Рекомендации
Обсудив состояние и перспективы развития патриотического и духовно-нравственного воспитания российских граждан, участники расширенного совещания отмечают, что в настоящее время сформированы нормативные правовые основы, обеспечивающие патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Российской Федерации.
Решения, принятые в последние годы руководством Российской Федерации, активизировали работу по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию граждан. Патриотизм должен стать одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей личности и общества, оказывающих мощное воздействие на все сферы их жизнедеятельности.
В целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, разработки и реализации значимых общественных проектов в данной сфере 20 октября 2012 года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
Принята и с 2015 года реализуется «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В числе её приоритетных целевых установок – «развитие высоконравственной личности, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Основополагающими документами в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания российских граждан стали государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» и постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2000 года № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание осуществляется по широкому спектру направлений, охватывает различные по масштабу возрастные и социальные группы населения.
В настоящее время в Российской Федерации получили развитие патриотическая акция Бессмертный полк», Всероссийская туристско-краеведческая экспедиция «Я познаю Россию», Всероссийские исторические квесты – новый образовательный формат, понятный для молодежи, позволяющий обеспечить эффект сопричастности молодого поколения с памятными историческими событиями.
Важным шагом в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан Российской Федерации стало создание военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот» и Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия».
В субъектах Российской Федерации, в том числе и в Воронежской области, активно осуществляющих патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан, сложились разнообразные организационно-правовые механизмы деятельности, которые позволяют решать воспитательные задачи во взаимодействии с соединениями и воинскими частями, военными комиссариатами, отделениями ДОСААФ России, ветеранскими и другими общественными организациями.
Вместе с тем, в практике патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан Российской Федерации отсутствует системность во взаимодействии органов государственной власти, образовательных организаций, общественных и молодежных объединений.
В общественных отношениях усиливается проявление «националистического патриотизма», получило распространение негативное молодежное движение А.У.Е., прославляющее тунеядство, культ силы, грабежи и воровство.
К сожалению, сохраняется низкой численность молодежи, вовлеченной в организацию и проведение мероприятий культурной, гуманитарной и патриотической направленности.
Признавая необходимость дальнейшего совершенствования системы патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан Российской Федерации, участники расширенного совещания рекомендуют:
1. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральному агентству по делам молодежи:
продолжить реализацию мероприятий в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»;
развивать систему шефства, в том числе образовательных организаций, над братскими и индивидуальными воинскими захоронениями;
содействовать развитию региональных и муниципальных программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в соответствии с социальной, демографической, культурной и экономической спецификой конкретного региона;
рассмотреть вопрос об актуализации нормативной правовой базы в части духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи, а также о мерах профилактики и противодействия негативному молодежному движению А.У.Е.
2. Министерству культуры Российской Федерации:
активизировать деятельность по созданию условий для реализации творческого потенциала общества, сохранения исторического, культурного наследия и его использования для патриотического и духовно-нравственного воспитания российской молодежи;
продолжить поддержку производства и показа фильмов о боевых традициях Вооруженных Сил Российской Федерации, публикацию литературы, пропагандирующей подвиги защитников Отечества.
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
рассмотреть возможность развития в регионе патриотического движения «Герои среди нас»;
привлекать органы местного самоуправления, военные комиссариаты, институты гражданского общества, детско-юношеские и молодежные, а также ветеранские организации к проектам, направленным на повышение обороноспособности страны, престижа военной службы и подготовку молодежи к защите Отечества;
актуализировать работу по развитию в регионе Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», обеспечить деятельное участие в реализации мероприятий «Плана юнармейского года», разработанного и осуществляемого Министерством обороны Российской Федерации.
4. Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» активизировать взаимодействие с федеральными органами законодательной и исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с органами местного самоуправления по осуществлению патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан, подготовки молодежи к защите Отечества.
5. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:
продолжить мониторинг правоприменительной практики в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания российских граждан, уделив особое внимание реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»;
внести предложение по рассмотрению в рамках «правительственного часа» на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2018 года вопроса о мерах Федерального агентства по делам молодежи в части реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»