Порядок проведения
г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 26, зал 802 (красный)
Дата: 21 мая 2024 года
Начало: 10.30
Регламент:
Открытие заседания – до 5 минут
Доклад – до 15 минут
Выступления – до 10 минут
Принятие решения – до 5 минут
1. Открытие совещания: | ||
БУЛАВИН Владимир Иванович | — | председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
2. Доклад: | ||
БЕДКИН Станислав Анатольевич | — | заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей |
3. Выступления: | ||
НАЗАРЕНКО Виталий Викторович | — | сенатор Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера |
ПЕРШЕНКОВ Сергей Алексеевич | — | заместитель начальника Главного управления по противодействию экстремизму МВД России |
ЖАФЯРОВ Алексей Гайярович | — | заместитель начальника управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации |
САВВИН Александр Викторович | — | эксперт Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации |
4. Обсуждение | ||
5. Принятие решения и завершение совещания: | ||
БУЛАВИН Владимир Иванович | — | председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
Рекомендации
В условиях геополитических изменений, происходящих в настоящее время, вопросы обеспечения безопасности, в том числе противодействие экстремизму, являются наиболее приоритетными и неотложными.
Российский и зарубежный опыт свидетельствует о том, что принцип создания преступных группировок по этническому, родственному или земляческому признаку делает их более устойчивыми и мотивированными, связанными круговой порукой и ответственностью их членов, закрытыми от проникновения в них агентуры, слежения и прочего. Это затрудняет противодействие таким группировкам, а иногда требует наличия в структуре органов правопорядка сотрудников со знанием национальных языков, обычаев и традиций, культурной и психологической специфики разных этнических групп.
В сфере интересов этнических организованных групп, как правило, находятся следующие сферы: незаконная торговля оружием, наркотическими средствами и психотропными веществами, создание финансовых пирамид, рейдерские захваты предприятий, организация проституции, содействие незаконной миграции, похищение людей.
Этнические
преступные группы нацелены на формирование устойчивых связей во властных
структурах, в том числе за счет трудоустройства своих представителей,
получивших российское гражданство (выходцев из стран Центральной Азии,
Закавказья), на государственную и муниципальную службу,
в правоохранительные органы.
Серьезной угрозой для влияния на принятие решений органами государственной власти и местного самоуправления является возможность использования этнических преступных сообществ иностранными спецслужбами, экстремистскими и террористическими организациями для сбора разведывательной и конфиденциальной информации, диверсионно-террористической деятельности, проведения информационно-психологических операций, организации массовых беспорядков.
Обсудив информацию
участников совещания о реализации мер, направленных на профилактику экстремизма
в сфере межнациональных
и этноконфессиональных отношений, Комитет Совета Федерации по обороне
и безопасности р е ш и л:
1. Информацию по вопросу «О дополнительных мерах по профилактике экстремизма в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, предупреждению межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации» принять к сведению.
2. Рекомендовать:
2.1. Правительству Российской Федерации:
— поручить уполномоченным федеральным органам исполнительной власти проработать вопросы, направленные на совершенствование миграционной политики, в первую очередь, на упорядочивание въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, лиц без гражданства, преимущественно прибывающих из государств Центральной Азии;
— рассмотреть вопрос об отмене для указанных лиц безвизового въезда и предоставления гражданства Российской Федерации по рождению для детей иностранных граждан и лиц без гражданства;
— проработать возможность оплаты труда трудовым мигрантам исключительно в безналичной форме;
— ускорить работу по принятию комплексных мер правового и организационного характера, направленных на противодействие возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов, социальной исключительности мигрантов;
— проработать вопрос о возможности наделения Федерального агентства по делам национальностей контрольными полномочиями в установленной сфере деятельности.
2.2. Министерству внутренних дел Российской Федерации в рамках деятельности Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации предусмотреть выработку мер, направленных на:
— недопущение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, связанных с формированием этнических анклавов;
— предотвращение внешнего информационно-пропагандистского воздействия, направленного на формирование очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, распространение сепаратистских настроений, провоцирование социальных протестов и массовых беспорядков.
2.3. Федеральному агентству по делам национальностей с участием заинтересованных министерств и ведомств, глав субъектов Российской Федерации:
— проанализировать практику работы субъектов Российской Федерации по принятию и исполнению программ реализации государственной национальной политики, профилактики межнациональных конфликтов и противодействия экстремизму. По результатам выработать предложения по повышению эффективности проводимой работы и принятию дополнительных мер в указанной сфере;
— принять дополнительные меры по повышению эффективности функционирования государственной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
2.4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
— обеспечить информационное сопровождение реализуемых мер в сфере профилактики экстремизма в социальных сетях, мессенджерах и видеохостингах, акцентируя внимание на популяризации исторического опыта мирного сожительства и взаимодействия представителей различных этносов и религий в составе Российской Федерации;
— создать условия для функционирования дискуссионных площадок (совещаний, общественных слушаний, форумов), ориентированных на совместную с институтами гражданского общества работу в сфере профилактики проявлений экстремизма на национальной и религиозной почве;
— в рамках проводимых мероприятий привлекать представителей научного сообщества, способных транслировать конструктивные тезисы в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
— принять дополнительные меры по формированию пула авторитетных лидеров общественного мнения из числа представителей научного сообщества, религиозных организаций и национально-культурных объединений, способных при выявлении деструктивной активности в сети «Интернет», распространяемой из‑за рубежа и направленной на дестабилизацию общественно-политической ситуации, организовать эффективную контрпропагандистскую работу в информационном пространстве.
2.5. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
— осуществлять постоянный надзор за исполнением законодательства в межнациональных отношениях;
— выявлять недостатки в профилактической работе с мигрантами органов власти и органов местного самоуправления в целях исключения возможности проникновения на территорию Российской Федерации сторонников террористических организаций по каналам трудовой миграции;
— осуществлять надзор за выполнением программ и планов работы по профилактике экстремизма и межнациональных конфликтов региональными органами власти.
3. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности взаимодействовать с указанными ведомствами в части совершенствования нормативно-правовой базы в сфере противодействия экстремизму, сепаратизму, попыткам разжигания межэтнической и межрелигиозной розни.