Выступления и публикации

Тезисы выступления В.А. Озерова в ходе научно-практической конференции на тему «Заместитель командира по работе с личным составом – организатор морально-психологического обеспечения войск (сил): история, преемственность и перспективы»

Военный университет


Уважаемые коллеги!

«Не бывает худа без добра»! Вот так и реорганизации 90-х годов прошло века, оставившие тяжелый след в истории отечественных Вооруженных Сил, в итоге сформировали ясное понимание — без офицеров-воспитателей Армия превращается в обычную группу вооруженных людей. Тем самым дается высокая оценка вкладу в укрепление обороноспособности страны политработников, а также, осуществлявших их подготовку, высших военно-политических училищ, 50-летие образования которых мы отмечаем в текущие дни.

Уважаемые друзья, пользуясь случаем, поздравляю всех вас с замечательным юбилеем наших родных «Alma-mater» — Высших Военно-Политических Училищ!

Особые слова благодарности и земной поклон ветеранам — начальникам этих училищ, присутствующим в этом зале. (Справочно: В зале присутствуют 13 бывших начальников ВВПУ.)

Ваша жизнь, уважаемые учителя, — яркий пример беззаветного служения Отечеству, ее науке и образованию, ваш вклад в воспитание защитников России не переоценить!

Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на плечи офицеров-политработников, как правило, им всегда удавалось сохранять любовь к родному вузу, высочайшую ответственность к делу, уважение к сослуживцам и подчиненным, верность и преданность армейским традициям, совесть и честь офицера.

Тысячи выпускников военно-политических училищ за мужество и героизм были награждены высокими государственными наградами, более 30-ти из них удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, к сожалению, многие политработники отдали жизнь, выполняя свой воинский долг.

Говорю с полной уверенностью: история отечественных Вооруженных Сил немыслима без признания активной роли офицеров-политработников – станового идеологического хребта Армии и Флота.

К сожалению, в 1992 году все эти учебные заведения были реорганизованы, а институт «политруков» или, как нас часто называли, «комиссаров» — поспешно ликвидирован. Взамен ничего предложено не было … В результате борьбы с идеологией, была разрушена система воспитания военнослужащих. Армия, из «школы жизни» превратилась в некотором роде в «школу выживания».

Лишь через несколько лет пришло осознание того, что воспитанием военнослужащих должны заниматься подготовленные специалисты. Особая роль в этом принадлежит Сергею Кужугетовичу Шойгу.

В одном из первых своих интервью в должности Министра обороны, отвечая в феврале 2013 года на вопрос корреспондента газеты «Комсомольская правда» — «Что ждет воспитательные структуры армии?», — он однозначно ответил: «Считаю их наличие обязательным, будем восстанавливать. Я не представляю армии без офицеров-воспитателей …».

И благодаря такой позиции Министра обороны, как говорится, процесс пошел …

Поэтому сегодня мы видим восстановление исторической справедливости в отношении офицеров-воспитателей, всегда добросовестно выполнявших свой долг, служа нашей великой Родине!

Генезис воспитательной сферы в нынешней российской армии и на флоте на лицо:

  • активно работает, возглавляемое генералом Смысловым, Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, действуют органы по работе с личным составом, вплоть до должностей заместителей командиров рот (батарей);
  • развивает свою деятельность, вновь созданный Департамент культуры Министерства обороны;
  • целенаправленно занимаются подготовкой специалистов морально-психологического профиля 1-й и 9-й факультеты Военного университета.

(Справочно: В настоящее время в Военном университете по специальности морально-психологическое обеспечение войск (сил) на всех курсах обучается 409 человек, а по специальности психологическая работа 384 человека).

Можно сказать, что преемственность восстановлена и сохраняется!

Вместе с тем, к сожалению, ни один военный вуз, включая и Военный университет, не готовят непосредственно заместителей командиров рот (батарей) по воспитательной работе (или по работе с личным составом).

Здесь я вижу два пути:

первый, — подготовка этой категории специалистов на базе Военного университета, где уже имеется соответствующий опыт, материально-техническая база и профессорско-преподавательский состав;

второй, — подготовка заместителей командира роты (батареи) в стенах вновь созданной военно-образовательной организации, например, Военного института.

Кроме того, остро стоит проблема приведения гражданских специальностей, преподаваемых в Военном университете, к нуждам Вооруженных Сил. Болонский процесс – это хорошо, но, как говорится, «своя тельняшка ближе к телу»! Считаю, что, не смотря ни на что, при подготовке офицеров-воспитателей, необходимо настойчиво продвигать сближение гражданских специальностей к военно-учетным специальностям.

Обращая свой взгляд из сегодняшнего дня на историю и деятельность института офицеров-политработников, следует отметить необходимость и важность изучения и применения его практического опыта, всего арсенала методов и средств, использовавшихся ранее в воспитании личного состава.

Желаю участникам научно-практической конференции плодотворной работы, здоровья и благополучия!