Другие мероприятия

Совещание на тему «О государственном регулировании вопросов безопасности использования беспилотных воздушных судов. Защищенность граждан и территорий в случае их применения»

Место проведения:
зал 802 «красный» (ул. Б. Дмитровка, д. 26, Москва).
Дата: 13 апреля 2021 года.
Время: 10.00 – 11.00.

1. Открытие совещания.

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

2. Доклад по теме совещания.

СТЕПАНКО Дмитрий Анатольевич — заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации.

3. Выступления по теме совещания:

3.1) ПЕРЕСАДИН Михаил Александрович — заместитель директора Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;

3.2) НОВГОРОДОВ Алексей Анатольевич — заместитель руководителя федерального агентства воздушного транспорта;

3.3) СЕЛИВАНОВ Вячеслав Федорович – начальник управления артиллерийского вооружения Департамента техники и вооружения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

4. Обсуждение выступлений, ответы на вопросы.

5. Обсуждение итогового документа.

6. Заключительное слово.

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Список приглашенных на совещание Комитета по вопросу «О государственном регулировании вопросов безопасности использования беспилотных воздушных судов. Защищенность граждан и территорий в случае их применения»
13 апреля 2021 года, 10.00, зал 802 «красный»

Министерство транспорта Российской Федерации

Департамент государственной политики в области
гражданской авиации

1.

СТЕПАНКО
Дмитрий Анатольевич

 

заместитель директора Департамента

Федеральное агентство воздушного транспорта

2.

НОВГОРОДОВ
Алексей Анатольевич

 

заместитель руководителя Росавиации

3.

ШАЙКАМАЛОВ
Анвар Маратович

 

начальник Управления инспекции по безопасности полетов

4.

ЛЕГЧЕНКОВ
Сергей Александрович

 

заместитель начальника Управления организации использования воздушного пространства

Министерство обороны Российской Федерации

5.

НОВИКОВ
Александр Владимирович

 

начальник беспилотной авиации

Министерство внутренних дел Российской Федерации

6.

ШИРОКОВ
Сергей Васильевич

 

заместитель начальника управления связи Департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД России

7.

ЖИЖИН
Дмитрий Алексеевич

 

заместитель начальника отдела организации охраны общественного порядка Главного управления на транспорте МВД России

8.

РЫЖОВ
Александр Анатольевич

 

ведущий эксперт административно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Управление авиации и авиационно-спасательных технологий

9.

МЕЖУЕВ
Михаил Всеволодович

 

Начальник отдела организации применения беспилотных авиационных систем

Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации

10.

ПЕРЕСАДИН
Михаил Александрович

 

заместитель директора Департамента авиационной промышленности

Федеральная служба войск национальной гвардии
Российской Федерации

11.

КОНОВАЛОВ
Анатолий Степанович

 

начальник Главного управления авиации

12.

СЕЛИВАНОВ
Вячеслав Федорович

 

начальник управления артиллерийского вооружения Департамента техники и вооружения

13.

ДЕРКАЧ
Михаил Николаевич

 

начальник группы радиоразведки — заместитель начальника отдела специальных средств получения информации Главного управления сил специального назначения

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

14.

КИРСАНОВ
Александр Тихонович

 

заместитель начальника Управления Авиации

АО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей“

15.

ГАПОТЧЕНКО
Олег Олегович

 

заместитель директора департамента систем и средств ОРВД и ГЛОНАСС – начальник отдела комплексного планирования

ООО «Аэромакс»

16.

ГУРЬЕВ
Никита Юрьевич

 

заместитель Генерального директора по правовым вопросам.

АО «Кронштадт»

17.

ЛЫСОГОРСКИЙ
Дмитрий Алексеевич

 

заместитель Генерального директора

Решение совещания на тему «О государственном регулировании
вопросов безопасности использования беспилотных воздушных судов. Защищенность граждан и территорий в случае их применения»

Заслушав и обсудив информацию о государственном регулировании вопросов безопасности использования беспилотных воздушных судов, защищенности граждан и территорий в случае их применения Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности отмечает следующее.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации повышение уровня антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов страны, объектов жизнеобеспечения населения, а также транспортной безопасности является одними из главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу.

Нарастание угроз совершения противоправных действий с применением беспилотных воздушных судов, в том числе террористической направленности, а также угроз, связанных с противоправным применением радиотехнических средств воздействия на каналы управления, системы навигации беспилотных воздушных судов и одновременно – пилотируемых воздушных судов, ставят задачу построения комплексной системы регулирования использования беспилотной авиации.

В первоочередной защите нуждаются организации оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, места массового пребывания людей и другие важные и потенциально опасные объекты.

Государством непрерывно проводится уточнение положений законодательного регулирования применения беспилотных авиационных систем и (или) их элементов. Наращиваются технические возможности по предотвращению противозаконного использования беспилотных воздушных судов.

МВД России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, Росгвардии и ФСИН России предоставлено право пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве посредством подавления сигналов дистанционного управления ими, а также посредством повреждения или уничтожения.

Вооруженные Силы Российской Федерации вправе применять оружие и боевую технику для пресечения полетов беспилотных воздушных судов при наличии достоверной информации о возможном их использовании в террористических целях, угрозы гибели людей либо наступления экологической катастрофы.

Вместе с тем силовое противодействие беспилотной авиации остается малоэффективной. Существующие огневые или зенитные ракетные средства, как правило, обладают избыточной мощностью воздействия. Средства радиолокации и автоматизации практически не обеспечивают гарантированное обнаружение и сопровождение низколетящих малоразмерных и низкоскоростных целей.

Дальнейшего совершенствования требует организация взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по вопросам применения средств радиоэлектронной борьбы для прекращения использования беспилотных воздушных судов.

Отсутствует возможность участия ведомственной охраны и частных охранных организаций, обеспечивающих физическую защиту потенциально опасных объектов, в пресечении незаконного использования беспилотных воздушных судов над ними.

С учетом изложенного, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:

1. Отметить безальтернативность развития беспилотной авиации без ее интеграции в единое воздушное пространство Российской Федерации.

2. Поддержать деятельность федеральных органов исполнительной власти, направленную на разработку и создание радиолокационных средств обнаружения и сопровождения малоразмерных и малоскоростных воздушных целей, перспективных средств их поражения, а также инициативу ПАО «НПО „Алмаз“ по разработке и опытному производству специальных технических средств и систем противодействия беспилотным воздушным судам.

3. Одобрить высокую результативность работы, проводимой Министерством обороны Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по совершенствованию организации взаимодействия при планировании и применении сил и средств радио-электронной борьбы в интересах прикрытия объектов от атак с применением беспилотных воздушных судов в целях повышения эффективности совместных действий и исключения помехового воздействия на государственные и гражданские воздушные суда.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:

установления норм оборота беспилотных воздушных судов всех видов авиации, ввозимых на территорию Российской Федерации и производимых на территории Российской Федерации, аналогично регулированию правоотношений, возникающих при обороте гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации (повторно);

нормативного закрепления полномочий по пресечению незаконного использования беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над потенциально опасными объектами организациям ведомственной охраны и частным охранным подразделениям, обеспечивающим их физическую защиту.

5. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации:

внести изменения в Воздушный Кодекс Российской Федерации в части установления требований по оснащенности пилотируемых и беспилотных воздушных судов транспондерами, обеспечивающими их обнаружение и индентификацию; установления для беспилотных воздушных судов требований к системам информационного обеспечения полетов, наблюдения, обнаружения и предупреждения столкновений, связи по радиолиниям контроля и управления;

предусмотреть разработку технической основы системы управления беспилотных воздушных судов во всем диапазоне высот их применения, включая малые и предельно малые;

проработать вопрос о создании механизма обязательного наступления ответственности за нарушение правил безопасности полетов беспилотных воздушных судов в ходе реализации плана мероприятий (»дорожной карты») Национальной технологической инициативы по направлению «Аэронет».

6. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проработать вопрос об ограничении частотного диапазона управления беспилотных воздушных судов.

7. Рекомендовать Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности использования инициативных разработок стационарных и мобильных комплексов противодействия беспилотным воздушным судам в целях дальнейшего принятия их на вооружение и оснащения подразделений, осуществляющих охрану и оборону важных государственных объектов.

8. Предложить Комитету Государственной Думы по обороне совместно с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности проработать вопрос о признании в Российской Федерации на законодательном уровне беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, и отдельно беспилотных воздушных судов, системами вооружения.

9. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности, совместно с Министерством обороны Российской Федерации провести в течение весенней сессии 2022 года работу по анализу угроз, связанных с противоправным применением на территории Российской Федерации беспилотных авиационных систем или беспилотных воздушных судов, а также радиотехнических средств воздействия на их каналы управления и системы навигации. Обобщенные результаты обсудить на расширенном заседании Комитета с участием представителей Аппарата Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, других заинтересованным федеральных органов исполнительной власти.