ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ СЕКЦИИ
5 марта 2024 года
комн. 802(белый зал)
Начало в 16.00
Открытие заседания:
заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
МУРАТОВ Сергей Николаевич
Повестка заседания:
Тема: «Актуальные вопросы внедрения отечественных инновационных достижений, применение робототехники и искусственного интеллекта в производстве военной продукции для решения вопросов дефицита кадров на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, выполняющих гособоронзаказ»
Вопросы:
1. О применении (внедрении) отечественных инновационных достижений, робототехники и искусственного интеллекта в производстве продукции военного назначения.
2. Состояние и тенденции кадрового обеспечения предприятий ОПК, проблемы квалификационной подготовки персонала с учетом требований сегодняшних реалий и на перспективу.
Регламент:
выступления с информацией – до 10 минут;
выступления – до 3 минут;
заседание
проводится в течение 1,5 часов без перерыва.
Выступление с информацией: | |||
1. | ВЕРНИК | — | заместитель руководителя Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности |
Выступления: | |||
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | |||
2. | ПЕРЕГУДОВ | — | директор Департамента оборонно-промышленного комплекса |
Российская академия наук | |||
3. | ЕРМОЛОВ | — | ученый секретарь Научного совета по робототехнике и мехатронике РАН, профессор |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации | |||
4. | ГРУЗИНОВА | — | заместитель директора Департамента государственной политики в сфере научно-технологического развития |
от Государственной корпорации «Ростех» | |||
5. | ШИХГАФИЗОВ | — | заместитель заведующего кафедрой социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации |
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» | |||
6. | РАССКАЗОВ | — | заместитель директора Департамента цифрового развития |
Публичное акционерное общество | |||
7. | ШЕПЕЛЕВА | — | директор по персоналу |
АО «Концерн воздушно-космической обороны „Алмаз-Антей“ | |||
8. | КОВАЛЬ | — | заместитель генерального директора по стратегическому развитию |
Счетная палата Российской Федерации | |||
9. | КИРИЛЛОВ | — | директор Департамента аудита обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности |
Коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации | |||
10. | ОСЫКО | — | член коллегии ВПК России |
Обсуждение выступлений.
Принятие итогового документа.
Закрытие заседания:
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
МУРАТОВ Сергей Николаевич
СПИСОК
участников заседания Секции по военно-промышленной политике и бюджету
Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «Актуальные вопросы внедрения отечественных инновационных достижений,
применение робототехники и искусственного интеллекта в производстве военной
продукции для решения вопросов дефицита кадров на предприятиях
оборонно-промышленного комплекса, выполняющих гособоронзаказ»
комн. 802(белый зал)
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности | ||
МУРАТОВ | — | заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности |
Секция по военно-промышленной политике и бюджету | ||
ВЕРНИК | — | директор АНО «Институт социально-экономических стратегий и технологий развития», |
ШАРПИНСКИЙ | — | генеральный директор |
БАНДУРИН Владимир Васильевич | — | заместитель директора по науке |
Коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации | ||
ОСЫКО | — | член коллегии ВПК России |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | ||
ПЕРЕГУДОВ | — | директор Департамента оборонно-промышленного комплекса |
Министерство обороны Российской Федерации | ||
ЕЛИСТРАТОВ | — | начальник Управления развития технологий искусственного интеллекта Министерства обороны Российской Федерации |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации | ||
ГРУЗИНОВА | — | заместитель директора Департамента государственной политики в сфере научно-технологического развития |
Российская академия наук | ||
ЕРМОЛОВ | — | ученый секретарь Научного совета по робототехнике и мехатронике РАН, |
Счетная палата Российской Федерации | ||
КИРИЛЛОВ | — | директор Департамента аудита обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности |
Государственная корпорация | ||
РАССКАЗОВ | — | заместитель директора Департамента цифрового развития |
АО «Концерн воздушно-космической обороны „Алмаз-Антей“ | ||
КОВАЛЬ | — | заместитель генерального директора по стратегическому развитию |
Фонд перспективных исследований | ||
МАРТЬЯНОВ | — | руководитель Национального центра развития технологий и базовых элементов робототехники Фонд перспективных исследований |
КИРИЛЛОВА | — | ведущий консультант Национального центра развития технологий и базовых элементов робототехники Фонд перспективных исследований |
Акционерное общество «Курганский машиностроительный завод» | ||
ПЕЧКОВСКИЙ | — | руководитель обособленного структурного подразделения |
Публичное акционерное общество | ||
ШЕПЕЛЕВА | — | директор по персоналу |
ФУЧИЖИ | — | руководитель направления технического развития Департамента технического развития |
КОМКОВ | — | руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти |
Государственная корпорация «Ростех» | ||
Шихгафизов | — | заместитель заведующего кафедрой социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации |
Акционерное общество «НПО „Высокоточные комплексы“ | ||
БРОДСКИЙ | — | заместитель генерального директора |
Рекомендации
Заслушав и обсудив актуальную информацию о проводимой работе по внедрению отечественных инновационных достижений, робототехники и искусственного интеллекта, направленных на автоматизацию процессов производства вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ) и средств поражения, для преодоления кадрового дефицита на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК), участники заседания отмечают следующее.
В настоящее время экономическая ситуация в России характеризуется высоким уровнем развития секторов промышленности, которые в совокупности оказывают значительное влияние на осуществление инновационной деятельности. Внедрение инновационных процессов, роботизации и автоматизации производства для современного состояния предприятий ОПК является обусловленной необходимостью и высоким уровнем финансового риска.
Использование роботизации и искусственного интеллекта в ОПК значительно ускорит производственные процессы, повысит качество выполнения технологических операций и сведет к минимизации влияние человеческого фактора в сборочных процессах, ускорит оценку данных обстановки, принятия и реализации решений, тем самым приведет к кратному увеличению производительности труда. Кроме этого, роботизация производства предоставляет возможность выполнения технологических операций принципиально иными способами, осуществить комплексное обновление производственной базы в ОПК, реализовать переход российской промышленности к новому технологическому укладу.
Негативными последствиями для экономической и технологической эффективности деятельности отечественного ОПК, причинами сдерживания внедрения роботизированных и автоматизированных комплексов в производство оборонной отрасли, являются:
— несовершенство нормативно-правовая и нормативно-техническая базы в сфере применения инновационных технологий и робототехники;
— недостаточный уровень компетенций персонала на предприятиях по работе с автоматизированными и роботизированными технологиями и необходимость дополнительной подготовки квалифицированных кадров по созданию и использованию технологий искусственного интеллекта, специалистов в области разработки, изготовления, внедрения и применения промышленных роботов;
— пониженная мотивация и низкий уровень заработной платы молодого специалиста в организациях ОПК;
— отставание в развитии необходимых отечественных изделий электронной компонентной базы и острая зависимость от импорта промышленных роботов и их компонентов;
— недостаточная скоординированность государственной политики в области роботизации российской промышленности;
— отсутствие доверенной среды для внедрения технологий искусственного интеллекта и общесистемного программного обеспечения, риском утечки, искажения и потери конфиденциальных данных;
— отсутствие стендовой базы для испытаний перспективных ВВСТ с элементами технологий искусственного интеллекта;
— на многих предприятиях ОПК выпускаемая продукция, отраслевые стандарты и применяемые технологические процессы не допускают использование промышленных роботов в производстве;
— практически не ведутся научно-исследовательские разработки в области промышленной робототехники.
В целях совершенствования законодательства, регулирующего область внедрения отечественных инновационных достижений, применение робототехники, искусственного интеллекта и автоматизации производства на предприятиях ОПК, участники заседания р е к о м е н д у ю т:
I. Предложить Правительству Российской Федерации:
1. Рассмотреть возможность разработки:
— Комплексной целевой программы развития и применения отечественных инновационных достижений, робототехники и автоматизации производства предприятий ОПК;
— Плана мероприятий (Дорожной карты) для реализации Комплексной целевой программы развития и применения отечественных инновационных достижений, робототехники с целью координации ее исполнения со стороны государства.
2. Рассмотреть возможность разработки новых условий и критериев оценки предприятий ОПК, регулирующих получение мер государственной поддержки, с целью стимулирования предприятий применять робототехнику и автоматизированные процессы в производстве серийной военной продукции.
3. Принять исчерпывающие меры, направленные на реализацию «Перечня поручений по итогам конференции „Путешествие в мир искусственного интеллекта“, утвержденного Президентом Российской Федерации 29 января 2023 г. № Пр-172, в части мер государственной поддержки развития производства и внедрения промышленных роботов в Российской Федерации с учетом задач по приоритетному внедрению отечественной продукции.
4. В целях выполнения поручений Президента Российской Федерации по развитию робототехники рассмотреть возможность разработки и утверждения стратегии развития робототехники в Российской Федерации на период до 2035 года, а также комплекса мер по ее реализации, позволяющий структурировать и объединить существующие и планируемые к реализации механизмы, а также систематизировать и скоординировать усилия в области разработки и внедрения робототехнических решений в российской экономике.
5. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в отраслевое законодательство (Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) об ответственности виновных лиц, связанной с применением робототехники и автоматизированных процессов в производстве военной и гражданской продукции.
6. Изучить целесообразность создания выделенной структуры для координации развития промышленной робототехники и роботизации промышленности в Российской Федерации, с учетом опыта работ Центра роботизированных технологий Госкорпорации «Ростех».
7. Принять дополнительные меры по развитию программ опережающей подготовки и профессионального развития работников промышленной отрасли, создания межотраслевой системы накопления и тиражирования знаний в области робототехники, искусственного интеллекта и автоматизации производства с целью развития кадрового потенциала предприятий ОПК.
8. Поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти:
8.1) разработать Федеральные законы «О робототехнике» и «Об искусственном интеллекте» с целью определения общих принципов, понятий и механизма применения робототехники и искусственного интеллекта, в том числе на предприятиях ОПК, выполняющих гособоронзаказ;
8.2) провести всесторонний анализ мер государственной поддержки с целью выработки комплексного подхода к их применению с учетом специфики экономической деятельности предприятий ОПК;
8.3) рассмотреть возможность создания центра, обеспечивающего взаимодействие бизнеса и государства по развитию отрасли робототехники в Российской Федерации, координацию работ, регулированию отношений, развитию и внедрению технологий;
8.4) рассмотреть возможность разработки и введения курсов повышения квалификации для должностных лиц предприятий ОПК по экономике и финансам, а также ответственных за развитие по применению мер государственной поддержки, включить их в требования по аттестации к занимаемой должности;
8.5) внести изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающие:
— положение о вводе начального профессионального образования с целью подготовки квалифицированных рабочих и формирования у них компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;
— закрепление процесса распределения выпускников и студентов старших курсов средне-специальных (СУЗов) и высших учебных заведений (ВУЗов) по технической направленности, обучающихся на бюджетном отделении, для работы в организациях ОПК со сроком обязательной отработки на предприятии не менее 3-х лет.
II. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
1. Продолжить разработку системных мероприятий по усилению подготовки кадров высшей и средней квалификации в области промышленной робототехники и технологий её применения, включая смежные специальности подготовки.
2. Рассмотреть возможность совместно с Министерством просвещения Российской Федерации разработки программы по ускоренному оснащению лабораторий и учебных классов в системе образования российскими программно-аппаратными решениями в области робототехники и искусственного интеллекта.
3. Обеспечить участие представителей ведущих организаций ОПК в работе Федеральных учебно-методических объединений (далее – ФУМО) по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, включая мероприятия по актуализации соответствующих Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и примерных образовательных программ.
4. Сформировать при ФУМО экспертные советы из числа представителей организаций ОПК для расширенного обсуждения проектов технических заданий на разработку ФГОС, а также актуальных вопросов подготовки специалистов в интересах ОПК.
5. Проработать вопросы закрепления нормативными правовыми актами:
— приоритета учета ФУМО консолидированной позиции по проектам технических заданий, сформированной экспертными советами на разработку ФГОС, проектов ФГОС и примерных образовательных программ при их утверждении;
— открытого адресного общественно-профессионального обсуждения представителями промышленности проектов ФГОС и примерных образовательных программ с точки зрения потребителей специалистов соответствующего профиля с использованием информационных возможностей Федерального кадрового центра ОПК;
— механизма учета экспертными советами результатов адресного экспертного рассмотрения организациями ОПК проектов технических заданий на разработку ФГОС, проектов ФГОС и примерных образовательных программ;
— программы привлечения специалистов организаций ОПК к преподавательской деятельности.
6. Совместно с Национальным центром развития технологий и базовых элементов робототехники Фонда перспективных исследований продолжить практику ежегодного проведения технологических конкурсов и конференций, направленных на развитие отечественной робототехники и перспективных средств управления. Проработать вопрос проведения аналогичных конкурсов по промышленной робототехнике.
III. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
1. Усилить работу по обеспечению системного и комплексного подхода по координации национального развития промышленной робототехники.
2. Организовать восстановление производства базовых моделей промышленных роботов в Российской Федерации и обеспечение их конкурентоспособности как на российском, так и на зарубежных рынках.
3. Организовать дополнительный аудит проектов технического перевооружения предприятий промышленности с целью получения технических решений для повышения уровня автоматизации перевооружаемых предприятий и всестороннего внедрения робототехники на этих предприятиях.