Порядок проведения
Место проведения: зал. 802 (кр.) (ул. Б. Дмитровка, д. 26, Москва)
Время проведения: 10:30 – 11:30, 4 июня 2024 года
1. Открытие расширенного заседания.
БУЛАВИН Владимир Иванович, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности;
2. Доклад по вопросу (до 15 минут).
ШИРОКОВ Роман Валерьевич (представитель МО РФ).
3. Выступления по вопросу (до 10 минут).
КОВТУН Александр Андреевич (представитель Росгвардии);
МАНУЙЛО Олег Леонидович (представитель МЧС России).
4. Обсуждение выступлений, ответы на вопросы, обсуждение итогового документа.
5. Заключительное слово.
БУЛАВИН Владимир Иванович, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
Список участников
1. | БУЛАВИН Владимир Иванович | — | председатель Комитета |
2. | БОНДАРЕВ Виктор Николаевич | — | первый заместитель председателя Комитета |
3. | МАРТЫНОВ | — | первый заместитель председателя Комитета |
4. | ЧИЖОВ Владимир Алексеевич | — | первый заместитель председателя Комитета |
5. | ВАЛЯЕВ | — | заместитель председателя Комитета |
6. | МУРАТОВ | — | заместитель председателя Комитета |
7. | БАСЮК Константин Владимирович | — | член Комитета |
8. | БЕЗДЕНЕЖНЫХ | — | член Комитета |
9. | КАЗАНОКОВ | — | член Комитета |
10. | КОЛБИН | — | член Комитета |
11. | КОНДРАТЮК | — | член Комитета |
12. | МАМСУРОВ | — | член Комитета |
13. | НАУМЕЦ Алексей Васильевич | — | член Комитета |
14. | ПАВЛОВА | — | член Комитета |
15. | ПЕРМИНОВ | — | член Комитета |
16. | РОГОЗИН Дмитрий Олегович | — | член Комитета |
17. | ШЕПТИЙ | — | член Комитета |
18. | ЯРОШУК | — | член Комитета |
Федеральные органы государственной (исполнительной) власти | |||
19. | ШИРОКОВ Роман Валерьевич | — | представитель МО РФ |
20. | ЖМУРИН Сергей Александрович | — | представитель МО РФ |
21. | МАНУЙЛО Олег Леонидович | — | Представитель МЧС России |
22. | СИДНЕНКО Геннадий Федорович | — | представитель ФСБ России |
23. | КОВТУН Александр Андреевич | — | представитель Росгвардии |
24. | СЕТЕЖЕВ Евгений Павлович | — | представитель ГУСП |
25. | БАРАНОВ Леонид Васильевич | — | представитель ГВСУ |
26. | СИМОНОВ Дмитрий Игоревич | — | представитель ГВП |
Руководитель
аппарата Комитета
Ю.А. Калиниченко
Рекомендации
Заслушав и обсудив информацию по вопросу «О концептуальных основах обеспечения военной безопасности Российской Федерации», участники совещания отмечают следующее.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации со стороны государств – участников Североатлантического альянса наращиваются и технологически совершенствуются.
Постоянно усиливается санкционное давление США и стран Европейского союза на экономику России.
Не прекращается нанесение ударов по объектам инфраструктуры субъектов Российской Федерации.
Эскалация конфликта на Украине сопряжена с вероятностью применения ядерного оружия и переноса вооруженного противостояния в космическую сферу.
В условиях складывающейся военно-политической обстановки возрастает необходимость совершенствования военной силы как инструмента обеспечения национальных интересов России.
Концептуальная основа военной безопасности Российской Федерации в целом обеспечивает необходимую нормативно-правовую базу для противодействия существующим угрозам.
Важнейшим из доктринальных документов является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации[1], являющаяся базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты, а также цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Военная[2] и Морская[3] доктрины Российской Федерации, определяют систему официально принятых государством взглядов на обеспечение военной безопасности.
Дополняют военно-стратегические концепции в сфере военной безопасности Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания[4].
Перечисленные нормативные правовые акты взаимоувязаны друг с другом и разработаны с учетом положений Стратегического прогноза Российской Федерации на период до 2035 года[5].
Стремительное изменение взглядов на формы, методы и средства ведения военных действий, появившееся в ходе специальной военной операции также требует развития доктринальных документов в области военной безопасности.
Возрастание вклада в достижение целей специальной военной операции высокоточных, дальнобойных средств огневого поражения, беспилотных разведывательных, атакующих и обеспечивающих аппаратов, определяет возрастание требований к военно-научным исследованиям и оборонному производству.
Вместе с тем, ряд приграничных к зоне конфликта регионов, на территории которых не введено военное положение, постоянно становятся объектами диверсионных и террористических нападений, ракетных и артиллерийских обстрелов, налетов беспилотной авиации противника.
В 2022 году Президентом Российской Федерации в целях создания условий для отражения агрессии против Российской Федерации издан ряд указов[6], в которых определены, в том числе уровни реагирования (максимальный, средний, повышенной готовности, базовой готовности) на территориях субъектов Российской Федерации, вводимые в соответствии со складывающейся обстановкой.
В то же время содержание уровней реагирования и механизм их реализации не имеют нормативного закрепления, что вызывает ряд проблем, касающихся организации территориальной обороны в местностях, где не введено военное положение, порядка выделения и переподчинения главам регионов сил и средств силовых структур для обеспечения вводимых мер, создания и обеспечения добровольческих формирований и других вопросов.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:
1. Информацию по вопросу о концептуальных основах обеспечения военной безопасности Российской Федерации принять к сведению.
2. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации продолжить работу по внедрению новых методов анализа и предупреждения угроз военной безопасности Российской Федерации.
3. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе безопасности Российской Федерации Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации продолжить совершенствование системы научных подходов к определению концептуальных основ обеспечения военной безопасности государства, соответствующих внешним и внутренним вызовам и угрозам национальной безопасности Российской Федерации.
4. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности продолжить мониторинг совершенствования нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам:
закрепления в российском законодательстве содержания уровней реагирования, оснований для их введения, полномочий руководителей органов государственной власти и глав субъектов Российской Федерации по их реализации в условиях введения военного положения на территории отдельных субъектов Российской Федерации;
совершенствования правовых и организационных механизмов, направленных на противодействие и нейтрализацию
последствий антироссийской деятельности недружественных иностранных государств
и территорий, закрепления в российском законодательстве понятий и критериев, определяющих
недружественные или агрессивные действия невооруженного характера, а также
определения мер, направленных на нейтрализацию данных опасностей и угроз.
Председатель Комитета
В.И. Булавин
[1] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400.
[2] Утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г.
[3] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2022 г. № 512.
[4] Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 2020 г. № 355.
[5] Одобрен на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации 22.02.2019 г.
[6] Указы Президента Российской Федерации:
от 21.09.2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»;
от 19.10.2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей»;
от 19.10.2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 756».