Другие мероприятия

Совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «О ходе построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа (на примере Курской области)»

Место проведения: в режиме видео-конференц-связи (ул. Б. Дмитровка, д. 26, Москва зал 802 «красный»)
Дата: 1 марта 2022 года.
Время: 10.30 – 11.30.

1. Открытие совещания (до 2 минут).

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

2. Доклад по теме совещания (до 15 минут).

ГОРБУНОВ Михаил Николаевич, председатель комитета региональной безопасности Курской области.

3. Выступления по теме совещания (до 7 минут):

а) БОНДАР Александр Иванович, директор Департамента образовательной и научно-технической деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

б) ПАНЮШИН Денис Борисович, врио начальника Управления информационных технологий Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации;

в) ЧИЖИКОВ Александр Алексеевич, начальник отдела организации функционирования коммуникационной инфраструктуры и электронного взаимодействия – заместитель начальника управления информационных технологий и защиты информации Департамента цифрового развития и защиты информации Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

На вопросы сенаторов могут дать ответы представители федеральных органов исполнительной власти:

БУРЛАКОВ Павел Иванович, врио директора Департамента развития облачных сервисов и управления данными Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

ДУК Евгений Иванович, начальник отдела по внедрению решений «Умный город» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

ЗАББАРОВ Александр Игоревич, заместитель директора Департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;

ИГЛЕСИАС-АЛОНСО Антонио Феликсович, заместитель директора Департамента цифровизации и управления делами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

ПОПЛАУХИН Дмитрий Александрович, директор Департамента цифрового развития Министерства транспорта Российской Федерации;

ФЕРАПОНТОВ Алексей Викторович, заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, член Совета главных конструкторов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»;

ЯСИНЕНКО Дмитрий Валерьевич, прокурор отдела управления по надзору за соблюдением прав граждан, интересов государства и общества Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

4. Обсуждение выступлений (до 15 минут).

5. Принятие итогового документа (до 5 минут).

6. Заключительное слово (до 2 минут).

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Рекомендации

Заслушав информацию о ходе построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город», Комплекс) в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа (на примере Курской области), Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности отмечает следующее.

На территории Курской области мероприятия по построению и развитию АПК «Безопасный город» реализуются в составе комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее – КСОБЖН) на базе унифицированного специального программного обеспечения Системы-112.

Нормативную базу построения и развития Комплекса составили распоряжение Губернатора Курской области[1], распоряжение Администрации Курской области[2], протокольные решения постоянно действующей межведомственной рабочей группы по построению в Курской области КСОБЖН, внедрению и развитию АПК «Безопасный город» на территориях муниципальных образований, а также нормативные документы муниципальных образований.

По государственным контрактам 2018–2020 годов в Курской области были созданы функциональные подсистемы КСОБЖН в которых осуществляются информационный, пожарный, космический, химический, экологический, навигационный, радиационный, объектов ЖКХ и ТЭК, лесопожарный, видеонаблюдения и видеофиксации, метеорологический и геоинформационный мониторинги.

С 2020 года в Курской области функционирует Центр управления регионом, осуществляющий координацию работ по мониторингу и обработке всех видов сообщений (жалоб) от граждан, поступающих в органы исполнительной власти Курской области, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации по всем каналам связи, в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства. Операторы Центра управления регионом осуществляют передачу зарегистрированного сообщения в отраслевые комитеты государственной и муниципальной власти с целью их оперативного решения.

В 2021 году в целях повышения безопасности населения, проживающего в многоквартирных домах, были массово установлены цифровые домофоны с функцией видеофиксации лиц, входящих в подъезды и выходящих из них.

Финансирование построения и развития КСОБЖН АПК «Безопасный город» осуществляется в рамках государственной программы Курской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» в объемах свыше 20 млн рублей ежегодно. В 2022 году предусмотрены финансовые средства в размере 21886,725 тыс. рублей. Аналогичная сумма планируется к выделению в 2023 году.

Вместе с тем ряд руководителей органов местного самоуправления Курской области не планируют или планируют в минимальных объемах финансовые средства на реализацию мероприятий АПК «Безопасный город», а также допускают их неосвоение.

В 2021 году на развитие Комплекса не планировались финансовые средства в Тимском районе, г. Щигры. Минимальные объемы финансовых средств были выделены и освоены в Большесолдатском (53,7 тыс. рублей), Мантуровском (45,3 тыс. рублей), Медвенском (50,8 тыс. рублей), Октябрьском (130,9 тыс. рублей) районах. Запланированы, но фактически не освоены финансовые средства в Беловском, Курчатовском, Поныровском, Пристенском, Фатежском районах.

Причины сложившегося положения могут быть связаны с отсутствием у органов местного самоуправления права самостоятельно принимать новые расходные обязательства, не установленные федеральными нормативными правовыми актами.

В данной связи Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:

1. Информацию о ходе построения и развития АПК «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации на примере Курской области приять к сведению.

2. Поддержать как действенную альтернативную, в условиях отсутствия нормативных актов федерального уровня, практику органов государственной власти Курской области по построению и развитию на территории субъекта Российской Федерации АПК «Безопасный город» в составе КСОБЖН с учетом реализации пилотного проекта и продолжения подобной практики в субъектах Российской Федерации входящих в состав Центрального федерального округа.

3. Отметить важность и актуальность для субъектов Российской Федерации проводимой МЧС России работы по подготовке проекта федерального закона «О единой системе информационно-аналитического обеспечения безопасности среды жизнедеятельности и общественного порядка „Безопасный город“ и результатов НИОКР „Безопасный город“, предусматривающих внедрение единых стандартов и технических решений.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

предусмотреть в правовом регулировании построения и развития АПК «Безопасный город» надлежащий уровень информатизации единых дежурно-диспетчерских служб (далее – ЕДДС) как единственного органа повседневного управления системы РСЧС на муниципальном уровне, проработку технических решений по автоматизации деятельности ЕДДС средствами АПК «Безопасный город» с интеграцией данных в мониторинговые центры субъектов Российской Федерации;

обеспечить, актуализацию организационно-методических и нормативно-правовых документов, действующих на региональном и муниципальном уровнях, направленных на расширение пространства межсистемного и межведомственного взаимодействия, увеличение количества средств объективного контроля с централизованной передачей данных в контур АПК «Безопасный город» и, как следствие, создание устойчивого механизма принятия управленческих решений в сфере реагирования на кризисные ситуации и происшествия;

обеспечить реализацию правового регулирования общественных отношений, возникающих при создании, эксплуатации, развитии
и модернизации АПК «Безопасный город», а также вопросы информационного взаимодействия систем, содержащих
и обрабатывающих информацию в сфере безопасности среды жизнедеятельности и общественного порядка, путём всесторонней качественной проработки актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации норм разрабатываемого законодательства.

5. Рекомендовать Министерству Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

провести ознакомление руководителей и специалистов субъектов Российской Федерации с решениями, реализованными на Испытательном (демонстрационном) стенде АПК «Безопасный город», в целях информирования о возможностях и ожидаемом эффекте
от внедрения указанных решений в субъектах Российской Федерации;

спланировать и провести мероприятия по оказанию методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по построению и развитию АПК «Безопасный город».

6. Рекомендовать органам исполнительной власти Курской области в ходе развития КСОБЖН АПК «Безопасный город» предусмотреть:

возможность сопряжения систем АПК «Безопасный город» с системой радиационного мониторинга обстановки на территории Российской Федерации;

проверку (тестирование) логики информационного взаимодействия в случае техногенных аварий (радиационной аварии на Курской АЭС) на одном из этапов тестирования АПК «Безопасный город».

7. Продолжить мониторинг нормативно-правового обеспечения внедрения и использования информационных систем в области обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасной среды жизнедеятельности.



[1] Распоряжение Губернатора Курской области от 23 апреля 2015 года № 273-рг «Об утверждении Концепции построения и развития АПК „Безопасный город“ на территории Курской области».

[2] Распоряжение Администрации Курской области от 5 мая 2015 года № 327-ра «Об организации работы по построению в Курской области КСОБЖН, внедрению и развитию АПК „Безопасный город“ на территориях муниципальных образований Курской области».