Другие мероприятия

Заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «Актуальные вопросы внедрения отечественных инновационных достижений, применение робототехники и искусственного интеллекта в производстве военной продукции для решения вопросов дефицита кадров на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, выполняющих гособоронзаказ»

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕКЦИИ

5 марта 2024 года
комн. 802(белый зал)
Начало в 16.00

Открытие заседания:

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

МУРАТОВ Сергей Николаевич

Повестка заседания:

Тема: «Актуальные вопросы внедрения отечественных инновационных достижений, применение робототехники и искусственного интеллекта в производстве военной продукции для решения вопросов дефицита кадров на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, выполняющих гособоронзаказ»

Вопросы:

1. О применении (внедрении) отечественных инновационных достижений, робототехники и искусственного интеллекта в производстве продукции военного назначения.

2. Состояние и тенденции кадрового обеспечения предприятий ОПК, проблемы квалификационной подготовки персонала с учетом требований сегодняшних реалий и на перспективу.

Регламент:

выступления с информацией – до 10 минут;
выступления – до 3 минут;
заседание проводится в течение 1,5 часов без перерыва.

Выступление с информацией:

1.

ВЕРНИК
Петр Аркадьевич

заместитель руководителя Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности

Выступления:

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

2.

ПЕРЕГУДОВ
Андрей Александрович

директор Департамента оборонно-промышленного комплекса

Российская академия наук

3.

ЕРМОЛОВ
Иван Леонидович

ученый секретарь Научного совета по робототехнике и мехатронике РАН, профессор

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

4.

ГРУЗИНОВА
Елена Николаевна

заместитель директора Департамента государственной политики в сфере научно-технологического развития

от Государственной корпорации «Ростех»

5.

ШИХГАФИЗОВ
Пирмагомед Шихмагомедович

заместитель заведующего кафедрой социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

6.

РАССКАЗОВ
Артем Александрович

заместитель директора Департамента цифрового развития

Публичное акционерное общество
«Объединенная авиастроительная корпорация»

7.

ШЕПЕЛЕВА
Любава Юрьевна

директор по персоналу

АО «Концерн воздушно-космической обороны „Алмаз-Антей“

8.

КОВАЛЬ
Александр Георгиевич

заместитель генерального директора по стратегическому развитию

Счетная палата Российской Федерации

9.

КИРИЛЛОВ
Игорь Вячеславович

директор Департамента аудита обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности

Коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации

10.

ОСЫКО
Михаил Владимирович

член коллегии ВПК России

Обсуждение выступлений.

Принятие итогового документа.

Закрытие заседания:

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

МУРАТОВ Сергей Николаевич

 


СПИСОК
участников заседания Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «Актуальные вопросы внедрения отечественных инновационных достижений, применение робототехники и искусственного интеллекта в производстве военной продукции для решения вопросов дефицита кадров на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, выполняющих гособоронзаказ»

5 марта 2024 года

комн. 802(белый зал)

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности

МУРАТОВ
Сергей Николаевич

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

Секция по военно-промышленной политике и бюджету
Экспертного совета при Комитете Совета Федерации
по обороне и безопасности

ВЕРНИК
Петр Аркадьевич

директор АНО «Институт социально-экономических стратегий и технологий развития»,
заместитель руководителя секции

ШАРПИНСКИЙ
Олег Иванович

генеральный директор
АО «НПЦ Спецэлектронсистемы»,
член секции

БАНДУРИН

Владимир Васильевич

заместитель директора по науке
АНО «Институт социально-экономических стратегий и технологий развития»,
член секции

Коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации

ОСЫКО
Михаил Владимирович

член коллегии ВПК России

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

ПЕРЕГУДОВ
Андрей Александрович

директор Департамента оборонно-промышленного комплекса

Министерство обороны Российской Федерации

ЕЛИСТРАТОВ
Василий Васильевич

начальник Управления развития технологий искусственного интеллекта Министерства обороны Российской Федерации

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ГРУЗИНОВА
Елена Николаевна

заместитель директора Департамента государственной политики в сфере научно-технологического развития

Российская академия наук

ЕРМОЛОВ
Иван Леонидович

ученый секретарь Научного совета по робототехнике и мехатронике РАН,
профессор

Счетная палата Российской Федерации

КИРИЛЛОВ
Игорь Вячеславович

директор Департамента аудита обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности


Государственная корпорация
по космической деятельности «Роскосмос»

РАССКАЗОВ
Артем Александрович

заместитель директора Департамента цифрового развития


АО «Концерн воздушно-космической обороны „Алмаз-Антей“

КОВАЛЬ
Александр Георгиевич

заместитель генерального директора по стратегическому развитию


Фонд перспективных исследований

МАРТЬЯНОВ
Олег Викторович

руководитель Национального центра развития технологий и базовых элементов робототехники Фонд перспективных исследований

КИРИЛЛОВА
Юлия Юрьевна

ведущий консультант Национального центра развития технологий и базовых элементов робототехники Фонд перспективных исследований

Акционерное общество «Курганский машиностроительный завод»

ПЕЧКОВСКИЙ
Павел Григорьевич

руководитель обособленного структурного подразделения

Публичное акционерное общество
«Объединенная авиастроительная корпорация»

ШЕПЕЛЕВА
Любава Юрьевна

директор по персоналу

ФУЧИЖИ
Андрей Александрович

руководитель направления технического развития Департамента технического развития

КОМКОВ
Николай Михеевич

руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти

Государственная корпорация «Ростех»

Шихгафизов
Пирмагомед Шихмагомедович

заместитель заведующего кафедрой социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации

Акционерное общество «НПО „Высокоточные комплексы“

БРОДСКИЙ
Владимир Игоревич

заместитель генерального директора

 

Рекомендации

Заслушав и обсудив актуальную информацию о проводимой работе по внедрению отечественных инновационных достижений, робототехники и искусственного интеллекта, направленных на автоматизацию процессов производства вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ) и средств поражения, для преодоления кадрового дефицита на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК), участники заседания отмечают следующее.

В настоящее время экономическая ситуация в России характеризуется высоким уровнем развития секторов промышленности, которые в совокупности оказывают значительное влияние на осуществление инновационной деятельности. Внедрение инновационных процессов, роботизации и автоматизации производства для современного состояния предприятий ОПК является обусловленной необходимостью и высоким уровнем финансового риска.

Использование роботизации и искусственного интеллекта в ОПК значительно ускорит производственные процессы, повысит качество выполнения технологических операций и сведет к минимизации влияние человеческого фактора в сборочных процессах, ускорит оценку данных обстановки, принятия и реализации решений, тем самым приведет к кратному увеличению производительности труда. Кроме этого, роботизация производства предоставляет возможность выполнения технологических операций принципиально иными способами, осуществить комплексное обновление производственной базы в ОПК, реализовать переход российской промышленности к новому технологическому укладу.

Негативными последствиями для экономической и технологической эффективности деятельности отечественного ОПК, причинами сдерживания внедрения роботизированных и автоматизированных комплексов в производство оборонной отрасли, являются:

— несовершенство нормативно-правовая и нормативно-техническая базы в сфере применения инновационных технологий и робототехники;

— недостаточный уровень компетенций персонала на предприятиях по работе с автоматизированными и роботизированными технологиями и необходимость дополнительной подготовки квалифицированных кадров по созданию и использованию технологий искусственного интеллекта, специалистов в области разработки, изготовления, внедрения и применения промышленных роботов;

— пониженная мотивация и низкий уровень заработной платы молодого специалиста в организациях ОПК;

— отставание в развитии необходимых отечественных изделий электронной компонентной базы и острая зависимость от импорта промышленных роботов и их компонентов;

— недостаточная скоординированность государственной политики в области роботизации российской промышленности;

— отсутствие доверенной среды для внедрения технологий искусственного интеллекта и общесистемного программного обеспечения, риском утечки, искажения и потери конфиденциальных данных;

— отсутствие стендовой базы для испытаний перспективных ВВСТ с элементами технологий искусственного интеллекта;

— на многих предприятиях ОПК выпускаемая продукция, отраслевые стандарты и применяемые технологические процессы не допускают использование промышленных роботов в производстве;

— практически не ведутся научно-исследовательские разработки в области промышленной робототехники.

В целях совершенствования законодательства, регулирующего область внедрения отечественных инновационных достижений, применение робототехники, искусственного интеллекта и автоматизации производства на предприятиях ОПК, участники заседания р е к о м е н д у ю т:

I. Предложить Правительству Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможность разработки:

— Комплексной целевой программы развития и применения отечественных инновационных достижений, робототехники и автоматизации производства предприятий ОПК;

— Плана мероприятий (Дорожной карты) для реализации Комплексной целевой программы развития и применения отечественных инновационных достижений, робототехники с целью координации ее исполнения со стороны государства.

2. Рассмотреть возможность разработки новых условий и критериев оценки предприятий ОПК, регулирующих получение мер государственной поддержки, с целью стимулирования предприятий применять робототехнику и автоматизированные процессы в производстве серийной военной продукции.

3. Принять исчерпывающие меры, направленные на реализацию «Перечня поручений по итогам конференции „Путешествие в мир искусственного интеллекта“, утвержденного Президентом Российской Федерации 29 января 2023 г. № Пр-172, в части мер государственной поддержки развития производства и внедрения промышленных роботов в Российской Федерации с учетом задач по приоритетному внедрению отечественной продукции.

4. В целях выполнения поручений Президента Российской Федерации по развитию робототехники рассмотреть возможность разработки и утверждения стратегии развития робототехники в Российской Федерации на период до 2035 года, а также комплекса мер по ее реализации, позволяющий структурировать и объединить существующие и планируемые к реализации механизмы, а также систематизировать и скоординировать усилия в области разработки и внедрения робототехнических решений в российской экономике.

5. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в отраслевое законодательство (Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) об ответственности виновных лиц, связанной с применением робототехники и автоматизированных процессов в производстве военной и гражданской продукции.

6. Изучить целесообразность создания выделенной структуры для координации развития промышленной робототехники и роботизации промышленности в Российской Федерации, с учетом опыта работ Центра роботизированных технологий Госкорпорации «Ростех».

7. Принять дополнительные меры по развитию программ опережающей подготовки и профессионального развития работников промышленной отрасли, создания межотраслевой системы накопления и тиражирования знаний в области робототехники, искусственного интеллекта и автоматизации производства с целью развития кадрового потенциала предприятий ОПК.

8. Поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти:

8.1) разработать Федеральные законы «О робототехнике» и «Об искусственном интеллекте» с целью определения общих принципов, понятий и механизма применения робототехники и искусственного интеллекта, в том числе на предприятиях ОПК, выполняющих гособоронзаказ;

8.2) провести всесторонний анализ мер государственной поддержки с целью выработки комплексного подхода к их применению с учетом специфики экономической деятельности предприятий ОПК;

8.3) рассмотреть возможность создания центра, обеспечивающего взаимодействие бизнеса и государства по развитию отрасли робототехники в Российской Федерации, координацию работ, регулированию отношений, развитию и внедрению технологий;

8.4) рассмотреть возможность разработки и введения курсов повышения квалификации для должностных лиц предприятий ОПК по экономике и финансам, а также ответственных за развитие по применению мер государственной поддержки, включить их в требования по аттестации к занимаемой должности;

8.5) внести изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающие:

— положение о вводе начального профессионального образования с целью подготовки квалифицированных рабочих и формирования у них компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;

— закрепление процесса распределения выпускников и студентов старших курсов средне-специальных (СУЗов) и высших учебных заведений (ВУЗов) по технической направленности, обучающихся на бюджетном отделении, для работы в организациях ОПК со сроком обязательной отработки на предприятии не менее 3-х лет.

II. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

1. Продолжить разработку системных мероприятий по усилению подготовки кадров высшей и средней квалификации в области промышленной робототехники и технологий её применения, включая смежные специальности подготовки.

2. Рассмотреть возможность совместно с Министерством просвещения Российской Федерации разработки программы по ускоренному оснащению лабораторий и учебных классов в системе образования российскими программно-аппаратными решениями в области робототехники и искусственного интеллекта.

3. Обеспечить участие представителей ведущих организаций ОПК в работе Федеральных учебно-методических объединений (далее – ФУМО) по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, включая мероприятия по актуализации соответствующих Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и примерных образовательных программ.

4. Сформировать при ФУМО экспертные советы из числа представителей организаций ОПК для расширенного обсуждения проектов технических заданий на разработку ФГОС, а также актуальных вопросов подготовки специалистов в интересах ОПК.

5. Проработать вопросы закрепления нормативными правовыми актами:

 — приоритета учета ФУМО консолидированной позиции по проектам технических заданий, сформированной экспертными советами на разработку ФГОС, проектов ФГОС и примерных образовательных программ при их утверждении;

— открытого адресного общественно-профессионального обсуждения представителями промышленности проектов ФГОС и примерных образовательных программ с точки зрения потребителей специалистов соответствующего профиля с использованием информационных возможностей Федерального кадрового центра ОПК;

— механизма учета экспертными советами результатов адресного экспертного рассмотрения организациями ОПК проектов технических заданий на разработку ФГОС, проектов ФГОС и примерных образовательных программ;

— программы привлечения специалистов организаций ОПК к преподавательской деятельности.

6. Совместно с Национальным центром развития технологий и базовых элементов робототехники Фонда перспективных исследований продолжить практику ежегодного проведения технологических конкурсов и конференций, направленных на развитие отечественной робототехники и перспективных средств управления. Проработать вопрос проведения аналогичных конкурсов по промышленной робототехнике.

III. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

1. Усилить работу по обеспечению системного и комплексного подхода по координации национального развития промышленной робототехники.

2. Организовать восстановление производства базовых моделей промышленных роботов в Российской Федерации и обеспечение их конкурентоспособности как на российском, так и на зарубежных рынках.

3. Организовать дополнительный аудит проектов технического перевооружения предприятий промышленности с целью получения технических решений для повышения уровня автоматизации перевооружаемых предприятий и всестороннего внедрения робототехники на этих предприятиях.