Порядок проведения совещания
Место
проведения: в режиме видео-конференц-связи
(ул. Б. Дмитровка,
д. 26, Москва зал 802 «кр.»).
Время проведения: 10.30 – 11.30, 12 апреля 2022 года.
1. Открытие совещания (до 3 минут).
РАКИТИН Александр Васильевич, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
2. Доклад по теме совещания (до 15 минут).
СУПРУНОВСКИЙ Анатолий Михайлович, заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.
3. Выступления по теме совещания (до 5 минут):
а) ГРИБЕННИКОВ Андрей Николаевич, директор Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
б) ВЕНГЛИНСКИЙ Алексей Викторович, заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства;
в) КОЛЕСОВ Роман Андреевич, первый заместитель Губернатора Иркутской области;
г) ПРОКОШЕВ Игорь Юрьевич, начальник управления защиты населения и территорий администрации Губернатора и правительства Кировской области.
4. Обсуждение выступлений (до 15 минут).
5. Принятие итогового документа (до 5 минут).
6. Заключительное слово (до 2 минут).
РАКИТИН Александр Васильевич, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
Руководитель аппарата Комитета
Ю.А.
Калиниченко
Рекомендации
Заслушав и обсудив информацию о готовности муниципальных районов к исполнению новых бюджетных обязательств, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности (далее – Комитет) отмечает следующее.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из приоритетных задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и регулируется Федеральными законами «О пожарной безопасности»[1], «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»[2].
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов[3], в числе которых установлена реализация полномочий по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности, что закрепляется нормативными актами органов местного самоуправления.
Территории в границах муниципальных районов за границами городских и сельских поселений представляют собой географические ландшафты, которые в свою очередь понимаются как однородные по происхождению и развитию территории, с присущими им специфическими природными ресурсами[4].
С декабря 2020 года в Российской Федерации появилось понятие «ландшафтный (природный) пожар» как неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта, а также понятие «лесной пожар» как разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу.
Полномочия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в части тушения пожаров строго определены законодательством и не реализуются в лесах в границах муниципальных районов за границами городских и сельских поселений.
На территории Российской Федерации в состав 20 303 муниципальных образований включены 1609 муниципальных района[5].
По итогам 2021 года в регионах Российской Федерации 95,6% территории пройденной огнем пришлось на земли лесного фонда, находящиеся в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов. В Республике Саха (Якутия) – 82,6%, Иркутской области – 3,8%, Чукотском автономном округе – 2,3%, Магаданской области – 2,0%, Тюменской области – 1,8%, Камчатском крае – 1,6%, Хабаровском крае – 1,5%.
Федеральный закон от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности», в целом вступивший в силу с момента его официального опубликования, определил срок начала реализации положений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и созданию муниципальной пожарной охраны в муниципальных районах с 1 января 2022 года.
Оценить готовность муниципальных районов к исполнению новых бюджетных обязательств, связанных с обеспечением первичных мер
пожарной безопасности в границах муниципальных районов
за границами городских и сельских населенных пунктов возможно лишь в рамках
соответствующих проверок.
При этом следует отметить, что плановые проверки за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также и их должностных лиц не будут проводиться в 2022 году[6].
Вместе с тем в течение 2021 года Комитетом был проведен анализ готовности муниципальных районов к исполнению новых бюджетных обязательств[7], который показал практическое отсутствие планирования органами местного самоуправления финансовых расходов на реализацию вопроса местного значения «обеспечение первичных мер пожарной безопасности», а также реализацию права органов местного самоуправления муниципальных районов по созданию муниципальной пожарной охраны.
Кроме того, по информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, при осуществлении территориальными и специализированными прокурорами надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров повсеместно пресекалось бездействие органов местного самоуправления по защите от возгораний территорий муниципальных образований, примыкающих к лесному фонду. Прокурорского вмешательства требовали факты недостаточного финансирования противопожарных мероприятий, необеспечения населенных пунктов источниками наружного водоснабжения, невыполнения работ по прокладке и содержанию противопожарных разрывов и минерализованных полос, захламления территорий населенных пунктов горючими материалами (Республика Саха (Якутия), Красноярский, Приморский края, Амурская, Архангельская, Иркутская, Курганская, Омская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и др.).
В данной связи Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:
1. Информацию о готовности муниципальных районов к исполнению новых бюджетных обязательств, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов принять к сведению.
2. Отметить важность и актуальность для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления регулирования правовых отношений в области обеспечения пожарной безопасности в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности», разработанного Правительством Российской Федерации в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края».
3. Рекомендовать Министерству Российской
Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий:
продолжить в целях подготовки объектов и территорий к летнему пожароопасному сезону 2022 года практику проведение проверок, касающихся соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности (реализации полномочий в области пожарной безопасности) в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в порядке исполнения протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период» от 19 января 2022 года, утвержденного Президентом Российской Федерации 27 января 2022 года № Пр-195;
оказать методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в части разъяснения порядка и правил реализации положений Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности».
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценить достаточность и рассмотреть возможность полного обеспечения потребности финансирования для осуществления полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления:
обеспечить неукоснительное исполнение полномочий по реализации первичных мер пожарной безопасности;
не допускать выделения земельных участков под строительство в противопожарных расстояниях на границе с лесом.
6. Продолжить мониторинг правоприменения
положений Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования деятельности в области пожарной безопасности» в части
исполнения органами местного самоуправления бюджетных обязательств, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных
районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Председатель Комитета
В.Н.Бондарев
[1] Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
[2] Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
[3] Введены Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности».
[4] Словарь терминов по физической географии сайта Института географии РАН.
[5] Данные Росстата «Число муниципальный образований по субъектам Российской Федерации по состоянию на 1 января 2021 года».
[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
[7] Информация Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по вопросу исполнения поручения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (выписка из протокола № 617/7 от 16 декабря 2020 года).