Другие мероприятия

Совместное совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета Совета Федерации по социальной политике на тему «О целесообразности создания специализированного государственного органа по обеспечению интересов детей и взысканию средств на их содержание (с учетом опыта иностранных государств)»

Порядок проведения

Дата: 21 сентября 2021 года

Начало: 11.30

Место проведения:

г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 26, зал 802 (»красный» зал)

РЕГЛАМЕНТ:

— три вступительных слова – по 3 минуты

— доклад – до 10 минут

— содоклад – до 10 минут

— выступления — до 5 минут

Заседание провести до 12:30

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:

Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич

Председатель Комитета Совета Федерации по науке,

образованию и культуре

ГУМЕРОВА Лилия Салаватовна

член Комитета Совета Федерации по социальной политике, Полномочный представитель Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

ЛЬВОВА-БЕЛОВА Мария Алексеевна

ДОКЛАД

заместитель директора Департамента демографической и семейной политики Министерства труда Российской Федерации

СЕМЕНОВА Елена Алексеевна

СОДОКЛАД

директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России

ФАЛЬКОВСКАЯ Лариса Павловна

ВЫСТУПЛЕНИЯ:

Директор Департамента Бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты Министерства финансов Российской Федерации

КУРБАНОВ Курбан Темирланович

директор Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных и судебных актов

ВУКОЛОВ Всеволод Львович

заместитель начальника Управления по организации исполнительного производства

ЖЕЛУДКОВ Дмитрий Владимирович

заместитель начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России

ГАЙДОВ Вадим Борисович

начальник отдела управления по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства

БУГАЕВА Дария Павловна

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ, ЗАКРЫТИЕ ЗАСЕДАНИЯ

Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич

 

Рекомендации

Заслушав доклад и выступления участников совместного совещания Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитет Совета Федерации по социальной политике, отмечают следующее.

Защита прав ребенка – одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего, причинение ему вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав. В настоящее время функции по защите основных прав и интересов детей осуществляются целой системой госорганов.

Минпросвещения России является органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.

Минпросвещения России, в структуре которого создан специализированный Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей, осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Функции опеки и попечительства в настоящее время находятся в совместном ведении Минтруда России и Минпросвещения России.

Органы опеки и попечительства, как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляют защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

При этом функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения осуществляет Минтруд России.

Органы прокуратуры занимают чрезвычайно важное положение в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних представляет собой самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, охватывает самый широкий спектр работы прокурора и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение и предупреждение преступности детей.

Защита прав несовершеннолетних детей является одним из основных направлений деятельности Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.

В пределах предоставленных полномочий на постоянной основе Службой ведется активная работа по целому комплексу исполнительных производств, непосредственно затрагивающих интересы детей. Это взыскание алиментов, исполнение судебных решений об отобрании ребенка, определении места жительства и порядка общения с ребенком, а также о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Поскольку алименты зачастую являются единственным источником содержания несовершеннолетних детей, особое внимание уделяется исполнению именно этой категории исполнительных документов.

Особенности и обязанности, которые имеет МВД России, состоят в том, что оно принимают непосредственное участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, которые, например, проживали в неблагополучной семье и не получили должное воспитание и образование, так как родители не выполняли свои прямые обязанности. Кроме того, социальная система государственных органов подразумевает участие в проведении защитного мероприятия и со стороны Комиссии по делам несовершеннолетних.

Уполномоченный по правам ребенка занимает особое место во внутригосударственной системе гарантий. Пилотный проект по созданию института уполномоченных по правам ребенка был запущен в России в
 1998 году Министерством труда и социального развития Российской Федерации при поддержке ЮНИСЕФ.

Должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка была учреждена 1 сентября 2009 года Указом Президента Российской Федерации № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов детей.

27 декабря 2018 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации», который определил в итоге особенности правового положения, основные задачи и расширил полномочия института уполномоченного.

30 ноября 2020 года в ходе заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи
и детей Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко предложила рассмотреть Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в качестве структуры, которая полностью отвечала бы за «комплексное администрирование вопросов семейной политики».

В итоговом Решении Совета Правительству Российской Федерации рекомендовано:

«проработать вопрос об определении федерального органа исполнительной власти, координирующего реализацию государственной политики в сфере защиты семьи и детства, разработку мер социальной поддержки семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактики семейного неблагополучия;

рассмотреть возможность определения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в качестве вышеназванного федерального органа исполнительной власти, а также переименования в Министерство труда, социальной защиты и семейной политики Российской Федерации».

Такой единый орган должен обеспечить и демографическую безопасность страны, так как основные факторы, которые влияют на решение супружеских пар о рождении ребенка, это — благосостояние семьи, качество жизни, социальная защищенность, уровень безработицы и другие.

Идея создания единого ведомства, ответственного за реализацию государственной политики в сфере защиты семьи и детей, поддержана руководством страны. Президент Российской Федерации по итогам данного заседания утвердил перечень поручений Правительству Российской Федерации, в числе которых — до 1 июля текущего года «рассмотреть вопрос об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты семьи и детей, опеки и попечительства, по разработке мер социальной поддержки семей с детьми, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике семейного неблагополучия».

Таким образом, институт обеспечения интересов детей в Российской Федерации характеризуется:

— значительным количеством вовлеченных в данный процесс государственных органов и общественных организаций, выполняющих отдельные функции и обладающих специализированными полномочиями;

— интенсивным межотраслевым взаимодействием;

— отсутствием четкой единой вертикали управления процессом.

Учитывая изложенное и отмечая необходимость дальнейшего совершенствования правовых механизмов обеспечения и защиты интересов детей, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитет по социальной политике р е ш и л и:

1. Информацию о целесообразности создания специализированного государственного органа по обеспечению интересов детей и взысканию средств на их содержание, с учетом опыта иностранных государств, принять к сведению.

2. Рекомендовать:

2.1. Правительству Российской Федерации:

активизировать деятельность по определению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты семьи и детей, опеки и попечительства, по разработке мер социальной поддержки семей с детьми, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике семейного неблагополучия;

поручить уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации:

— рассмотреть целесообразность создания специализированного государственного органа по обеспечению интересов детей и взысканию средств на их содержание и, при необходимости, подготовить соответствующие предложения;

— максимально обеспечить, при разработке государственных программ, включение мероприятий, направленных на защиту интересов детей;

— предусмотреть комплекс мер, направленных на увеличение финансирования объема социальной рекламы, выпускаемой субъектами рекламной деятельности, направленной на воспитание у граждан Российской Федерации приверженности к традиционным семейным ценностям, ответственности за воспитание и материальное содержание детей, нетерпимости к должникам – злостным неплательщикам алиментов, созданию моральных стимулов к погашению задолженности в добровольном порядке, на решение общей задачи по созданию благоприятных условий жизни подрастающего поколения;

— проработать вопрос о наделении ФССП России полномочиями по хранению и аналитическому учету биометрических данных физических лиц,
по оконченным исполнительным производствам, в первую очередь ранее находившихся в розыске за неоплату алиментных платежей.

2.2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации активизировать работу по созданию рабочей группы по исполнению поручений по итогам заседания Совета при Президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей (Пр-355 от 5 марта 2021 года), предусмотрев включение в состав рабочей группы сенаторов Российской Федерации.

2.3. Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации продолжить работу по
 подготовке законопроектов, предусматривающих поэтапное введение в
 целях безусловного обеспечения исполнения судебных решений о взыскании алиментов и нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов электронного взаимодействия по вопросам назначения и взыскания алиментов между участниками соответствующих правоотношений, включая заявителей, заинтересованные органы власти и организации (в том числе кредитные).

2.4. Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации:

подготовить предложения о целесообразности более активного применения в отношении недобросовестных должников, в том числе по алиментным платежам, принудительных работ, определив принудительные работы как самостоятельный вид наказания (исключив их альтернативу лишению свободы), а также увеличение срока исправительных и принудительных работ в санкции до двух лет;

проработать возможность введения процедуры обязательной выплаты алиментных платежей (иных пособий) из федерального бюджета (специального фонда) с обязательным последующим возмещением соответствующих финансовых средств за счет должников.

3. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике:

определить состав сенаторов Российской Федерации для участия
в работе рабочей группы по определению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты семьи и детей, опеки и попечительства, по разработке мер социальной поддержки семей с детьми, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике семейного неблагополучия;

в период весенней сессии 2022 года продолжить мониторинг нормативно-правового регулирования сферы обеспечения интересов детей и взыскания средств на их содержание (по вопросам ведения).