Порядок проведения
Открытие заседания:
председатель Комитета Совета Федерации
по обороне и безопасности
БУЛАВИН Владимир Иванович
Повестка заседания:
«О выполнении государственного оборонного заказа предприятиями оборонно-промышленного комплекса для потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации (на примере предприятий Пензенской области)».
Регламент:
— основной доклад и доклады — до 10 минут;
— выступления — до 5 минут.
Заседание проводится в течение 1,5 часов без перерыва
Выступления:
приветственное слово:
Губернатор Пензенской области
МЕЛЬНИЧЕНКО Олег Владимирович;
Председатель Законодательного Собрания Пензенской области
СУПИКОВ Вадим Николаевич
выступление с основным докладом – Заместитель Председателя Правительства – Министр экономического развития и промышленности Пензенской области
ХАКИМОВ Алмаз Хамитович;
выступление с докладом:
директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
ПЕРЕГУДОВ Андрей Александрович;
временно исполняющий обязанности начальника Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации
ЕРОФЕЕВ Михаил Владимирович.
Выступления:
Предприятия оборонно-промышленного комплекса | ||
БАЙДАРОВ | — | генеральный директор АО «ФНПЦ „ПО „Старт“ им. М.В. Проценко“ Госкорпорации „Росатом“ |
РАТНИКОВ | — | генеральный директор АО «Радиозавод»
|
ДАНИЛОВ | — | генеральный директор АО «НПП „Рубин“ |
МЕРЗЛЯКОВ | — | генеральный директор АО «ППО ЭВТ им. В.А. Ревунова» |
НЕФЕДОВ | — | руководитель представительства Госкорпорации «Ростех» в Саратовской области |
Министерство финансов Российской Федерации | ||
КРЫЛОВ | — | заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа |
Федеральная антимонопольная служба | ||
ШАФИГУЛЛИН | — | руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области |
Прокуратура Пензенской области | ||
ГОРШКОВ | — | прокурор Пензенской области |
Обсуждение выступлений (до 10 минут).
Принятие итогового документа.
Закрытие заседания:
председатель Комитета Совета Федерации
по обороне и безопасности
БУЛАВИН Владимир Иванович
Список участников
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации | ||
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности | ||
БУЛАВИН | — | председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
ЧИЖОВ | — | первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
МУРАТОВ | — | заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
КОНДРАТЮК | — | член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
КАЗАНОКОВ | — | член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
МАМСУРОВ | — | член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
БАСЮК | — | член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
НАУМЕЦ | — | член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
ПЕРМИНОВ | — | член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
ШЕПТИЙ | — | член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
ЯРОШУК | — | член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
Комитет Совета Федерации по социальной политике | ||
ЛАЗУТКИНА | — | член Комитета Совета Федерации по социальной политике |
Администрация Президента Российской Федерации | ||
ЩЁТКИН | — | Главный Федеральный инспектор по Пензенской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе |
Федеральные органы исполнительной власти | ||
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | ||
ПЕРЕГУДОВ | — | директор Департамент оборонно-промышленного комплекса |
Министерство обороны Российской Федерации | ||
ЕРОФЕЕВ | — | временно исполняющий обязанности начальника Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации |
Министерство финансов Российской Федерации | ||
КРЫЛОВ | — | заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа |
Федеральная антимонопольная служба | ||
ШАФИГУЛЛИН | — | руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области |
Губернатор Пензенской области | ||
МЕЛЬНИЧЕНКО | — | Губернатор Пензенской области |
Правительство Пензенской области | ||
СИМОНОВ | — | Председатель Правительства Пензенской области |
ЩЕКИН | — | первый заместитель Председателя Правительства Пензенской области |
ХАКИМОВ | — | заместитель Председателя Правительства – Министр экономического развития и промышленности Пензенской области |
ЛОЖКИН | — | министр общественной безопасности |
КАЧАН | — | министр труда, социальной защиты и демографии Пензенской области |
КОМАРОВ | — | министр образования Пензенской области |
ПАНЮХИН | — | министр жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области |
Законодательное Собрание Пензенской области | ||
СУПИКОВ | — | Председатель Законодательного Собрания Пензенской области |
Представители органов местного самоуправления Пензенской области | ||
ДЕНИСОВ | — | исполняющий обязанности главы города Пензы |
КОСТИН | — | Глава города Заречного |
Представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации | ||
ДЕМИДОВА | — | руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области |
ГОРШКОВ | — | прокурор Пензенской области |
ЛУГИНИН | — | начальник Управления Федеральной службы войск национальной гвардии |
ПЛЮХИН | — | руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области |
РОДЕЦКИЙ | — | начальник Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Пензенской области |
ЦАПЛЮК | — | начальник филиала федерального государственного казенного военно- |
Региональное объединение работодателей «Ассоциация промышленников Пензенской области» | ||
АКИМОВ | — | президент ассоциации, генеральный директор ООО «Пензенский завод Телема Гино» |
Представители предприятий оборонно-промышленного комплекса | ||
НЕФЕДОВ | — | руководитель представительства Госкорпорации «Ростех» в Саратовской области |
БАЙДАРОВ | — | генеральный директор АО «ФНПЦ „ПО „Старт“ им. М.В. Проценко“ Госкорпорации „Росатом“ |
БОЧКАРЕВ | — | главный эксперт Экспертного управления Аппарата Генерального директора АО «Объединенная приборостроительная корпорация» |
РАТНИКОВ | — | генеральный директор АО «Радиозавод» |
ДАНИЛОВ | — | генеральный директор АО «НПП „Рубин“ |
МЕРЗЛЯКОВ | — | генеральный директор АО «ППО ЭВТ им. В.А. Ревунова» |
КОЧЕТКОВ | — | генеральный директор ООО «Станкомашстрой» |
ТРОШИН | — | генеральный директор АО «ПО „Электроприбор“ |
СЕМИН | — | технический директор АО «НЛЭМЗ» |
ДМИТРИЕНКО | — | генеральный директор АО «НИИФИ» |
АРЕФКИН | — | директор АО «ЦеСИС» |
ЧЕЛНОКОВ | — | генеральный директор ООО ЛМЗ «МашСталь» |
ФУНТИКОВ | — | генеральный директор АО «ПНИЭИ» |
ЯКОВЛЕВ | — | генеральный директор АО «Пензадизельмаш» |
МАКАРОВ | — | генеральный директор ООО «КЗК» |
КОШЕВАРОВ | — | директор ООО «ЗД Мастер» |
ЗУЕВ | — | генеральный директор АО «НИИЭМП» |
ГОРЛАНОВ | — | директор ООО НПП «Технопроект» |
ИЗРАНОВА | — | генеральный директор ООО НПП «Моторные технологии» |
ВАСИЛЬЕВ | — | генеральный директор ООО «СКБТ» |
ПРЫЩАК | — | первый заместитель генерального директора АО «НИКИРЭТ» |
ЩИНОВ | — | заместитель генерального директора ООО «НПП „Сенсор“ |
ЧЕРНЫШЕВ | — | генеральный директор АО «Пензтяжпромарматура» |
Рекомендации
Заслушав и обсудив информацию о выполнении государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ, гособоронзаказ) предприятиями оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) (в том числе предприятиями Пензенской области) и принимаемых мерах по увеличению объемов производства образцов вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ), боеприпасов для обеспечения потребностей специальной военной операции, участники заседания отмечают следующее.
Отечественной промышленности, в том числе ОПК России, необходимо решить комплекс задач стратегического характера, содержащих мероприятия по:
— замещению критически важной продукции импортного происхождения отечественными образцами, в том числе гражданского и двойного назначения;
— качественному усилению существующих и созданию новых возможностей для развития отечественных высокотехнологичных производств;
— формированию задела для опережающего научно-технического развития;
— разработке и реализации проектов технологического лидерства в приоритетных направлениях научно-технического прогресса;
— повышению экономической и технологической устойчивости организаций промышленности.
В 2023 – 2024 годах органами государственной власти и предприятиями ОПК продолжалась работа по развитию научно-технического и кадрового потенциала, созданию и освоению новых промышленных технологий, а также совершенствованию нормативно-правовой базы для обеспечения потребностей в современной высокотехнологичной продукции в рамках реализации проектов Государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» на период до 2027 года.
В результате проводимых мероприятий и оперативной поддержки государства, начиная с 2022 года существенно увеличена загрузка производственных мощностей предприятий ОПК, повышены технологические возможности по производству приоритетных образцов ВВСТ, предусмотренных гособоронзаказом, для реализации Государственной программы вооружения.
Принятыми мерами в кратчайшие сроки обеспечен выход предприятий ОПК на заданные объемы выпуска готовой продукции, а также запущено серийное производство современных образцов востребованных ВВСТ.
Реализуется комплекс мероприятий, направленных на повышение обеспеченности кадрами организаций ОПК. Участниками заседания отмечен положительный опыт Пензенской области, где разработаны программы сотрудничества предприятий ОПК с высшими учебными заведениями и учебными заведениями среднего профессионального образования по вопросам подготовки специалистов. Реализация указанных программ позволила в основном решить вопрос обновления кадров и формирования кадрового резерва с последующим трудоустройством.
Вместе с тем, остается актуальным решение вопросов, влияющих на эффективность работы предприятий ОПК:
— совершенствования государственной поддержки предприятий ОПК для модернизации производственных мощностей до уровня, гарантирующего необходимый объем выпуска ВВСТ;
— совершенствования нормативно-правовой базы и создания условий, стимулирующих внедрение роботизированных комплексов и автоматических линий в производстве;
— снижения зависимости изготовителей технологического оборудования как отечественных, так из дружественных государств, от поставок импортных комплектующих, производимых в недружественных странах;
— совершенствования механизма корректировки условий государственного контракта при превышении значения фиксированной цены над величиной ориентировочной стоимости продукции;
— организации сервисного обслуживания оборудования иностранного производства, приобретенного в рамках Государственной программы развития производственных мощностей и модернизации производств предприятий ОПК;
— подготовки необходимого количества специалистов по программам среднего профессионального образования, а также узкоспециализированных специалистов для предприятий ОПК;
— повышения уровня заработной платы инженерных и рабочих профессий предприятий государственного сектора до конкурентного по отношению к ведущим отраслям экономики.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:
1. Информацию участников заседания принять к сведению.
2. Предложить Правительству Российской Федерации.
2.1. Рассмотреть возможность принятия дополнительных мер:
по обеспечению финансовой устойчивости организаций ОПК, их стабильного и безопасного функционирования в условиях санкций со стороны недружественных стран;
по обеспечению организаций ОПК средствами производства, комплектующими изделиями, электронной компонентной базой и материалами, необходимыми для выполнения графиков производства особо востребованных образцов ВВСТ в ходе реализации гособоронзаказа, в том числе за счет производственной кооперации;
по сохранению и развитию кадрового потенциала ОПК, созданию условий для закрепления квалифицированных работников в организациях ОПК;
по созданию страхового запаса основных узлов и деталей критического оборудования для обеспечения выполнения организациями ОПК графиков производства особо востребованных образцов ВВСТ в ходе реализации ГОЗ;
по обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования защищенной части государственной информационной системы промышленности в целях повышения оперативности мониторинга производства и принятия своевременных управленческих решений для обеспечения поставок особо востребованных образцов ВВСТ.
2.2. Продлить до 31 декабря 2025 года действие специальных мер в сфере экономики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2022 года № 2532 «О введении специальных мер в сфере экономики».
2.3. Продолжить практику применения мер государственной поддержки федерального и регионального уровня по приобретению необходимого специального, технологического и контрольно-измерительного оборудования, для замены устаревших образцов оборудования основного производства предприятий ОПК в рамках государственных федеральных и целевых программ.
2.4. Рассмотреть возможность:
формирования на территории Российской Федерации сервисной службы (имеющей государственную лицензию на соответствующий вид деятельности) для ремонта и обслуживания импортного оборудования;
организации производства аналогов запасных частей на наиболее востребованные образцы оборудования основного производства и формирования сводного реестра организаций, имеющих запасные части на импортное оборудование;
создания в образовательных учреждениях отдельного направления по программам подготовки узкоспециализированных специалистов по ряду профессий: токарь-универсал, фрезеровщик-универсал, оптикошлифовщик, лекальщик, слесарь по сборке литьевых форм и штампов и других.
3. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации ускорить процедуру согласования порядка перевода цены государственного контракта из ориентировочной в фиксированную, в том числе сверх лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных по ГОЗ, исключающее ее снижение.
4. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности продолжить мониторинг практики применения и совершенствования законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Настоящее решение направить в заинтересованные органы государственной власти.
Председатель
Комитета
В.И. Булавин