Другие мероприятия

Совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему: «О концептуальных основах обеспечения военной безопасности Российской Федерации»

Порядок проведения

Место проведения: зал. 802 (кр.) (ул. Б. Дмитровка, д. 26, Москва)

Время проведения: 10:30 – 11:30, 4 июня 2024 года

1. Открытие расширенного заседания.

БУЛАВИН Владимир Иванович, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности;

2. Доклад по вопросу (до 15 минут).

ШИРОКОВ Роман Валерьевич (представитель МО РФ).

3. Выступления по вопросу (до 10 минут).

КОВТУН Александр Андреевич (представитель Росгвардии);

МАНУЙЛО Олег Леонидович (представитель МЧС России).

4. Обсуждение выступлений, ответы на вопросы, обсуждение итогового документа.

5. Заключительное слово.

БУЛАВИН Владимир Иванович, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Список участников

1.

БУЛАВИН

Владимир Иванович

председатель Комитета

2.

БОНДАРЕВ

Виктор Николаевич

первый заместитель председателя Комитета

3.

МАРТЫНОВ
Сергей Александрович

первый заместитель председателя Комитета

4.

ЧИЖОВ

Владимир Алексеевич

первый заместитель председателя Комитета

5.

ВАЛЯЕВ
Юрий Константинович

заместитель председателя Комитета

6.

МУРАТОВ
Сергей Николаевич

заместитель председателя Комитета

7.

БАСЮК

Константин Владимирович

член Комитета

8.

БЕЗДЕНЕЖНЫХ
Сергей Вячеславович

член Комитета

9.

КАЗАНОКОВ
Крым Олиевич

член Комитета

10.

КОЛБИН
Сергей Николаевич

член Комитета

11.

КОНДРАТЮК
Николай Федорович

член Комитета

12.

МАМСУРОВ
Таймураз Дзамбекович

член Комитета

13.

НАУМЕЦ

Алексей Васильевич

член Комитета

14.

ПАВЛОВА
Маргарита Николаевна

член Комитета

15.

ПЕРМИНОВ
Дмитрий Сергеевич

член Комитета

16.

РОГОЗИН

Дмитрий Олегович

член Комитета

17.

ШЕПТИЙ
Виктор Анатольевич

член Комитета

18.

ЯРОШУК
Александр Георгиевич

член Комитета

Федеральные органы государственной (исполнительной) власти

19.

ШИРОКОВ

Роман Валерьевич

представитель МО РФ

20.

ЖМУРИН

Сергей Александрович

представитель МО РФ

21.

МАНУЙЛО

Олег Леонидович

Представитель МЧС России

22.

СИДНЕНКО

Геннадий Федорович

представитель ФСБ России

23.

КОВТУН

Александр Андреевич

представитель Росгвардии

24.

СЕТЕЖЕВ

Евгений Павлович

представитель ГУСП

25.

БАРАНОВ

Леонид Васильевич

представитель ГВСУ

26.

СИМОНОВ

Дмитрий Игоревич

представитель ГВП

Руководитель
аппарата Комитета
Ю.А. Калиниченко

 

 


Рекомендации

Заслушав и обсудив информацию по вопросу «О концептуальных основах обеспечения военной безопасности Российской Федерации», участники совещания отмечают следующее.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации со стороны государств – участников Североатлантического альянса наращиваются и технологически совершенствуются.

Постоянно усиливается санкционное давление США и стран Европейского союза на экономику России.

Не прекращается нанесение ударов по объектам инфраструктуры субъектов Российской Федерации.

Эскалация конфликта на Украине сопряжена с вероятностью применения ядерного оружия и переноса вооруженного противостояния в космическую сферу.

В условиях складывающейся военно-политической обстановки возрастает необходимость совершенствования военной силы как инструмента обеспечения национальных интересов России.

Концептуальная основа военной безопасности Российской Федерации в целом обеспечивает необходимую нормативно-правовую базу для противодействия существующим угрозам.

Важнейшим из доктринальных документов является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации[1], являющаяся базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты, а также цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Военная[2] и Морская[3] доктрины Российской Федерации, определяют систему официально принятых государством взглядов на обеспечение военной безопасности.

Дополняют военно-стратегические концепции в сфере военной безопасности Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания[4].

Перечисленные нормативные правовые акты взаимоувязаны друг с другом и разработаны с учетом положений Стратегического прогноза Российской Федерации на период до 2035 года[5].

Стремительное изменение взглядов на формы, методы и средства ведения военных действий, появившееся в ходе специальной военной операции также требует развития доктринальных документов в области военной безопасности.

Возрастание вклада в достижение целей специальной военной операции высокоточных, дальнобойных средств огневого поражения, беспилотных разведывательных, атакующих и обеспечивающих аппаратов, определяет возрастание требований к военно-научным исследованиям и оборонному производству.

Вместе с тем, ряд приграничных к зоне конфликта регионов, на территории которых не введено военное положение, постоянно становятся объектами диверсионных и террористических нападений, ракетных и артиллерийских обстрелов, налетов беспилотной авиации противника.

В 2022 году Президентом Российской Федерации в целях создания условий для отражения агрессии против Российской Федерации издан ряд указов[6], в которых определены, в том числе уровни реагирования (максимальный, средний, повышенной готовности, базовой готовности) на территориях субъектов Российской Федерации, вводимые в соответствии со складывающейся обстановкой.

В то же время содержание уровней реагирования и механизм их реализации не имеют нормативного закрепления, что вызывает ряд проблем, касающихся организации территориальной обороны в местностях, где не введено военное положение, порядка выделения и переподчинения главам регионов сил и средств силовых структур для обеспечения вводимых мер, создания и обеспечения добровольческих формирований и других вопросов.

Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:

1. Информацию по вопросу о концептуальных основах обеспечения военной безопасности Российской Федерации принять к сведению.

2. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации продолжить работу по внедрению новых методов анализа и предупреждения угроз военной безопасности Российской Федерации.

3. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе безопасности Российской Федерации Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации продолжить совершенствование системы научных подходов к определению концептуальных основ обеспечения военной безопасности государства, соответствующих внешним и внутренним вызовам и угрозам национальной безопасности Российской Федерации.

4. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности продолжить мониторинг совершенствования нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам:

закрепления в российском законодательстве содержания уровней реагирования, оснований для их введения, полномочий руководителей органов государственной власти и глав субъектов Российской Федерации по их реализации в условиях введения военного положения на территории отдельных субъектов Российской Федерации;

совершенствования правовых и организационных механизмов, направленных на противодействие и нейтрализацию последствий антироссийской деятельности недружественных иностранных государств и территорий, закрепления в российском законодательстве понятий и критериев, определяющих недружественные или агрессивные действия невооруженного характера, а также определения мер, направленных на нейтрализацию данных опасностей и угроз.

Председатель Комитета
В.И. Булавин


[1] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400.

[2] Утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г.

[3] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2022 г. № 512.

[4] Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 2020 г. № 355.

[5] Одобрен на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации 22.02.2019 г.

[6] Указы Президента Российской Федерации:

от 21.09.2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»;

от 19.10.2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей»;

от 19.10.2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 756».