«Круглые столы»

Состояние и проблемы правового регулирования подготовки профессиональных кадров для военной организации Российской Федерации

ПОРЯДОК
проведения «круглого стола»

 «СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Место проведения: г. Москва, зал Учёного Совета Военного университета Минобороны России
Дата проведения: 28 марта 2017 года
Время: 10.30 – 12.00
Регламент проведения заседания:
вступительное слово – до 7 минут
доклад — до 30 минут
выступления — до 5 минут
обсуждение итогового документа — до 7 минут

1.Открытие «круглого стола»:

Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
ОЗЕРОВ Виктор Алексеевич

2.Вступительное слово:
Первый заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности
КЛИНЦЕВИЧ Франц Адамович 

3.Доклад:

начальник Управления военного образования — заместитель начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, генерал-майор
КУЧИНСКИЙ Евгений Владимирович

4.Выступления:

Начальник отдела военно-учебных заведений организационно-планового управления Главного управления подготовки войск (сил) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, полковник
БОЙНИКОВ Валерий Анатольевич

Заместитель начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России, полковник внутренней службы
БОДЕ Людмила Николаевна

Начальник Управления кадров Главной военной прокуратуры,
генерал-майор юстиции
ТРИПОЛЕВ Игорь Михайлович 

Начальник Управления Федеральной службы охраны Российской Федерации, полковник юстиции
ДУНАЕВА Елена Владимировна

Директор Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность Аппарата Счётной палаты Российской Федерации
БОЙЦОВ Василий Борисович

Заведующий кафедрой гражданского права Военного университета, доктор юридических наук, профессор
СТАРЦУН Виктор Николаевич

Заведующий кафедрой педагогики Военного университета, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации
АЛЕХИН Игорь Алексеевич

Начальник Научно-исследовательского социологического центра Вооружённых Сил Российской Федерации
ПЕВЕНЬ Леонид Васильевич

Первый заместитель председателя Клуба адмиралов и генералов Военно-Морского Флота, вице-адмирал
ДОРОДИН Валерий Федорович

4. Обсуждение итогового документа, принятие решения
5. Заключительное слово

 

СПИСОК
присутствующих на «круглом столе»
Зал Ученого Совета Военного университета Министерства обороны
Российской Федерации, (ул. Большая Садовая, дом 14)

 Министерство обороны Российской Федерации

1.

КУЧИНСКИЙ
Евгений Владимирович

начальник управления военного образования — заместитель начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, генерал-майор

 Министерство внутренних дел Российской Федерации
 

1.

БОДЕ
Людмила Николаевна

заместитель начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России, полковник внутренней службы

2.

СУББОТИНА
Виктория Ивановна

начальник Управления организации подготовки кадров Департамента государственной службы и кадров МВД России, подполковник внутренней службы

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

1.

ТИХОНОВА
Татьяна Викторовна

сотрудник

2.

САВЧЕНКО
Владимир Васильевич

сотрудник


Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации

 

1.

БОЙНИКОВ
Валерий Анатольевич

начальник отдела военно-учебных заведений организационно-планового управления Главного управления подготовки войск (сил), полковник

2.

КОТОВ
Владимир Васильевич

заместитель начальника управления организации и планирования кадрового обеспечения Главного управления кадров, полковник

 Федеральная служба охраны Российской Федерации

1.

ДУНАЕВА
Елена Владимировна

начальник Управления,
полковник юстиции

2.

НЕШКОВ
Андрей Константинович

начальник факультета, полковник

3.

МАКСАЕВ
Игорь Павлович

заместитель начальник факультета, полковник

4.

ДЕХОВ
Юрий Васильевич

заместитель начальника отдела, полковник

Главная военная прокуратура
Генеральной прокуратуры Российской Федерации

1.

ТРИПОЛЕВ
Игорь Михайлович

начальник Управления кадров ГВП, генерал-майор юстиции,

старший помощник Главного военного прокурора

Счетная палата Российской Федерации

1.

БОЙЦОВ
Василий Борисович

директор Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность Аппарата Счетной палаты Российской Федерации

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации

1.

СТАРЦУН
Виктор Николаевич

заведующий кафедрой гражданского права, доктор юридических наук, профессор

2.

АЛЕХИН
Игорь Алексеевич

заведующий кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ

 Научно-исследовательский социологический центр
Вооруженных Сил Российской Федерации

1.

ПЕВЕНЬ
Леонид Васильевич

начальник Центра

Клуб адмиралов и генералов
Военно-Морского Флота Российской Федерации

1.

ДОРОДИН
Валерий Федорович

первый заместитель председателя Клуба, вице-адмирал

 

Система подготовки офицеров в России впервые появилась в 30-х гг. XVIII в., а система военно-учебных заведений сложилась лишь в начале XIX в.

На прошлой неделе вся страна отметила 3-ю годовщину воссоединения России и Крыма. Однако, первым экзаменом для системы военного образования, стала Крымская война 1853 – 1856 гг. После ее окончания проявилась необходимость разработки новой концепции военного образования, когда одной их главных задач начального этапа подготовки офицерских кадров ставилось всестороннее развитие личности.

В дореволюционный период система военного образования реформировалась трижды: в 1863 г., 1881–1883 и в 1905–1911 гг. (после поражения России в войне с Японией).

И только в начале XX столетия система военного образования приняла целостный, всеобъемлющий и логически обусловленный характер, когда прохождение курса военно-учебного заведения стало обязательным для получения офицерского звания, для полноценной охраны и обороны нашей Родины.

Эта система стала единообразной и последовательной, все основные виды учебных заведений, решающие разные задачи, получили четкую функциональную разграниченность: общеобразовательная и начальная военная подготовка воспитанников младшего возраста, только собирающихся стать офицерами; непосредственная подготовка офицеров; получение высшего военного образования; переподготовка и повышение квалификации лиц, имеющих офицерские звания.

С 1917 по 1991 г. решение военно-образовательных проблем происходит в условиях изоляции от зарубежных военных школ. Советская военная школа прошла сложный и противоречивый путь — от отрицания отечественного опыта до его восстановления с жесткими идеологическими ограничениями.

К сильным сторонам советской военной школы относилась военно-профессиональная подготовка. Офицеры-фронтовики обучали курсантов тому, что необходимо на войне и в условиях, максимально приближенных к боевым. И мы с вами это проходили.

На сегодняшний день военное образование может быть получено в высших военных учебных заведениях и в вузах с учебно-военными центрами.

Проводя мониторинг отечественного законодательства в сфере обороны, можно сделать вывод, что Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает наличие особенностей реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства.

Отдельно регламентируется обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

Выделение военного образования, как отдельного вида, обусловлено следующим:

1) необходимостью обеспечения особой дисциплины;

2) обучающиеся несут обязанности военной службы во время обучения;

3) обучающиеся могут иметь доступ к государственной тайне.

 К особенностям организации образовательного процесса и деятельности образовательных организаций военного образования регламентируются профильным ведомством в области обороны и безопасности государства можно отнести:

· наличие основных и дополнительных программ профессионального обучения в области обороны и безопасности государства;

· управление федеральной государственной образовательной организацией военного образования;

· особенности реализации прав в сфере образования обучающихся, педагогических работников, занимающих должности военной службы;

· условия приема в образовательную организацию военного образования, в том числе наличие перечня дополнительных вступительных испытаний;

· особый порядок отчисления из образовательной организации военного образования, порядок восстановления в таких организациях, порядок перевода обучающихся из одной образовательной организации военного образования в другую такую организацию;

· наличие перечня информации о деятельности образовательной организации военного образования для размещения в открытых информационных сетях;

· особенности организации и осуществления образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности.

В связи с выделением такого достаточного объема вопросов для специального регулирования (при участии Президента и Правительства России, палат Федерального Собрания, Минобороны и федеральных служб, в которых предусмотрена военная служба), появился целый блок нормативных правовых актов, касающихся исключительно сферы военного образования.

Кстати, одну из проблем в этой сфере военного образования мы сегодня рассмотрим и, полагаю, разрешим на заседании нашего Комитета, рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статьи 25 и 61 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой 24 марта 2017 года.