Порядок проведения
Дата: 8 октября 2024 года
Начало: 12:00 часов
Место проведения: к. 802 «красный»
Регламент:
Открытие — до 5 минут
Доклад — до 15 минут
Выступление — до 7 минут
Обсуждение до 3 минут
Закрытие — до 3 минут
1. Открытие
БУЛАВИН | — | председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
2. Выступление
ОРЛОВА | — | аудитор Счетной палаты Российской Федерации |
3. Доклад
РОЗИН | — | заместитель Директора ФСИН России |
4. Выступления
ЕРМАСОВ | — | и. о. директор Департамента государственной политики в сфере уголовно-исполнительной системы Минюста России |
СИНЯВСКИЙ | — | Министр экономического развития и промышленности Владимирской области |
ПЕРЕГУДОВ | — | директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России |
КИРСАНОВ | — | директор Департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда России |
5. Обсуждение
6. Закрытие
БУЛАВИН | — | председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
|
Список лиц, приглашенных для участия в совещании
От Министерства юстиции Российской Федерации: | ||
1. | ЕРМАСОВ | и. о. директора Департамента государственной политики в сфере уголовно-исполнительной системы Минюста России |
От Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России): | ||
2. | РОЗИН | заместитель Директора ФСИН России |
3. | КУДРЯВЦЕВ | Врио начальника Управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества ФСИН России |
От Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: | ||
4. | ПЕРЕГУДОВ | директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России |
От Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: | ||
5. | КИРСАНОВ | директор Департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда России |
От Счетной палаты Российской Федерации: | ||
6. | ОРЛОВА | аудитор Счетной палаты Российской Федерации |
7. | ХВАТОВА | руководитель аппарата аудитора — начальник отдела обеспечения экспертно-аналитической и контрольной деятельности Департамента аудита государственного управления Счетной палаты Российской Федерации |
8. | ШХАПАЦЕВ | Заместитель начальника инспекции аудита органов юстиции и прокуратуры Департамента аудита государственного управления Счетной палаты Российской Федерации |
От Генеральной прокуратуры Российской Федерации: | ||
9. | СУХАНОВ | начальник отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации |
От Правительства Владимирской области: | ||
10. | СИНЯВСКИЙ | Министр экономического развития и промышленности Владимирской области |
Руководитель аппарата Комитета
Ю.А. Калиниченко
Рекомендации
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности (далее — Комитет), заслушав и обсудив информацию участников совещания по вопросу «О реализации Федерального закона от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ „О пробации в Российской Федерации“. Опыт, проблемы и пути решения (на примере Владимирской области)», отмечает.
С 1 января 2024 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации», в соответствии с которым одной из основных целей пробации является ресоциализация осужденных.
Трудовая занятость рассматриваемой категории лиц, сохранение (приобретение) профессиональных навыков, является важнейшим условием их успешной социальной адаптации после освобождения от отбывания наказания.
Уголовное наказание в виде принудительных работ, применяемое в Российской Федерации с 2017 года, назначается осужденным как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо тяжкого преступления впервые на срок не более 5 лет, а также в порядке смягчения неотбытой части наказания в виде лишения свободы положительно характеризуемым осужденным.
Практика применения данного вида наказания уже показала свою эффективность в решении задач по трудовой, социальной адаптации осужденных, а также по подготовке их к успешной ресоциализации после отбытия наказания.
Помимо
изложенного, следует отметить, что данный вид наказания существенно снижает
нагрузку на федеральный бюджет, по сравнению с наказанием, связанным с лишением свободы. Кроме того, потенциал ФСИН России позволяет эффективно осуществлять подготовку на базе ведомственных
профессиональных образовательных учреждений квалифицированных специалистов:
токарей, фрезеровщиков, сварщиков, электриков и других специалистов, что
является актуальным в условиях дефицита кадров на предприятиях
производственного сектора экономики,
в том числе – на предприятиях ОПК.
Практика применения принудительных работ в Российской Федерации стремительно развивается, расширяется сесть исправительных центров (далее – ИЦ), участков, функционирующих, как исправительный центр (далее – УФИЦ).
По данным ФСИН России, по состоянию на 4 октября 2024 года территориальными органами ФСИН России на территории Российской Федерации создано 414 учреждений для исполнения наказания в виде принудительных работ (ИЦ, УФИЦ) на 51 103 места, из них на базе объектов организаций – 242 учреждения на 28 809 мест (56,4%).
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 20 марта 2024 года о восполнении кадровой потребности организаций ОПК по состоянию на 20 сентября 2024 года в 42 территориальных органах ФСИН России организовано взаимодействие с предприятиями ОПК, на которые трудоустроено 3 269 осужденных к принудительным работам. В 18 регионах на базе объектов предприятий ОПК создано 24 УФИЦ на 2 974 места.
ФСИН России со всеми субъектами Российской Федерации заключены соглашения по перспективным направлениям развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
При этом Комитет отмечает положительный опыт УФСИН России по Владимирской области в рассматриваемой сфере.
В сентябре 2023 года подписана «дорожная карта» по взаимодействию ФСИН России и Правительства Владимирской области по вопросу социально-экономического развития региона.
По состоянию на 4 октября 2024 года, в области созданы 7 учреждений, исполняющих принудительные работы, на 1 320 мест. Успешно реализованы 5 проектов по созданию УФИЦ на базе имущества организаций, расположенных на территории области.
УФСИН России по Владимирской области и Правительством Владимирской области проводится совместная работа по трудоустройству осужденных, в том числе — на предприятиях ОПК. В рамках проводимой работы трудоустроены: 71 осужденный на предприятии-производителе бронежилетов для нужд Министерства обороны Российской Федерации, 29 – на предприятии-производителе тары для боеприпасов.
По информации УФСИН России по Владимирской области и Правительства Владимирской области, работа по развитию сети ИЦ и УФИЦ в регионе продолжается.
С учетом изложенного Комитет отмечает, что сеть учреждений, исполняющих принудительные работы в Российской Федерации, планомерно развивается. Совершенствуется нормативно-правовое регулирование их деятельности и нормативно-правовое регулирование принудительных работ как вида наказания в целом.
Федеральными органами исполнительной власти в установленные сроки разрабатываются нормативно-правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Соблюдение установленных сроков их разработки и принятия, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле», Комитетом контролируется на постоянной основе.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что в рассматриваемой сфере существует ряд вопросов, требующих разрешения.
Так, Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) в декабре 2023 года было проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Аудит исполнения в 2018–2022 годах и истекшем периоде 2023 года государственных ресурсов в целях обеспечения развития пенитенциарной системы России в сфере исполнения новых видов наказаний, не связанных с лишением свободы» (Отчет от 20 декабря 2023 года № ОМ-66/07-02ДСП).
По итогам мероприятия отмечена необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования сферы принудительных работ путем внесения изменений в налоговое, уголовно-исполнительное и уголовное законодательство Российской Федерации. Подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации предложения.
С учетом вышеизложенного
Комитет р е ш и л:
1. Информацию по вопросу «О реализации Федерального закона от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ „О пробации в Российской Федерации“. Опыт, проблемы и пути решения (на примере Владимирской области)» принять к сведению.
2. В целях совершенствования нормативно-правового
регулирования института пробации в Российской Федерации Комитет считает
необходимым р е к о м е н д о в а т ь:
2.1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в программу законопроектной работы в период осенней сессии 2024 года в перечень законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, а также в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на соответствующий период, проект федерального закона № 585548–8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», направленный на дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования наказания в виде принудительных работ.
2.2. Министерству
финансов Российской Федерации совместнос уполномоченными федеральными органами исполнительной власти проработать рекомендации
Счетной палаты Российской Федерации
от 20 декабря 2023 года № ОМ-66/07-02ДСП и подготовить предложение о внесении изменения в статью 381 (»Налоговые льготы») Налогового
кодекса Российской Федерации в части установления льготы по уплате налога на имущество организаций в отношении имущества, предоставленного
в безвозмездное пользование в целях создания и функционирования участка
исправительного центра.
2.3. Министерству юстиции Российской Федерации:
— проработать рекомендации Счетной палаты Российской Федерации от 20 декабря 2023 года № ОМ-66/07-02ДСП и подготовить предложения:
о внесении изменений в статью 531 (»Принудительные работы»)
Уголовного кодекса Российской Федерации в части установления запрета на назначение наказания в виде принудительных работ лицам, больным
заболеваниями, включенными в перечень социально значимых заболеваний
и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715;
о нормативно-правовом закреплении исчерпывающего перечня расходов на оплату коммунально-бытовых услуг и содержание имущества, подлежащих ежемесячному возмещению осужденными к принудительным работам за счет их собственных средств;
— совместно с Министерством финансов Российской Федерации проработать вопрос об определении источников финансирования для создания общежитий осужденных к принудительным работам на базе объектов предприятий ОПК и подготовки на базе федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений ФСИН России специалистов из числа осужденных к лишению свободы для нужд предприятий ОПК.
2.4. Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России):
— обеспечить распространение и реализацию в территориальных органах ФСИН России положительного опыта УФСИН России по Владимирской области по расширению сети исправительных центров и созданию дополнительных рабочих мест для осужденных к принудительным работам;
— обеспечить реализацию в приоритетном порядке мероприятий по созданию общежитий для осужденных к принудительным работам на базе объектов предприятий ОПК, а также первоочередному удовлетворению потребностей предприятий ОПК в специалистах;
— совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации дополнительно проработать вопрос о создании УФИЦ на предприятиях ОПК и вопрос о подготовке на базе федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений ФСИН России специалистов для нужд предприятий ОПК.
3. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:
3.1. Оказать содействие Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) и Правительству Владимирской области в распространении положительного опыта УФСИН России по Владимирской области и Правительства Владимирской области по расширению сети исправительных центров и созданию дополнительных рабочих мест для осужденных к принудительным работам среди субъектов Российской Федерации.
3.2. Продолжить экспертное сопровождение проекта
федерального закона № 585548–8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс
Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации», принятого Государственной Думой в первом чтении 18 сентября
2024 года.
Председатель Комитета
В.И.
Булавин