Другие мероприятия

Заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете «О состоянии и направлениях совершенствования законодательства о контрактной системе и закупочных процедурах в условиях повышенных обязательств по выполнению государственного оборонного заказа»

Рекомендации

Заслушав и обсудив информацию о состоянии законодательства, регулирующего контрактную систему и закупочные процедуры в условиях повышенных обязательств по выполнению государственного оборонного заказа (далее – гособоронзаказ), участники заседания отмечают следующее.

В 2022 году внесен ряд изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) и Федеральный закон от 18 июля 2011 года
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ), направленных на оптимизацию порядка осуществления закупочной деятельности, а также на минимизацию последствий вводимых мер ограничительного характера, политических
и экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан
и юридических лиц.

Вместе с тем участники заседания отметили, что в области нормативно-правового регулирования сферы гособоронзаказа и закупочных процедур имеет место несоответствие норм общего и специального права, что негативно сказывается на эффективности функционирования системы материально-технического обеспечения обороны и безопасности государства.

Среди наиболее характерных проблем, требующих безотлагательного решения, следует отметить следующие:

возможное раскрытие информации о технических решениях, разрабатываемых и используемых предприятиями оборонной отрасли, в том числе в рамках импортозамещения, информации о подготовке производства
к выпуску образцов вооружения, военной и специальной техники, а также информации о поставщиках продукции для нужд предприятий, участвующих
в выполнении повышенных обязательств по гособоронзаказу;

значительная длительность закупочных процедур;

неопределенностей квалификации уголовных правонарушений, введенных Федеральным законом от 24 сентября 2022 года № 365-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»;

отсутствие механизмов, обеспечивающих оперативную корректировку условий государственных контрактов при возникновении обстоятельств, обуславливающих такую необходимость, в том числе при уточнении мероприятий государственных программ, федеральной целевой программы, выполнения гособоронзаказа, при утверждении на очередной год и плановый период или при уточнении гособоронзаказа на текущий год;

отсутствие при закупках радиоэлектронной продукции перечня документов, подтверждающих страну происхождения товара на этапе исполнения контрактов при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже «О1».

 

С целью повышения эффективности и качества закупок участники заседания рекомендуют Правительству Российской Федерации:

 

1. В части обеспечения информационной безопасности в сфере закупочной деятельности:

а) внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну», в части дополнения случаев осуществления закупок, при которых информация и документы, содержащиеся в реестре контрактов, не должны размещаться в открытом доступе на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок;

б) внести дополнения в пункт 5 части 11 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ, предусматривающие осуществление всех закупок Госкорпорации «Роскосмос», в том числе в рамках выполнения гособоронзаказа, а также организациями Госкорпорации «Роскосмос», осуществляющими закупки
в соответствии с частями 5 и 6 статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ, являющимися исполнителями по гособоронзаказу, закрытыми способами;

в) внести изменения в Федеральный закон № 223-ФЗ в части исключения обязанности по размещению в открытом ресурсе на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок информации о всех закупках, осуществляемых в рамках выполнения гособоронзаказа, и о закупках в рамках реализации государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса»;

г) в целях приведения в соответствие информации, содержащейся
в документации о закупке и информации, содержащейся в приглашении
о принятии участия в закрытом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) внести изменения в пункт 1 части 2 статьи 73 и пункт 1 части 1 статьи 75 Федерального закона № 44-ФЗ, дополнив указанием на пункт 24 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ;

д) при осуществлении закрытых электронных способов закупочных процедур предусмотреть в Федеральном законе № 44-ФЗ порядок направления приглашения с внесенными в него изменениями и предоставления документации с внесенными в него изменениями участникам закупок, которым до внесения изменений такое предложение и документация не направлялись;

е) рассмотреть возможность разработки нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего для заказчиков, определенных в пункте 5 части 11 статьи Федерального закона № 44-ФЗ, особенности осуществления закупок с применением механизма, аналогичного электронному запросу котировок, исключив при этом необходимость размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Федеральным законом
№ 44-ФЗ, а также распространить указанную норму на товары, работы, услуги, предусмотренные перечнем товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион (электронный аукцион), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион
в электронной форме (электронный аукцион)». При этом устанавливаемые особенности осуществления закупок могут быть использованы исключительно в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта составляет менее двадцати миллионов рублей, и закупаемые товары, работы, услуги не относятся к отдельным особо значимым товарам, работам, услугам, в отношении которых устанавливаются дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2571
«О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

 

2. В части приоритета качества продукции и достоверности информации об участниках закупок:

а) внести изменение в часть 8 статьи 3.1 Федерального закона № 44-ФЗ, устанавливающее право заказчика возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям и проводить оценку достоверности сведений, которые предоставляют участники закупочной процедуры, путем проведения предконтрактного аудита очно либо
в камеральной форме;

б) дополнить Федеральный закон № 223-ФЗ положением о праве юридических лиц, указанных в пунктах 1, 2 и 3 части 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ, использовать при проведении квалификационного отбора результаты аудита потенциальных поставщиков, проведенного юридическим лицом — организатором закупочной процедуры.

 

3. В части оптимизации закупочных процессов:

 

а) рассмотреть возможность внесения в статью 95 Федерального закона № 44-ФЗ следующих изменений:

часть 1 дополнить пунктами следующего содержания:

«14) в случае проведения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации допускается изменение существенных условий контракта, заключенных в целях поставки товаров, работ, услуг для обеспечения таких операций, в том числе цены контракта и (или) сроков исполнения контракта по соглашению сторон;

15) в случае изменения заказчиком требований к разработке, производству, испытаниям, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения, военной и специальной техники. При этом допускается изменение цены контракта и (или) сроков исполнения контракта по соглашению сторон.»;

дополнить частью 17 следующего содержания:

«17 Особенности изменения существенных условий контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены Федеральным законом от 
29 декабря 2012 года № 275-ФЗ „О государственном оборонном заказе“.».

б) рассмотреть возможность внесения следующих изменений в пункт 3 части 6 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ: «В соответствии
с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 62 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии
с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей части»;

в) дополнить статью 1 частью 22 Федеральный закон № 223-ФЗ следующего содержания: «Действие настоящего Федерального закона не распространяется на юридические лица, указанные в части 2 настоящей статьи, являющиеся головными исполнителями (исполнителями) государственного оборонного заказа в части:

1) планирования закупок;

2) отчетности о закупках, в том числе предусмотренной частью 19 статьи 4 настоящего Федерального закона;

3) закупок товаров российского происхождения;

4) закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;

5) закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;

6) размещения в единой информационной системе протоколов, составляемых в ходе закупки, информации о заключении, исполнении
и расторжении договоров, а также иной информации, размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

7) установления срока оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги в соответствии с частями 53 – 54 статьи 3 настоящего Федерального закона.».

г) рассмотреть возможность внесения в статью 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федерального закона № 275-ФЗ) следующих изменений:

 — часть 2 дополнить условиями отмены установления государственным заказчиком требования об обеспечении исполнения государственного контракта при размещении всех закупок в рамках выполнения государственного оборонного заказа и распространить такие изменения на отношения, возникшие до вступления соответствующего Федерального закона в силу, в рамках исполнения действующих государственных контрактов по гооборонзаказу;

— дополнить частью 51, устанавливающей право заказчика вносить изменения в государственный контракт, предметом которого являются поставки продукции по гособоронзаказу, в части сроков исполнения такого контракта, количества (объема) и (или) видов продукции, цены контракта
в пределах основных показателей государственного оборонного заказа в случае внесения изменений в задание государственного оборонного заказа при утверждении государственного оборонного заказа на очередной год и плановый период или при уточнении государственного оборонного заказа на текущий год.

 

4. В части уточнения ответственности за невыполнение условий государственных контрактов:

 

а) рассмотреть возможность внесения дополнения статей 2012 и 2855 Уголовного кодекса Российской Федерации умышленностью деяний (наличием вины) должностных лиц, направленной на сознательное нарушение условий государственного контракта и срыв, повлекший ущерб интересам Российской Федерации;

б) уточнить в статьях 2012 и 2855 Уголовного кодекса Российской Федерации обстоятельства привлечения к уголовной ответственности должностных лиц оборонных предприятий путем установления соразмерных мер уголовной ответственности в отношении должностных лиц за невыполнение ими государственных контрактов путем увеличения суммы ущерба с 5% до 25% цены контракта, с 5 миллионов рублей до 25 миллионов рублей;

в) изложить часть 7 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ
в следующей редакции: «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства,
и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от стоимости неисполненных или ненадлежащим образом исполненных обязательств по контракту (отдельному этапу исполнения контракта), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.»;

г) дополнить Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783 «О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом», положением, предусматривающим возможность списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по отдельному этапу исполнения контракта до окончания срока исполнения контракта в целом;

д) увеличить предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 
4 июля 2018 г. № 783 «О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом», ограничения размеров общих сумм неустоек (штрафов, пеней), которые подлежат списанию, с 5% до 15%, с 20 %до 30% соответственно.

 

5. В части защиты отечественных производителей и товаров, произведенных на территории Российской Федерации:

 

а) принять постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее меры поддержки головных исполнителей (исполнителей) государственного оборонного заказа:

1) в части обеспечения высокотехнологичной продукцией иностранного производства, устанавливающее при ввозе в Российскую Федерацию высокотехнологичной продукции: изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, технологического оборудования (приборы, станки, оснастка, инструменты, запасные части и пр.), для целей исключительного использования на территории Российской Федерации конечными пользователями – головными исполнителями поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителями, участвующими
в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках выполнения государственного оборонного заказа, формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3–3.2 статьи 71 Федерального закона
«О государственном оборонном заказе», реализации инициативных НИОКР
в оборонной сфере и проектов, связанных с подготовкой производства
к созданию, модернизации, ремонту, сервисному обслуживанию вооружения, военной и специальной техники, такая высокотехнологичная продукция считается прошедшей таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с момента ввоза на территорию Российской Федерации.

2) в части освобождения от налогообложения при ввозе и реализации указанной высокотехнологичной продукции на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

3) в части установления ставки обязательной таможенной пошлины
в отношении указанной высокотехнологичной продукции в размере ноль процентов.

б) внести изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 878, в части декларирования
и документального оформления подтверждения страны происхождения товара на этапе исполнения контрактов при поставках вооружения, военной
и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже «О1» (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Заместитель председателя Комитета,
руководитель секции по военно-промышленной
политике и бюджету Экспертного совета
при Комитете Совета Федерации
по обороне и безопасности
С.Н. Муратов