Рекомендации
Заслушав и обсудив информацию о состоянии и проблемах правоприменения законодательства, регламентирующего научно-технологическое развитие организаций и интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса в сфере разработки и производства перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ) в условиях проведения специальной военной операции, участники совещания отметили следующее.
В целях ликвидации России как геополитического соперника членами НАТО и ЕС поэтапно ужесточается санкционный режим, увеличиваются расходы на военно-техническую поддержку Украины, а также усиливается давление на страны, сохраняющие торгово-экономические отношения с Российской Федерацией. Сложившаяся обстановка требует принятия кардинальных мер, направленных на снижение зависимости нашей страны от поставок техники, оборудования и материалов иностранного происхождения, обеспечения технологического суверенитета при серийном производстве современных образцов ВВСТ и создания условий опережающего развития отечественной промышленности на основе новейших технологий.
В настоящее время научно-технологический потенциал предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) в целом обеспечивает решение задач по импортозамещению, созданию научно-технического задела для опережающего развития в области разработки и производства перспективных видов и систем вооружения. Значительный вклад в совершенствовании технологий принадлежит предприятиям ОПК, чья инновационная активность способствует росту потенциала всего оборонного комплекса. Проведение фундаментальных и поисковых научных исследований в интересах обороны страны и безопасности государства являются важнейшими составляющими для достижения целей технологического прорыва и обеспечения стратегического лидерства нашего государства в сфере обороны и безопасности.
Вместе с тем участниками совещания отмечаются проблемные вопросы, от решения которых во многом зависит возможность применения новых технологий на предприятиях ОПК. К наиболее характерным из них следует отнести:
недостаточность государственного финансирования фундаментальных и поисковых исследований в области обороны и безопасности государства;
несовершенство системы независимых экспертных оценок планирования и результативности фундаментальных, поисковых и прикладных исследований;
многократное превышение расходов на выполнение инициативных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) над возможностями предприятий ОПК по их финансированию;
отсутствие порядка возмещения расходов организаций на проведение инициативных НИОКР, что не стимулирует развитие инновационных технологий разработчиками и производителями военной продукции;
отсутствие стимулов для развития инновационных технологий разработчиками и производителями военной продукции в связи с существующим порядком возмещения расходов организаций на проведение инициативных НИОКР, а также применением принципа абсолютного закрепления за государственным заказчиком прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД), которые используются и создаются в рамках выполнения работ по государственному оборонному заказу;
несоответствие нормативных актов о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) изделий (продукции) нормативным актам о ценообразовании и государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – гособоронзаказ), создающее предпосылки для срыва сроков разработки и поставки сложной научно-технической продукции;
отставание в развитии научных, технологических и конструкторских школ, подготовки научно- технических кадров высшей квалификации;
приоритетности принципа абсолютного закрепления за государственным заказчиком прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее — РИД), которые создаются и используются в рамках выполнения работ по гособоронзаказу;
необходимость актуализации прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:
1. Информацию участников совещания о состоянии, проблемах и перспективах научно-технологического развития предприятий оборонно-промышленного комплекса принять к сведению.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
2.1. В кратчайшие сроки принять меры по утверждению подпрограммы 6 «Фундаментальные
и поисковые научные исследования в интересах обороны страны и безопасности
государства» Программы фундаментальных научных исследований в Российской
Федерации на долгосрочный период 2021–2030 гг., утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от
31 декабря 2020 г. № 3684-р и обеспечить финансирование в объеме, обеспечивающем
ее реализацию.
2.2. Рассмотреть возможность закрепления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» полномочий по координации создания и развития квантовых технологий в Российской Федерации.
2.3. Определить в системе органов государственной власти Российской Федерации структуру федерального уровня, наделенную полномочиями по координации и разработке научно-технического задела в интересах обороны страны и безопасности государства.
2.4. Создать единую информационную базу НИОКР, РИД и технологий
военного и двойного назначения в целях их использования при создании
инновационной продукции различного назначения, новых технических
и технологических решений, а также упрощения порядка и повышения прозрачности
сделок с правами на РИД.
2.5. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года № 2550 «Об утверждении Правил управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», направленные на установление правил использования государством прав на РИД, созданные предприятиями в инициативном порядке.
2.6. Установить порядок закрепления прав на создаваемые РИД за счет средств федерального бюджета совместно за Российской Федерацией, в лице государственного заказчика, и разработчиком. При этом порядок использования таких РИД должен быть урегулирован в рамках типового соглашения о совместном использовании РИД, утвержденного Правительством Российской Федерации.
2.7. Создать специальный фонд финансирования НИОКР, выполняемых предприятиями инициативно, результаты которых применяются при производстве продукции, поставляемой по ГОЗ.
2.8. Учредить систему грантов, скоординированной с программами, реализуемыми Минобороны России, выдаваемых на конкурсной основе для проведения исследований в наиболее перспективных областях, таких как искусственный интеллект, роботизированные системы, квантовые и компьютерные технологии.
2.9. Реализовать мероприятия по повышению эффективности и качества подготовки инженерных и научных кадров в интересах предприятий ОПК.
2.10. Принять дополнительные меры по привлечению высококвалифицированных и талантливых специалистов, занятых в инновационной сфере.
2.11. Привести в соответствие со сложившейся внешнеполитической
и экономической ситуацией Прогноз научно-технологического развития Российской
Федерации на долгосрочный период до 2040 года, с целью определения своевременных
приоритетов научно-технологического развития, перспективного планирования
мероприятий по формированию опережающего научно-технологического задела,
созданию и выводу на рынок реально конкурентоспособных высокотехнологичных
продуктов военного, двойного и гражданского назначения.
3. Предложить Совету по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проработать вопрос о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совместного закрепления прав за Российской Федерацией и исполнителем государственного контракта на РИД, непосредственно связанные с обороной и безопасностью.
4. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности продолжить мониторинг нормативно-правового обеспечения законодательства, регламентирующего научно-технологическое развитие организаций и интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса в сфере разработки и производства перспективных образцов ВВСТ, в условиях проведения специальной военной операции.
Председатель Комитета В.Н. Бондарев