Другие мероприятия

Брифинг для военных атташе иностранных государств

Стенограмма

В.Н. Бондарев

Итак, уважаемые товарищи!

Я рад приветствовать вас здесь, в стенах Совета Федерации!
Я хочу сказать, что тут есть не только товарищи, но и милые дамы. Я тоже вас приветствую в стенах Совета Федерации. Я рад, что здесь есть те, кто работал со мной, когда я еще был Главнокомандующим Воздушно-космическими силами. Стабильность-признак мастерства.

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, позвольте поблагодарить вас за то, что, несмотря на вашу занятость, вы нашли время и прибыли к нам сюда для проведения брифинга.

Прежде чем продолжить наше мероприятие, разрешите представить присутствующих здесь моим первых заместителей и моего заместителя.

Мой первый заместитель Ракитин Александр Васильевич.

Мой первый заместитель Кожин Владимир Игоревич.

И заместитель Козлов Михаил Васильевич.

Ну и я, ваш покорный слуга, Бондарев Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности является одним из 10 комитетов Совета Федерации, рабочим органом верхней палаты парламента, на который возложено более половины напрямую связанных с функциями Совета Федерации конституционных полномочий. Это такие как: введение военного и чрезвычайного положения; одобрение обращения Президента Российской Федерации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами нашей страны; изменение государственных границ России. Именно наш Комитет обладает исключительными полномочиями предварительного рассмотрения этих вопросов до вынесения их на пленарное заседание.

К ведению нашего Комитета относятся вопросы:

— внутренней и внешней безопасности России;

— военного строительства;

— финансирования военной организации государства и её компонентов;

— обороны страны и безопасности государства;

— международного военного и военно-технического сотрудничества;

— статуса и социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и других специальных служб, работников оборонно-промышленного комплекса, таможенных органов, а также их семей;

— военно-патриотической и военно-шефской работы;

— борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков;

— транспортной и пожарной безопасности;

— гражданской и территориальной обороны;

— предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

— военной, правоохранительной и таможенной службы.

Также в нашем ведении находятся вопросы статуса и защиты государственных границ России, воздушного пространства, национальных интересов в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в Мировом океане.

Если говорить о структуре нашего комитета, то он состоит из шести подкомитетов, которые соотносятся с основными направлениями его деятельность. Это подкомитеты: по обороне, по безопасности, по обеспечению общественной безопасности и противодействию незаконной миграции, по военно-социальной политике, по военно-промышленной политике и бюджету, а также по международному военно-политическому сотрудничеству.

Уважаемые коллеги!

В 2018 году мы продолжали работу по поиску и реализации путей эффективного законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Сложные внешнеполитические условия, беспрецедентное давление на Россию, попытки дестабилизации общественно-политической обстановки в стране, которые предпринимались деструктивными силами как извне, так и изнутри, а также проявления международного терроризма в отдельных регионах мира — всё это находилось в зоне нашего особого внимания и служило мотивацией к дальнейшему совершенствованию законодательства в целях противодействия названным угрозам.

Подчеркну, роль верхней палаты Парламента заключается в законодательном обеспечении обороны и безопасности государства, военного строительства и деятельности оборонно-промышленного комплекса и не сводится только к разработке законодательных инициатив, анализу и оценке внесённых в Государственную Думу законопроектов и принятых ею законов.

Обширный блок аналитической работы, мониторинг правоприменительной практики, проведение дискуссионно-совещательных мероприятий с широким представительным и экспертным участием – всё это составляет рабочие будни сенаторов.

Добавлю, что итогом наших мероприятий традиционно непременно является подготовка содержательных материалов по решению проблем в обсуждаемых сферах. Итоговые документы мы направляем в органы власти, профессиональные организации и структуры, занимающиеся этими вопросами. Отдельно подчеркну, что мы внимательно прислушиваемся к мнению экспертного сообщества в сфере обороны, безопасности и военной промышленности, ищем подходы для оптимальных решений.

На всех участках парламентской площадки Комитет наращивает усилия по конструктивному взаимодействию с ветеранским и экспертным сообществом в рамках функционирования координационных советов, созданных при Совете Федерации и при участии нашего Комитета.

Все наши законодательные инициативы и аналитические материалы не являются результатами закулисной, сугубо кабинетной деятельности. Члены нашего Комитета регулярно участвуют в мероприятиях оперативной и боевой подготовки войск, дислоцированных во всех военных округах и на Северном флоте. Периодически мы проводим выездные заседания и совещания в субъектах Российской Федерации, в ходе которых посещаем как предприятия оборонно-промышленного комплекса, так и органы региональной власти, занимаемся вопросами обороны и безопасности.

В прошлом году наши сенаторы побывали на российских военных базах за рубежом: в Абхазии, Южной Осетии, Таджикистане. Отдельной составляющей работы Комитета продолжает оставаться посещение наших военных объектов в Сирийской Арабской Республике. Ситуация в этой дружественной для России стране находится под нашим особым контролем. Напомню, что в 2015 году судьбоносное решение о начале операции российских ВКС в Сирии Президент принимал с одобрения Совета Федерации.

Уважаемые коллеги!

Минувший год, как и 2017 год, в целом выдался плодотворным и эффективным. За эти два года только по вопросам обороны члены нашего комитета разработали и внесли в Государственную Думу 15 законопроектов, шесть из которых уже стали федеральными законами.

В прошлом году члены Комитета приняли участие в 23 заседаниях Совета Федерации. Мы провели 39 собственных комитетских заседаний, три из которых были выездными (в Мурманской, Воронежской и Ростовской областях).

Комитет рассмотрел в качестве ответственного 36 федеральных законов и столько же в качестве соисполнителя.

Спектр задач, стоящий перед нашими сенаторами, довольно широк. Однако мы концентрируем усилия на основных направлениях обороны страны, безопасности государства, общества и личности.

Отдельными направлениями нашей работы в минувшем году были систематизация законодательства о гособоронзаказе, совершенствование военно-промышленной политики и бюджета, правовое обеспечение функционирования военной авиации и авиастроительного комплекса. В ходе подготовки «правительственного часа» с заместителем Председателя Правительства России Юрием Ивановичем Борисовым о состоянии и перспективах развития нашего оборонно-промышленного комплекса мы провели масштабную аналитическую работу, разработали информационно-методические материалы и рекомендации органам власти, призванные разрешить выявленные проблемы, а также повысить эффективность работы в данной сфере.

В совершенствовании законодательства по вопросам обороны Комитет, помимо таких основополагающих документов, как Военная доктрина Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, поручения Президента, руководствовался также новой государственной программой вооружений, рассчитанной на период 2018–2027 годов. Новая госпрограмма вооружений позволит не только обеспечивать военную безопасность России сегодня, но и решать перспективные задачи в будущем.

Уважаемые коллеги!

Участие российского военного контингента в боевых действиях на Ближнем Востоке выявило ряд проблем, в том числе пробелы в законодательстве, регулирующем вопросы медицинского обеспечения личного состава Вооруженных Сил. В настоящее время со стороны Минздрава России действуют некоторые ограничения, которые препятствуют полноценному, своевременному и качественному оказанию военнослужащим и приравненным к ним лицам медицинской помощи.

В этой связи доложу, что сейчас на рассмотрении Государственной Думы находится разработанный членами нашего комитета законопроект. Его принятие позволит кардинально повысить уровень медицинского обеспечения в Вооруженных Силах, в воинских формированиях и органах как в условиях ведения боевых действий и при выполнении специальных задач, так и в ходе повседневной деятельности войск. Надеемся, что данный документ будет принят в период текущей парламентской сессии.

Обращаю ваше внимание на то, что сегодня системные вопросы, связанные с непосредственной деятельностью наших Вооруженных Сил по обеспечению национальной обороны и безопасности, решены. Военное строительство, подготовка личного состава, оснащение войск высокоэффективным оружием, военной специальной техникой — все это находится в России на высоком уровне, не вызывая вопросов и нареканий ни в практической, ни в теоретической, ни в нормативно-правовой областях. Вместе с тем имеются отдельные проблемы в так называемом «социальном блоке». Помимо уже названного медицинского обеспечения, это денежное довольствие, военные пенсии, жилье для военнослужащих, военные городки.

Над этими вопросами мы продолжаем работать. Так, в минувшем году нами внимательно рассмотрены проблемы в части, касающейся обеспечения военнослужащих и членов их семей комфортным, доступным жильем. Процесс обеспечения их жильем в значительной мере осуществляется через механизм накопительной ипотечной системы кредитования. По поручению Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко мы провели работу по анализу итогов проводимых мероприятий и выполнению задач в данной сфере.

Совместными усилиями решение проблемы задолженности военнослужащих по ипотечным кредитам сдвинулась с мертвой точки. На сегодняшний день принято постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее механизм рефинансирования ранее выданных ипотечных кредитов. Издан соответствующий приказ Министра обороны России. Однако говорить о полном разрешении этой проблемы пока рано. Мы продолжаем работу в нынешнем году в этом направлении.

Наш Комитет уделяет значительное внимание таким нематериальным вопросам, как патриотическое воспитание граждан России и военно-шефская работа. Патриоты в воинских частях и среди мирных жителей — это главный фундамент силы, мощи устойчивости любого государства, залог его способности отразить потенциальную угрозу, исходящую от любой, даже хорошо подготовленной армии противника.

Наша молодежь воспитывается не на декларациях и лозунгах, не на скучных докладах, а на примерах храбрости, личного мужества, любви к Родине. В конце прошлого года в рамках Всероссийского гражданско-патриотического проекта «Дети-герои» мы провели ежегодную церемонию награждения детей и подростков, проявивших личное мужество в экстремальных ситуациях, спасших других детей или взрослых, порой рискуя собственной жизнью.

Мы свято чтим память российских воинов, отдавших свои жизни на передовых рубежах борьбы с террористами всех мастей.
В связи с этим в июне прошлого года по инициативе нашего комитета в сквере воронежской школы был установлен памятник летчику, гвардии майору, Герою России Роману Филипову, героически погибшему в Сирии при исполнении воинского долга.

Вкратце напомню о его подвиге. 3 февраля 2018 года при выполнении облета зоны деэскалации Идлиб с целью контроля режима прекращения огня ведущий парой российский штурмовик Су-25СМ под управлением майора Филиппова вблизи города Серакиб был сбит выстрелом из переносного зенитно-ракетного комплекса. Пилот катапультировался, после чего попал на земле в окружение боевиков, отстреливался, был тяжело ранен и погиб, подорвав себя гранатой.

Хочу и в этой аудитории еще раз отдать дань памяти Герою России, его подвигу, а также подчеркнуть неизмеримую важность всего того, что делают наши военнослужащие в Сирийской Арабской Республики.

Участие в борьбе с международным терроризмом в Сирии — это не только помощь дружественной нам стране по официальному обращению ее легитимного Президента и не только защита национальной безопасности России на дальних рубежах, но и серьезный вклад в освобождение всего мира от угрозы международного терроризма, это зло, и если не оказать ему всеобщее сопротивление, стремительно расползается по всему земному шару.

Отмечу, что среди угроз национальной безопасности Российской Федерации, противодействие которым было и остается приоритетным направлением работы комитета, выделяются такие, как нелегальная миграция, наркоторговля, незаконный оборот оружия и другие проявления организованной преступности.
С учетом этого, члены комитета на протяжении всего 2018 года осуществляли деловое сотрудничество с соответствующими компетентными органами в целях совершенствования межведомственного взаимодействия, повышение эффективности деятельности по противодействию, пресечению, угрозам и вызовам современности.

Обращаю ваше внимание на то, что в современном мире все перечисленные мною угрозы носят транснациональный характер. Вооруженные до зубов террористы и наркодилеры со своим товаром стремятся свободно перемещаться во многих регионах земного шара. Для искоренения этих негативных явлений необходимо сплочение усилий всего мирового сообщества. Вы знаете, что ни с одним террористом невозможно договориться и их можно только лишь уничтожить, чтобы навести порядок.

Уважаемые коллеги!

Всем нам 2018 год запомнился как год эскалации международной напряжённости. США представили новую ядерную доктрину, в которой причислили ряд конструктивных, созидательно действующих на международной арене стран к категории «агрессоров». В число неугодных государств, помимо России, попали Китай, Иран, Сирия и другие. Если раньше США старались вуалировать действительные намерения, прикрываясь нейтральными формулировками в официальных документах, то сейчас они скорректировали тактику — свои намерения озвучивают бездоказательно и без каких‑либо обоснований.

Хочу подчеркнуть, по всем вопросам международной повестки мы всегда открыты для диалога с любой страной мира. Напомню, что не так давно многие из здесь присутствующих военных атташе приняли участие в брифинге Минобороны Российской Федерации, на котором была публично представлена крылатая ракета 9М729 для оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер». Именно в адрес этой ракеты неоднократно звучали голословные, необоснованные, несправедливые нападки. Соединенные Штаты Америки обвинили Россию в нарушении требований Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, хотя всем здравомыслящим членам международного сообщества и квалифицированным военно-техническим экспертам понятна ложность данность обвинений!

Убежден, что наша правота и честность исполнения взятых на себя международных обязательств понятна любому военному специалисту, в том числе американскому. Но признание нашей правоты было бы невыгодно для американской политической элиты, так как именно постановка на боевое дежурство ракеты 9М729 они преподнесли как формальный повод для собственного выхода из названного договора (ДРСМД). Надуманный — в очередной раз подчеркну — повод.

Последовавший за этим выход России из Договора стал ответным шагом. Тем не менее, мы всегда выступаем за деэскалацию конфликта, за мир и конструктивное взаимодействие со всеми странами, поэтому готовы искать пути сближения, обсуждать новые, более актуальные на сегодняшний день варианты договоров в сфере контроля над вооружениями. Очень надеюсь заручиться вашей поддержкой в этом вопросе — поддержкой высокопоставленных представителей военных ведомств, к мнению которых, безусловно, прислушивается руководство ваших стран.

Уважаемые коллеги!

Вы знаете, сколько было шума по поводу вмешательства России в выборы в Соединенных Штатах Америки. Американцы провели за эти два года свое собственное расследование и убедились, что шага России там нет ни на йоту. Тем не менее, за те обвинения, которые были высказаны в адрес России, до сих пор не последовало ни одного извинения.

Уважаемые коллеги!

Завершая выступление, еще раз подчеркну, что в нынешнем году стиль работы нашего Комитета был продиктован стратегическими национальными приоритетами. Заверяю, что взятый курс Комитетом продолжим держать и в 2019 году!

На этом я свой монолог заканчиваю. Хочу спросить у вас, уважаемые коллеги, есть ли желание задать вопросы, а у моих коллег дополнить мое выступление?

Уважаемые коллеги!

Вы, наверное, заметили, что я ни разу не назвал вас «господа офицеры». У нас даже Верховного главнокомандующего называют товарищем. Поэтому вы — уважаемые коллеги.

Спасибо.

Итак, пожалуйста, вопросы. Пока вы думаете, я доведу до вас справку: на данном брифинге присутствуют 118 офицеров и дам военного дипломатического корпуса из 71 страны и сотрудники военной миссии НАТО в Москве.

Пожалуйста.

Б. РУССИ (атташе по вопросам обороны при Посольстве Швейцарской Конфедерации в Москве)

Уважаемый господин председатель Комитета Совета Федерации по вопросам обороны и безопасности, уважаемый господин генерал! Спасибо огромное за Ваше выступление.

У меня такой вопрос. Какие последствия ваш упор на ситуацию в Сирии имеет для законодательного процесса?

В.Н. Бондарев

Спасибо за вопрос.

Я ответил бы на этот вопрос следующим образом. Да, вы знаете, события в Сирии начались не в 2015 году, когда был туда введен ограниченный контингент Вооруженных Сил Российской Федерации. Эти события начались намного раньше, чем в 2015 году. За то время, пока не было там российских военнослужащих, ВКС России, террористы достигли определенных успехов. Все мы прекрасно понимаем, что это не простые террористы, это высокоподготовленные, хорошо обученные, хорошо проплаченные бандиты, собранные со всего земного шара для того, чтобы решить одну задачу, как они ее перед собой ставят — создать всемирный халифат.

И то ли с чей‑то подсказки, то ли это было их решение — начать именно в этом регионе. Может быть из‑за слабой армейской и политической инфраструктуры в странах региона. Поэтому эта война на Ближнем Востоке разгорелась неспроста.

Какая бы ни была армия у Сирии, у Ирака, но это регулярная армия. Армия обученная, оснащенная и подготовленная к ведению боевых действий. Мы понимаем, какие средства затрачены, как готовили этих бандитов, для того чтобы сражаться практически на два фронта — в Сирии и в Ираке. До 2015 года они имели успех. Вы знаете, только порядка 30 процентов территории Сирии оставалась под управлением государства, остальная территория была захвачена террористами. Лишь благодаря решению, которое было принято нашим Президентом о вводе ограниченного контингента, Воздушно-космические силы решили задачу в Сирии по уничтожению террористов. На сегодняшний день освобождено порядка 98 процентов территории, которую они занимали до этого, и самое основное и главное — у сирийской армии появилась уверенность в правоте своих действий, в том, что армия в состоянии уничтожить это зло на территории страны.

Я считаю, что если бы не продолжающаяся поддержка террористов в Сирии, их уничтожение давно было бы завершено. К сожалению, на текущий момент есть отдельные очаги сопротивления бандитов в Сирии. Очень много остается заминированных территорий и объектов, обезвреживанием которых на протяжении долгого времени будут заниматься российская и сирийская армии. То, что необходимо было сделать в Сирии, российская армия сделала. Остальное, я думаю, сирийская армия в состоянии доделать, провести необходимые мероприятия по уничтожению террористов, а спецслужбы — по наведению порядка.

Вы знаете, специалисты сделают необходимые выводы. Уничтожение терроризма в Сирии, его нераспространение по миру будет записано золотыми буквами в память для всех поколений. И все это сделано благодаря Вооруженным Силам России, решительным действиям нашего Президента по вводу ограниченного контингента в Сирийскую Арабскую Республику по приглашению законного Правительства этой страны.

Уверен, что никто не будет возражать тем постулатам, что с террористами невозможно договориться, их только можно уничтожить, поставив на этом точку.

Если я ответил на Ваш вопрос, спасибо.

Б. РУССИ

Спасибо большое.

В.Н. Бондарев

Еще вопросы.

С.М. ШАХНЕВАЗ (военный атташе при Посольстве Бангладеш в Москве)

Мой вопрос касается информационной или кибербезопасности. Все мы знаем, что сегодня технологии шагнули далеко вперед, сделали значительный рывок. И, конечно же, это не может не влиять на международную информационную безопасность и внутреннюю, российскую, кибербезопасность. Как вы управляетесь с этими технологиями, как вы отвечаете на прогресс, что вы делаете, для того чтобы обеспечить информационную безопасность в Российской Федерации?

В.Н. Бондарев

Спасибо за вопрос. Но вообще‑то, как мне известно, во всех армиях мира в начале общения представляются, называют свои звание, фамилию, имя и отчество.

С.М. Шахневаз 

Я – Военный атташе при Посольстве Бангладеш в Москве.

В.Н. Бондарев

Спасибо.

Уважаемые коллеги!

Предоставляю слово моему первому заместителю Кожину Владимиру Игоревичу, который ответит по существу данного вопроса.

В.И. Кожин

Очень своевременный и очень сложный вопрос. Мы считаем, что сегодня вопрос кибербезопасности находится в ряду самых актуальных и самых злободневных. Мы сегодня (под словом «мы» я подразумеваю практически весь мир) переживаем очередную технологическую революцию. Современные технологии не только в области военных систем, но и в гражданском мире, вошли в повседневную жизнь каждого человека. Без девайсов, гаджетов, без Интернета сегодня практически никто не представляет свою жизнь. Но, как всегда, за прогрессом следуют преступники, киберпреступность по различным направлениям проникает в десятки, в сотни, в миллионы событий ежедневно. DoS-атаки, киберпреступления — это практически ежедневные новости в каждой стране.

Мы не можем сегодня сказать, что законодательство Российской Федерации в этой сфере является совершенным. Впрочем, как и в большинстве стран, представители которых здесь присутствуют. С этой целью в Совете Федерации создана специальная группа, которая занимается исключительно вопросами кибербезопасности, разработкой законов, позволяющих бороться с этими угрозами.

Я как раз возглавляю эту группу. И первое, что мы сделали – обратили внимание на законодательное поле большинства стран. Я должен сказать, что, по нашему заключению, и в ваших странах не все благополучно в этой сфере. Мне кажется, что вот этот сегмент международного сотрудничества с каждым днем должен будет приобретать все большую и большую важность.

Необходимо разработать, и мы, безусловно, это сделаем, достаточно мощное законодательство по защите своих информационных систем, по выработке принципов борьбы с киберпреступниками. Но для того чтобы с этим бороться эффективно, нужно иметь очень серьезные международные соглашения и договора между странами. Потому, что сегодня можно, находясь в одной стране, заниматься киберпреступлениями в любой другой стране и чувствовать себя достаточно спокойно.

Мы намерены до конца текущего года, что касается Российской Федерации, разработать комплекс предложений в законодательной сфере по борьбе с киберпреступлениями. И при этом развивать международное сотрудничество в этой сфере, так как без взаимного сотрудничества борьба с этим злом, как и с международным терроризмом, в отдельно взятой стране, невозможна. В ином случае успехи будут локальными.

Уважаемые коллеги! Мы стоим на пороге очередной технологической революции. Появление новой компьютерной техники, квантовых компьютеров поставит совершенно новые, более серьезные вызовы.

В.Н. Бондарев

Спасибо.

Уважаемые коллеги, пока была подготовка к нашему брифингу, поступили вопросы.

Первый из Посольства Германии: «Согласно сообщениям СМИ и высказываниям высокопоставленных политиков и военнослужащих с начала года действуют новые правила для иностранных военных судов относительно использования Арктики и Северного морского пути. О какой правовой форме идет речь касательно этих правил? Когда соответствующий документ вступил в силу и где был опубликован точный текст?»

Уважаемые коллеги, кто ответит на этот вопрос?

Ответит на этот вопрос мой первый заместитель Ракитин Александр Васильевич. Пожалуйста.

А.В. Ракитин

Утверждать, что новые правила плавания для иностранных военных судов в Арктике уже действуют, неверно. Это не так.

В настоящее время действуют правила плавания иностранных военных кораблей и судов в территориальном море и во внутренних морских водах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации в 1999 году.

Вместе с тем в Российской Федерации постоянно проводится работа по совершенствованию законодательства, в том числе и в части плавания иностранных военных кораблей и судов в акватории Северного морского пути. Планируемые изменения связаны в первую очередь с необходимостью предотвращения загрязнения морской среды в покрытых льдами районах, где наличие льдов создает повышенную опасность, в том числе и для военного мореплавания.

Не секрет, что большинство военных кораблей и судов не предназначены для плавания в суровых северных, арктических условиях, а экипажи не имеют соответствующей подготовки. Наши усилия направлены в первую очередь на обеспечение безопасности мореплавания в данном регионе.

Смею вас заверить, что разрабатываемый документ будет соответствовать всем нормам международного права. А с окончательной его редакцией вы сможете ознакомиться после его официального утверждения Правительством Российской Федерации.

Сейчас документ проходит межведомственное согласование, и, конечно, говорить о его вступлении в силу пока рано.

Спасибо.

В.Н. Бондарев

Спасибо.

Уважаемые коллеги, вопрос номер два из Посольства Норвегии: «На брифинге Комитета Государственной Думы по обороне было сказано, что число профессиональных военнослужащих-контрактников равно 384 000. Это количество в последние годы не менялось и ранее обозначенный показатель в 425 000 к 2018 году достигнут не был. Кроме того, по нашим сведениям, этот показатель был скорректирован в большую сторону и теперь составляет 475 000 профессиональных военнослужащих-контрактников к 2025 году.

Учитывая затруднения с достижением изначально определённого показателя в 425 000 человек к установленному сроку, какие дополнительные меры планируются для достижения нового показателя?

Одной из возможных мер по исправлению ситуации могло бы быть открытие дополнительных сфер службы для женщин или введение призыва женщин на воинскую службу для увеличения базы для набора контрактников.

Вопрос имеет два аспекта: существуют ли, по оценке Комитета, затруднения в продолжение профессионализации Вооружённых Сил и рассматривается ли возможность расширения доступа женщин к воинской службе?»

Уважаемые коллеги, на этот вопрос я попрошу ответить моего заместителя Козлова Михаила Васильевича. Пожалуйста.

М.В. КОЗЛОВ

Спасибо.

Уважаемые коллеги, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в нашей стране в последние годы целенаправленно решалась задача по ежегодному увеличению численности военнослужащих по контракту до 50 тысяч человек. Такое увеличение касалось не только Вооруженных Сил, но и других органов исполнительной власти, которые в своем составе имеют воинские подразделения. Это и пограничная служба, войска Росгвардии, это органы государственной охраны, воинские подразделения федеральной противопожарной службы. Но, конечно же, наиболее масштабные изменения произошли непосредственно в Вооруженных Силах. И с 2012 года по настоящее время численность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выросла более чем в два раза.

Ежегодно параметры содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, уточняются в зависимости от экономических возможностей государства, приоритетов в обеспечении обороноспособности страны и перечня наиболее важных текущих задач.

Поэтому говорить о какой‑то конечной цифре сегодня будет, видимо, не совсем корректно.

И в любом случае курс на профессионализацию армии — это наша стратегическая цель и задача, которой придерживалось и будет придерживаться руководство страны, как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу.

То, что касается второй части вопроса, никогда законодательно не ограничивалось присутствие женщин в Вооруженных Силах на тех должностях, где позволяла им это делать профессиональная подготовка, начиная с женщин-космонавтов, как вы знаете, которые были и в Советском Союзе, и в Российской Федерации. Женщины проходили службу и в Воздушно-десантных войсках, и в Военно-космических силах на должностях, связанных с медициной, с обслуживанием средств связи, войскового хозяйства и других. В 2017 году мы впервые начали обучение девушек-курсантов по лётной специальности в Краснодарском высшем военном училище. Соответственно, есть ограничения по тем специальностям, которые непосредственно представляют угрозу для жизни женщин, поэтому на эти должности их не рассматривают. Здесь мы исходим в первую очередь из необходимости соблюдения интересов государства в области охраны материнства и детства, устойчивого повышения рождаемости и обеспечения прироста населения. Спасибо.

В.Н. Бондарев

Спасибо.

Уважаемые коллеги! Мы спланировали нашу работу в течение часа, но уже работаем более часа. Поэтому разрешите мне по старой традиции вручить вашему Старейшине военного дипломатического корпуса, который в России находится очень-очень давно, и мы рады этому, и в России он, потому что у него фамилия похожа на Россию — Бруно Русси. Поэтому, я так думаю, что мы еще будем встречаться до 2050 года. (Аплодисменты.)

Б. РУССИ

Уважаемый товарищ генерал! Разрешите мне сказать несколько слов благодарности от имени всех присутствующих военных атташе за Ваше выступление, и особенно за Вашу открытость и за возможность задать вопросы. И у меня есть маленький подарок для Вас в знак нашей благодарности. (Аплодисменты.)

В.Н. Бондарев

Уважаемые коллеги! Разрешите мне по старой доброй традиции пригласить вас в холл первого этажа и всем этим прекрасным составом сфотографироваться на память. Надеюсь, эта фотография будет находиться у каждого на рабочем столе в знак нашей дружбы, добропорядочного отношения и понимания тех вопросов, которые стоят перед нами.

Спасибо.