Выступления и публикации

Виктор Озеров: «Современные вызовы России: чем мы можем на них ответить?»

Парламентская газета

 

Интервью с председателем Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктором Озеровым на тему «Современные вызовы России: чем мы можем на них ответить?»

 

1. Прикрываясь заявлениями об агрессивности России и российской военной угрозе Европе, НАТО сосредотачивает силы у наших границ, а США размещает тяжелые вооружения в европейских странах. Для чего это делается, ведь в открытое военное противостояние верится с трудом?

 

Виктор Озеров: Есть такое правило: если хочешь понять – правильно ли ты поступаешь – проанализируй, как на это реагируют твои недоброжелатели!

Напомню, что еще этой весной наш «потенциальный партнер» в лице американского президента заявил, что сегодня США противостоят «российской агрессии, поддерживают демократию и успокаивают союзников по НАТО». При этом Б. Обама подчеркнул, что они укрепили свое присутствие в «прифронтовых государствах». Тем самым он дал всему миру понять, что военно-политическое руководство США рассматривает, в том числе, ситуацию на Украине, как войну, косвенно признавая там американское военное присутствие.

Мы как, люди военные, понимаем весь смысл и подтекст таких заявлений, а тем более действий!

О чем говорят действия США и НАТО, вся информационная, санкционная, а, по сути, экономическая война, развязанные против России?

О том, что мы на пути национального развития добились успехов, которых наши противники от нас не ожидали с учетом всех попыток «пятой колонны» раскачать ситуацию в России!

Нервы у нас крепкие, а сил, средств и решимости ответить в случае открытого противостояния достаточно!

 

2.Бюджеты силовых министерств в этом году были урезаны в целях экономии. Не повлияет ли это на обороноспособность страны?

 

Виктор Озеров: Федеральным законом от 20 апреля 2015 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов“ объем бюджетных ассигнований по разделам „Национальная оборона“ и „Национальная безопасность и правоохранительная деятельность“ сокращен на 4,8% и 3,8% соответственно.

Указанное сокращение бюджетных ассигнований — вынужденная мера в условиях экономических санкций.

Вместе с тем расходы на оборону не следует понимать только как расходы на содержание армии. Более 65% бюджетных ассигнований направлено на перевооружение армии, флота и модернизацию предприятий оборонно-промышленного комплекса. Этой части расходов сокращение не коснулось. Государственная программа вооружения финансируется в полном объеме, а значит и обороноспособности страны предложенное сокращение бюджетных ассигнований не угрожает.

Более того, утвержденные изменения предусматривают увеличение объемов финансирования на прикладные научные исследования в области национальной обороны и реализацию международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества.

 

3.Недавно в Армении пытались раздуть свой «майдан». Напряжённая ситуация складывается вокруг Приднестровья, где проживают около 150 тысяч российских граждан. Чем могут помочь парламентарии в решении этих проблем? Может вновь предоставить Верховному Главнокомандующему право использовать войска за рубежом?

 

Виктор Озеров: Явление, которое в современном политическом лексиконе именуют «майданом» не является для нас чем‑то новым и неизведанным. Технологии захвата политической власти, которые применяют наши «демократические заокеанские партнеры» для приведения к «общему знаменателю» несговорчивых политических лидеров в различных регионах мира, в разное время назывались по‑разному – «бархатными», «цветными» и другими так называемыми «революциями». Но при всех своих особенностях они имеют общую, очень важную для понимания трезво мыслящими и ответственными за судьбу своего Отечества людей, цель – разрушение основ государства, единства общества, лишение населения общих мировоззренческих и культурных идеалов, общих признаков национальной идентичности. Ситуация, складывающаяся вокруг России, в государствах – стратегических партнерах Российской Федерации, непризнанных республиках, тяготеющих к России и находящихся в сложных экономических условиях, да и в нашей стране, во многом обусловлены действием деструктивных политических сил, которые сегодня рядятся в тогу, так называемой, «несистемной оппозиции». Зачастую политические события в некоторых странах разворачиваются по сценариям, реализованным в Грузии, на Украине (причем дважды), в Киргизии, Ливии, Египте, Тунисе и в других странах мира. Как правило, это происходит в результате ошибок политического руководства, его неспособности реализовывать интересы различных групп населения, слушать и слышать людей.

В данной связи российские парламентарии стараются сделать все, что возможно для разъяснения позиции России в отношении сохранения национального и государственного суверенитета, как внутри страны, так и за рубежом, используя потенциал парламентской дипломатии на различных международных площадках.

Что касается права Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации на использование их за пределами Российской Федерации, то это право Президента Российской Федерации и только он, как законно избранный глава государства имеет легитимные основания принять такое решение и обратиться в Совет Федерации для его реализации.

 

4.Сегодня большой интерес для многих стран мира представляет Арктика, точнее её богатства. На ваш взгляд, достаточно ли сделано для защиты наших северных рубежей и, главное, для освоения этого макрорегиона?

 

Виктор Озеров: Ответить на Ваши вопросы однозначно, наверно, было бы неверным. Критерии достаточности с точки зрения военного специалиста и с точки зрения политика, или экономиста, как я полагаю, имеют близкие, но все‑таки различные основания, и, следовательно, оценки будут зависеть от целого ряда объективных условий и факторов, которые необходимо учитывать при ответе на эти вопросы.

На мой взгляд, стремление ведущих государств мира закрепиться в Арктике продиктовано долгосрочными экономическими и геополитическими интересами. При этом военная сила, как фактор обеспечения лидерства в этом макрорегионе, неизбежно выступает на первое место.

В данной связи подчеркну, что создание мощной группировки наших войск и сил в Арктической зоне Российской Федерации является ответом на шаги, сделанные нашими «заокеанскими партнерами», в первую очередь, США, которые еще в 2011 году поставили под единое управление все военные силы и средства, способные действовать в арктическом регионе.

При этом российское арктическое объединенное стратегическое командование (ОСК) не только межвидовое (силы флота, сухопутных войск, авиации, ПВО/ВКО и др.), но и межведомственное, поскольку в него войдут формирования Пограничной службы ФСБ России, а также дислоцированные на Севере силы МЧС. Арктическому ОСК будут подчинены и некоторые гражданские службы.

Полагаю, что своевременное выполнение планов и программ военного строительства, оснащение нашей арктической группировки всем необходимым, позволит надежно обеспечить национальную безопасность России.

Что касается освоения Арктики в целом, то наша российская история имеет немало примеров, когда целеустремленная деятельность ученых, военных, летчиков и моряков, их самоотверженная работа в сложнейших климатических условиях позволяла добиваться блестящих результатов. Уверен, что и нынешний этап освоения Арктики не станет исключением.

 

5.Как бы вы оценили результаты деятельности комитета в весеннюю сессию? Какие законодательные инициативы следует ожидать от вас осенью?

 

Виктор Озеров: Подходит к концу весенняя сессия Совета Федерации. Деятельность нашего Комитета за этот период носила напряженный характер. Это объясняется особенностями текущего момента развития нашей страны: усложнением международной обстановки, введением и последующим ужесточением в отношении России режима санкций.

Наша работа строилась с учетом данной особенности и была направлена на реализацию стратегических задач, обозначенных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

В указанный период, к сожалению, снизилась интенсивность контактов с парламентариями ведущих западных государств. Вместе с тем повысился уровень и результативность контактов в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ, а, также, работа с парламентариями стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества.

Как всегда, приоритетными задачами Комитета являлись: участие в дальнейшем совершенствовании действующего законодательства о национальной безопасности, военного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе; содействие повышению уровня жизни военнослужащих, их социальной защищенности; укрепление международного и межпарламентского сотрудничества, развитие взаимовыгодного военно-технического сотрудничества.

В период весенней сессии Комитет провёл 14 заседаний, направленных на решение данных задач. В ходе заседаний были рассмотрены и одобрены десятки важнейших Федеральных законов, направленных на повышение уровня национальной безопасности страны.

Наиболее значимыми явились: «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который формирует жесткую межведомственную систему контроля использования бюджетных средств, при размещении и выполнении государственного оборонного заказа; «О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»; «О несении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (об уточнении параметров федерального бюджета на 2015 год); «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона „О безопасности дорожного движения»; «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора».

В порядке реализации права законодательной инициативы члены нашего Комитета разработали и внесли в Государственную Думу ряд проектов Федеральных законов. Среди них, например, законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования призыва граждан на военную службу».

Продолжена работа по сопровождению законодательной инициативы, касающейся защиты информации о закупках комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники.

В рамках работы Совета законодателей на рассмотрении Комитета находятся законодательные инициативы органов субъектов Российской Федерации, например, инициативы Законодательной Думы Хабаровского края.

Законодательство не является раз и навсегда устоявшимся явлением. Оно должно отражать и четко регламентировать текущую ситуацию развития общества, оперативно реагировать на все изменения. Именно поэтому Комитетом постоянно ведется его мониторинг.

Именно поэтому, в нашем портфеле на осеннюю сессию уже имеется несколько законодательных инициатив, которые будут вноситься в Государственную Думу.