Рекомендации
В условиях геополитических изменений, происходящих в настоящее время, вопросы обеспечения безопасности, в том числе противодействие экстремизму, являются наиболее приоритетными и неотложными.
Органами
государственной власти осуществляется многоплановая работа по предотвращению
различных проявлений экстремизма как на федеральном, так
и на уровне субъектов Российской Федерации, где разработан и действует целый
ряд региональных нормативных правовых актов, регулирующих профилактику
экстремизма, в том числе в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений.
С началом специальной военной операции активизировалась деятельность зарубежных спецслужб, направленная на российских граждан. Повышенную активность проявляют и центры информационно-психологических операций Вооруженных сил Украины. Политики, органы власти и «мозговые центры» США, Великобритании и Евросоюза открыто призывают к разделению России по региональным, национальным и религиозным границам.
Обсудив информацию
участников совещания о реализации мер, направленных на профилактику экстремизма
в сфере межнациональных
и этноконфессиональных отношений, Комитет Совета Федерации по обороне
и безопасности р е ш и л:
1. Информацию по вопросу «О реализации мер, направленных на профилактику экстремизма в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений и предупреждение межнациональных конфликтов на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе с привлечением институтов гражданского общества» принять к сведению.
2. Рекомендовать:
2.1. Министерству внутренних дел Российской Федерации в рамках деятельности Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации предусмотреть выработку межведомственных мер, направленных на:
— укрепление в обществе атмосферы нетерпимости к экстремизму и распространению радикальной идеологии в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
— организацию взаимодействия с представителями национально-культурных автономий государств – участников Содружества Независимых Государств, а также духовенства традиционных конфессий, представленных в Российской Федерации, по вопросам проведения профилактической и разъяснительной работы, направленной на недопущение экстремистских проявлений;
— популяризацию в среде молодежи негативного отношения к экстремистским идеям, нетерпимости к национальной и религиозной вражде, гражданской активности в духе патриотизма.
2.2. Федеральному агентству по делам национальностей в рамках мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений выявлять:
— внешнее информационное воздействие, направленное на продвижение идей сепаратизма и экстремизма, дискредитацию органов государственной власти и проведение специальной военной операции;
— информационные поводы о противоправных и антиобщественных действиях трудовых мигрантов и лиц с миграционной историей на территории Российской Федерации;
— исторические даты народов Российской Федерации и стран постсоветского пространства, которые могут быть использованы для подрыва межнационального и межконфессионального согласия на территории Российской Федерации.
2.3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
— оказать методическую и практическую помощь органам местного самоуправления по вопросам разработки и принятия программ профилактики экстремизма и гармонизации межнациональных отношений, при необходимости рассмотреть вопрос о софинансировании из региональных бюджетов актуальных для муниципалитетов мероприятий.
2.4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными органами:
— осуществлять на постоянной основе мониторинг ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, а также раннего предупреждения конфликтных ситуаций в целях исключения возникновения новых и обострения имеющихся очагов напряженности, в том числе путем проведения социологических исследований, сбора и анализа экспертных оценок состояния межнациональных и межконфессиональных отношений на конкретной территории;
— проводить детальный анализ каждой конфликтной ситуации между представителями разных национальностей и этносов, в том числе возникших на бытовой почве, с целью установления причин и условий конфликта, недопущения их перерастания в межнациональную плоскость;
— усилить меры по контролю за пребыванием на территории иностранных граждан, активизировать работу по разъяснению им действующего законодательства в сфере миграции, в том числе вносимых в него изменений.
2.4.1. Обеспечить своевременное принятие мер реагирования в случае выявления информации о предконфликтных (конфликтных) ситуациях, в том числе в рамках информационного взаимодействия с Ситуационным центром ФАДН России.
2.4.2. Продолжить формирование групп активных пророссийски настроенных лидеров общественного мнения, способных поддерживать в социальных сетях конструктивную повестку в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
2.5. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
— осуществлять постоянный контроль за исполнением законодательства в межнациональной сфере;
— принимать меры оперативного реагирования по фактам разжигания межнациональной и религиозной розни, в первую очередь, в сети «Интернет».
3. Комитету Совета
Федерации по обороне и безопасности в рамках мониторинга комплекса мер, направленных на противодействие
экстремизму, сепаратизму, попыткам разжигания межэтнической и межрелигиозной
розни провести в период весенней сессии 2024 года «круглый стол» на тему
«О дополнительных мерах профилактики
экстремизма в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений,
предупреждению межнациональных конфликтов на территориях субъектов Российской
Федерации».