Комитетом СФ по обороне и безопасности 5 ноября 2019 года было проведено совещание на тему «О нормативном правовом обеспечении развития федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации».
В мероприятии приняли участие представители Минобороны России, Минтранса России, Росгвардии, Росавиации, АО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей“, ПАО „Научно-производственное объединение „Алмаз“ имени академика А.А. Расплетина“.
Рассмотрение вопросов обеспечения развития системы было дополнено детализацией новой задачи, связанной с интенсивным использованием беспилотных воздушных судов.
По итогам работы было принято решение рекомендовать Правительству Российской Федерации организовать проработку мер по научному, организационно-техническому и нормативно-правовому обеспечению долгосрочного совершенствования инфраструктуры первичных средств наблюдения в Российской Федерации. Повысить эффективность информирования граждан Российской Федерации о порядке использования воздушного пространства Российской Федерации беспилотными воздушными судами. Рассмотреть вопросы нормативного правового регулирования ввоза в Российскую Федерацию беспилотных воздушных судов иностранного производства и продажи их гражданам Российской Федерации через государственную почтовую сеть, иные службы доставки и организации торговли.
Рекомендации
Заслушав и обсудив информацию о нормативном правовом обеспечении развития федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (далее – Федеральная система, ФСР и КВП) Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности отмечает следующее.
Федеральная система является инструментом обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в воздушном пространстве, эффективность работы которой достигается комплексным использованием средств и систем локации, стоящих на вооружении подразделений и частей Вооруженных Сил Российской Федерации и эксплуатируемых в Единой системе организации воздушного движения.
Развитием ФСР и КВП до 2015 года была достигнута высокая организация контроля воздушного пространства и безопасности полетов авиации.
С 2016 года мероприятия совершенствования Федеральной системы проводятся:
для Министерства обороны Российской Федерации – в рамках реализации государственной программы вооружения;
для Министерства транспорта Российской Федерации – в ходе реализации государственной программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации» и концепции внедрения автоматического зависимого наблюдения на основе единого стандарта с развитием до функционала многопозиционных систем наблюдения, а также ведомственных планов федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».
В настоящее время появились новые задачи ФСР и КВП, связанные с повышением интенсивности использования беспилотных воздушных судов и определяемые многочисленными нарушениями порядка использования воздушного пространства. По прогнозируемым оценкам к 2035 году в воздухе над территорией страны будут одновременно находиться не менее 100 тысяч беспилотных воздушных судов.
Дальнейшее развитие Федеральной системы должно основываться на межведомственной координации и взаимоувязанном выполнении мероприятий по созданию и поставкам новых образцов вооружения, военной и специальной техники, развитию оборонно-промышленного комплекса, модернизации Единой системы организации воздушного движения, созданию аэронавигационной системы Российской Федерации.
В данной связи Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:
1. Информацию о нормативном правовом обеспечении развития федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации принять к сведению.
2. Поддержать внедрение в Российской Федерации инфраструктуры многопозиционных систем наблюдения на базе единого автоматического зависимого наблюдения. Отметить, что работы по их созданию не должны привести к полному или частичному отказу от первичных средств наблюдения.
3. Предложить Правительству Российской Федерации:
в первом полугодии 2020 года рассмотреть вопрос о создании межведомственного координационного органа при Правительстве Российской Федерации, возглавляемого заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, для рассмотрения вопросов функционирования и развития ФСР и КВП;
организовать проработку мер по научному, организационно-техническому и нормативно-правовому обеспечению долгосрочного совершенствования инфраструктуры первичных средств наблюдения в Российской Федерации.
4. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации осуществлять дальнейшее совершенствование ФСР и КВП по направлениям:
разработки (модернизации) средств разведки (наблюдения) воздушного пространства;
развития единой автоматизированной радиолокационной системы в интересах повышения эффективности использования информации, поступающей от Единой системы организации воздушного движения, при решении задач противовоздушной обороны и создания системы автоматизированного контроля воздушного пространства Российской Федерации.
5. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации:
завершить подготовку проекта нормативного правового акта, устанавливающего требования к оснащению пилотируемых и беспилотных воздушных судов бортовым оборудованием, обеспечивающим их обнаружение средствами национальной сети многопозиционной системы наблюдения;
разработать и реализовать мероприятия по повышению эффективности информирования граждан Российской Федерации о порядке использования воздушного пространства Российской Федерации беспилотными воздушными судами.
6. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:
провести в период весенней сессии 2020 года совещание на тему «О нормативном правовом регулировании использования беспилотных воздушных судов на территории Российской Федерации»;
направить обращение Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Генеральному прокурору Российской Федерации по вопросам нормативного правового регулирования ввоза в Российскую Федерацию беспилотных воздушных судов иностранного производства и продажи их гражданам Российской Федерации через государственную почтовую сеть, иные службы доставки и организации торговли.