Другие мероприятия

Совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «О готовности муниципальных районов к исполнению новых бюджетных обязательств, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов»

Порядок проведения совещания

Место проведения: в режиме видео-конференц-связи
(ул. Б. Дмитровка, д. 26, Москва зал 802 «кр.»).

Время проведения: 10.30 – 11.30, 12 апреля 2022 года.

1. Открытие совещания (до 3 минут).

РАКИТИН Александр Васильевич, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

2. Доклад по теме совещания (до 15 минут).

СУПРУНОВСКИЙ Анатолий Михайлович, заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

3. Выступления по теме совещания (до 5 минут):

а) ГРИБЕННИКОВ Андрей Николаевич, директор Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

б) ВЕНГЛИНСКИЙ Алексей Викторович, заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства;

в) КОЛЕСОВ Роман Андреевич, первый заместитель Губернатора Иркутской области;

г) ПРОКОШЕВ Игорь Юрьевич, начальник управления защиты населения и территорий администрации Губернатора и правительства Кировской области.

4. Обсуждение выступлений (до 15 минут).

5. Принятие итогового документа (до 5 минут).

6. Заключительное слово (до 2 минут).

РАКИТИН Александр Васильевич, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.


Руководитель аппарата Комитета
Ю.А. Калиниченко

Рекомендации

Заслушав и обсудив информацию о готовности муниципальных районов к исполнению новых бюджетных обязательств, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности (далее – Комитет) отмечает следующее.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из приоритетных задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и регулируется Федеральными законами «О пожарной безопасности»[1], «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»[2].

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов[3], в числе которых установлена реализация полномочий по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности, что закрепляется нормативными актами органов местного самоуправления.

Территории в границах муниципальных районов за границами городских и сельских поселений представляют собой географические ландшафты, которые в свою очередь понимаются как однородные по происхождению и развитию территории, с присущими им специфическими природными ресурсами[4].

С декабря 2020 года в Российской Федерации появилось понятие «ландшафтный (природный) пожар» как неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта, а также понятие «лесной пожар» как разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу.

Полномочия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в части тушения пожаров строго определены законодательством и не реализуются в лесах в границах муниципальных районов за границами городских и сельских поселений.

На территории Российской Федерации в состав 20 303 муниципальных образований включены 1609 муниципальных района[5].

По итогам 2021 года в регионах Российской Федерации 95,6% территории пройденной огнем пришлось на земли лесного фонда, находящиеся в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов. В Республике Саха (Якутия) – 82,6%, Иркутской области – 3,8%, Чукотском автономном округе – 2,3%, Магаданской области – 2,0%, Тюменской области – 1,8%, Камчатском крае – 1,6%, Хабаровском крае – 1,5%.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности», в целом вступивший в силу с момента его официального опубликования, определил срок начала реализации положений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и созданию муниципальной пожарной охраны в муниципальных районах с 1 января 2022 года.

Оценить готовность муниципальных районов к исполнению новых бюджетных обязательств, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов
за границами городских и сельских населенных пунктов возможно лишь в рамках соответствующих проверок.

При этом следует отметить, что плановые проверки за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также и их должностных лиц не будут проводиться в 2022 году[6].

Вместе с тем в течение 2021 года Комитетом был проведен анализ готовности муниципальных районов к исполнению новых бюджетных обязательств[7], который показал практическое отсутствие планирования органами местного самоуправления финансовых расходов на реализацию вопроса местного значения «обеспечение первичных мер пожарной безопасности», а также реализацию права органов местного самоуправления муниципальных районов по созданию муниципальной пожарной охраны.

Кроме того, по информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, при осуществлении территориальными и специализированными прокурорами надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров повсеместно пресекалось бездействие органов местного самоуправления по защите от возгораний территорий муниципальных образований, примыкающих к лесному фонду. Прокурорского вмешательства требовали факты недостаточного финансирования противопожарных мероприятий, необеспечения населенных пунктов источниками наружного водоснабжения, невыполнения работ по прокладке и содержанию противопожарных разрывов и минерализованных полос, захламления территорий населенных пунктов горючими материалами (Республика Саха (Якутия), Красноярский, Приморский края, Амурская, Архангельская, Иркутская, Курганская, Омская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и др.).

В данной связи Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:

1. Информацию о готовности муниципальных районов к исполнению новых бюджетных обязательств, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов принять к сведению.

2. Отметить важность и актуальность для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления регулирования правовых отношений в области обеспечения пожарной безопасности в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности», разработанного Правительством Российской Федерации в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края».

3. Рекомендовать Министерству Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

продолжить в целях подготовки объектов и территорий к летнему пожароопасному сезону 2022 года практику проведение проверок, касающихся соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности (реализации полномочий в области пожарной безопасности) в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в порядке исполнения протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период» от 19 января 2022 года, утвержденного Президентом Российской Федерации 27 января 2022 года № Пр-195;

оказать методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в части разъяснения порядка и правил реализации положений Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности».

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценить достаточность и рассмотреть возможность полного обеспечения потребности финансирования для осуществления полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления:

обеспечить неукоснительное исполнение полномочий по реализации первичных мер пожарной безопасности;

не допускать выделения земельных участков под строительство в противопожарных расстояниях на границе с лесом.

6. Продолжить мониторинг правоприменения положений Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности» в части исполнения органами местного самоуправления бюджетных обязательств, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.

Председатель Комитета
В.Н.Бондарев


[1] Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

[2] Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

[3] Введены Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности».

[4] Словарь терминов по физической географии сайта Института географии РАН.

[5] Данные Росстата «Число муниципальный образований по субъектам Российской Федерации по состоянию на 1 января 2021 года».

[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

[7] Информация Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по вопросу исполнения поручения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (выписка из протокола № 617/7 от 16 декабря 2020 года).