Другие мероприятия

Брифинг с военными атташе иностранных государств

Стенограмма

В.Н. Бондарев

Еще раз здравствуйте, уважаемые товарищи офицеры, господа офицеры, милые дамы! Прошу присаживаться.

Видите, с каким уважением мы к вам относимся, и посадили вас в этом зале на верхние ряды, чтобы мы смотрели на вас высоко подняв голову.

Уважаемые коллеги!

Прежде чем мы начнем наш брифинг, вы знаете, какая трагедия произошла у нас в Кемерово 25 марта сего года. Вчера в России был общегосударственный траур. Давайте мы в память о невинно убиенных почтим их минутой молчания. Прошу всех встать. (Все встают. Минута молчания.)

Спасибо, прошу садиться.

Уважаемые коллеги!

Я рад, что некоторых из вас здесь сидящих знаю лично по прежнему месту службы. Мы встречались. Я рад, что у вас все хорошо, что вы продолжаете службу. И желаю не только вам, но и всем присутствующим дальнейшего роста и успехов по вашему направлению.

Еще раз рады приветствовать вас на брифинге, проводимом Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности верхней палаты парламента России.

Прежде всего, хотел бы поблагодарить вас за то, что, несмотря на свою занятость, вы нашли возможность откликнуться на наше приглашение и прибыли в Совет Федерации.

Я хочу представить своих коллег, членов Комитета, которые вместе со мной присутствуют на этом брифинге:

1. Ракитин Александр Васильевич, первый заместитель председателя Комитета, представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Карелия;

2. Серебренников Евгений Александрович, первый заместитель председателя Комитета, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Хакасия.

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности является одним из десяти комитетов Совета Федерации, рабочим органом нашей палаты, на который возложено более половины напрямую связанных с функциями Совета Федерации конституционных полномочий. Это такие вопросы как введение военного и чрезвычайного положения; одобрение обращения Президента Российской Федерации на использование Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации; изменение Государственной границы Российской Федерации – это исключительные полномочия нашего Комитета в предварительном рассмотрении вопросов до вынесения их на заседание Палаты.

Если говорить о структуре нашего Комитета, то он состоит из шести подкомитетов, название которых определит для вас понимание основных направлений деятельности Комитета. Это подкомитеты: по обороне; по безопасности; по военно-социальной политике; по военно-промышленной политике и бюджету, по международному военно-политическому сотрудничеству, а также по обеспечению общественной безопасности и противодействию незаконной миграции.

Уважаемые господа!

Для многих из нас 2017 год надолго запомнится важным событием, творцами и участниками которого являлись генералы и офицеры, сержанты и солдаты, труженики оборонных предприятий, гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации.

11 декабря 2017 года Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации – Президент России Владимир Владимирович Путин подвел итог операции ВКС России в Сирии и заявил, что «за два с небольшим года Вооруженные Силы России вместе с сирийской армией разгромили наиболее боеспособную группировку международных террористов, а Сирия сохранена как суверенное независимое государство».

В этой общей Победе в разной степени есть доля участия каждого члена нашего Комитета, которые за истекший период неоднократно посещали подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, находящиеся в Сирийской Арабской Республике.

В 2017 году Комитет по обороне и безопасности выстраивал свою работу под знаком борьбы с международным терроризмом в целях укрепления обороны страны, обеспечения общественной безопасности, повышения международного престижа России и защиты наших национальных интересов.

Подчеркну, что Комитетом оперативно решались как плановые, так и внезапно возникающие задачи. В данной связи сосредоточу внимание на ряде основных моментов.

Первое.

Ключевым направлением деятельности Комитета является законодательное обеспечение стратегического национального приоритета «оборона страны».

В течение года Комитет осуществлял регулярный мониторинг выполнения Постановления Совета Федерации от 30 сентября 2015 года «Об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», а также решений Комитета, содержащих рекомендации по вопросам ведения.

Этому были посвящены:

— «правительственный час» с участием Министра обороны России Сергея Кужугетовича Шойгу;

— выездное заседание Комитета в расположение Балтийской Военно-морской базы ВМФ России в Калининградской области;

— посещение войск, а также Стратегического командно-штабного учения «Запад 2017»;

— работа на российских военных объектах за рубежом;

— мероприятия, проводимые совместно с Минобороны России, представителями предприятий оборонно-промышленного комплекса, руководством субъектов Российской Федерации, в том числе при участии территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.

Подчеркну, что наиболее значимыми для обороны страны законами, одобренными Советом Федерации в 2017 году, явились нормативно-правовые акты, которые:

— закрепили персональную ответственность руководителей субъектов Российской Федерации и муниципалитетов за мобилизационную подготовку и мобилизацию;

— создали правовую основу функционирования штабов территориальной обороны.

Комитетом проведено несколько совещаний по актуальным направлениям совершенствования законодательства в сферах строительства и развития Вооруженных Сил, территориальной и гражданской обороны, мобилизационного людского резерва, воинской обязанности и военной службы, статуса военнослужащих и членов их семей.

Говоря о результативности проведенной работы, отмечу, что только по итогам совещаний в Национальном центре управления обороной, членами Комитета были внесены в Государственную Думу 6 проектов федеральных законов.

Один из них одобрен Советом Федерации, подписан Президентом России и уже вступил в силу.

Законодательные инициативы членов Комитета разработаны в целях повышения боевой и мобилизационной готовности, а также совершенствования медицинского обеспечения Вооруженных Сил и военнослужащих в условиях выполнения боевых задач.

Часть из них, ставших законопроектами, – прошли процедуру первого чтения в Государственной Думе.

Замечу, что поставленные задачи Комитет решает благодаря тесному взаимодействию с Минобороны России и Генеральным штабом, включая посещение воинских формирований, выполняющих соответствующие миссии в Сирийской Арабской Республике.

Министр обороны и руководство группировки российских войск в Сирии высоко оценивают такое сотрудничество и передают слова искренней благодарности Совету Федерации и членам Комитета за постоянную заботу и внимание к военнослужащим.

Второе.

Уважаемые господа!

Противодействие терроризму, любым проявлениям экстремизма и ксенофобии, обеспечение безопасности личности, общества и государства – приоритетные направления работы Комитета, которым в истекшем году уделялось пристальное внимание.

В частности, под постоянным контролем членов Комитета находились вопросы законодательного обеспечения при формировании Росгвардии.

Решению указанной задачи были посвящены:

— правительственный час с участием Директора Федеральной службы войск национальной гвардии В.В. Золотова;

— мероприятия на базе 21 Отдельной бригады особого назначения в Софрино, в ходе которых сенаторы ознакомились с особенностями тактики действий подразделений, современными образцами специальной техники, а также получили возможность попрактиковаться в стрельбе;

— совместные совещания с участием представителей Росгвардии, МВД и других ведомств по проблемам совершенствования миграционного законодательства, оборота оружия, контроля за оборотом наркотиков.

Предметом специального рассмотрения Комитета стали конкретные направления деятельности по обеспечению общественной безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий, организации и проведения противопаводковых и противопожарных мероприятий в субъектах Российской Федерации, реализация проектов «Безопасный город», системы вызова экстренных служб «112» и ряд других.

Отмечу, что Комитетом проведена существенная работа по формированию нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность по обеспечению безопасности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму.

Третье.

В течение прошедшего года Комитет активно реализовывал потенциал экспертно-консультативных органов при Совете Федерации.

Совместно с Советом по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации осуществлялся поиск путей оптимизации законодательства, регламентирующего деятельность в сфере разработки и производства вооружения, военной и специальной техники.

Здесь Комитет практиковал различные парламентские формы проведения мероприятий. Итоговые рекомендации были обсуждены на заседаниях Комитета и направлены в соответствующие органы государственной власти, организации и учреждения для реализации.

Полагаю, что в связи с активным развитием законодательства, регулирующего правоотношения в сфере оборонно-промышленного комплекса, наработанная законодательная база нуждается в системной кодификации.

Время показало, что экспертно-консультативные органы при Совете Федерации выступают эффективными инструментами в реализации основных направлений деятельности как Комитета, так и Совета Федерации в целом.

В данной связи Совет по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества, равно как и Совет по социальной защите военнослужащих и членов их семей, выполняют важную миссию, предоставляя возможность открыто высказывать предложения по совершенствованию законодательства на основе результатов конкретной деятельности как руководителям различного уровня, так и непосредственным рядовым исполнителям.

Четвертое.

Уважаемые господа!

В 2017 году Комитетом уделялось пристальное внимание мониторингу правоприменительной практики в сфере национальной безопасности. Мы работали совместно с общественными и некоммерческими организациями, деятельность которых направлена на реализацию проектов государственно-патриотической, военно-патриотической, историко-культурной направленности.

Под руководством заместителя Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьева совместно с МВД России 3 ноября 2017 года Комитет организовал и провел торжественное мероприятие по награждению и чествованию двадцати детей и подростков, проявивших личное мужество в экстремальных ситуациях в 2017 году.

В период с 30 мая по 2 июня 2017 года Комитет обеспечил подготовку и организацию участия членов Совета Федерации и федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Совета Федерации – офицеров запаса в учебно-методических занятиях, проводимых Министерством обороны Российской Федерации.

Уважаемые господа!

Работа, подчас проводимая не один год, в 2017 году принесла конкретные плоды в виде федеральных законов и нормативно-правовых актов Правительства.

На всех «участках парламентского фронта» Комитет наращивал усилия в конструктивном взаимодействии с ветеранским и экспертным сообществом в рамках функционирования Координационных советов, созданных при Совете Федерации и при участии нашего Комитета.

Завершая выступление, подчеркну, что в прошедшем году стиль работы Комитета был продиктован стратегическими национальными приоритетами: оборона страны, государственная и общественная безопасность.

В ее основе – быть там, где решаются боевые и учебно-боевые задачи, ведется борьба с преступностью, обеспечивается безопасность страны и ее граждан.

Заверяю, что этот курс Комитет будет держать и в 2018 году!

Я перечислил несколько их тех мероприятий, которые проведены Комитетом. Все, естественно, рассказать и показать невозможно, но основное мы до вас довели.

Уважаемые коллеги!

Сегодня здесь в зале присутствуют 107 участников военного дипломатического корпуса из 56 стран мира. Огромное вам спасибо за интерес, проявленный к работе нашего Комитета и в целом Совета Федерации. На этом я свой монолог заканчиваю. Хочу спросить у своих коллег, есть ли у них желание меня дополнить, и перейти к диалоговому режиму нашего общения.

Уважаемые коллеги!

Я предлагаю следующую схему — один вопрос задается из зала, а один наш уважаемый переводчик будет зачитывать из тех, которые к нам поступили от вас по электронной почте. Это позволит нам рассмотреть не только поступившие заранее вопросы, но и чтобы вы могли задать свой вопрос, если этого не сделали в письменном виде. Нашу работу предлагаю закончить в течение 1 часа – 1 часа 20 минут. Возражений нет?

Итак, уважаемые коллеги, мы слушаем вас. Пожалуйста.

РУССИ БРУНО АЛОЙС

Бруно Русси, швейцарский военный атташе.

Уважаемый господин председатель Комитета, уважаемые господа заместители председателя Комитета! От имени всех военных атташе я хочу выразить вам наши самые глубокие соболезнования по поводу ужасной трагедии в Кемерово, в которой погибли, по меньшей мере, 64 человека, из которых более 40 детей. У многих из нас тоже есть дети, и мы отлично понимаем чувства родителей, потерявший детей. Наши мысли рядом с пострадавшими, их родными и близкими.

В.Н. Бондарев

Спасибо. Прошу садиться.

РУССИ БРУНО АЛОЙС

(Говорит на английском языке.)

В.Н. Бондарев

Бруно, у Вас прекрасный русский язык, можно было и на русском задать.

РУССИ БРУНО АЛОЙС

Я стараюсь.

Вы сказали, что общая безопасность, конечно, очень важна. У меня такой вопрос: какие есть конкретные законодательные проекты касательно FIFA-2018? Спасибо, господин генерал.

В.Н. Бондарев

Спланированные на 2018 год, я так понял?

ПЕРЕВОДЧИК

Чемпионат мира по футболу 2018 года, какое законодательство конкретно обеспечивает безопасность в рамках этого чемпионата?

В.Н. Бондарев

Естественно, все усилия будут направлены, и уже отработаны некоторые законы, которые позволяют нам с успехом организовать это мероприятие – чемпионат мира, и провести его на высоком уровне безопасности. Я уже сказал, что мы разработали один закон по усилению ответственности федеральных органов исполнительной власти за проведение этих мероприятий, и, естественно, на основании этого закона вышли распоряжения Правительства и федеральных органов исполнительной власти по порядку организации и проведения данного мероприятия.

Я хотел бы еще дополнить, что мы пригласили практически все страны. Все сборные дали согласие на участие в этих мероприятиях. Если кто‑то из руководства страны не пожелает приехать, то я думаю, от этого футбол не пострадает.

Е.А. СЕРЕБРЕННИКОВ

Буквально два дополнения к тому, что сказал Виктор Николаевич. В соответствии с указом Президента Российской Федерации созданы федеральный оперативный штаб и региональные оперативные штабы, в которые вошли все заинтересованные ведомства, которые отвечают за безопасность проведения чемпионата мира-2018. Проведена очень громадная организационная работа, проведена подготовка, в том числе дополнительных специалистов, которые будут участвовать в обеспечении транспортом, культурной программой, обеспечении питанием, естественно обслуживании спортивных сооружений и стадионов. Спасибо.

В.Н. Бондарев

Спасибо.

Удовлетворены? Как мы и договаривались, уважаемые коллеги, следующий вопрос, ранее заданный, вопрос номер один, Атташе Германии задал. Миссия ООН в Украине. Какие варианты подготовки и реализации миссии ООН на востоке Украины рассматриваются в настоящий момент? Возможно ли расширение пограничного контроля ОБСЕ со стороны России по всей границе с восточной Украиной? Место проведения миссии ООН на территории, прилегающей к российской границе. Это могло бы стать добровольным шагом России, который бы явно подчеркнул стремление России к завершению конфликта.

Уважаемые господа, вы знаете, что мониторинговая миссия на территории Украины, в частности, в Донбассе и Луганске, идет и в настоящее время. Правда, там есть к ней некоторые вопросы, потому что не всегда справедливо и верно освещаются те события, которые происходят там. Но, вы знаете, Россия никогда не была против наведения порядка на территории Донецкой и Луганской республик. И именно благодаря России, вы знаете, возникли четырехсторонние переговоры – это «Минск-2». И благодаря участию именно России в этом мероприятии эти договоренности еще соблюдаются и выполняются, хотя хотелось бы, чтобы они выполнялись как можно быстрее и четче. Но лучше тихий мир, чем громкая война. Поэтому мы не против, мы за то, чтобы на самом деле на территории этих непризнанных республик был мир (наступил мир), и чем быстрее, тем лучше для всеобщего мира в этом регионе.

Как договаривались, вопрос из зала. Пожалуйста.

РЕПЛИКА

Думают пока.

В.Н. Бондарев

Вы видите, как я хорошо ответил, что даже ничего ни у кого не возникает. (Смех в зале.)

Е.А. СЕРЕБРЕННИКОВ

Настолько открытая и прозрачная политика, в том числе и Министерства обороны, что не остается уже поля для вопросов.

_________

Я знаю, что я не один военный атташе, но мне хотелось бы спросить. Мы слышали, что законодатели работали над созданием частной военной компании. Можете сказать, на каком этапе эта работа? Спасибо огромное.

В.Н. Бондарев

Уважаемые коллеги, я попрошу на этот вопрос ответить своего первого заместителя, Александра Васильевича Ракитина. Пожалуйста.

А.В. Ракитин

В Российской Федерации частные военные компании отсутствуют. Мы полагаем, что вооруженное насилие – прерогатива государства.

Вместе с тем ряд российских граждан, осуществляя предпринимательскую деятельность за пределами страны, в том числе, в регионах со сложной оперативной обстановкой, привлекают частные охранные организации для обеспечения безопасности своего бизнеса. Однако это негосударственные структуры. Ни Министерство обороны Российской Федерации, ни какой‑либо орган федеральной исполнительной власти никакого отношения к этому не имеют.

Что касается юридического регулирования деятельности ЧВК в России, то срочной необходимости в осуществлении этого мы не видим. В отличие от государств, проводящих глобальную экспансионистскую политику, сопровождаемую силовыми действиями, задачи России в сфере обеспечения военной безопасности носят оборонительный характер. В настоящее время они эффективно выполняются и без задействования такого рода структур.

Но мы внимательно изучаем имеющийся зарубежный опыт их применения и оцениваем возможности привлечения частных организаций для выполнения охранных и других обеспечивающих функций.

Следует отметить, что в последние годы были предприняты четыре законодательные инициативы по регламентированию деятельности ЧВК.

Все предложенные законопроекты поддержки не получили, поскольку создание частных вооруженных формирований запрещено Конституцией Российской Федерации.

Спасибо.

В.Н. Бондарев

Удовлетворены? Спасибо.

Еще один вопрос. Атташе Германии. Интересует Балтика. Каким образом можно продвинуть вперед процесс дальнейшей разработки мер по обеспечению прозрачности в снижении риска на море и в воздухе?

Уважаемые коллеги, я на этот вопрос отвечу я вам. Находясь еще в должности заместителя Главнокомандующего, начальника главного штаба ВВС, Главкома ВВС, Главкома ВКС этот вопрос постоянно поднимался как представителями НАТО, так и республиками, которые находятся там, прибалтийские, скандинавские, именно по обозначению себя в воздухе. Все ругали Россию за то, что она выполняет полеты без включенных транспондеров, без подачи флайтпланов в нейтральных водах при перелете в Калининградскую область. Вот там нарушается безопасность, вот там напряженность, вот там могут возникнуть какие‑то непредвиденные ситуации в воздухе, которые влияют на безопасность полетов, на безопасность граждан, которые находятся в этих самолетах. При мне еще начиная с апреля 2017 года все наши самолеты военные, кроме тех, которые выполняли специальную задачу, летали и летают с включенными транспондерами. Если такого на борту не имеется, то мы всегда выделяем борт-сопровождение, и кто знает локацию, кто бывал на этих всех пунктах управления, вы видите, как отражается метка от самолета с транспондером и без транспондера.

В принципе я лично и тогда, и сейчас не видел особой угрозы безопасности в том, что летит самолет с включенным или выключенным транспондером. Есть диспетчерские службы, которые отвечают за воздушное пространство и которые видят все — есть ли отметка на борту транспондера или нет. Разведение по высотам, по направлениям — это обязанность диспетчерских служб, и это обязанность всех самолетов и вертолетов, находящихся в этом районе или в этом пространстве. Россия летает с включенными транспондерами или Россия сопровождает самолеты без транспондеров. Однако страны НАТО, Прибалтика это игнорируют, продолжают летать в территориальных водах без включения этих транспондеров, без уведомления о полетах. Мы об этом все прекрасно знаем и видим.

Все, на этом закончилась вся напряженность, и доверие в воздухе решилось, но только опять же решилось со стороны России. Я еще раз хочу сказать: Россия открыта. Наш лидер — Президент России Владимир Владимирович Путин везде и всюду это заявляет. Мы не хотим никакой напряженности. Давайте мы будем открытыми друг для друга и решать эти вопросы, а не обвинять Россию в каких‑то грехах и в присутствии влияния России. Не будем называть Россию — исчадьем ада. Поэтому основное в этом вопросе, как написано в данном вопросе, — это обеспечение прозрачности и снижения риска. Основное — это доверие. Мы доверяем вам, и вы доверяйте нам. Вот все, что я хотел бы по этому вопросу ответить. Это касается и воздуха и моря. И вы знаете, что ни одно судно, то ли морское, то ли воздушное, не пройдет незамеченным. Все прекрасно знают, ни для кого это не секрет. Поэтому мы открыты, мы всегда показываем и рассказываем, где, куда и как мы летим.

Спасибо.

Следующий вопрос из зала.

С МЕСТА

Не хотят. Их устраивает больше наш вариант.

В.Н. Бондарев

Уважаемые коллеги, мы ответим на вопросы, которые получили в электронном виде. Есть? Пожалуйста.

ХЕЛЁЕ ГУННАР (?)

Спасибо огромное. Военный атташе по вопросам обороны при Посольстве Норвегии. Я думаю, спрошу по‑английски.

В.Н. Бондарев

Прекрасный вопрос. Я не понял о чем, но очень длинный.

ПЕРЕВОДЧИК

Вопрос задан относительно общей ситуации с безопасностью в Европе. Сегодня у нас есть работающие документы, документы, которые у нас действуют, однако их функционирование под угрозой. Это, например, Венский документ и «открытое небо». И назрела сегодня (такой стратегический вопрос задает представитель Норвегии) насущная необходимость дать новый старт работе над обеспечением и повышением безопасности в Европе.

Как Вы считаете, как можно начать этот процесс? Что можно было бы сделать? Конечно, все задают этот вопрос, он очень популярный, и ответов пока что очень мало и четких нет. Каково вот Ваше видение этой темы?

В.Н. Бондарев

Уважаемые коллеги! Мое видение, конечно, безопасность в Европе и роль России в Европе. Вы знаете, нас это очень и очень интересует. И чем надежнее и спокойнее в этом регионе, тем будет практически одной трети населения мира жить лучше и легче.

Я что хотел бы сказать. Прежде всего — это вопросы доверия. «Открытое небо» возникло еще в 1990-е годы. Мы, знаете, подписали соглашение, и все страны проверяли наши миссии, все особо важные объекты, критические объекты. И за все это время в этом вопросе наведен, я считаю, не идеальный порядок, но мы знаем о каждом из вас, вы знаете о нас.

Это, конечно, определенный элемент доверия, который на самом деле подтверждал те заявления, которые делала Россия в своем разоружении или производстве того или иного вооружения. И ни разу за всю историю существования этого соглашения (Договора по открытому небу) со стороны России практически не было ни одного нарушения. Ни разу не было высказано, что мы где‑то что‑то укрыли или мы что‑то где‑то не так сделали.

Хотя вы знаете, что такое прибытие комиссии, допустим, на аэродром Военно-воздушных сил или Воздушно-космических сил. Это всегда фотографировались все самолеты, открывались все ворота более двух метров высотой, проверялись номера этих бортов, история, куда какой борт ушел, если он ушел на рембазу или на ремзавод. Ну, от этого никто не пострадал. Тем более в наш век мы прекрасно из космоса видим друг друга и знаем, что у кого есть и как эксплуатируется.

В наш век мы в реальном масштабе времени, допустим, сейчас наблюдаем старт любой баллистической ракеты на территории любого континента — это ни для кого не секрет. Также есть Договор о том, что если в испытательных целях, допустим, стартует баллистическая ракета, то страна должна заявить заранее. Но не всегда и не все, к сожалению, это делают. Россия еще ни разу не сделала так, что сначала запустила ракету, а потом заявила. Но некоторые, к сожалению, делают по‑другому: запустят, а потом заявляют через некоторое время, вроде как долго идет почта.

Поэтому я еще раз говорю: кроме доверия ни одним документом невозможно навести порядок, поддерживать его и кого‑то что‑то заставить делать или к чему‑то принудить. Прежде всего — доверять. Это основное, что касается не только Европы, это для всех регионов мира. Будем доверять — будет порядок. Не надо нагнетать напряжение, что везде и всюду все зло в мире исходит только с территории Российской Федерации. Абсолютно не так. Мы открыты, мы ни один документ, ни одно Соглашение, ни один Договор еще ни разу не нарушили и нарушать не намерены.

Вы знаете прекрасно, возникает много вопросов, особенно в последнее время, о том, что Россия вроде бы как нарушила Договор о ракетах средней и малой дальности и превысила установленные дальности пуска. Но еще раз повторяю: у каждой страны есть космические аппараты, которые позволяют в реальном масштабе времени оценить место пуска, дальность пуска и определить, есть ли нарушение в этих соглашениях. Если есть нарушения, то покажите. Но еще никто не показал, что ракета пролетела дальше 500 километров. Это же можно показать. Почему все обвинения происходят огульно?

Вы же знаете, что есть институты, которые могут рассчитать полет любой ракеты, плюс-минус 10–15 километров. Сказать, что она полетит, допустим, на 500 или на 700 километров. Это зависит от габаритов, топлива, расхода топлива и так далее. Все эти параметры рассчитаются в наш век в течение трех часов студентом.

Поэтому еще раз говорю: все соглашения будут работать тогда, когда мы будем доверять друг другу. Спасибо.

С МЕСТА

Будем надеяться на искусство переводчика сейчас. (Смех в зале.)

В.Н. Бондарев

Да. Ну, он записывает.

Я же почему так быстро говорю? Потому что я знаю, что все вы владеете русским языком. С удовольствием говорите. Поэтому если что‑то кто‑то не понял то, пожалуйста, переведите. Он записывает.

Вот видите, какой у нас прекрасный переводчик. Четыре листа успел записать, пока я говорил. (Смех в зале.)

Еще вопросы, уважаемые коллеги. По плану теперь должен быть вопрос, заранее заданный, да? Или нет?

Пожалуйста.

С.М. ШАХНЕВАЗ

Уважаемый господин председатель комитета, спасибо большое за брифинг. Я представляю Бангладеш, военный атташе Республики Бангладеш.

Возвращаюсь к первому вопросу — к безопасности во время проведения чемпионата мира в России этим летом. Вы сказали, что меры безопасности, которые приняты, достаточны, есть законодательство, все выполняется, есть там штабы и так далее. Мы очень рады, спасибо большое.

Но я сейчас хочу обратиться с предложением и с такой просьбой, используя нашу площадку для диалога. Было бы очень хорошо, если бы в местах проведения чемпионата и на всех подступах и так далее были объявления и знаки не только на русском языке, но также на английском, ну или каком‑то другом международном языке, для того чтобы иностранные гости и спортсмены, которые прибывают на соревнование, чувствовали себя уверенно, спокойно и комфортно.

В.Н. Бондарев

Спасибо. У вас есть опасение, что не будет на других языках написано.

Вы знаете, я, к сожалению, не был на других чемпионатах мира, но я знаю, какая сейчас идет огромная подготовка по этому вопросу. Если мне не изменяет память, то более 30 раз делегации ФИФА приезжали, проверяли все мероприятия, проводимые Россией, перед подготовкой к чемпионату мира. Конечно, замечания были, особенно в начальный период времени. Потом их стало меньше и меньше. Сейчас практически ФИФА заявила, что Россия готова к проведению чемпионата. Если бы этого не было, ФИФА сама бы отменила этот чемпионат. Мы, конечно, доведем до тех органов, которые отвечают за организацию, обеспечение и проведение чемпионата, ваши пожелания в любом случае и заслушаем еще раз перед чемпионатом о тех мероприятиях, которые проведены и что сделано для того, чтобы улучшить нахождение туриста и болельщика на территории России. Я знаю, нигде такого, по‑моему, не было, чтобы болельщики доставлялись бесплатно из региона в регион, из города в город. Это говорит о подготовке к встрече иностранцев. Поэтому я думаю, что этот чемпионат будет лучшим за всю историю, потом с нас будут брать пример.

Е.А. СЕРЕБРЕННИКОВ

Количество волонтеров привлекается небывалое.

В.Н. Бондарев

Удовлетворены? Спасибо.

Уважаемые коллеги, четвертый вопрос. Опять военный атташе из Германии. Арктика. Генеральный секретарь НАТО Столтенберг заявил в своем недавнем интервью изданию «Foreign Policy» следующее: «Мы видим усиление напряженности на Севере, но мы должны продолжать бороться за снижение напряженности и налаживание сотрудничества, которое нам удалось развить с Россией в течение прошедших десятилетий». Какими инициативами Россия может ответить на эти предложения о сотрудничестве?

Уважаемые коллеги, я попрошу на этот вопрос ответить своего первого заместителя.

Е.А. Серебренников

Спасибо.

Уважаемый Виктор Николаевич, прежде всего вношу предложение как‑то отметить атташе Германии за наибольшую активность. (Оживление в зале.)

Ну а теперь по существу. В основе ответа на этот вопрос также лежат два основных принципа — доверие и открытость. К сожалению, еще с 2014 года наши соседи по Арктическому союзу приостановили всяческое взаимодействие с Россией по вопросам деятельности оборонных ведомств. Основывалось это по причине разных подходов и разных оценок украинского кризиса. В Соединенных Штатах Америки официально действует запрет на контакты с Россией по оборонным вопросам до того периода, пока Россия не признает свое влияние на украинский кризис и перестанет претендовать на территориальную целостность стран Евросоюза. Мы сегодня, как и ранее, и в письменном виде, и в устном форме продолжаем выдвигать свои инициативы по продолжению добрососедских отношений, добрососедских контактов в ряде сфер.

Отвечая на Ваш вопрос, могу сказать следующее, что Российская Федерация может предложить сотрудничество по направлениям:

предотвращение инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ним;

взаимный обмен в соответствии с достигнутыми договоренностями навигационно-гидрографическими данными, данными в интересах заблаговременного предупреждения о возможных стихийных бедствиях и иных неблагоприятных природных явлениях в Арктике, а также информацией о гидрометеорологической и экологической обстановке;

авиационный и морской поиск и спасание;

ликвидация последствий техногенных аварий и стихийных бедствий;

реагирование на чрезвычайные ситуации;

борьба с терроризмом и трансграничной преступностью.

Необходимо отметить, что залог успешного развития добрососедских отношений в наших Северных регионах состоит в доверии и открытом общении.

Поэтому одно пожелание — еще раз вернитесь к этим предложениям и на весы положите: с одной стороны — наши предложения, с другой стороны — сказку о Скрипале и сделайте вывод.

Спасибо.

В.Н. Бондарев

Уважаемые коллеги! Мы уже работаем вместе 1 час 15 минут. Я хотел бы выразить слова огромной благодарности вам всем за то, что вы прибыли сюда, за те вопросы, которые вы задали здесь и задали в письменном виде.

Я также хотел поблагодарить военного атташе из ФРГ. Попрошу встать. (Аплодисменты.) Я очень Вам благодарен, что Вы так же, как и Россия, судя по Вашим вопросам, очень озабочены наведением порядка в Европе — в доверии, в уничтожении терроризма, экстремизма. И огромная Вам за это благодарность.

Уважаемые коллеги, прошу брать пример. Спасибо, что вы пожелали России успехов. Спасибо, что вы поддержали Россию в кемеровской беде.

Я желаю вам всем дальнейшего роста, очередных воинских званий, чтобы вы до самой пенсии находились в России и вас никто не смог отсюда переместить, оттеснить или отправить в другой регион. А когда вы уедете на свою родину, то скучали бы по России как о своей малой родине.

Уважаемые коллеги!

Еще раз хочу вам сказать — поверьте, успокойте свое руководство, за всю историю Россия никогда ни на кого не нападала первой. И я думаю, что эту традицию мы никогда не будем нарушать. Но все те, кто приходил к нам с мечом, от этого меча и погибали. Поэтому давайте жить дружно и все у нас будет, и все у нас получится.

Ну и в заключение, уважаемые коллеги, позвольте мне как военному (бывших военных не бывает), как председателю Комитета вручить небольшой скромный подарок старейшему атташе из Швейцарии Бруно Русси, не потому что у него фамилия Россию напоминает, а из‑за того, что он на самом деле очень много отдал этой службе своей жизни. (Аплодисменты.)

От чистого сердца, Бруно.

РУССИ БРУНО АЛОЙС

Разрешите несколько слов в благодарность мне тоже.

Во‑первых, за брифинг, за гостеприимство Совета Федерации, и особенно за возможность задать вопросы и получить открытые ответы. Спасибо огромное.

И получите маленький сувенир от нашей ассоциации. (Аплодисменты.)

В.Н. Бондарев

Спасибо.

И в заключение одно объявление. Я предлагаю всем спуститься на первый этаж и сделать общую фотографию на память о нашей встрече.

 

 

____________