Другие мероприятия

Совещание «О дополнительных мерах по обеспечению проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Порядок проведения совещания

Место проведения: ул. Б. Дмитровка, д. 26, зал 802 (красный).

Время проведения: 10.30 – 12.00, 23 апреля 2024 года.

1. Открытие совещания.

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, первый председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

2. Доклад по теме совещания (до 20 минут).

ГАРШИН Вадим Васильевич, заместитель директора Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России, полковник.

3. Выступления по теме совещания (до 10 минут).

3.1. ПИЛЯВСКИЙ Александр Николаевич, начальник оперативного управления Главного штаба войск национальной гвардии, генерал-майор.

3.2. ЕВСИЕНКОВ Евгений Юрьевич, начальник отдела (гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) оперативного управления Главного штаба Сухопутных войск, полковник;

3.3. ЕРОШОВ Владимир Викторович, врио заместителя начальника Главного управления оперативного реагирования МВД России, полковник полиции;

4. Обсуждение выступлений (до 10 минут).

5. Принятие итогового документа.

6. Заключительное слово.

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, первый председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Список приглашенных участников совещания

Совет Федерации

1.

ПИСАРЕВА
Елена Владимировна

член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий

Департамент гражданской обороны и защиты населения

2.

ГАРШИН
Вадим Васильевич

заместитель директора Департамента

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Главное управление оперативного реагирования

3.

ЕРОШОВ
Владимир Викторович

врио заместителя начальника Главного управления оперативного реагирования – начальник управления организации мобилизационной подготовки

4.

КАЙГОРОДОВ
Вадим Николаевич

заместитель начальника отдела «О» управления организации мобилизационной подготовки

Министерство обороны Российской Федерации

5.

ЕВСИЕНКОВ

Евгений Юрьевич

начальник отдела (гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) оперативного управления Главного штаба Сухопутных войск

6.

МАЛОЛЕТКИН
Владислав Валерьевич

врио начальника отдела (мобилизационного развертывания) управления (материально-технического обеспечения) Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации

7.

ЗАБЕЛИН
Виталий Геннадьевич

начальник Службы пожарной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации

Федеральная служба войск национальной гвардии
Российской Федерации

8.

ПИЛЯВСКИЙ
Александр Николаевич

начальник оперативного управления Главного штаба войск национальной гвардии

9.

САЯПИН
Павел Васильевич

старший офицер отдела оперативного управления Главного штаба войск национальной гвардии

Генеральная прокуратура Российской Федерации

10.

ЛОБАНОВ
Сергей Николаевич

ио заместителя начальника управления по надзору за соблюдением прав граждан, интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федеральных законодательства

11.

ПЛИС
Олег Викторович

заместитель начальника управления надзора за исполнением законов органами военного управления воинскими частями и учреждениями Главной военной прокуратуры

Решение совещания

Заслушав и обсудив информацию о дополнительных мерах по обеспечению проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности отмечает следующее.

В ходе проведения специальной военной операции для граждан, вынужденно покинувших Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую и Херсонскую области, а также отдельные районы Украины, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации[1] в субъектах Российской Федерации организовано около 2-х тысяч пунктов временного размещения (далее – ПВР).

Складывающая в 2024 году обстановка потребовала также принятия срочных мер по временному отселению жителей приграничных субъектов Российской Федерации из населенных пунктов, подвергающихся террористическим атакам со стороны Украины.

В апреле 2024 года эвакуировано население из затопленных в результате весеннего половодья населенных пунктов Оренбургской, Курганской и Тюменской областей, откуда заблаговременно и в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации вывезены около 33 тысяч граждан, для жизнеобеспечения которых организовано около 60 ПВР.

Важнейшим элементом защиты населения путем эвакуации является ее планирование.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 утверждены новые Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, разработанные с учетом опыта специальной военной операции и включающие организацию полной эвакуации из прифронтовых районов и зон ведения боевых действий, проведение экстренной эвакуации без развертывания сборных эвакуационных пунктов, использование жилых, общественных и административных зданий для размещения населения с установленной площадью на одного человека в 4 кв. м.

Исполнительными органами субъектов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводится работа по уточнению зон возможных опасностей, формированию перечня фонда жилых, общественных и административных зданий, пригодных для размещения эвакуированного населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов.

Не смотря на достаточно большое количество спланированных на территории страны ПВР (20 621) и их вместимости (более 4,5 миллиона человек), только 1 473 ПВР позволяют обеспечить круглогодичное пребывание там 181,5 тысяч граждан. Остальные ПВР представляют из себя переоборудованные помещения на базе объектов образования, спорта и культурно-досуговой работы.

При этом законодательные механизмы использования жилых помещений, находящихся в частной собственности, а также подселения в частные дома и квартиры отсутствуют.

Учитывая значительное количество населения, которое может быть эвакуировано одновременно, требуют решения вопросы привлечения большого числа транспортных средств (автобусов, железнодорожных составов, других средств).

МЧС России выработаны и направлены в Правительство Российской Федерации предложения по включению в документы мобилизационного планирования федерального, регионального и муниципального уровней мероприятий, направленных на реализацию задач гражданской обороны, в том числе транспортного обеспечения эвакуации, размещения сборных эвакуационных пунктов и других эвакуационных объектов, специальной и санитарной обработки техники и населения, эвакуируемого из зон заражения.

Нерешенным вопросом остается увеличение числа безопасных районов для размещения эвакуируемого населения в удаленных субъектах Российской Федерации.

В данной связи Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:

1. Информацию о дополнительных мерах по обеспечению проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принять к сведению.

2. Поддержать деятельность Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, направленную на разработку и доведение до исполнительных органов субъектов Российской Федерации частных исходных данных для планирования мероприятий по гражданской обороне и защите населения на 2026–2030 годы, являющиеся основой для организации планирования эвакуации, а также оказанию методической помощи федеральным органам исполнительной власти по порядку организации и проведения эвакуационных мероприятий.

3. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

провести работу по включению в Методические указания по разработке Мобилизационного плана экономики Российской Федерации на 2026–2030 годы, а также в типовые макеты мобилизационных планов отраслей экономики (сфер деятельности), мобилизационных планов экономики субъектов Российской Федерации, мобилизационных планов экономики муниципальных образований и мобилизационных планов различных организаций мер, направленных на реализацию мероприятий гражданской обороны, относящихся к эвакуации населения;

оказать методическую помощь исполнительным органам субъектов Российской Федерации по определению безопасных районов, в том числе на территориях других субъектов Российской Федерации, для размещения эвакуируемого населения.

4. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проработать вопрос по внесению изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации, касающихся порядка размещения эвакуированного населения в частном жилищном фонде, другом недвижимом имуществе граждан с последующим возмещением затрат собственникам помещений.

5. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования вопросов эвакуации населения, поручить рабочей группе по анализу и оценке достаточности государственного регулирования, связанного с организацией гражданской обороны и защитой населения, а также выработке предложений по его совершенствованию[2] провести в течение осенней сессии 2024 года анализ реализации правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. № 2056.



[1] Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 349 (ред. от 18.04.2023) «О распределении по субъектам Российской Федерации граждан Российской Федерации, Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, вынужденно покинувших жилые помещения и прибывших на территории субъектов Российской Федерации в экстренном массовом порядке»

[2] Решение Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности о создании рабочей группы по анализу и оценке достаточности государственного регулирования, связанного с организацией гражданской обороны и защитой населения, а также выработке предложений по его совершенствованию от15.11.2022г. № 3.3–10/3143.