Другие мероприятия

Совещание на тему «О совершенствовании организации пограничного и таможенного контроля в порту Сабетта»

Стенограмма

В.Н. Бондарев

Уважаемые коллеги и приглашенные, здравствуйте! Сегодня Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности проводит совещание на тему «О совершенствовании организации пограничного и таможенного контроля в порту Сабетта».

Важность обсуждаемого вопроса ни у кого не вызывает сомнения, так как правильная организация пограничного и таможенного контроля непосредственно влияет на своевременное исполнение договорных обязательств и эффективность экономической деятельности.

Сегодня в России сформирована законодательная база, позволяющая органам пограничного и таможенного контроля осуществлять эффективную деятельность по обеспечению закона о перемещении товаров через Государственную границу Российской Федерации в установленном порядке и в установленные сроки.

Более подробно о ситуации, послужившей поводом для проведения данного совещания, нам сегодня доложат наши коллеги из «НОВАТЭК», из Пограничной службы ФСБ России, Федеральной таможенной службы.

В ходе нашего визита в порт Сабетта выяснилось, что имеется ряд вопросов, требующих нашего внимания и совместного обсуждения. В ходе сегодняшнего совещания предлагается проанализировать состояние правового регулирования в обозначенной сфере применительно к теме совещания. Второе – выявить имеющиеся проблемы, пробелы в законодательном, организационном обеспечении по предмету совещания. Также определить возможные меры по законодательному регулированию разрешения возникших проблем.

В работе сегодняшнего совещания принимают участие члены Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Они известны, я их представлять не буду.

От ПАО «НОВАТЭК» Гудков Эдуард Сергеевич, заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК». Спасибо.

Колесников Игорь Александрович, генеральный директор «Ямал СПГ».

От Пограничной службы ФСБ России.

Паштанов Михаил Анатольевич, начальник отдела департамента пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России.

Сидоров Валерий Валентинович, сотрудник департамента пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России.

От Федеральной таможенной службы России.

Омельянов Сергей Алексеевич, первый заместитель начальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля. Спасибо.

Родиков Максим Алексеевич, заместитель начальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля. Не присутствует?

Саранцев Петр Владиславович, главный государственный таможенный инспектор отдела организации государственного контроля в пунктах пропуска и реализации пограничной политики главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля.

Коллеги, всем будет предоставлена возможность выступить. Вместе с тем я прошу соблюдать регламент. Говорить кратко и по существу.

Предлагаю следующий порядок работы: выступления – до 5 минут, обсуждения – до 3 минут. Прошу контролировать время.

Предлагаю вопросы, замечания и предложения озвучить после выступлений всех участников совещания.

Слово предоставляется Гудкову Эдуарду Сергеевичу. Пожалуйста, Эдуард Сергеевич.

Э.С. ГУДКОВ

Спасибо большое, Виктор Николаевич.

Уважаемые коллеги! Прежде всего, хотели бы поблагодарить за внимание к проблемам компании «НОВАТЭК» и тем проектам, которые реализует наша компания, в том числе это проект «Ямал СПГ». И прошедшее выездное заседание Совета палаты подтверждает самое внимательное отношение государства к тому, что мы делаем.

Хотелось бы внести определенную ясность относительно самой главной темы нашей сегодняшней встречи – возможности оптимизации процедур таможенного и пограничного контроля.

Дело в том, что у нас была довольно‑таки большая делегация, в том числе присутствовали представители федеральных органов исполнительной власти, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Козлов Александр Александрович. Ситуация сложилась из‑за того, что при объезде территории (Козлов с делегацией прибыли раньше), когда наши люди рассказывали и показывали порт Сабетта, и министр живо интересовался всей ситуацией, связанной с прохождением всех процедур, тем, как происходит загрузка судна и так далее, был назван срок 8 часов на все процедуры по оформлению прихода и отхода судна. Но он не задавал уточняющих вопросов, соответственно, мы не обратили на это внимание, что речь идет о заходе судна в порт, когда на борт корабля поднимается лоцман, до отхода судна из порта уже погруженного судна.

На самом деле мы с таможенной и пограничной службами за полтора года работы в Сабетте проделали большую работу и максимально оптимизировали процедуры. Собственно, у нас никаких вопросов и проблем по взаимодействию именно с таможенной и пограничной службами нет.

И этот срок (шесть–восемь часов), о котором говорилось, во многом обусловлен объективными грузовыми операциями, объективными факторами, которые не связаны с работой данных контролирующих органов. Разумеется, мы, как грузоотправитель…

В.Н. Бондарев

Эдуард Сергеевич, Вы смелый парень, вообще‑то, я хочу сказать. Но если Леонид Викторович Михельсон сказал во всеуслышание на этом совещании, на котором я присутствовал, о том, что таможня проверяет восемь часов, а вы говорите, что у вас все отлично, так, может, ему сейчас позвонить, пускай он определится все‑таки, хорошо у вас там или не совсем хорошо.

Э.С. ГУДКОВ

Виктор Николаевич, я тоже присутствовал на этом совещании. Слов «восемь часов» не звучало, собственно говоря, от Леонида Викторовича.

В.Н. Бондарев

От Валентины Ивановны прозвучало.

Э.С. ГУДКОВ

Да. Но Леонид Викторович с Валентиной Ивановной уже переговорил по этому поводу и дал, в общем‑то, разъяснения по этому поводу, относительного этого пункта.

В.Н. Бондарев

То есть мы зря здесь собрались сегодня?

Э.С. ГУДКОВ

Пользуясь случаем, хотели бы, во‑первых, поблагодарить наших коллег из таможенной пограничной службы…(Оживление в зале.

В.Н. Бондарев

Спасибо.

Э.С. ГУДКОВ

И мы, конечно же, заинтересованы в том, чтобы, несмотря на то что работа происходит успешно, в общем‑то, сотрудничество развивалось, и сроки оформления сокращались.

И, наверное, пользуясь этим случаем, хотелось бы, может быть, найти какие‑то еще дополнительные источники для оптимизации. Мы в кулуарах сейчас поговорили и с представителями таможенной службы, поняли, что мы можем вместе сделать для того, чтобы сократить еще процедуру таможенного оформления грузов, соответственно, перевести все на электронный документооборот. Но в целом мы довольны сотрудничеством, которое сейчас происходит по линии таможенного и пограничного контроля. Может быть, просто коллеги еще отметят, какие‑то есть административные и прочие барьеры, которые мешают ускорить эту работу. Мы готовы, со своей стороны, оказывать всяческое содействие для того, чтобы совершенствовать все эти процедуры.

В.Н. Бондарев

Эдуард Сергеевич, спасибо за выступление. Но Вы понимаете, если Вы можете говорить там одно, а здесь другое… я так, конечно не могу. Мне задача поставлена, и слова прозвучали «восемь часов». И с Леонидом Викторовичем я, конечно, созвонюсь еще сегодня, уточню, на самом деле это так или не так. И он, когда Валентина Ивановна называла эту цифру, сидел и утвердительно кивал головой. Это не просто так. И я его понимаю прекрасно, я не понимаю, что восемь часов можно проверять в залитой цистерне. Пускай мне сейчас объяснит таможенная служба. Что можно проверять восемь часов? Я все в этой жизни понимаю. Зашло судно в порт Сочи или еще какой‑то, Краснодар, Новороссийск. Да, там можно вывезти и ввезти все, что угодно. Чтобы попасть в Сабетту, есть два пути: это авиационный путь, аэродром, и второй – морской путь. Оба проверяются. Наркотики там не растут, боеприпасы туда не внесешь, потому что система охраны серьезная, отработанная. Что можно проверять восемь часов? Объясните мне, товарищи таможенники.

__________

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы восемь часов ничего не проверяем. Я здесь поддержу Эдуарда Сергеевича, что действительно у нас процесс сейчас выстроен оптимальным образом. По нашим данным, в 2018–2019 годах среднее время оформления морских судов на отход составляет 47 минут.

В.Н. Бондарев

Протокол ведется?

С МЕСТА

Да.

В.Н. Бондарев

Отлично.

__________ (тот же)

При этом оформлено порядка 286 судовых дел в 2018 году и 174 судовых дела в 2019 году. Соответственно, все мероприятия оптимизированы. Вообще, Федеральная таможенная служба ведет комплексную работу по совершенствованию администрирования товаров, которые перемещаются морским транспортом. Эта работа ведется в рамках «дорожной карты», которая была в свое время принята о совершенствовании таможенного администрирования. Мы провели, не побоюсь этого слова, огромную работу по оптимизации своих процедур, по взаимодействию с другими контролирующими органами, потому что, как вам известно, кроме таможни в порту еще контроль осуществляет и Россельхознадзор, и Роспотребнадзор, и пограничная служба, и портовые власти. Вот отсюда, возможно, складываются какие‑то эти восемь часов и так далее, плюс технологический процесс, который в этом случае имеет свои особенности. Это и продувка, наверное, танкеров и так далее, заправка длительная.

В.Н. Бондарев

Это не ваша обязанность.

__________ (тот же)

Безусловно. Я об этом и хочу сказать.

В.Н. Бондарев

Ваша обязанность подготовить «рыбу», как мы это называем, документы, в которые надо вписать цифры и расписаться о законности вывоза продукции из порта.

__________ (тот же)

Да, еще взять пошлины, проверить безопасность, проверить…

В.Н. Бондарев

Это всё отработанные документы. Какие тут могут быть…

__________ (тот же)

Безусловно, все процессы оптимизированы, все процессы переведены в электронный вид. По инициативе Федеральной таможенной службы мы уже внедряем и успешно внедрили программное средство портал «Морской порт», в котором работают и другие государственные контрольные органы. Это фактически «единое» окно, куда подаются документы судовладельцами, владельцем груза, и они сразу становятся доступны всем контрольным органам. И проводится работа уже параллельно по контролю.

Мы на судах ходим, в частности, по порту Сабетта менее чем один раз из десяти пароходов по той статистике, которая у меня есть. Поэтому все наши операции оптимизированы, переведены в электронный вид. Единственное, наверное, мы все‑таки не зря собрались, потому что мы общались с коллегами в кулуарах, с учетом того, что там крайне тяжелые условия и инфраструктурные, климатические, есть проблемы объективного характера. Например, низкая пропускная способность каналов связи, что влияет… Если над этим вопросом поработать, мы сможем вообще отказаться от бумаги. Мы сейчас это готовы сделать, но коллеги, к сожалению, не всегда вовремя могут подгрузить необходимые документы в электронном виде, так как пропускная способность там низкая и иной раз возникают сбои…

 

В.Н. Бондарев

Подтверждаю, да.

__________ (тот же)

Поэтому все, что необходимо, делается.

Что касается нормативной и законодательной базы, как вы знаете, был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, был принят и вступил в силу в середине прошлого года закон о таможенном регулировании. Сейчас активно ведется работа по разработке и изданию нормативных актов в сфере таможенного регулирования. Поэтому я считаю, что на сегодняшний день с точки зрения законодательства у нас все прописано, все довольно понятно. Нормативная база формируется и с учетом пожеланий бизнеса, потому что, вы знаете, существует процедура оценки регулирующего воздействия, когда все лица, которые заинтересованы в процессе, могут давать свои замечания, предложения. Мы их учитываем, рассматриваем.

Мне кажется, то, что коллеги сказали, это лишний раз подтверждает ту работу, о которой я сказал.

В.Н. Бондарев

Хорошо. Спасибо.

Давайте послушаем пограничников. Может, вы, ребята, гоняете по судам матросов и ищите у них паспорта?

__________

Спасибо, Виктор Николаевич.

На самом деле это тот удивительный случай, когда действительно хочется присоединиться к словам коллег. По нашей статистике, мы также можем подтвердить, что время пограничного контроля в данном процессе не превышает 40 минут.

Что касается…

В.Н. Бондарев

А по нормам сколько вообще вам положено?

__________ (тот же)

До двух часов.

В.Н. Бондарев

А Вам?

__________

У нас технологическая схема утверждена работы в пунктах пропуска. В зависимости от тоннажа, я сейчас не помню, но мы не приближаемся к этому времени даже близко. У нас общее время на самом деле. Это общий технологический процесс по утвержденной схеме, которая действует в пункте пропуска для всех государственных контрольных органов.

__________ (тот же)

Если позволите, дальше.

Все процессы оптимизированы. С точки зрения заявочной работы – предварительно она ведется. Мы имеем информацию о заблаговременном прибытии судна за сутки. То, что касается экипажа – за два часа до запланированного убытия.

И фактически то, что сейчас существует норматив закрепления, мы имеем возможность осуществлять пограничный контроль в период загрузки судна в том числе. Сейчас мы только приступили к этому процессу. Это еще больше позволит не то, что ускорить, а оптимизировать время и сократить гораздо больше, чем 40 минут.

Поэтому никаких изменений с точки зрения нормативной базы в нашей части не требуется, сил и средств у нас достаточно. Взаимодействие с коллегами и с собственником выстроено довольно оптимально.

В.Н. Бондарев

Хорошо.

У меня еще один вопрос к таможне, и к границе. Вы судна проверяете один или два раза?

__________ (тот же)

Один.

В.Н. Бондарев

На входе или на выходе?

__________ (тот же)

На уходе.

В.Н. Бондарев

А на выходе?

__________ (тот же)

И на входе, и на уходе.

В.Н. Бондарев

Значит, два раза.

__________ (тот же)

Да, два раза. Сначала…

В.Н. Бондарев

Значит, уже не 47, а час или два часа. Или как?

__________ (тот же)

Нет, это разные процессы. На приход оформляется судно и на отход оформляется судно. Но, как я уже сказал, мы на суднах ходим меньше, чем один раз в десять раз. То есть 7 процентов пароходов практически…

В.Н. Бондарев

Но цифры звучали следующие. 16 часов судно заправляется и 8 часов оформляется. То есть я могу смело доложить, допустим, Валентине Ивановне в понедельник: «Это все неправда, уважаемая Валентина Ивановна, оформление судна идет 1 час, не более. 47 минут таможня просит, 40 минут просит граница. И через один час судно может рубить швартовые и шканцы кидать». (Оживление в зале.)

Давайте мы тогда послушаем генерального директора «Ямал СПГ».

И.А. КОЛЕСНИКОВ

Мы действительно подтверждаем, что…

В.Н. Бондарев

Колесников Игорь Александрович.

И.А. КОЛЕСНИКОВ

Уважаемые коллеги…

В.Н. Бондарев

Ты подтверждаешь (сразу говори) или нет?

И.А. КОЛЕСНИКОВ

Да, я подтверждаю.

В.Н. Бондарев

47 минут?

И.А. КОЛЕСНИКОВ

Да, подтверждаю.

С МЕСТА

Вас обманули. (Оживление в зале.)

В.Н. Бондарев

Вы будете первыми расстреляны, наверное.

Эдуард Сергеевич.

Э.С. ГУДКОВ

Виктор Николаевич, стреляйте в меня, потому что я министра сопровождал и, наверное, дело во мне, потому что…

В.Н. Бондарев

Ребята, вы же так объясняли министру. Ну, министр сам не придумает. Министр не будет об этом говорить Валентине Ивановне.

Э.С. ГУДКОВ

Совершенно верно. Действительно, речь шла о восьми часах, но это с момента прихода судна, подхода его к порту. И речь шла об оформлении вообще захода судна в порт, о таможенных процедурах.

В.Н. Бондарев

У кого он должен оформить вход в порт?

Э.С. ГУДКОВ

На судно прибывает лоцман. Мы подчиняемся в порту Росморречфлоту, который обеспечивает безопасность и так далее. Но на самом деле эти сроки – 6–8 часов в принципе объективны с учетом технологических операций и так далее.

В.Н. Бондарев

Тогда надо было его сюда вызвать.

А кто руководитель порта Сабетта?

__________

Если позволите, я добавлю.

В.Н. Бондарев

Как его фамилия? Запишите, мы с ним тоже переговорим по телефону.

__________ (тот же)

Восемь часов… если честно, у нас и с лоцманом нет проблем. Коллеги, достаточно оперативно…

В.Н. Бондарев

Ёлки-палки, оказывается…

Уважаемые товарищи, давайте мы на этом наше совещание закончим, потому что и так все хорошо. Проект решения есть. Согласны с решением, которое мы записали тут?

С МЕСТА

Согласны.

Э.С. ГУДКОВ

Разрешите? Надо посмотреть, исходя из первоначального…

В.Н. Бондарев

Хорошо.

Уважаемые сенаторы, давайте за основу примем решение, а дальше доработаем с теми замечаниями, которые нам предложат. Кто за данное предложение, прошу голосовать. Против? Воздержалось?

Итак, проект решения принимается за основу. Если у кого‑то есть какие‑то дополнения, изменения, пожалуйста, в секретариат. И попрошу еще мне написать фамилию руководителя этого порта Сабетта и все его координаты (телефон и так далее, семейное положение, потому что тут вопрос так не закончится).

И лоцмана. У вас один лоцман или два? (Оживление в зале.)

Ко мне вопросы есть?

Спасибо.

 

 

__________________