Рекомендации
Заслушав и обсудив информацию о выполнении в 2022 и 2023 годах государственного оборонного заказа предприятиями оборонно-промышленного комплекса в условиях возросших потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, на примере предприятий Курганской области, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности (далее – Комитет) отмечает следующее.
В Курганской области расположены 16 предприятий,
включенных
в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК, предприятия
ОПК).
Предприятия ОПК Курганской области обеспечивают
производство
и поставку (в том числе в рамках кооперации) по государственному оборонному
заказу (далее – ГОЗ, гособоронзаказ) особо востребованных образцов вооружения,
военной и специальной техники (далее – ВВСТ, вооружение),
средств поражения для нужд Министерства обороны Российской Федерации (далее –
Минобороны России) в ходе проведения специальной военной операции.
В целях бесперебойного обеспечения кратно возросших потребностей
в ВВСТ, комплектующих изделиях для их производства и ремонта предприятиями ОПК,
в том числе Курганской области, принимаются необходимые меры для развития своих
производственных мощностей.
В настоящее время Минобороны России заключены государственные контракты с головными исполнителями (в том числе с организациями Курганской области) на поставку в 2024 году особо востребованных образцов ВВСТ, что позволит обеспечить своевременное выполнение организациями ОПК заданий ГОЗ.
В целях безусловного исполнения государственных контрактов по гособоронзаказу Правительством Российской Федерации принят ряд первоочередных мер, в том числе:
предоставление льготного финансирования головным исполнителям (исполнителям) поставок продукции по ГОЗ;
предоставление опережающего финансирования ГОЗ через кредитные схемы финансирования организаций ОПК на льготных условиях, предусматривающие получение кредитных средств в опорном банке на льготных условиях с полной либо частичной компенсацией организациям затрат на их обслуживание;
уточнен механизм ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ, в части компенсации дополнительных затрат предприятий ОПК в 2022 – 2023 годах;
нормативно закреплено включение в цену экономически обоснованных затрат, повышение рентабельности, а также на компенсацию возросших затрат организаций, не учтенных в ценах государственных контрактов (контрактов);
установлено требование о переводе цены
государственного контракта из ориентировочной (уточняемой) в фиксированную по обоснованным затратам,
в том числе сверх лимитов бюджетных ассигнований, включенных в ГОЗ,
с учетом обеспечения рентабельности по ГОЗ;
в рамках рабочей группы коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации создан и функционирует механизм урегулирования разногласий между государственным заказчиком и организацией по цене на продукцию по ГОЗ;
реализуется комплекс мероприятий, направленных на повышение обеспеченности кадрами организаций ОПК.
Комитетом отмечается высокий уровень взаимодействия и результативность работы, проводимой Министерством обороны Российской Федерации совместно с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации в решении вопросов, связанных с разработкой, производством и поставками предприятиями ОПК вооружения, военной и специальной техники для выполнения поставленных перед силовым блоком задач. Сформирован план-график поставок особо востребованных ВВСТ, необходимых для обеспечения специальной военной операции в 2023 – 2024 годах.
Мерами, принимаемыми органами законодательной и исполнительной власти контрольно-надзорными органами, в 2022–2023 годах существенно повышен уровень выполнения гособоронзаказа.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на ряд
нерешенных вопросов, влияющих на эффективность работы предприятий ОПК в текущих
условиях,
в частности:
проблемы ценообразования на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, в том числе, в связи с длительностью и затруднительным механизмом расчетов с поставщиками дружественных и нейтральных стран;
нехватка комплектующих, сырья, материалов, оборудования и запасных частей к ним для своевременного и качественного выполнения ГОЗ;
недостаток квалифицированных специалистов и рабочих дефицитных профессий;
отсутствие достаточной государственной поддержки
предприятий ОПК по внедрению ими передовых и перспективных технологий при
разработке
и производстве особо востребованных систем и образцов ВВСТ.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по обороне
и безопасности р е ш и л:
1. Информацию участников заседания принять к сведению.
2. Предложить Правительству Российской Федерации:
2.1. Проработать вопрос о целесообразности введения временного (на период действия специальных мер в сфере экономики) моратория на предъявление в суд требований о взыскании неустоек по государственным контрактам в сфере ГОЗ.
2.2. Рассмотреть возможность внесения изменений:
в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в части оптимизации механизма (сокращения сроков) оплаты с отдельного счета на иные банковские счета иностранных поставщиков из дружественных и нейтральных стран, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2023 г. № 2530-р, участвующих в поставках продукции, оборудования, запасных частей, комплектующих изделий, сырья, материалов и в технологических процессах производства продукции в рамках гособоронзаказа;
в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части продления срока действия пункта 653 статьи 112, позволяющего сторонам государственного контракта изменять существенные условия государственного контракта (предмет, цена, сроки) до окончания срока действия специальных мер в сфере экономики;
2.3. Поручить Министерству
промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством
обороны Российской Федерации
и Министерством финансов Российской Федерации проработать вопросы:
по разработке и доведению в кратчайшие сроки до предприятий
ОПК нормативного правового акта, устанавливающего порядок организации
опережающего запуска в производство особо востребованных образцов ВВСТ, предусматривающего
заключение в текущем году предварительного государственного контракта на их
поставку по проекту ГОЗ на очередной год
и плановый период с целью кредитования на льготных условиях
в автоматическом (упрощенной процедуре) режиме до получения аванса
в очередном бюджетном периоде;
упрощения процедур ведомственного и внешнего согласования выдачи льготных кредитов и возмещения процентов по ним;
закрепления сопоставимости размера привлеченного кредита с размером первого аванса, за счет которого он должен быть погашен, а также установления административного ограничения к уполномоченному банку на размер процентов за использование льготным целевым кредитом при выполнении ГОЗ.
В случае необходимости, поручить подготовить предложения о внесении изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
2.4. Принять дополнительные меры по увеличению количества обучающихся по специальностям, критически необходимым оборонной отрасли, в том числе в форме целевого обучения от предприятий ОПК, восстановить институт профессиональных технических училищ.
3. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности продолжить мониторинг практики применения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Настоящее решение направить в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Председатель КомитетаВ.И. Булавин