Другие мероприятия

Совещание по вопросу «Об участии Российской Федерации в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности»

Рекомендации

Заслушав и обсудив доклад заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Вершинина, информацию первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Чижова, заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Б.Б. Жамсуева, представителей исполнительных органов государственной власти Российской Федерации об участии Российской Федерации в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности решил:

1. Доклад и информацию принять к сведению. Отметить, что на фоне проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации Специальной военной операции на Украине военно-политическая обстановка вокруг России становится всё более накаленной. Одновременно в различных регионах мира растет конфликтный потенциал, возникают новые очаги напряженности. Коллективный Запад своими безрассудными действиями поставил под угрозу европейскую архитектуру безопасности. Стремление США и их союзников к глобальному доминированию привело к тому, что, наряду с уже привычными для человечества вызовами, такими как международный терроризм, разработка биологического оружия, изменение климата, мир столкнулся с реальной возможностью применения ядерного оружия. Риск возникновения ядерной войны в контексте прямого столкновения России с блоком НАТО нельзя недооценивать.

Активность геополитических конкурентов России в современном мире диктует необходимость наращивания нашего участия в миротворческих операциях и военного присутствия в ряде стратегически важных регионов мира. Этот подход отражен в Концепции внешней политики России. В ней одной из основных задач внешнеполитической деятельности нашего государства заявлено продвижение курса на поддержание стратегической стабильности, укрепление международного мира и безопасности.

В настоящее время Россия находится на принципиально новом этапе своего развития. Мы демонстрируем мировому сообществу готовность бороться за свой суверенитет и желание до конца отстаивать свое право на самобытный путь развития. Россия противостоит западной гегемонии, агрессивному либерализму, расширению НАТО, созданию новых военных блоков, а также навязыванию чуждых ценностей странам и народам. Вкупе с солидным, более чем полувековым опытом участия в миротворческой деятельности это укрепляет авторитет России в глазах стран и народов, составляющих глобальное большинство.

Очевидна значимость рассмотрения вопроса в Совете Федерации, где часто озвучиваются важные предложения, которые в дальнейшем используются исполнительной властью для выработки политических и административных решений.

2. Подчеркнуть важность наращивания участия Российской Федерации в международной миротворческой деятельности, соответствие данной задачи как ее национальным интересам, так и статусу постоянного члена Совета Безопасности ООН, несущего особую ответственность за поддержание международного мира, предотвращение и урегулирование вооруженных конфликтов. Признать необходимость активизации межведомственной работы по расширению вклада Российской Федерации в миротворческую деятельность ООН с учетом национальных, политических и экономических интересов России.

3. Подчеркнуть успешное проведение Коллективными силами ОДКБ миротворческой операции в Республике Казахстан в январе 2022 года, приведшей к стабилизации внутриполитической обстановки и восстановлению правопорядка в стране. Отметить необходимость дальнейшего проведения миротворческой операции в Нагорном Карабахе, Приднестровском регионе Республики Молдова с учетом роста военнополитической напряженности в мире, в особенности по периметру границ России с государствами постсоветского пространства.

4. Рекомендовать Министерству иностранных дел Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации в рамках соответствующих полномочий:

— способствовать подключению Коллективных миротворческих сил ОДКБ к операциям ООН по поддержанию мира, для чего, в частности, принять меры к совершенствованию нормативно-правовой базы ОДКБ;

— продолжить работу по совершенствованию системы подготовки контингентов ОДКБ с учетом требований ООН к проведению миротворческих операций.

5. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству иностранных дел Российской Федерации в рамках соответствующих полномочий:

— добиваться зачисления российских воинских и полицейских подразделений в состав Резерва быстрого развертывания Системы готовности миротворческого потенциала ООН;

— проработать вопрос о расширении участия российских специалистов в операциях по гуманитарному разминированию, проводимых под эгидой ООН;

— продолжить сертификацию программ подготовки учебных центров Минобороны и МВД России в соответствии с требованиями ООН, а также с учетом необходимости проведения с личным составом политиковоспитательных мероприятий;

— осуществлять постоянный мониторинг ситуации в зонах проведения миротворческих операций с участием Российской Федерации;

— способствовать продвижению российских специалистов, особенно руководящего звена, на должности в Секретариате ООН и полевых миссиях ООН, а также других международных и региональных организаций;

— осуществлять мониторинг рассмотрения Секретариатом ООН российской заявки на проведение в октябре 2023 года сертификационных мероприятий в отношении российского курса подготовки офицеров штаба миссий ООН;

— активно использовать возможности российских и иностранных СМИ, включая глобальную сеть «Интернет», с целью формирования благоприятного и устойчивого общественного мнения о законности и правомерности действий Российской Федерации в ходе миротворческих операций, а также создания позитивного имиджа российских миротворцев;

— пресс-службам указанных ведомств на регулярной основе освещать деятельность российских миротворцев в различных миссиях за рубежом, особое значение придавать миротворческим контингентам в Приднестровском регионе Республики Молдова и Нагорном Карабахе, а также отмечать роль и значение миротворцев в предотвращении новых вооруженных конфликтов и инцидентов.

6. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству иностранных дел Российской Федерации в рамках соответствующих полномочий:

— продолжить участие в международных программах постконфликтного восстановления и международных гуманитарных операциях, в том числе в мероприятиях по содействию дружественным зарубежным государствам, пострадавшим в результате вооруженных конфликтов, террористических актов и стихийных бедствий;

— совершенствовать реализацию проектов содействия международному развитию, используя для этого потенциал центров гуманитарного реагирования и учебно-практического профиля, находящихся за рубежом.

7. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:

— взаимодействовать с вышеуказанными ведомствами в части совершенствования нормативно-правовой базы обеспечения миротворческой деятельности;

— продолжить мониторинг деятельности по подготовке российских миротворцев из числа военнослужащих, полицейских и гражданского персонала;

— оказывать правовую и другую поддержку российским воинским и полицейским контингентам, привлекаемым к участию в миротворческих операциях за пределами территории Российской Федерации.


Председатель Комитета
В.Н. Бондарев