«Правоприменительная практика социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей: федеральный и региональный аспекты»
В соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2012 года Комитет в апреле — мае 2012 года провел интернет-конференцию на тему «Правоприменительная практика социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей: федеральный и региональный аспекты».
В целях выявления наиболее острых проблем, оценки эффективности осуществления государственной политики в сфере правоприменительной практики социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей в рамках интернет-конференции обсуждены следующие вопросы:
- направления совершенствования федерального и регионального законодательства в сфере социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей;
- реформирование денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
- пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и правоохранительной службы;
- обеспечение военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов жильем;
- улучшение медицинского и санаторно-курортного обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей;
- социальная адаптация, переподготовка и трудоустройство лиц, уволенных с военной и правоохранительной службы;
- поддержка ветеранов и инвалидов войны;
- страхование военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.
В ходе интернет-конференции в Комитет поступило значительное число справочно-аналитических и других материалов, а также конкретных предложений по совершенствованию законодательства в сфере социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.
Так, от Федеральных органов исполнительной и законодательной власти поступило более 12 документов, от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации — 65; от законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации — 36; от общественных организаций, научных учреждений и других участников интернет-конференции — 35.
Всего поступило, изучено и обобщено около 150 материалов. Подавляющее большинство из них размещено на сайте Комитета, а содержащиеся в них предложения были учтены при подготовке рекомендаций.
Обсудив проблемы и перспективы правоприменительной практики социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, участники интернет-конференции отметили, что законодательством Российской Федерации определены правовые основы социальной защиты этой категории граждан, а его правоприменение является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти.
Вместе с тем, реализация нормативных правовых актов осуществляется зачастую неэффективно и не отвечает современным требованиям и возросшим экономическим возможностям государства, имеет серьезные упущения и недостатки.
В связи с этим по итогам интернет-конференции подготовлены рекомендации.
РЕКОМЕНДАЦИИпо итогам интернет-конференции на тему
«Правоприменительная практика социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей: федеральный и региональный аспекты»
апрель — май 2012 года
город Москва
Обсудив проблемы и перспективы правоприменительной практики социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, участники интернет-конференции отмечают, что законодательством Российской Федерации определены правовые основы социальной защиты этой категории граждан, а его правоприменение является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти.
Вместе с тем, реализация нормативных правовых актов осуществляется зачастую неэффективно и не отвечает современным требованиям и возросшим экономическим возможностям государства, имеет серьезные упущения и недостатки.
Принимая во внимание, что проводимая государственная политика по обеспечению социальной защиты военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, в том числе в сфере ее правоприменения, должна носить системный и комплексный характер, участники интернет-конференции рекомендуют:
1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации продолжить мониторинг правоприменительной практики социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, результаты которого доводить до органов государственной власти, а также отражать в ежегодном докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации».
2. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:
а) провести анализ проблемных вопросов в сфере социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, по итогам которого выработать предложения, направленные на соблюдение прав и социальных гарантий указанной категории граждан;
б) проинформировать об итогах интернет-конференции членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Совету Безопасности Российской Федерации рассмотреть на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере вопрос о ходе реализации и совершенствовании федерального законодательства в области социальной защиты военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
4. Правительству Российской Федерации:
а) разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов:
«О внесении изменений в статьи 4, 35 и 43 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации»;
«Об основах государственной системы комплексной реабилитации военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов – участников боевых действий»;
«О статусе участников боевых действий»;
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части оказания имущественной поддержки общероссийским общественным организациям в форме предоставления в безвозмездное пользование имущества, используемого ими в течение не менее пяти лет, а также меры поддержки общественным организациям аналогично мерам поддержки, предусмотренным для субъектов малого и среднего бизнеса;
б) разработать и реализовать меры организационного и нормативно-правового характера, исключающие участие посреднических структур в системе продовольственного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем внести установленным порядком изменение в распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 № 2032-р и от 06.02.2010 № 155-р, которым акционерные общества «Агропром» и «Военторг» определены единственными исполнителями ежегодно размещаемых заказов на поставки продовольственных товаров и оказание услуг для организации питания военнослужащих;
в) принять меры к проработке проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1093 и от 31 декабря 2004 г. № 911», определяющего порядок бесплатного протезирования и обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации, проживающих на значительном расстоянии от военно-медицинских учреждений, в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;
г) разработать во исполнение Федерального закона № 427-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, согласно которому военнослужащие и уволенные с военной службы граждане при их желании могут за счет собственных средств приобрести либо получить в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления жилого помещения;
д) разработать нормы, обеспечивающие право на использование средств материнского (семейного) капитала для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму площади жилого помещения, предоставляемого Министерством обороны Российской Федерации для постоянного проживания военнослужащих и членов их семей;
е) рассмотреть вопрос об оказании в 2012 году финансовой поддержки из федерального бюджета субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на ремонт и реконструкцию дошкольных образовательных учреждений, передаваемых Министерством обороны Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, с целью их приведения в нормативное техническое состояние.
5. Федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и правоохранительным органам организовать по месту жительства семей погибших (пропавших без вести), умерших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также семей инвалидов вследствие военной травмы систему мониторинга с целью изучения имеющихся у них проблем, проверки жилищно-бытовых условий и оказания необходимой помощи.
6. Министерству обороны Российской Федерации:
а) продолжить работу по реализации поручений Президента Российской Федерации по передаче ведомственных дошкольных образовательных учреждений, находящихся на территориях военных городков, не имеющих статуса закрытых военных городков, расположенных в городах, крупных населенных пунктах и закрытых административно-территориальных образованиях, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность;
б) принять меры во исполнение федеральных законов от 27.05.98 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» по упорядочению деятельности созданного федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» с целью обеспечения перерасчета и адресного доведения в полном объеме до военнослужащих увеличенных размеров денежного довольствия и других выплат, установленных с 1 января 2012 года;
в) обеспечить неукоснительное исполнение руководством ОАО «Славянка» и ОАО «РЭУ» требований Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого финансирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», постановления Правительства от 29 мая 2002 г. № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энерго снабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства», направленных на соблюдение прав и законных интересов военнослужащих и жителей военных городков при оказании услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
г) подготовить инициативу о повышении статуса Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по военнопленным и розыску без вести пропавших военнослужащих и придании ей статуса Комиссии Президента Российской Федерации, с определением дополнительных задач по поиску мест захоронений погибших, идентификации останков и перезахоронению на родине военнослужащего.
7. Министерству финансов Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта постановления Правительства Российской Федерации «О полномочиях Следственного комитета Российской Федерации по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации и о специализированном жилищном фонде Следственного комитета Российской Федерации.
8. Генеральной прокуратуре Российской Федерации продолжить осуществление комплекса надзорных мероприятий по реализации законодательства Российской Федерации в сфере социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.
9. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) стимулировать работу муниципальных образований по согласованию с территориальными органами Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации условий передачи дошкольных образовательных учреждений, находящихся на балансе органов военного управления, в собственность муниципальным образованиям;
б) создать при главах субъектов Российской Федерации советы по делам инвалидов;
в) внести изменения в нормативные правовые акты в части реализации права многодетных семей военнослужащих на бесплатное получение земельного участка с учетом периода проживания, а также региональных различий в условиях признания семьи многодетной.