметить, что понимая, что на старых станках и оборудовании новую технику не построить, у нас есть еще программа «Модернизация оборонно-промышленного комплекса» – более 3 трлн. рублей (тоже до 2020 года).

мв

И за счет именно этих средств мы модернизируем ту технологическую цепочку, обновляем ее новыми станками и оборудованием, которое работает на реализацию государственной программы вооружения.

Пожалуйста, еще.

МАЗРИ АБДЕЛЬХАК

Военно-морской атташе Алжира.

(Говорит с акцентом. Возможны искажения смысла.)… У меня такой вопрос. При нынешней обстановке, скажем, политический кризис с Украиной, как может разрешиться вопрос ВПК России, который зависит, может быть, от…

В.А. Озеров

Разрешится вопрос в чем?

МАЗРИ АБДЕЛЬХАК

Поставки со стороны части, которая строится сейчас на Украине.

В.А. Озеров

С вами? Поставка в Алжир?

МАЗРИ АБДЕЛЬХАК

В России.

В.А. Озеров

Вы знаете, что Российская Федерации по отношению к Украине никаких санкций не вводила и вводить не собирается. Более того, Президент России в самые кульминационные моменты событий на Украине поставил задачу Правительству Российской Федерации продолжать сотрудничество по всем направлениям, включая военно-техническое сотрудничество.

Конечно, мы заинтересованы, точно так же, как и Украина, я думаю, потому что это рабочие места, продолжать сотрудничество. Поэтому ни по отношению к Украине, не по отношению к другим нашим партнерам, с которыми у нас заключены соглашения как в области военно-технического, энергетического сотрудничества, мы не собираемся где‑то нарушать взятые на себя обязательства.

Вы слышали, наверное, смотрите наше телевидение, у нас не нашлось еще ни одного умного, вернее умалишенного, тем более умного человека, который бы заявлял: давайте взорвем газопровод или нефтепровод, который идет в Европу. В этом плане мы добросовестные партнеры.

Поэтому я думаю, что все, что мы обязаны Алжиру, мы поставим. Найдем партнеров, которые будут это производить.

Пожалуйста, еще.

Лэнни Фредскоу ХАНСЕН

Бригадный генерал Лэнни Фредскоу Хансен, Дания.

Господин председатель, я хочу спросить, как Вы оцениваете и предусматриваете возможности развития и взаимодействия между вооруженными силами России и западных стран? Я имею в виду в этой политической ситуации. Спасибо.

В.А. Озеров

Вы знаете, Ваш вопрос в продолжении того вопроса, на который я сейчас уже отвечал.

тм

У нас есть, прежде всего, план сотрудничества между Россией и НАТО в рамках Совета Россия–НАТО, который включает достаточно широкий перечень мероприятий, которые мы брали обязательства провести совместно. И опять же не с российской стороны, а со стороны НАТО сегодня мы слышим высказывания о том, что мы замораживаем отношения с Российской Федерацией.

Поэтому когда Вы меня спрашиваете, как я вижу… Во‑первых, сначала я сожалею, что именно так сегодня мы встраиваем. Вместо того чтобы собрать Совет Россия–НАТО, обсудить ситуацию, в том числе в Украине, спросить с послов Польши, Германии, Франции, которые взяли на себя обязательства о том, что соглашения от 21 февраля будут реализованы, все будут разоружены…

Вы слышали, что сегодня сказал этот Ярош? «10 тысяч вооруженных, мы, – говорит, – никому это оружие не сдадим, в национальную гвардию Украины не вступим, и начнем новый майдан, что наше правительство плохо реализует то, что мы хотим».

Это не мы, а наши французские коллеги говорят, что они не будут поставлять нам «Мистрали» в рамках того соглашения, которое подписано, и часть средств уже Россией переведены на счета предприятий, которые готовят «Мистрали».

Мы же (я повторюсь, может быть) ни о каких санкциях не говорим. Мы понимаем и фактор 2014 года, и вывод американских, и других коллективных сил из Афганистана, и те соглашения, которые у нас не только с американцами, но и с немцами, с итальянцами подписаны, со Швецией (если мне не изменяет память), Испанией, Германией о выводе и транзите войск и вооружения из Афганистана через Российскую Федерацию. Я не слышал, чтобы кто‑то из российских ответственных политиков хоть в одном интервью или где‑то сказал, что у нас тоже тут есть рычаги, и начал перечислять какой‑то набор средств того военного сотрудничества, которое между нашими странами (в данном случае имея в виду, что Дания – член НАТО), прежде всего, с НАТО установлено в Европе.

Отвечая на прямой Ваш вопрос, как я вижу перспективы, я – оптимист по жизни. И, к сожалению, на моих глазах уже произошли события и в Югославии, и в Южной Осетии, и Северный Кавказ, о чем я уже говорил. Пройдет время, и мы осознаем, что друг без друга мы вопросы глобального обеспечения безопасности ни в Европе, ни в мире в целом без России, в сотрудничестве с Россией, а мы без НАТО, без других государств юго-восточной Азии, государств, входящих в Шанхайскую Организацию Сотрудничества, живущих в Африке, в Южной Америке, в Северной, в Австралии, мы не решим.

аа

Мы обречены с вами, что те вызовы и угрозы, которые есть (терроризм, организованная преступность, наркотрафик незаконный, совсем недавно мы с вами вместе решали вопросы борьбы с пиратством), мы обречены на сотрудничество. Поэтому в этом плане я оптимист. Я думаю, что скоро вот эта пена опустится и мы опять с вами поймем, что мы живем на одной планете и вместе ответственны за ее будущее.

Я бы на такой высокой ноте и закончил нашу встречу. Но с учетом того, что мы хоть люди и военные, но находимся в парламенте, у нас демократия, мы должны уважать демократию, поэтому я, уважая ее, готов предложить вам задать крайний вопрос. Пожалуйста, если есть.

Если вопросов нет, ну, что? Тогда мне остается от имени своих коллег, они невольно меня поддерживали в ответах… (Оживление в зале.) Вольно, говорит, поддерживали в ответах. …поблагодарить вас, что, несмотря на свою занятость, вы нашли возможность на сегодняшнюю встречу.

Мне вот дали справку о количестве стран, присутствующих здесь. Это говорит о том, что мы, люди военные, как никакие другие понимаем и ценим состояние мира, а не войны. Поэтому сюда пришли, я благодарен особенно, представители государств НАТО, наши партнеры по сотрудничеству в других областях земного шара. И я думаю, что этот разговор, он будет тоже такой небольшой капелькой в нормализацию той ситуации, которая сегодня есть в мире, и желание сделать все от нас зависящее, чтобы этот мир был как можно дольше.

И по давно установившейся традиции я с удовольствием хочу вручить памятный сувенир о нашей встрече и пожелать вам всем крепкого здоровья, успехов в вашей деятельности на территории России, со своей стороны, заверить, что и Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, прежде всего, и весь Совет Федерации готов продолжить диалог на самые интересующие вас темы. (Аплодисменты.)

И еще у нас с вами есть одна традиция. Обычно мы здесь с вами фотографировались. Но если кто не был в Совете Федерации с прошлого нашего посещения, вы видите, что руководителем стала женщина. Она говорит: «У вас, мужиков, глаза замылены». Она женским взглядом посмотрела, и многое изменилось как в этом зале, так и у нас в Совете Федерации в целом.

ек

Поэтому мы сегодня изменим традицию – сфотографируемся не здесь, а возле стелы, где написано «Совет Федерации», на первом этаже. Если вы не возражаете.

А я, как всегда, возьму обязательство и каждому присутствующему обязательно обещаю фотографию.

Господин председатель, уважаемые члены комитета, уважаемые коллеги! Я хотел бы от имени всех поблагодарить вас за то, что вы провели этот брифинг и так открыто отвечали на ряд вопросов. В этом зале представлено много разных взглядов на политику в общем и на ситуацию в Украине особенно. Но мы все будем немножко умнее и будем иметь больше знаний, когда говорим друг с другом. Спасибо за это. (Аплодисменты.)