Другие мероприятия

Совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по вопросу «Об итогах работы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по мониторингу законодательного обеспечения выполнения государственного оборонного заказа за 2020–2022 годы»

Рекомендации

Заслушав и обсудив информацию председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н.Бондарева, заместителя председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С.Н.Муратова, заместителя руководителя Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности П.А. Верника, представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об итогах работы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (далее — Комитет) по мониторингу законодательного обеспечения выполнения государственного оборонного заказа, Комитет отмечает следующее.

В условиях санкционного давления стран Запада на экономику России федеральными органами государственной власти уделяется большое значение обеспечению бесперебойной работы предприятий и учреждений оборонно-промышленного комплекса по выполнению государственного о оборонного заказа (далее — гособоронзаказ). С началом проведения специальной военной операции предприняты дополнительные меры по переводу оборонных предприятий на устойчивую работу в условиях повышенных обязательств по выпуску необходимых объемов и номенклатуры вооружения, военной и специальной техники. Особое значение при решении определенных Президентом Российской Федерации задач в рамках специальной военной операции отводится законодательному обеспечению выполнения гособоронзаказа.

В данной связи и в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере гособоронзаказа Правительством Российской Федерации реализуется ряд мер, а именно:

осуществлена оптимизация конкурентных процедур, включая сокращение сроков заключения государственных контрактов, определение ориентировочных цен, установление объема авансирования на уровне не менее 80% от цены государственного контракта;

выработаны меры и механизмы корректировки цен государственных контрактов в случае существенного изменения стоимости комплектующих, металлопроката и других материалов, применяемых в производстве продукции, поставляемой по гособоронзаказу;

внесены поправки в трудовое законодательство, позволяющие концентрировать усилия персонала на своевременном и качественном выполнении работ;

приняты меры по сокращению сроков и упрощению порядка испытаний и приемки образцов вооружений и военной техники;

упрощен порядок применения комплектующих и материалов, прежде всего, электронной компонентной базы.

Принятые меры в сочетании с другими действиями законодательной и исполнительной ветвей власти, а также усилия контрольных и надзорных органов обеспечили в рассматриваемый период (2020–2022 годы) высокий процент выполнения гособоронзаказа. Вместе с тем Комитет обращает внимание на ряд нерешенных вопросов, от которых во многом зависит эффективность работы предприятий оборонно-промышленного комплекса в целом для выполнения гособоронзаказа.

В частности, недружественными государствами продолжается постоянное введение ограничительных мер против организаций оборонно-промышленного комплекса и их контрагентов, участвующих в кооперации.

При этом в большинстве случаев информация о кооперационных цепочках является общедоступной.

Актуальным остается вопрос объединения кодов бюджетной классификации расходов, предусмотренных отдельно на закупку и на ремонт вооружения, военной и специальной техники, в целях сокращения сроков принятия решений при формировании и уточнении гособоронзаказа.

Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:

1. Информацию участников совещания принять к сведению.

2. Отметить высокий уровень взаимодействия и результативность работы, проводимой Министерством обороны Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в решении вопросов, связанных с разработкой, производством и поставками предприятиями оборонно-промышленного комплекса вооружения, военной и специальной техники для выполнения поставленных перед силовым блоком задач.

3. Рекомендовать:

3.1. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:

а) принятия мер по ограничению доступа к информации:

о поставщиках и производителях электронной компонентной базы и комплектующих, применяемых при изготовлении и ремонте вооружения, военной и специальной техники;

о ввозимом оборудовании, материалах, продукции, комплектующих и изделиях электронной компонентной базы, применяемых при изготовлении продукции, необходимой для обеспечения беспрепятственного выполнения повышенных обязательств по гособоронзаказу;

б) установления единого кода бюджетной классификации расходов на закупку и ремонт вооружения, военной и специальной техники по гособоронзаказу;

3.2. Министерству обороны Российской Федерации рассмотреть возможность включения представителя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в состав рабочей группы, осуществляющей контроль остатков денежных средств на отдельных счетах головных исполнителей по гособоронзаказу для принятия при необходимости решений об их перераспределении.

4. Продолжить практику привлечения специалистов государственных органов управления, научных учреждений и интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса для экспертной оценки состояния законодательства в сфере обороны и безопасности Российской Федерации, а также подготовки предложений по совершенствованию действующей нормативной правовой базы в указанной сфере деятельности.

5. Руководителю секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности организовать работу по актуализации состава указанной секции (до 1 июня 2023 года).

6. Аппарату Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с секцией по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности:

подготовить проект обращения заинтересованным федеральным органам исполнительной власти по актуализации сведений о реализации рекомендаций постановления Совета Федерации от 10 ноября 2021 года № 476-СФ «О перспективных направлениях развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» (до 7 апреля 2023 года);

продолжить практику информирования Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности о работе секции Экспертного совета секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности по актуальным вопросам нормативно-правового обеспечения оборонно-промышленного комплекса.


Председатель Комитета
В.Н. Бондарев