Другие мероприятия

Брифинг для военных атташе иностранных государств

Стенограмма

 

В.А. Озеров

Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Я рад вас приветствовать в Совете Федерации, верхней палате российского Парламента, и хочу сразу поблагодарить вас за то, что, несмотря на свою занятость, вы выбрали время для того, чтобы принять участие в очередном брифинге Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности о проделанной работе в ушедшем году и о наших планах на год нынешний.

Хочу вас проинформировать, что Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности является одним из 10 комитетов нашей Палаты. И сразу хочу сказать: не потому что мы работаем в этом комитете, а потому что Конституция Российской Федерации среди исключительных полномочий Совета Федерации половину для предварительного рассмотрения вопросов и вынесения на заседание палаты относит к функциям нашего комитета. Какие это вопросы? Это вопросы войны и мира, введения военного и чрезвычайного положения, дачи согласия Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил за территорией Российской Федерации, изменение Государственной границы России.

Хочу также вам сказать, что членами комитета являются 17 представителей субъектов Российской Федерации – ровно десятая часть от нашей палаты. Хочу сказать, что среди этих людей достаточно много моих коллег, которые прошли большую жизненную школу государственной и военной службы. Среди нас есть первые заместители и заместители министров Правительства Российской Федерации. Трое наших коллег возглавляли субъекты Российской Федерации. Двое были председателями парламентов субъектов Российской Федерации, один – председателем Правительства. Есть и люди, которые пришли с гражданской жизни, занимались в различных сферах экономики нашей страны и бизнеса.

За плечами моих коллег – Афганистан, проведение антитеррористической операции на Северном Кавказе, война с Грузией. Среди нас есть герои Российской Федерации. Более половины моих коллег награждены боевыми орденами и государственными наградами России.

Исходя из той структуры, которую я вам сейчас представлю, вы можете понять основные направления деятельности нашего комитета. В структуре нашего комитета пять подкомитетов. Это подкомитет по обороне, подкомитет по безопасности, подкомитет по оборонно-промышленному комплексу и военному бюджету, по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также подкомитет по международному военно-политическому сотрудничеству.

Если говорить о географии субъектов Российской Федерации, которые представляют члены нашего комитета, то это от Калининграда до Владивостока; от Хабаровска и Якутии до Северной Осетии и Ингушетии. Мы как‑то провели ради спортивного интереса среднюю удаленность членов Совета Федерации от Москвы. Так вот, члены нашего комитета – самые удаленные от столицы нашей Родины. У членов ближайшего комитета мы выигрываем более 1000 километров.

Ну и прежде чем перейти к содержательной части нашего брифинга, я с удовольствием хотел бы представить своих коллег, которые вместе со мной сегодня участвуют в брифинге.

Это, прежде всего, Евгений Серебренников, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Он представляет Республику Хакасия. До наделения полномочиями члена Совета Федерации Евгений Александрович был заместителем Министра по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, генерал-полковник.

Франц Клинцевич, первый заместитель председателя Комитета. Возглавляет подкомитет по обороне. Франц Адамович представляет Смоленскую область. Участник боевых действий в Афганистане, награжден боевыми орденами. Возглавляет союз ветеранов Афганистана России.

И Мухарбек Дидигов. Он возглавляет подкомитет по социальной защите военнослужащих, как я вам говорил, сотрудников правоохранительных органов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Он в Совете Федерации представляет Ингушетию, это республика Северного Кавказа. Мухарбек Ильясович побыл, как я, председателем Парламента и председателем Правительства этой Республики.

И я – председатель комитета. Я представляю в Совете Федерации Хабаровский край. Я восемь лет был председателем Парламента этого субъекта Российской Федерации и с 2001 года возглавляю наш Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.

Если говорить о направлениях нашей работы, то в основе лежало послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, его Майские указы от 2012 года в области обороны, безопасности и оборонно-промышленного комплекса, а также план законотворческой деятельности Парламента Российской Федерации на 2016 год.

Поэтому я обращу внимание на четыре основных, с нашей точки зрения, момента, которые лежали в основе нашей работы в прошлом году, а потом, я думаю, в диалоговом режиме будет более интересно нам продолжить разговор, тем более ряд вопросов (спасибо вам) вы прислали нам заранее.

Первая наша основная задача – это совместное с Государственной Думой осуществление правового регулирования вопросов обороны и безопасности нашего государства через принятие соответствующих федеральных конституционных и федеральных законов.

В 2016 году через Комитет прошел 71 закон, по 32 из них мы были ответственными исполнителями.

Забегая вперед и отвечая на один из вопросов, который поступил в комитет заранее, хочу сказать, что эта работа строится в тесном взаимодействии с профильными комитетами Государственной Думы по обороне, безопасности и противодействию коррупции. Мы начинаем ее с момента внесения законопроекта в Государственную Думу, когда сначала даем наше заключение на концепцию законопроекта, затем после принятия в первом чтении даем свои поправки ко второму чтению. Когда закон из Государственной Думы приходит в Совет Федерации, мы имеем полное не только юридическое, но и моральное право сказать да или нет закону, пришедшему из Госдумы.

И такая практика дает положительные результаты. Все 32 закона, которые рассматривал наш Комитет, были одобрены Советом Федерации, подписаны Президентом и вступили в законную силу.

В этом же вопросе мы хотим сказать и доложить вам, что для нас не только и не столько важно одобрить соответствующий федеральный закон, но и организовать мониторинг правоприменительной практики.

С этой целью члены Комитета постоянно бывают в воинских частях, соединениях, военных округах, на флотах, проводим выездные заседания в субъектах Российской Федерации. В прошлом году в Якутии мы рассмотрели вопросы обеспечения военной и пограничной безопасности Российской Федерации в Арктической зоне России, а в Иркутской области – вопросы функционирования оборонно-промышленного комплекса, а также вопросы реализации закона «О противодействии терроризму» на примере этого субъекта Федерации.

Особое внимание мы уделяем нашим военнослужащим, которые находятся за территорией Российской Федерации. Поэтому в прошлом году мы побывали и в Армении, и в Таджикистане, и в Киргизии, и в Казахстане, но особое внимание, конечно же, уделили нашей военной базе в Хмеймиме и пункту материально-технического обслуживания в Тартусе на территории Сирии.

Второе основное направление в деятельности нашего Комитета – это, конечно, борьба с чумой XXI века, каковым является терроризм. К сожалению, вы знаете, что буквально накануне нашей с вами встречи произошла трагедия в Санкт-Петербурге, и мы искренне скорбим по тем людям, которые пострадали в этом террористическом акте.

В прошлом году исполнилось как раз 10 лет закону «О противодействии терроризму», одним из авторов которого я являюсь. Исходя из анализа правоприменительной практики, из нашей поездки, в том числе в Ингушетию, где мы имели возможность на встрече и с руководством, и с населением страны выявить ряд узких мест, и был подготовлен и внесен проект закона антитеррористической направленности, который был рассмотрен Государственной Думой (и ко второму чтению, мы в него внесли около 80 поправок), одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.

Третьим направлением нашей деятельности было безусловное выполнение указаний Президента о реализации государственной программы вооружения, финансировании государственного оборонного заказа в полном объеме, поиске путей импортозамещения с учетом тех санкций, которые против России были объявлены, а также создании научно-технического задела для реализации тех задач, которые поставлены Президентом, чтобы к 2021 году не менее 70 процентов вооружения и военной техники российской армии были современными.

И в этой работе мы опираемся не только на собственные силы, но и созданные в рамках Совета Федерации научно-экспертные советы – Совет по оборонно-промышленному комплексу и военно-техническому сотрудничеству и Совет по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей. Потому что мы даем себе отчет, что главной фигурой был и остается в армии, на флоте и правоохранительных органах человек, поэтому его социальный статус, его льготы и преимущества по сравнению с гражданскими лицами – это тоже должно быть под неустанным вниманием нашего Комитета.

И, наконец, четвертое направление, которым нам пришлось достаточно пристально заниматься: вы знаете, что в соответствии с указом Президента создан новый федеральный орган исполнительной власти – войска национальной гвардии и правовое регулирование функционирования войск национальной гвардии. Вместе с тем были возвращены служба по государственному контролю за оборотом наркотиков и миграционная служба в лоно Министерства внутренних дел. Этим тоже пришлось плотно позаниматься в 2016 году.

И, подводя итог, хочу сказать, что в целом деятельность Комитета находит поддержку федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная и правоохранительная служба. Наш тесный контакт с этими органами осуществляется как через участие в совместных коллегиях и учениях, которые проводят эти федеральные органы исполнительной власти, так и в оценке нашего руководителя, Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. Но при этом мы для себя даем отчет, что главными ценителями нашей работы должны быть военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, члены их семей – в целом граждане Российской Федерации, которые должны быть уверены, что суверенитет, территориальная целостность, защита жизни и здоровья их находятся в надежных руках.

Поэтому на этом бы я свой монолог закончил, спрашиваю у своих коллег, есть ли у них желание меня дополнить, и перейти к диалоговому режиму нашего общения.

Я предлагаю следующую схему — один вопрос задается из зала, а один наш уважаемый переводчик будет зачитывать из тех, которые к нам поступили от вас. Это позволит нам рассмотреть не только поступившие заранее вопросы, но и чтобы вы активно принимали участие и могли задать свой вопрос, если этого вы не сделали в письменном виде.

Все, пожалуйста. Мы готовы.

Бруно РУССИ

(Говорит с сильным акцентом. Возможно искажение смысла.) Спасибо большое, уважаемый господин председатель, уважаемые члены Комитета. Я Бруно Русси, швейцарский военный атташе.

Мой вопрос касается военного бюджета. У нас всегда такие проблемы с бюджетом, что бюджета не хватает на всех. Мой вопрос: ваш Комитет, как вы оцениваете, что бюджета хватит на все задачи Вооруженных Сил? Спасибо большое.

В.А. Озеров

Спасибо.

Вы знаете, я думаю, что не открою большой военной тайны, если скажу, что и нам военного бюджета не хватает на все. Но мы исходим из тех финансово-экономических возможностей, которые имеет наша страна. С одной стороны, мы должны обеспечить нашу армию и флот всем необходимым, чтобы выполнить ту задачу, о которой я сказал, – обеспечение суверенитета и территориальной целостности. С другой стороны выполнить те социальные обязательства, которые страна взяла перед своими гражданами.

Хотя я должен признать, что за последние годы доля военного бюджета в валовом внутреннем продукте (ВВП) нашей страны постоянно росла и в 2017 году составит 3,3 процента от ВВП. Конечно, если брать в абсолютных цифрах, то оборонный бюджет России в 13 раз меньше, чем в Соединенных Штатах Америки, в 3 раза меньше, чем в Китае, и даже в 1,5 раза меньше, чем в Саудовской Аравии, если представители военного атташе этого государства здесь присутствуют.

На задачу, которую поставил Президент по реализации государственной программы вооружения заложено до 2020 года 20 трлн. рублей. Одновременно мы понимали, что на старом оборудовании эту задачу не решишь, поэтому есть программа модернизации оборонно-промышленного комплекса, более 3 млн. рублей. У России нет желания наращивать противостояние с другими государствами. Как правильно говорят у нас в стране, мы отдаем тот долг, который мы накопили перед оборонно-промышленным комплексом, перед страной в конце 90-х – начале 2000-х годов, когда финансирование оборонной безопасности государства, к сожалению, было по остаточному принципу.

Поэтому в этих условиях, конечно, мы выбираем приоритеты финансирования, это, прежде всего, ядерно-оружейный комплекс, это закупка современных образцов вооружения и военной техники, это решение социальных вопросов военнослужащих и членов их семей.

И надо сказать, что мы сейчас бюджет утвердили не только на 2017 год, но и на 2018-й и 2019-й годы. Доля будет постепенно уменьшаться, и Президент поставил задачу перед оборонно-промышленным комплексом, чтобы заглядывать вперед и находить возможности реализации новых достижений в науке и технике для решения задач мирного развития нашей экономики.

Со своей стороны могу сказать, что мы, конечно, будем стоять на страже интересов Вооруженных Сил, оборонно-промышленного комплекса и социальной защиты военнослужащих. Все возможное, что есть в государстве, будем стараться закладывать в наш бюджет и очень внимательно следить с помощью, в том числе, и Счетной палаты, чтобы выделенные денежные средства расходовались в целевом направлении и в полном объеме.

Пожалуйста, теперь вопросы. Один выберите и зачитайте.

ВОПРОС:

Что Вам видится главным в будущих отношениях между российскими и турецкими Вооруженными Силами?

Вопрос из Турции.

В.А. Озеров

Спасибо.

Вы знаете, что российско-турецкие отношения за последние годы прошли достаточно сложные, очень эмоциональные моменты – от невосприятия друг друга, как партнеров, до того стратегического партнерства, которое высказано и Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Турции Реджепом Эрдоганом здесь, у нас в Москве, совсем недавно. Поэтому, говоря о международном аспекте наших взаимоотношений, это, прежде всего, координация усилий по уничтожению террористов в Сирии. Также решение задач по дальнейшему политическому урегулированию в Сирии и прежде всего это Астанинский процесс.

И здесь приятно отметить, что мы с нашими турецкими партнерами находим общее взаимопонимание не только, как я сказал, в военной, но и в политической сфере, то есть мы заглядываем в будущее мирного развития Сирии.

Если говорить о двусторонних отношениях, то, несмотря на то, что Турция является государством НАТО, на последней встрече, которая произошла в Москве, мы начали вести разговор и о военно-техническом сотрудничестве между нашими государствами. И укрепление мер доверия в военной сфере – я думаю, что это одно из ключевых направлений дальнейшего укрепления нашего военного сотрудничества. Поэтому мы позитивно смотрим на развитие российско-турецких отношений в целом, межгосударственных, и между нашими вооруженными силами в будущем.

Пожалуйста, вопросы из зала.

Пожалуйста.

Г. ХЕЛЕЕ

Гунар Хелее, норвежский военный атташе.

Мой вопрос касается призывной системы. Насколько мы знаем, в России сохраняется такая система при увеличении доли контрактных военнослужащих. В некоторых странах удалось полностью отказаться от призывной системы, а в некоторых она довольно эффективна и действует хорошо. Мой вопрос, таким образом, касается будущего призывной системы и всеобщей воинской обязанности в Российской Федерации. Каковы ваши планы в этой сфере?

В.А. Озеров

Спасибо. Один из таких вопросов был задан и в предварительном плане.

Вы знаете, Российская Федерация относится к тем странам, которые в обозримом будущем не собираются отказываться от призыва военнослужащих для прохождения срочной военной службы, или службы по призыву. Мы понимаем, что с учетом плана строительства Вооруженных Сил с каждым годом количество военнослужащих по призыву будет уменьшаться. Да, это не секрет, что к 2020 году мы предполагаем иметь около 220 тысяч офицеров, около 500 тысяч тех, кто проходят военную службу по контракту, и остается, не надо быть Лобачевским, около 280 тысяч военнослужащих по призыву.

Сохраняя военную службу по призыву, мы исходим из двух моментов: один – военный, другой – чисто социальный.

С военной точки зрения для такой большой страны, как наша, необходимо наличие достаточного мобилизационного резерва на особый период. Поэтому служба по призыву как раз решает эту задачу. Но, во‑вторых, есть еще и социальный аспект, который всегда присутствовал в нашей стране, что прохождение военной службы по призыву – это школа жизни, школа воспитания. Молодые люди, пройдя военную службу, возвращаются в общество совсем другими людьми, патриотами, людьми способными и понимающими, какие задачи необходимо решать на гражданке.

Наш Комитет поддержал предложение Министра обороны Сергея Кужугетовича Шойгу о том, чтобы на военных кафедрах высших учебных заведений во время обучения готовить солдат, сержантов и офицеров запаса, то есть подготавливать мобилизационный резерв из молодежи не только проходящей срочную службу, но и обучающейся в высших учебных заведениях. Мне кажется, это тоже хороший подход, потому что люди и обучаются, и знакомятся с основами военного дела, наряду со специальностью по диплому. Они получают военно-учетную специальность и это тоже наш мобилизационный резерв. Мы это поддерживаем. И в этом плане (сохранение службы по призыву) у нас есть политическое единство среди всех политических сил нашего общества. Я думаю, что, повторюсь, в обозримом будущем мы не откажемся от службы по призыву. Хотя вы видите, что даже за последние годы мы от двух лет дошли до одного года службы, то есть минимально возможного для того, чтобы человек мог освоить ту военно-учетную специальность, по которой он проходит военную службу.

Спасибо. Выберите, пожалуйста, еще вопрос.

ВОПРОС

Можете ли Вы дать обзор текущих законодательных проектов по линии Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности?

В.А. Озеров

Я уже во вступительном слове говорил, что работа нашего комитета строится на плановой основе. В Государственной Думе утвержден план законотворческой деятельности на весеннюю сессию, который предполагает разработку более 50 законопроектов. Эти законопроекты связаны с основными задачами, которые сегодня стоят перед военной организацией государства, то есть совершенствование законодательного регулирования вопросов обороны, мобилизации и мобилизационной подготовки, функционирование оборонно-промышленного комплекса, прохождение военной службы, вопросы социальной защиты военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей. Если говорить про блок обороны, то в Государственной Думе есть Комитет по обороне и Комитет по безопасности и противодействию коррупции. У нас Комитет в двух лицах.

Поэтому если касаться обороны, то именно эти основные направления лежат в основе нашей работы. Но кроме плановых задач у нас в армии всегда бывают внезапно возникающие задачи. Мы к этому готовы, и здесь есть два подхода.

Первый – это те законодательные инициативы, которые самостоятельно вырабатывают органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, в том числе и члены нашего Комитета. Мы всегда очень внимательно, и по той схеме, о которой я вам рассказывал, от концепции до принятия закона работаем вместе с Государственной Думой. Я думаю, что так это сохранится и в весеннюю сессию, и приоритеты, и принципы работы над законопроектом.

И если до этого года в перечне законопроектов приоритетными были только законопроекты, которые внесены Президентом, Правительством Российской Федерации, то в этом году Государственная Дума внесла изменения, и законопроекты, внесенные Советом Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, тоже будут рассматриваться в приоритетном порядке. Мы это поддерживаем и мы к этому готовы.

Вопрос из зала.

Все отличники на передней парте.

Я – военный атташе Посольства Индии.

Только один вопрос.

Спасибо большое за возможность задать вопрос. Мой вопрос касается ИГИЛ. Эта организация, конечно, сейчас активно подавляется в Сирии, но, к сожалению, она может поднять свою уродливую голову в других частях мира, в частности, в Афганистане, где силы Талибана уже создают большие проблемы для выбранного правительства.

Вопрос заключается в следующем. Какова ваша «дорожная карта», каков план действий по дальнейшей борьбе с этим явлением?

В.А. Озеров

Вы знаете, что позицию Российской Федерации по борьбе с терроризмом осенью прошлого года на сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций обозначил наш Президент Владимир Путин, который сказал о необходимости создания широкого антитеррористического фронта.

Поэтому не случайно Совет Федерации дал согласие Президенту России на использование наших Военно-воздушных сил в Сирии для борьбы с этим злом. Не случайно мы готовы сотрудничать с антитеррористической коалицией, которую возглавляют Соединенные Штаты Америки. И в этой работе мы, как сейчас модно говорить, транспарентны, открыты и готовы взаимодействовать по всем направлениям и во всех вопросах. Единственное, что мы всегда говорили, и я готов сегодня повторить в Совете Федерации, что мы не приемлем в этой совместной работе двойных стандартов.

Цель, по крайней мере, провозглашаемая руководителями абсолютного большинства государств мира, у нас единая – уничтожить терроризм. Давайте будем объединять усилия в этом направлении.

Пожалуйста, еще вопросы.

ВОПРОС:

Какие наиболее сложные задачи, по мнению Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, стоят перед Российской Федерацией и ее российскими Вооруженными Силами?

В.А. Озеров

Все задачи, которые стоят перед Вооруженными Силами, являются ответственными. Мы не делим их на сложные или несложные. И в данном случае, конечно, основная задача – это обеспечение суверенитета и территориальной целостности нашей страны. Я об этом уже говорил.

И мы с вами в вопросах и наших выступлениях говорили, что сегодня Россия в полной мере задействована в борьбе с терроризмом. Поэтому специфическая задача, которая сегодня стоит перед Вооруженными Силами – это уничтожение терроризма в его логове в Сирии. Поддержка тех начинаний, которые есть в Ираке, в Афганистане, в других регионах мира по уничтожению терроризма. Наши Вооруженные Силы в Сирии действуют самостоятельно, а все остальные регионы, когда вы спрашивали про нашу «дорожную карту», мы готовы всячески поддерживать.

Пожалуйста.

ВОПРОС:

Спасибо за брифинг.

У меня вопрос об Украине.

Насколько я помню, в 2014 году Вы говорили о целесообразности проведения миротворческой операции в этой стране. Считаете ли Вы это до сих пор целесообразным?

В.А. Озеров

Сначала хочу сказать и в том числе о позиции Германии и Франции как гарантов Минских соглашений, вернее напомнить, что: а) Россия не является стороной конфликта; б) ни один из 11 пунктов этого соглашения напрямую не касается Российской Федерации. Но мы искренне заинтересованы в том, чтобы и в Восточной Украине, и в целом (это дружественная для нас страна) действительно зажили полнокровной жизнью и чтобы те братские отношения, которые между нашими странами существовали, продолжали существовать в будущем. Я хочу сказать, на уровне людей, проживающих в России, нет никакого предубеждения к нашим братьям украинцам, и мы искренне сопереживаем тем процессам, которые там происходят.

Поэтому Российская Федерация готова и участвовать, и способствовать реализации Минских соглашений. И мы с вами говорили до того, как эти Минские соглашения были заключены. Если бы было решение Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, а Россия, как постоянный член Совета Безопасности, это поддержала, то, конечно, мы бы не отказались от участия в этой миротворческой операции.

Но сегодня, когда акцент урегулирования обстановки в Восточной Украине и в целом в этом государстве начинает смещаться — то давайте миротворческие силы введем, то давайте еще какие‑то процессы инициируем… Как наш коллега задавал вопрос, какова «дорожная карта»? Здесь есть «дорожная карта», которую и Германия, и Франция, и Европейский союз поддержали. Поэтому давайте сначала Украина начнет выполнять эту «дорожную карту», и тогда мы уже будем смотреть, если этих мер будет недостаточно, какие меры еще необходимо принять.

Понимаете, сам принцип миротворцев подразумевает разведение воюющих сторон. Минские соглашения, которые и Порошенко, и представители Луганска и Донецка подписали, предполагают мирное решение вопроса. И то, что наблюдатели ОБСЕ там есть, для того чтобы следить за мирным разрешением этого вопроса — мне кажется, в сегодняшних условиях этого достаточно.

Но я говорю, что Россия готова к любому диалогу, и мы от него не отказываемся. Но заниматься вопросами, которые не решены, и перескакивать на другие — мне кажется, это было бы неправильно. Сейчас введем миротворцев, потом скажут: миротворцы не подходят.

Есть план, «дорожная карта», которую такие уважаемые государства поддерживают. И я думаю, что надо требовать не с России, которая, я повторюсь, не участница конфликта, ни один из пунктов этого Минского соглашения к нам не относится, но мы активно способствуем и если потребуется будем оказывать свое воздействие на Луганск и Донецк для того чтобы Минск продвигался вперед. Поэтому вашу страну, Францию, Европейский союз в целом хотелось бы призвать к тому, чтобы и с Порошенко тоже спрашивали, чтобы он начал выполнять, начиная с изменений в Конституции, особый статус, выборы и т. д. Я думаю, что все пункты мы за эти годы изучили наизусть. Жалко, что они не претворяются в жизнь.

Я спросил своих коллег: «Не дополняете?» Они говорят: «Как начнешь фальшивить, мы тебе сразу поможем».

Пожалуйста, следующий вопрос.

ВОПРОС:

Следующий вопрос из списка. Существуют ли различия в понимании наиболее важных задач или приоритетов для Российской Федерации и российских Вооруженных Сил между Госдумой и Советом Федерации и как осуществляется взаимодействие при возникновении таких различий?

В.А. Озеров

В целом я уже на этот вопрос ответил. Могу сказать, что и на личностном уровне между Владимиром Шамановым, который возглавляет Комитет, и мной, мы давно с ним являемся близкими друзьями, это, наверное, способствует нашей совместной работе. Франц Клинцевич постоянно бывает на заседаниях комитетов Государственной Думы, они здесь у нас присутствуют. Поэтому тут есть полное взаимопонимание, взаимоподдержка. И несмотря на то, что в отличие от Совета Федерации в Государственной Думе присутствуют политические партии, как вы знаете, в Комитете по обороне у них есть общее единство, то, что касается безопасности и обороны нашей страны. Поэтому у нас разногласий с ними, слава богу, нет.

Пожалуйста.

ВОПРОС:

Военный атташе Японии.

Господин Озеров, Вы несколько раз говорили о нужде сохранить территориальную целостность и суверенитет Российской Федерации. Угрожает ли суверенитету и территориальной целостности на данном моменте кто‑то? Спасибо.

В.А. Озеров

Вы знаете, основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации изложены в стратегии и военной доктрине нашего государства. И среди таких угроз, как терроризм, организованная преступность, незаконная миграция, распространение оружия массового уничтожения и прежде всего ядерного оружия, одной из причин названо и приближение инфраструктуры НАТО к нашим границам.

Вы знаете, само НАТО не рассматривается Россией как угроза нашей безопасности и территориальной целостности, но мы привыкли, что если мы когда‑то о чем‑то договариваемся, то это должно быть реализовано, а если что‑то делается, то объясняется, для чего и почему это происходит.

Вы знаете, тут мне недавно задавали вопрос: «Вот Вы решили до полного штата развернуть свою дивизию на Курилах. А как же Вы говорите, вот Эстония, Латвия, Литва, страны Восточной Европы. Когда они начинают размещать на своей территории вооруженные силы иностранных государств, вы сразу начинаете говорить, что это приближение инфраструктуры НАТО».

Отвечая на этот вопрос, я говорю, что если бы Прибалтийские государства увеличили финансирование, увеличили количество вооруженных сил, приобретали вооружение и военную технику, но не приглашали к себе представителей государств – военнослужащих НАТО, то это было бы делом этой страны.

Поэтому когда говорят политики о российской угрозе для Прибалтийских государств — это дело политиков. Мы с вами люди военные, и вы же понимаете, о какой может быть российской угрозе речь, и сколько военнослужащих НАТО вы должны разместить с целью отражения этой угрозы? Ведь это смешно. Просто это вызов для нашего государства — размещение этих батальонов.

А вот наличие и желание Соединенных Штатов Америки построить третий и четвертый оппозиционный район в Европе (раньше это прикрывалось вывеской иранской ядерной угрозы, а теперь вроде с Ираном достигнуты соглашения) для нас становится непонятным, против кого тогда нацелены эти противоракеты.

И, знаете, ответы, которые всегда звучат, что есть пятая статья Вашингтонского договора… Ну, она понятна, когда есть реальная угроза.

Поэтому со стороны России угрозы Прибалтийским государствам не было, нет и, я уверен, не будет. Мы хотим мирно с вами существовать, выстраивать экономические связи, те, которые разрушены после распада Советского Союза.

Более того, для снятия недопонимания в этих сферах мы же с вами в свое время специально создали Совет Россия — НАТО.

Из чего исходила Российская Федерация, подписывая это соглашение? Мы считали, что мы вместе с государствами НАТО будем оценивать угрозы нашей национальной безопасности, вместе вырабатывать меры, как их минимизировать или устранить, совместно будем действовать для этого, совместно будем нести ответственность. 10 лет существует Совет Россия — НАТО. И ни одного вопроса, которые я перечислил, к сожалению, мы не решили в рамках этого Совета.

Еще раз хочу акцентировать внимание, что приближение инфраструктуры НАТО к российским границам — это всего лишь одна из угроз. Основные угрозы я вам перечислил: терроризм, оружие массового уничтожения, незаконная миграция, организованная преступность. И далее по тексту.

Пожалуйста.

ВОПРОС:

Считает ли Комитет по обороне и безопасности, что средства… Этот вопрос уже был, по сути. Извините.

Вооруженные Силы Российской Федерации планируется довести до численности личного состава в 1 млн. 13 тыс. 628 военнослужащих. Планируется ли, что остальные примерно 890 тыс. военнослужащих (общая численность состава с 1 июля 2017 года утверждена как 1 млн. 903 тыс. 51 человек) будут исключительно гражданскими? Если нет, о служащих какого рода идет речь? Вопрос от Германии.

В.А. Озеров

Я уже сказал о плане строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и о численности в 1 миллион человек, поэтому мне хочется здесь успокоить наших германских коллег и всех остальных, что установленная общая численность, конечно, все, что более 1 миллиона — это гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пожалуйста, еще вопросы.

ВОПРОС:

Поскольку я офицер военно-морского флота, я задам соответствующий вопрос. За последние несколько лет мы наблюдали впечатляющие усилия Российской Федерации по модернизации флота подводных лодок. Но что касается других судов, особенно малых, мы видим, что разработаны некоторые другие модели, но если говорить о более крупных судах, допустим, авианосцах, можно сказать, что флот стареет, устаревает. Видите ли Вы какие‑то финансовые возможности модернизации и замены устаревших судов в ближайшее время?

В.А. Озеров

Спасибо, что вы очень наблюдательны в отношении технического состояния наших судов Военно-Морского Флота. Мы тоже это видим.

Более того, у нас разработана стратегия развития Военно-Морского Флота Российской Федерации до 2030 года. В соответствии с ней достаточно четко выстроена линейка строительства новых и модернизации существующих военных кораблей. Из открытой печати, я думаю, вы достаточно много видите того, что мы сдаем, или как по‑вашему, по военно-морскому, спускаем на воду. Я, как представитель Хабаровского края, где есть два судостроительных завода, могу сказать, что эти заводы загружены, они работают точно так же как и другие заводы по производству военных судов. Я думаю, что тот план, который сверстан, он будет реализован.

Я думаю, что сейчас крайний вопрос зачитают, и если будет крайний вопрос в аудитории, мы его тоже рассмотрим и будем подводить итог.

Пожалуйста.

ВОПРОС:

Имеют ли военнослужащие по контракту право на жилье, предоставляемое или финансируемое Вооруженными Силами? Если да, то какова должна быть минимальная выслуга по контракту, чтобы воспользоваться этой привилегией? Вопрос из Германии.

В.А. Озеров

Да, я во вступительном слове говорил о том, что центральной фигурой Вооруженных Сил Российской Федерации был и остается человек, поэтому реализация норм закона о статусе военнослужащих — это в том числе одно из главных направлений нашего комитета.

И сегодня, если применительно к Министерству обороны, то мы можем назвать вам четыре формы реализации этого права на жилье. Это предоставление построенного жилья, то есть квартир. Это два года назад начата реализация, и достаточно востребована сегодня в Вооруженных Силах новая форма — выдача субсидий для строительства или приобретения жилья. Это для тех, кто заключил контракты после 2005 года, – накопительно-ипотечная система. А также есть такая форма предоставления жилья, как государственные жилищные сертификаты.

И хочу вам сказать, что за последние три года жилищная проблема, как она досталась новому Министру обороны, решена полностью. Более того, используя опыт, в том числе Германии, мы теперь во время прохождения службы или предоставляем служебное жилье, а там, где невозможно, выплачиваем компенсации за поднаем жилья для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. А закон предполагает, что для получения жилья необходима выслуга, как правило, 20 лет. Но будет достаточно и 10 лет, если человек уволен по организационно-штатным мероприятиям, по состоянию здоровья или достиг предельного возраста нахождения на военной службе в том или ином воинском звании.

И еще хочу отметить один момент. Президентом поставлена задача о наполнении социального пакета для тех, кто проходит службу по призыву. И буквально два года назад был принят закон, что теперь если без уважительных причин гражданин Российской Федерации не проходил военную службу, то он не может быть принят на муниципальную или государственную службу. Те, кто проходил военную службу по призыву, имеют преимущественное право при поступлении в высшие учебные заведения и ряд других преимуществ.

Ну что, уважаемые коллеги, я хочу вас проинформировать, что сегодня на брифинге присутствовало 102 человека из 61 государства. Я хочу поблагодарить вас еще раз за то, что вы откликнулись на наше приглашение. Хочу вас заверить, что мы готовы и это делаем, постоянно сотрудничаем с представителями Посольств, включая военных атташе, не только в ходе ежегодных брифингов. Поэтому если у вас возникают вопросы, наш Комитет всегда готов к встрече с вами и продолжению того диалога, который сегодня состоялся.

А в память о нашей встрече я хотел бы вручить вашему Дуайену памятный сувенир Совета Федерации, чтобы это оставалось у вас на память о нашей встрече и о готовности, что в этом доме вас всегда готовы встречать и вести диалоги. (Аплодисменты.)

(Говорит с акцентом.) Многоуважаемый господин председатель Комитета, дорогие члены Комитета, дорогие друзья! В первую очередь позвольте мне выразить наши глубокие соболезнования по поводу трагедии в Санкт-Петербурге. Наши мысли рядом с пострадавшими и их близкими.

Я благодарю Вас и членов вашего Комитета от имени присутствующих военных атташе за брифинг и за возможность получить ответы на наши вопросы. Законы создают фундамент, на котором базируются Вооруженные Силы, и поэтому для нас всех имеет большое значение, что вы познакомили нас с процессом и с действующими законодательными проектами, представили нам дальнейшее развитие. От имени всех я лично поблагодарю Вас за Ваше выступление и хочу передать Вам маленький сувенир от военно-дипломатического корпуса. (Аплодисменты.)

В.А. Озеров

Большое спасибо. У меня уже, наверное, в Комитете целый сервиз. (Оживление в зале.) Я здесь похвастаюсь вам: недавно было юбилейное, четырехсотое заседание Совета Федерации, и Валентина Ивановна Матвиенко сказала, что в зале есть один человек, который был членом Совета Федерации все 400 заседаний. Так это я.

Поэтому мне хочется поблагодарить нашу уважаемую переводчицу за то, что она дала возможность нам найти общий язык там, где мы не имели возможности друг друга понять. Но я думаю, мы, военные, лучше политиков понимаем, что самое главное — это садиться за стол переговоров и договариваться, чтобы наши силы были задействованы в крайних случаях, а лучше бы никогда.

Поэтому я от имени своих коллег искренне хочу вам пожелать успешной работы в нашей стране, в Москве, чтобы вы тоже внесли достойный вклад в дело взаимопонимания между нашими государствами и чтобы мы действительно олицетворяли собой надежду на мир, на светлое будущее, на счастье и здоровье наших родных и близких людей, проживающих в наших государствах.

И в заключение одно объявление. Есть предложение спуститься на первый этаж и сделать общую фотографию. Я беру на себя обязательство, что фотографию вы получите. (Аплодисменты.)