Порядок проведения
Место проведения: ул. Б. Дмитровка, д. 26, Москва,
зал 802 «красный».
Время проведения: 11:00 – 12.30, 18 июня 2024 года.
1. Открытие совещания (до 3 минут).
БУЛАВИН Владимир Иванович, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
2. Доклад по теме совещания (до 15 минут).
а) СПИЦЫН Дмитрий Геннадьевич, временно исполняющий обязанности начальника Управления физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) ШАГАНЕНКО Олег Леонидович, начальник управления физической культуры и спорта ДОСААФ России
3. Выступления по теме совещания (до 10 минут):
а) ДАМДИНЦУРУНОВ Вячеслав Анатольевич, член Комитета Государственной Думы по молодежной политике;
б) ЗАЙЦЕВ Константин Анатольевич, начальник отдела организации физической подготовки и спорта Управления организации подготовки кадров Главного управления по работе с личным составом МВД России;
в) ЛУЗИН Виталий Сергеевич, начальник отдела военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта Спортивного комитета Росгвардии;
г) ГУСАРОВ Сергей Аркадьевич, заместитель Председателя Общества «Динамо»;
д) ЕГОРОВ Сергей Валентинович, начальник ФКУ «Центр физической подготовки и спорта МЧС России»
4. Обсуждение выступлений (до 15 минут).
5. Принятие итогового документа (до 5 минут).
6. Заключительное слово (до 2 минут).
БУЛАВИН Владимир Иванович, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
Список участников
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности | |||
1. | БУЛАВИН Владимир Иванович | — | председатель Комитета |
2. | БОНДАРЕВ Виктор Николаевич | — | первый заместитель председателя Комитета |
3. | МАРТЫНОВ Сергей Александрович | — | первый заместитель председателя Комитета |
4. | ЧИЖОВ Владимир Алексеевич | — | первый заместитель председателя Комитета |
5. | ВАЛЯЕВ Юрий Константинович | — | заместитель председателя Комитета |
6. | МУРАТОВ Сергей Николаевич | — | заместитель председателя Комитета |
7. | БАСЮК Константин Владимирович | — | член Комитета |
8. | БЕЗДЕНЕЖНЫХ Сергей Вячеславович | — | член Комитета |
9. | КАЗАНОКОВ Крым Олиевич | — | член Комитета |
10. | КОЛБИН Сергей Николаевич | — | член Комитета |
11. | КОНДРАТЮК Николай Федорович | — | член Комитета |
12. | МАМСУРОВ Таймураз Дзамбекович | — | член Комитета |
13. Н | НАУМЕЦ Алексей Васильевич | — | член Комитета |
14. | ПАВЛОВА Маргарита Николаевна | — | член Комитета |
15. | ПЕРМИНОВ Дмитрий Сергеевич | — | член Комитета |
16. | РОГОЗИН Дмитрий Олегович | — | член Комитета |
17. | ШЕПТИЙ Виктор Анатольевич | — | член Комитета |
18. | ЯРОШУК Александр Георгиевич | — | член Комитета |
Государственная Дума | |||
19. | ДАМДИНЦУРУНОВ Вячеслав Анатольевич |
| Член Комитета по молодёжной политике |
Министерство обороны Российской Федерации | |||
20. | СПИЦЫН Дмитрий Геннадьевич | — | временно исполняющий обязанности начальника Управления физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации |
Министерство внутренних дел Российской Федерации | |||
21. | ЗАЙЦЕВ Константин Анатольевич | — | начальник отдела организации физической подготовки и спорта Управления организации подготовки кадров Главного управления по работе с личным составом МВД России |
22. | ШКОЛА Оксана Вадимовна | — | главный эксперт отдела правового регулирования управленческой деятельности и кадров службы Служебно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России |
Министерство спорта Российской Федерации | |||
23. | САРАЕВА Людмила Анатольевна | — | директор Департамента государственного регулирования в сфере спорта Минспорта России |
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации | |||
24. | ЛУЗИН Виталий Сергеевич |
| начальник отдела военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта Спортивного комитета Росгвардии
|
Правительство Москвы | |||
25. | ИМЯРЕКОВА Марина Евгеньевна | — | исполняющая обязанности начальника Управления развития массового спорта и цифровизации спортивной отрасти Департамента спорта города Москвы |
Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России | |||
26. | ШАГАНЕНКО Олег Леонидович | — | начальник управления физической культуры и спорта ДОСААФ России»
|
Федеральное казенное учреждение «Центр физической подготовки и спорта Министерства Российской Федерации по делам обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | |||
27. | ЕГОРОВ Сергей Валентинович |
| начальник ФКУ «Центр физической подготовки и спорта МЧС России» |
Всероссийское физкультурно-спортивное общества «ДИНАМО» | |||
28. | ГУСАРОВ Сергей Аркадьевич |
| заместитель Председателя Общества «Динамо» |
29. | ЕРЁГИНА Светлана Владимировна |
| советник Председателя Общества «Динамо» |
Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Всероссийская федерация кобудо» | |||
30. | КУЗНЕЦОВ Алексей Николаевич |
| председатель федерации кобудо |
Рекомендации
Заслушав доклад и выступления участников совещания, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности отмечает следующее.
В процессе военно-патриотического воспитания детей и молодёжи важное место отводится занятиям по военно-прикладным видам спорта, как основополагающего фактора физического формирования будущего защитника Родины. Эта деятельность в настоящее время становится наиболее актуальной, поскольку реформирование Вооружённых Сил Российской Федерации, повлекшее переход на годичный срок службы по призыву, значительно повышает требования к качеству физической подготовки молодёжи допризывного возраста.
Сформированная физическая военно-прикладная подготовка юношей является и необходимым условием для сокращения сроков адаптации новобранцев к военной службе, успешного выполнения ими служебных обязанностей.
Важное место организации работы по физической военно-прикладной подготовке детей и молодёжи отводится военно-патриотическим клубам и объединениям, в которых решаются задачи по формированию военно — патриотических ценностей, направленных на воспитание у молодёжи любви к Родине на лучших традициях служения Отечеству, чувства долга, ответственности и сознательности, освоению специальных навыков и воинских профессий.
Президентом Российской Федерации в 2023 году подписаны Федеральные законы, вступившие в силу с 1 июня 2024 года, направленные на совершенствование правового регулирования развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта в Российской Федерации[1].
В них федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, наделяются полномочиями по утверждению перечня видов спорта, имеющих прикладное значение для военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, порядка финансирования спортивных мероприятий, взаимодействия с физкультурно-спортивными организациями, основными видами деятельности которых являются содействие развитию военно — и служебно-прикладных видов спорта.
Они же наделяются правом оказывать содействие развитию этих видов спорта.
Наряду с государственным, нормативно-правовое регулирование спортивной деятельности осуществляют и федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Так, Минобороны России, МЧС, ФСО, МВД России, Росгвардией как самостоятельно, так и совместно ведется целенаправленная и продуктивная работа по развитию военно-прикладных видов и служебно-прикладных видов спорта (армейский рукопашный бой, гребля на шлюпках, гребно-парусное двоеборье, международное военно-спортивное многоборье, стрельба из штатного или табельного оружия, многоборье спасателей МЧС России и спасательный спорт, служебно-прикладной спорт, служебный биатлон, комплексное единоборство и другие).
Осуществляется внедрение новых инновационных технологических спортивных дисциплин по военно-прикладным видам спорта, что вызвано широким применением беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА) в современных условиях ведения боевых действий. Ведутся работы по введению нового военно-прикладного вида спорта: «Конкурс операторов БПЛА и конкурс расчетов БПЛА».
Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», располагающая учебно-материальной базой, учебными программами, кадровым потенциалом в федеральной системе подготовки граждан к военной службе, оказывает силовым ведомствам действенную помощь в развитии военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта путем предоставления доступа к своим ресурсам.
Немаловажное значение имеет привлечение к занятиям военно-прикладными и ведомственными видами спорта мобилизационного людского резерва, а также создание соответствующих условий для проведения среди них спортивных мероприятий.
Существенными условиями для мотивации к занятиям военно-прикладными и ведомственными видами спорта является система присвоения спортивных разрядов и званий, подготовки судейских кадров и присвоения спортивных квалификационных судейских разрядов.
Дополнительным стимулом является проводимая в Министерстве обороны Российской Федерации работа по денежному поощрению военнослужащих, имеющих спортивные разряды по военно-прикладным видам спорта[2]. Установление подобных выплат для граждан, состоящих в мобилизационном резерве, может служить дополнительным условиям развития военно-прикладных видов спорта.
Одновременно Комитет отмечает наличие проблемных вопросов, препятствующих поступательному развитию военно-прикладных видов спорта и ведомственных видов спорта Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
К ним следует отнести не урегулированность вопроса сохранения присвоенного спортивного разряда, поскольку Министерством спорта Российской Федерации[3] установлены сроки, на которые присваиваются спортивные разряды (»кандидат в мастера спорта» –три года, первый и второй спортивный разряды –два года)[4].
В случае, если военнослужащий – спортсмен по каким‑либо объективным причинам не принял участие в спортивных соревнованиях (нахождение в отпуске или командировке), то у него истекает срок, на который был присвоен спортивный разряд по военно-прикладному виду спорта. Такой военнослужащий объективно лишен возможности дальнейшего участия в спортивных мероприятиях для подтверждения и сохранения спортивного разряда.
Кроме того, положение военнослужащих, участвующих в специальной военной операции, у которых истекли сроки спортивных разрядов, ухудшается по отношению к военнослужащим, не находящимися в зоне её проведения. Им прекращаются ежемесячные денежные выплаты за особые достижения в военной службе, связанные с наличием спортивных разрядов по военно-прикладным видам спорта[5].
Вызывает неопределённость и вопрос организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с общероссийскими спортивными федерациями по военно-прикладным видам спорта[6], поскольку организация и проведение на территории Российской Федерации официального спортивного соревнования по военно-прикладному и (или) служебно-прикладному виду спорта, имеющего статус и наименование чемпионата, кубка или первенства, допускаются только при условии включения в состав организаторов данного спортивного соревнования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего руководство развитием соответствующих военно-прикладных и (или) служебно-прикладных видов спорта.
В связи с этим требует дополнительной проработки вопрос организации порядка и условий взаимодействия общероссийских спортивных федераций по военно-прикладному и (или) служебно-прикладному виду спорта с соответствующими федеральными органами.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:
1. Принять к сведению информацию представителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России, спортивного общества «Динамо» о состоянии и перспективах совершенствования нормативно-правового обеспечения военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта.
2. Предложить Министерству спорта Российской Федерации:
рассмотреть возможность:
— приостановки действия пресекательного срока, на который присвоены спортивные разряды по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта спортсменам из числа военнослужащих, участвующих в специальной венной операции;
— установления возрастной категории спортсменов-участников в соревнованиях по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта, начиная с 12 лет;
проработать с общероссийскими спортивными организациями общероссийских видов спорта и общероссийскими спортивными организациями по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта следующие вопросы:
— взаимного участия спортсменов в проводимых указанными федерациями соревнований, независимо от принадлежности спортсмена к конкретной федерации и при условии соблюдения им правил проведения соревнований;
— организации деятельности, исходя из принципа: «один вид спорта – одна общероссийская федерация», что позволит исключить неопределенность в вопросах взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с общественными спортивными организациями (самостоятельными юридическими лицами);
3. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти (Минобороны России, МВД России, Росгвардии, МЧС России, ФСО России), в которых предусмотрена военная служба:
считать приоритетными совершенствование нормативного правового регулирования условий и порядка проведения спортивных мероприятий;
рассмотреть возможность разработки нормативного правового акта, регламентирующего деятельность ведомства, в котором предусмотрена военная служба, в части взаимодействия с общероссийскими спортивными организациями по военно-прикладным и служебно-прикладными видам спорта, в том числе регламентирующего порядок проведения спортивных соревнований;
продолжить работу по внедрению новых инновационных технологических спортивных дисциплин по военно-прикладным видам спорта, в том числе введение нового военно-прикладного вида спорта: «Конкурс операторов БПЛА и конкурс расчетов БПЛА»;
рассмотреть возможность установления ежемесячной денежной надбавки за особые достижения в военной службе военнослужащим, имеющим квалификационные категории спортивных судей (первой и всероссийской категории) по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта.
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации считать приоритетным:
дополнительную поддержку развития на местах военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
привлечение детей и подростков к занятиям военно-прикладными и служебно-прикладными видами спорта в учебно-методических центрах (лагерях) военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» и центрах юнармейской подготовки – Домах «ЮНАРМИИ».
5. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности продолжить мониторинг состояния и совершенствования нормативного правового обеспечения военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта в интересах обеспечения обороны Российской Федерации.
Председатель
Комитета
Совета Федерации
по обороне и безопасности
В.И.
Булавин
[1] Федеральный закон от 30.11.2023 N 564-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 25.12.2023 N 684-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Российской Федерации“ и статью 1 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“.
[2] Военнослужащим, выполнившим (подтвердившим) первый спортивный разряд по одному из военно-прикладных видов спорта выплачивается ежемесячно 80 процентов оклада по воинской должности, а военнослужащим, выполнившим (подтвердившим) спортивный разряд кандидата в мастера спорта по одному из военно-прикладных видов спорта выплачивается ежемесячно 90 процентов оклада по воинской должности.
[3] Приказ Минспорта России от 24 октября 2022 года № 856 «Об утверждении положения о присвоении, лишении, восстановлении почетных спортивных званий».
[4] Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не содержит норму по установлению сроков, на которые присваиваются спортивные разряды.
[5] Приказ Министра обороны Российской Федерации от 9 октября 2014 года № 725дсп «Об утверждении правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в военной службе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту»
[6] Часть 12 статьи 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации