Другие мероприятия

О нормативно-правовом обеспечении функционирования мобилизационных людских резервов в Вооруженных Силах Российской Федерации

Порядок проведения

Место проведения: ул. Б. Дмитровка, д. 26, Москва, зал 802 «кр.».

Время проведения: 11.00 – 11.50, 3 октября 2022 года.

1. Открытие совещания (до 3 минут).

МАРТЫНОВ Сергей Александрович, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

2. Доклад по теме совещания (до 15 минут).

контр-адмирал ЦИМЛЯНСКИЙ Владимир Викторович, начальник
4 управления Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Дополнения по теме совещания (до 5 минут):

полковник внутренней службы ДМИТРИЕВ Игорь Владимирович, начальник Мобилизационного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

СЕВОДНЯСЕВ Илья Валерьевич, заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа Министерства финансов Российской Федерации;

полковник юстиции СИМОНОВ Дмитрий Игоревич, заместитель начальника управления надзора за исполнением законов органами военного управления воинскими частями и учреждениями (2 управления) Военной прокуратуры Российской Федерации.

4. Обсуждение выступлений (до 10 минут).

5. Принятие итогового документа (до 5 минут).

6. Заключительное слово (до 2 минут).

МАРТЫНОВ Сергей Александрович, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Рекомендации

Заслушав и обсудив информацию о нормативно-правовом обеспечении функционирования мобилизационных людских резервов в Вооруженных Силах Российской Федерации Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности (далее – Комитет) отмечает следующее.

Правовые и организационные основы создания мобилизационного людского резерва регламентированы федеральными законами Российской Федерации, в которые Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва» внесены необходимые изменения.

Порядок функционирования мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов установлен правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными актами Правительства Российской Федерации.

В настоящее время выработана система подготовки резервистов, предусматривающая одиночную подготовку и подготовку в составе подразделения воинской части. Граждане, заключившие контракт на пребывание в резерве, обеспечены формой одежды из состава войскового комплекта полевого обмундирования. Соединения и воинские части, комплектуемые резервистами, обеспечены вооружением, военной техникой и материальными средствами.

Мобилизационный людской резерв является наиболее подготовленной частью Вооруженных Сил Российской Федерации.

Наличие мобилизационного людского резерва позволяет сократить время приведения воинской части, подразделения в готовность к ведению боевых действий на 25 – 30 процентов.

Вместе с тем практикой функционирования мобилизационного людского резерва в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках были выявлены факторы, сдерживающие граждан заключать контракты на пребывание в резерве.

К таким факторам относятся:

низкий уровень денежных выплат резервистам;

отсутствие мер социального стимулирования граждан к поступлению в резерв;

незаинтересованность работодателей направлять работников в резерв;

отсутствие правовых норм, обязывающих отдельные категории граждан поступать в резерв, а также совмещать по ряду должностных признаков трудовую деятельность с нахождением в резерве.

Устранение негативных факторов функционирования мобилизационного людского резерва может быть достигнуто:

приданием резервистам на время сборов статуса военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

увеличением объемов денежных выплат резервистам;

привлечением к заключению контрактов на пребывание в резерве казаков и сотрудников частных охранных предприятий;

расширением перечня льгот и социальных гарантий резервистам и членам их семей (включая дополнительные денежные выплаты, отпуска и медицинское обеспечение в военно-медицинских организациях);

совершенствованием трудовых отношений работников-резервистов и работодателей, применением других мер поддержки таких организаций.

Учитывая изложенное Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:

1. Информацию о нормативном правовом обеспечении функционирования мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации принять к сведению.

2. Поддержать деятельность Министерства обороны Российской Федерации по дальнейшему совершенствованию правового регулирования формирования и подготовки мобилизационного людского резерва как важнейшего элемента обеспечения высокой боевой готовности соединений, воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных средств на повышение денежных выплат гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве Вооруженных Сил Российской Федерации.

4. Предложить Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий рассмотреть возможность участия в мероприятиях подготовки мобилизационного людского резерва, проводимых Министерством обороны Российской Федерации, начиная с 2023 года.

5. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации, совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации сосредоточить усилия на соблюдении установленных социальных гарантий гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве и рассмотреть возможность их повышения.

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации продолжить работу по привлечению граждан к заключению контрактов с Министерством обороны Российской Федерации на пребывание в мобилизационном людском резерве, рассмотреть возможность осуществления дополнительных мер поддержки резервистов.

7. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности продолжить мониторинг нормативного правового регулирования функционирования мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации.

Председатель Комитета
В.Н. Бондарев