Место проведения:
зал 802
«красный» (ул. Б. Дмитровка,
д. 26, Москва).
Дата: 13 апреля 2021 года.
Время: 10.00 – 11.00.
1. Открытие совещания.
БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
2. Доклад по теме совещания.
СТЕПАНКО Дмитрий Анатольевич — заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации.
3. Выступления по теме совещания:
3.1) ПЕРЕСАДИН Михаил Александрович — заместитель директора Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
3.2) НОВГОРОДОВ Алексей Анатольевич — заместитель руководителя федерального агентства воздушного транспорта;
3.3) СЕЛИВАНОВ Вячеслав Федорович – начальник управления артиллерийского вооружения Департамента техники и вооружения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
4. Обсуждение выступлений, ответы на вопросы.
5. Обсуждение итогового документа.
6. Заключительное слово.
БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
Список приглашенных на совещание Комитета по вопросу «О государственном регулировании вопросов безопасности использования
беспилотных воздушных судов. Защищенность граждан и территорий в случае их
применения»
13 апреля 2021 года, 10.00, зал 802
«красный»
Министерство транспорта Российской Федерации | |||
Департамент государственной политики в области | |||
1. | СТЕПАНКО |
| заместитель директора Департамента |
Федеральное агентство воздушного транспорта | |||
2. | НОВГОРОДОВ |
| заместитель руководителя Росавиации |
3. | ШАЙКАМАЛОВ |
| начальник Управления инспекции по безопасности полетов |
4. | ЛЕГЧЕНКОВ |
| заместитель начальника Управления организации использования воздушного пространства |
Министерство обороны Российской Федерации | |||
5. | НОВИКОВ |
| начальник беспилотной авиации |
Министерство внутренних дел Российской Федерации | |||
6. | ШИРОКОВ |
| заместитель начальника управления связи Департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД России |
7. | ЖИЖИН |
| заместитель начальника отдела организации охраны общественного порядка Главного управления на транспорте МВД России |
8. | РЫЖОВ |
| ведущий эксперт административно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | |||
Управление авиации и авиационно-спасательных технологий | |||
9. | МЕЖУЕВ |
| Начальник отдела организации применения беспилотных авиационных систем |
Министерство промышленности и торговли | |||
10. | ПЕРЕСАДИН |
| заместитель директора Департамента авиационной промышленности |
Федеральная служба войск национальной гвардии | |||
11. | КОНОВАЛОВ |
| начальник Главного управления авиации |
12. | СЕЛИВАНОВ |
| начальник управления артиллерийского вооружения Департамента техники и вооружения |
13. | ДЕРКАЧ |
| начальник группы радиоразведки — заместитель начальника отдела специальных средств получения информации Главного управления сил специального назначения |
Федеральная служба безопасности Российской Федерации | |||
14. | КИРСАНОВ |
| заместитель начальника Управления Авиации |
АО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей“ | |||
15. | ГАПОТЧЕНКО |
| заместитель директора департамента систем и средств ОРВД и ГЛОНАСС – начальник отдела комплексного планирования |
ООО «Аэромакс» | |||
16. | ГУРЬЕВ |
| заместитель Генерального директора по правовым вопросам. |
АО «Кронштадт» | |||
17. | ЛЫСОГОРСКИЙ |
| заместитель Генерального директора |
Решение совещания на тему «О государственном регулировании
вопросов безопасности использования беспилотных воздушных судов. Защищенность
граждан и территорий в случае их применения»
Заслушав и обсудив информацию о государственном регулировании вопросов безопасности использования беспилотных воздушных судов, защищенности граждан и территорий в случае их применения Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности отмечает следующее.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации повышение уровня антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов страны, объектов жизнеобеспечения населения, а также транспортной безопасности является одними из главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу.
Нарастание угроз совершения противоправных действий с применением беспилотных воздушных судов, в том числе террористической направленности, а также угроз, связанных с противоправным применением радиотехнических средств воздействия на каналы управления, системы навигации беспилотных воздушных судов и одновременно – пилотируемых воздушных судов, ставят задачу построения комплексной системы регулирования использования беспилотной авиации.
В первоочередной защите нуждаются организации оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, места массового пребывания людей и другие важные и потенциально опасные объекты.
Государством непрерывно проводится уточнение положений законодательного регулирования применения беспилотных авиационных систем и (или) их элементов. Наращиваются технические возможности по предотвращению противозаконного использования беспилотных воздушных судов.
МВД России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, Росгвардии и ФСИН России предоставлено право пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве посредством подавления сигналов дистанционного управления ими, а также посредством повреждения или уничтожения.
Вооруженные Силы Российской Федерации вправе применять оружие и боевую технику для пресечения полетов беспилотных воздушных судов при наличии достоверной информации о возможном их использовании в террористических целях, угрозы гибели людей либо наступления экологической катастрофы.
Вместе с тем силовое противодействие беспилотной авиации остается малоэффективной. Существующие огневые или зенитные ракетные средства, как правило, обладают избыточной мощностью воздействия. Средства радиолокации и автоматизации практически не обеспечивают гарантированное обнаружение и сопровождение низколетящих малоразмерных и низкоскоростных целей.
Дальнейшего совершенствования требует организация взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по вопросам применения средств радиоэлектронной борьбы для прекращения использования беспилотных воздушных судов.
Отсутствует возможность участия ведомственной охраны и частных охранных организаций, обеспечивающих физическую защиту потенциально опасных объектов, в пресечении незаконного использования беспилотных воздушных судов над ними.
С учетом изложенного, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:
1. Отметить безальтернативность развития беспилотной авиации без ее интеграции в единое воздушное пространство Российской Федерации.
2. Поддержать деятельность федеральных органов исполнительной власти, направленную на разработку и создание радиолокационных средств обнаружения и сопровождения малоразмерных и малоскоростных воздушных целей, перспективных средств их поражения, а также инициативу ПАО «НПО „Алмаз“ по разработке и опытному производству специальных технических средств и систем противодействия беспилотным воздушным судам.
3. Одобрить высокую результативность работы, проводимой Министерством обороны Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по совершенствованию организации взаимодействия при планировании и применении сил и средств радио-электронной борьбы в интересах прикрытия объектов от атак с применением беспилотных воздушных судов в целях повышения эффективности совместных действий и исключения помехового воздействия на государственные и гражданские воздушные суда.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:
установления норм оборота беспилотных воздушных судов всех видов авиации, ввозимых на территорию Российской Федерации и производимых на территории Российской Федерации, аналогично регулированию правоотношений, возникающих при обороте гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации (повторно);
нормативного закрепления полномочий по пресечению незаконного использования беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над потенциально опасными объектами организациям ведомственной охраны и частным охранным подразделениям, обеспечивающим их физическую защиту.
5. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации:
внести изменения в Воздушный Кодекс Российской Федерации в части установления требований по оснащенности пилотируемых и беспилотных воздушных судов транспондерами, обеспечивающими их обнаружение и индентификацию; установления для беспилотных воздушных судов требований к системам информационного обеспечения полетов, наблюдения, обнаружения и предупреждения столкновений, связи по радиолиниям контроля и управления;
предусмотреть разработку технической основы системы управления беспилотных воздушных судов во всем диапазоне высот их применения, включая малые и предельно малые;
проработать вопрос о создании механизма обязательного наступления ответственности за нарушение правил безопасности полетов беспилотных воздушных судов в ходе реализации плана мероприятий (»дорожной карты») Национальной технологической инициативы по направлению «Аэронет».
6. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проработать вопрос об ограничении частотного диапазона управления беспилотных воздушных судов.
7. Рекомендовать Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности использования инициативных разработок стационарных и мобильных комплексов противодействия беспилотным воздушным судам в целях дальнейшего принятия их на вооружение и оснащения подразделений, осуществляющих охрану и оборону важных государственных объектов.
8. Предложить Комитету Государственной Думы по обороне совместно с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности проработать вопрос о признании в Российской Федерации на законодательном уровне беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, и отдельно беспилотных воздушных судов, системами вооружения.
9. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности, совместно с Министерством обороны Российской Федерации провести в течение весенней сессии 2022 года работу по анализу угроз, связанных с противоправным применением на территории Российской Федерации беспилотных авиационных систем или беспилотных воздушных судов, а также радиотехнических средств воздействия на их каналы управления и системы навигации. Обобщенные результаты обсудить на расширенном заседании Комитета с участием представителей Аппарата Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, других заинтересованным федеральных органов исполнительной власти.