Заседания Комитета

Расширенное заседание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «Правовые и технологические аспекты диверсификации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации»

Решение Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

Заслушав и обсудив доклад заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Н. Рязанцева о правовых и технологических аспектах диверсификации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности р е ш и л:

1. Информацию о правовых и технологических аспектах диверсификации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации принять к сведению.

2. В рамках Секции оборонно-промышленного комплекса Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности создать рабочую группу для обобщения предложений участников заседания по совершенствованию механизма диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса. Указанной рабочей группе в двухнедельный срок обобщить предложения участников заседания и внести на рассмотрение Комитета проект соответствующих рекомендаций.

О результатах проведенного мероприятия в части оценки нормативно-правового обеспечения и эффективности принятых мер по расширению ассортимента и увеличению объемов производства гражданской продукции предприятиями оборонно-промышленного комплекса проинформировать Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко.

3. Во исполнение поручения Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко от 10 декабря 2019 года № 22/47-сп рекомендовать Комитету Совета Федерации по экономической политике провести в марте текущего года в рамках Деловой программы XVI Всероссийского форума-выставки «Госзаказ: национальные проекты» парламентские слушания на тему «Диверсификация производства продукции гражданского назначения предприятиями оборонно-промышленного комплекса» (с приглашением представителей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех».

4. Продолжить мониторинг нормативной правовой базы, регламентирующей увеличение объемов производства предприятиями оборонно-промышленного комплекса высокотехнологичной и востребованной продукции гражданского назначения. Результаты мониторинга отразить в отчете о работе Комитета за весеннюю сессию 2020 года.


Рекомендации по итогам расширенного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

Заслушав и обсудив доклад заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Н. Рязанцева «О правовых и технологических аспектах диверсификации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации», участники заседания отметили следующее.

Диверсификация предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее – предприятия ОПК) является одним из приоритетных направлений государственной политики, объединяющим на основе выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения такие стратегические задачи как импортозамещение, защиту отечественного производителя и устойчивое развитие отечественной экономики в целом.

Участники заседания отметили позитивные тенденции в сфере диверсификации. В большей степени это касается производства гражданской авиационной техники, железнодорожного подвижного состава, гражданских судов и морской техники, оборудования для нефтяной и горнорудной промышленности. Достижению определенных успехов способствовало участие предприятий ОПК в национальных проектах и государственном заказе.

В качестве перспективных направлений рассматриваются создание уникальных продуктов для топливно-энергетического комплекса, здравоохранения, телекоммуникаций, вычислительной техники, интеллектуальных систем управления.

В ходе заседания отмечено, что в целом разработана система мер по стимулированию диверсификации предприятий ОПК, включающая мотивацию, защиту и гарантии для производителей высокотехнологичной гражданской продукции.

Вместе с тем, участники заседания отметили, что решение поставленной Президентом России задачи по увеличению доли гражданской продукции в общем объеме производства предприятий ОПК и доведении ее к 2025 до 30% и до 50% к 2030 году затруднительно в рамках одного предприятия, группы предприятий, отрасли и даже региона. Эту задачу надо решать не только в рамках предприятий ОПК, а общими усилиями всего «экономического блока» Правительства Российской Федерации.

К числу основных проблем расширения производства высокотехнологичной, востребованной гражданской продукции предприятиями ОПК следует отнести:

— отсутствие долгосрочного планового документа, предусматривающего осуществление скоординированных по целям, ресурсам и срокам мероприятий по диверсификации предприятий ОПК;

— недостаточность маркетинговых исследований по вопросам производства и сбыта гражданской продукции предприятиями ОПК;

— недоступность технической, конструкторской документации на востребованные товары;

— наличие в технических заданиях на размещение государственного заказа заведомо невыполнимых для отечественного производителя условий, являющихся основанием для проведения конкурса между иностранными поставщиками; отсутствие системы квотирования российских товаров при осуществлении госзакупок;

— неконкурентоспособность цены конечного продукта, в том числе из‑за невозможности разделения накладных расходов между гражданской и военной продукцией, производимой предприятиями ОПК;

— проблемы послепродажного обслуживания высокотехнологичной продукции, отсутствие сервисной сети как внутри страны, так и за рубежом;

— закредитованность предприятий ОПК.

В целях решения обозначенных проблем и совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей диверсификацию предприятий ОПК, участники заседания р е к о м е н д у ю т

Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность разработки государственной программы диверсификации оборонно-промышленного комплекса, синхронизированной по целям, задачам и ресурсному обеспечению с проектом государственной программы вооружения на период 2024 – 2033 годов и проектом государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса на 2024 – 2033 годы;

2) провести общественные слушания для обсуждения проекта технического задания государственной программы диверсификации оборонно-промышленного комплекса с экспертным сообществом, профильными органами государственной власти, предприятиями ОПК;

3) проработать и согласовать с заинтересованными государственными органами и интегрированными структурами ОПК возможность создания публично-правовой компании для реализации государственной программы диверсификации оборонно-промышленного комплекса;

4) разработать систему мер, направленную на снижение закредитованности предприятий ОПК, реструктуризацию их долговой нагрузки;

5) подготовить предложения о порядке использования части чистой прибыли предприятий ОПК на реализацию проектов по созданию и производству гражданской продукции;

6) рассмотреть возможность страхования со стороны государства ответственности в инвестиционных проектах и при выходе гражданской продукции предприятий ОПК на рынок;

7) распространить льготы по оплате налога на добавленную стоимость с готовой продукции медицинского назначения на комплектующие к ней; рассмотреть возможность использования аналогичной льготы на комплектующие к другой готовой продукции, освобожденной от налога на добавленную стоимость;

8) подготовить изменения в законодательство в части установления раздельного учета затрат, включая накладные расходы, относящиеся к продукции военного назначения и к продукции гражданского назначения;

9) предусмотреть дополнительные способы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения;

10) поручить Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

— при разработке мер модернизации предприятий ОПК принимать во внимание потребности диверсификации, в том числе необходимость развития отечественного станкостроения, обеспечивающего реализацию современных и перспективных технологий производства;

— организовать взаимодействие отечественных разработчиков технологий и производителей высокотехнологичной продукции в части приобретения конструкторской и технической документации, а также внедрения иностранных разработок, адаптированных для отечественных предприятий ОПК, участвующих в диверсификации;

— расширить перечень мер по защите отечественного производителя и товаров, включая запрет на допуск иностранной продукции для национальных проектов, а также введение повышающего коэффициента при определении цены для товаров иностранного производства при размещении государственного заказа;

— внести изменения в законодательство о конкурсных процедурах в части обеспечения приоритета закупок товаров отечественного производства;

— разработать меры поддержки экспорта высокотехнологичной отечественной продукции, в том числе протекции отечественных марок бытовой техники;

— координировать усилия по созданию и развитию сети сервисных центров по обслуживанию высокотехнологичной отечественной продукции за рубежом;

11) поручить Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации:

— подготовить изменения в конкурсное законодательство в части формулирования технического задания, устанавливающего выполнимые для российских товаров критерии и характеристики закупаемых товаров;

— провести анализ эффективности мер по замене импорта и защите отечественного производителя с применением моделей «третий лишний», «второй лишний» при организации конкурсных процедур;

— рассмотреть возможность признания конкурса несостоявшимся в случае отсутствия в заявленных участниках российских производителей.

Комитету СФ по обороне и безопасности:

1) во исполнение поручения Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко от 10 декабря 2019 года № 22/47-сп принять участие в парламентских слушаниях на тему «Диверсификация производства продукции гражданского назначения предприятиями оборонно-промышленного комплекса», проводимых Комитетом Совета Федерации по экономической политике в марте текущего года в рамках Деловой программы XVI Всероссийского форума-выставки «Госзаказ: национальные проекты»;

2) продолжить мониторинг выполнения мероприятий по диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса. Результаты мониторинга отразить в отчете о работе Комитета за весеннюю сессию 2020 года;

3) Секции оборонно-промышленного комплекса Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности в течение весенней сессии 2020 года подготовить аналитический доклад «Система мер защиты отечественного производителя: современное российское законодательство и иностранный опыт» с последующим обсуждением указанного доклада на заседании Комитета.